Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное состояние содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности




СОГЛАСОВАНО

 

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Министерства образования и науки Российской Федерации

       

__________________ И.А. Михеев

 

«___» ____________ 2017 г.

Научно-обоснованная концепция опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности

 

Москва, 2017



Введение

 

Настоящая концепция предназначена для установления общих ориентиров для развития дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности.

Под направленностью (профилем) образования в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Федеральное законодательство не устанавливает требований к минимуму содержания, структуре, срокам и условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ. В то же время фиксируются ожидания и запросы граждан, государства, профессионального сообщества в очевидных ориентирах развитии сферы дополнительного образования детей и механизмов обновления его содержания, форм и технологий.

В настоящее время содержание дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности подлежит переосмыслению в контексте состоявшегося объединения эколого-биологической тематики с другими дисциплинами, относящимися к изучению живой и неживой природы и в связи с современными вызовами, связанными с развитием науки и техники.  

Такие условия фактически закрепляют сложившуюся практику многодисциплинарного, более того междисциплинарного, характера учебной и исследовательской деятельности учащихся и предоставляет дополнительные возможности осуществления самостоятельных проектов, выполняемых учащимися.

Направленность представляет собой подсистему в рамках единой системы дополнительного образования детей, выделяемую с учетом сферы деятельности, которой посвящено содержание дополнительных общеразвивающих программ.

Цели настоящей Концепции:

- Повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для детей

- Уточнение действующих механизмов, форм, категорий дополнительного образования детей по направленностям

- Содействие обновлению содержания дополнительного образования детей в соответствии интересами детей, потребностями семьи, общества и государства, с учетом развития науки и техники, культуры, экономики и социальной сферы, профессий и рынков труда, цифровой среды и технологий.

- Обеспечение инновационного, опережающего характера развития при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного (внешкольного) образования и успешных мировых практик для повышения эффективности управления и финансирования системы дополнительного образования детей

- обеспечение концептуальной основы при проектировании образовательного процесса в дополнительном образовании и разработке вариативных и разнообразных дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

 

Задачи Концепции:

- уточнение тематического содержания направленностей дополнительного образования в системе образования РФ;

- определение уровней образовательных программ направленности и их критериев;

- определение результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ по направленности;

- определение форм и механизмов оценки качества реализации дополнительных общеразвивающих программ направленности;

- определение методов и технологий, используемых при реализации образовательных программ направленности дополнительного образования детей;

- дифференциации уровней образовательных программ направленности;

- определение роли и места дополнительных общеразвивающих программ направленности в образовательной системе - преемственности и разграничения дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ дополнительного образования; образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых с программами общего и профессионального образования, дополнительного профессионального образования и программами профессионального обучения;

- определение ключевых направлений и механизмов обновления содержания и технологий направленности;

- определение идентичности специалистов в профильном профессиональном сообществе;

- содействие формированию системы непрерывного образования посредством уточнения возможностей и содержания такого вида образования как дополнительное образование детей.

 

Анализ ожиданий и потребностей населения в сфере дополнительного образования детей, интересы и мотивы детей и подростков, требующих учета при проектировании содержания и технологий дополнительного образования детей

Исследования показывают рост заинтересованности семей в дополнительном образовании, их стремление включаться в занятия с раннего возраста и по разным направлениям одновременно.

Они также свидетельствуют, что при достаточно высоком уровне удовлетворённости населения качеством и доступностью программ дополнительного образования, предложение программ дополнительного образования не в полной мере соответствует запросам граждан, а динамика обновления содержания отстает от динамики потребностей населения. Прежде всего, это проявляется в государственном секторе дополнительного образования. Аргументом в пользу такого вывода является наблюдаемый последние годы рост предложения со стороны негосударственного сектора. Именно здесь в ответ на изменившиеся потребности населения и детей были предложены программы в области робототехники, программирования, дизайна, профориентационные программы нового поколения города профессий), практики формата edutainment (интеракториумы, научные шоу, квесты и др.). Негосударственный сектор, действующий в рыночной модели, выстроил то, что традиционно не хватало государственному – систему изучения спроса и обратной связи с потребителями (маркетинга услуг).

Задача опережающего обновления содержания дополнительного образования детей предполагает выстраивание полноценной системы анализа интересов детей и запросов семей, оценки текущей удовлетворенности, прогнозирования их изменений в среднесрочной перспективе. При этом необходимо обеспечивать дифференциацию запроса разных категорий детей и семей в зависимости от демографических и социально-экономических характеристик.

Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования ожиданиям и потребностям населения должно рассматриваться не только применительно к тематике программ, но также к их уровневой организации, форматам, используемым принципам взаимодействия с участниками (интерактивность, групповые формы работы и др.). Необходимо также обеспечивать возрастосообразность предлагаемых программ дополнительного образования, учет в содержании образования особенностей современной подростковой субкультуры.

Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования ожиданиям и потребностям населения будет способствовать повышению мотивации к участию в программах дополнительного образования детей, росту удовлетворенности качеством получаемого образования. Решение рассматриваемой задачи станет важным шагом в преодолении проблемы неравенства за счет обеспечения доступа каждого ребенка (независимо от материального положения семьи) к современным знаниям и технологиям.

Достаточно конкретной составляющей данной задачи является форсированное развитие естественнонаучной направленности (разработка программ, учебно-методического обеспечения и др.). 

Именно в этой части обнаруживает себя интеграция интересов части семей (стремящихся к вовлечению детей в наиболее современные программы, обеспечивающие успешность на перспективных рынках труда) и государства (рассматривающего данные сектора экономики как основу благосостояния).

 

Современное состояние содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности

Работа по естественнонаучному дополнительному образованию детей на государственном уровне поддерживается с 1918 года, с момента создания в Москве станции юных натуралистов, где развивались самые разные направления образовательной работы в области естественных наук и их прикладных направлений. Впоследствии движение юных натуралистов распространилось по всей стране. С 1992 года внешкольная работа оформилась в систему дополнительного образования детей, в котором был выделен ряд направленностей, включая эколого-биологическую (ранее – «юннатская работа») и естественнонаучную.

Однако не было четкого разграничения содержания этих двух направленностей, и в этих условиях к естественнонаучной направленности многие дополнительные образовательные программы часто относили неправомерно, а развитие этой направленности отставало от эколого-биологической. Естественнонаучная направленность была довольно узко тематически представлена (относительно малочисленные объединения по химии и физике), не имела в масштабах страны такой инфраструктуры и не обладала такими богатыми традициями, которые всегда были свойственны дополнительному эколого-биологическому образованию детей, юннатскому движению.

Как правило, к программам естественнонаучного дополнительного образования ранее, до 2013 года, относили программы, дополняющие по содержанию программы общего образования: физике, химии, географии и математике («занимательная наука за страницами учебника»). Данная ситуация «провоцировала» вынесения внепрограммного школьного учебного материала в сферу дополнительного образования, особенно часто на базе общеобразовательных организаций. Такая тенденция препятствовала созданию единой методологии дополнительного естественнонаучного образования.

С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» реализуется единая естественнонаучная направленность.

Основания дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности составляют:

I. Общие документы, регламентирующие дополнительное образование детей:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 295;

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;

Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов (утверждена 3 апреля 2012 года Президентом России);

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (принята постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – М., 2015.

II. Документы, относящиеся к естественнонаучному образованию и экологическому воспитанию детей и молодежи:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды», Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования;

План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 2423-р;

План мероприятий направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. №366-р;

Экологическая доктрина Российской Федерации (принята распоряжением Правительства РФ 31 августа 2002 г. № 1225-р);

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля1996 г. № 440).

В число приоритетов государственной политики в области естественнонаучного дополнительного образования детей входит:

- увеличение числа детей, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности;

- ориентация учащихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны;

- поддержка талантливой молодежи – будущих профессиональных кадров страны; 

- социализация учащихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром;

- интеграция исследовательской и практической деятельности учащихся в области естественных наук, сельского и лесного хозяйства, охраны природы и природопользования с деятельностью заинтересованных государственных служб в целях обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны;

- формирование патриотического отношения у учащихся к своей стране и к своей малой родине;

- формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения.

К современным тенденциям развития естественнонаучного образования относятся: интенсификация, экологизация, гуманизация, информатизация, интеграция.

Под интенсификацией понимается “усиление, увеличение напряжённости, производительности, действенности”. Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат».

Экологизация системы образования (Н. М. Мамедов) - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания, так как финальная цель данного направления проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, что поможет спасти человечество от экологической катастрофы.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Представления о гуманизации в современной теории образования разрабатывались В. В. Краевским, В. В. Давыдовым, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сластениным. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом.

Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества.

Современное образование все больше использует возможности информационных технологий и предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению. Педагог и учебник перестают быть эксклюзивными источниками информации, колоссальными темпами развиваются различные формы открытого сетевого образования. На первый план выходят «знания о знании», умение правильно сформулировать поисковый запрос, отобрать нужную информацию, проанализировать её, включить её в свою систему знаний. Существенным образом меняется в связи с этим функционал учителя (переход от «учу предмету» к «учу ребенка») и деятельность обучающихся (переход от «меня учат» к «я учусь»).

Важно понимать, что информатизация естественнонаучного образования обеспечивает достижение двух целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования цифровых технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

В образовании путь интеграции рассматривается как один из самых перспективных, предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Главное в современном знании - его инструментальный характер: ученик, полноценно овладевший естественнонаучным знанием, одновременно овладевает умением его применять, поскольку оно неразрывно связано с действием. Современный деятельностный подход не допускает противопоставления знания и умения (как это имело место в отходящем в прошлое традиционном обучении): формула «знает, но не умеет применить» трансформируется в формулу «не умеет применить, следовательно, не знает» (В. В. Давыдов).

 



Функции программ естественнонаучной направленности в содержании дополнительного образования детей, критерии идентификации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности

В рамках данной концепции под образованием в области естественных наук понимается развитие у школьника не только системы знаний, умений, навыков, но и способов деятельности и способов действий, связанных с изучением природы во всех её проявлениях, и формирование целостной естественнонаучной картины мира. Такое образование базируется на результатах наблюдений, экспериментальных исследованиях, их интерпретации.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности направлено на  формирование у человека системы естественнонаучных понятий, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы и природопользования.

К функциям дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности относятся:

- формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;

- развитие воспитательного компонента образовательной деятельности, включая экологическое воспитание и трудовое воспитание;

- развитие умственных и коммуникативных способностей учащихся, поддержание их здоровья;

- освоение учащимися естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека.

                                  

 

Направления опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности

Разделение содержания программ по уровню сложности в настоящее время производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», предусматривающими три уровня сложности: стартовый, базовый и продвинутый.

Для стартового уровня характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению природы, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы с природными объектами, на формирование любви к природе. В то же время программа, будучи дополнительной, должна расширять и углублять знания, полученные в ходе освоения основных общеобразовательных программ детьми соответствующего возраста. И на самых первых этапах начинается работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями.

Углубленный уровень отличается тем, что расширяются и углубляются знания по выбранным учащимися естественнонаучным дисциплинам. Существенное внимание должно уделяться теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных исследований, относящихся к естественнонаучной тематике. Сформированный интерес к изучению состояния и сохранению окружающей среды воплощается в проектной (исследовательской и практической природоохранной) деятельности, в ходе которой осваиваются и применяются методики, адекватные поставленным проблемам. Результаты этой деятельности представляются на региональных мероприятиях, публикуются в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах.

Продвинутый уровень предполагает по итогам обучения наличие достаточно глубоких специализированных знаний, уверенного владения методами естественнонаучных исследований и практическими приемами прикладной деятельности, чтобы представлять свои достижения на мероприятиях федерального и международного статуса для детей и молодежи. Ведущее значение здесь приобретает ориентирование учащихся на спектр профессий, связанных с естественными науками и их разнообразными прикладными направлениями.

В отношении содержания образовательных программ должны соблюдаться принципы научности, наглядности, доступности. Отдельные части программы должны иметь связи между собой, что обеспечит целостную систему естественнонаучных знаний. В отношении построения программ важнейшим требованием является преобладание часов, отведенных практическим и экскурсионным занятиям, над теоретическими занятиями.

Выполнение многих научно-исследовательских проектов в системе дополнительного образования было бы невозможно не только без руководства, но без и материально-технической поддержки со стороны специалистов и научных работников соответствующих отраслей науки и производства.            

Настоятельная необходимость организации творческого сотрудничества с региональными научными и научно-производственными центрами диктуется двумя основными причинами.

Первое – это всеобъемлющий характер современных экологических, водохозяйственных и отраслевых проблем, требующий профессионального выбора наиболее актуальных тем.            

Второе – организационные и технические трудности (приборы и полевое оборудование) в проведении некоторых школьных натурных исследований самых различных экосистем, например таких, как морские акватории, Байкальская природная территория, арктические и дальневосточные наземные и водные экосистемы. Эти обстоятельства в равной степени относятся и к выполнению многих исследовательских и практических работ школьников в области лесного и сельского хозяйства, фитогенетики, геоботанических и почвенных исследований.

Таким образом, творческое взаимодействие региональных ученых и отраслевых специалистов с педагогами дополнительного образования позволяет обеспечить реализацию целевых и методических положений развития естественнонаучного образования: актуализация школьных учебно-исследовательских работ, доступность их выполнения и интерпретации получаемых результатов, обеспечение возможности профессиональной ориентации.

Среди образовательных результатов по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности можно выделить следующие группы:

1. Надпредметные результаты

- Самостоятельный поиск, системный анализ, обобщение и критическое осмысление естественнонаучной и иной информации.

- Обработка эмпирических данных, полученных в процессе учебного исследования. Статистическая обработка данных. Выделение наиболее значимых результатов. Верификация данных дополнительными исследовательскими средствами.

- Проведение учебного исследования, проекта (эксперимента): постановка цели и задач, определение гипотезы, проблемы, структурирование собственной деятельности, формулирование выводов и практических рекомендаций. Самостоятельное планирование научного эксперимента.

- Готовность к работе в команде, к восприятию выделенной социальной роли. Работа в команде, коммуникативность, готовность к компромиссу, принятию решения.

- Способность к формированию альтернативных подходов к решению проблемы, методологическая лабильность (открытость).

2. Личностные результаты

- Эмпатийность к восприятию природных объектов. Сформированность ценностных ориентаций в отношении к природе, природным объектам; основы экологической культуры.

- Выражение собственных мыслей, культура речи. Способность критически относиться к результатам деятельности.

Социальная пластичность, толерантность в отношении к результатам чужой деятельности. Адекватная само- и взаимооценка достижений.

- Способность к творческому осмыслению и к корректировке результатов деятельности.

- Самостоятельное осознание результатов поведения по отношению к природе, соотнесение деятельности и экологического императива. Прогнозирование способов аналогичного поведения в природе (в коллективе) в будущем.

3. Предметные результаты

- Предметное знание естественнонаучных понятий, терминов, законов, методов.

- Владение определенным объемом информации о задачах, методах естественнонаучной проектно-исследовательской деятельности, компонентов среды, технологий оценки качества среды, структуры и функции природных систем.

- Владение естественнонаучным лабораторным оборудованием, технологиями исследования природных явлений, процессов и объектов.

- Оценка состояния объектов окружающей среды.

- Прогнозирование ближайших вероятных последствий антропогенного влияния на среду.

- Использование количественных показателей оценки качества окружающей среды. Анализ экологической ситуации, выявление причин и экологических последствий.

- Представление и владение технологиями ресурсосбережения, оценка стратегии природопользования.

 

Представление механизмов реализации разработанной концепции опережающего обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности

Настоящая концепция может быть реализована как в области управления образованием, так и в области реализации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программ естественнонаучной направленности:

 1. Управления региональными системами образования:

- при разработке программ развития дополнительного образования в субъекте РФ;

- при разработке нормативных документов по вопросам персонифицированного финансирования;

- при разработке образовательной навигации в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;

- при формировании государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям;

- при реализации системы мониторинга и независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- при планировании профессионального развития кадров в сфере дополнительного образования.

2. Управления образовательными организациями:

- разработка программ развития образовательных организаций;

- планировании и проектировании образовательной деятельности;

- разработка дополнительных общеобразовательных программ;

- при разработке программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- при организации мониторинга и оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- при планировании закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- при разработке образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной подготовки)

 

Развитие системы дополнительного естественнонаучного образования детей является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы дополнительного образования в целом. Тенденции развития системы дополнительного естественнонаучного образования Российской Федерации формируют особые условия развития, которыми стали:

· расширение эколого-образовательного пространства и интеграция возможностей базового и дополнительного образования в области естественных наук;

· совершенствование системы непрерывного естественнонаучного образования, образования в течение всей жизни для развития и реализации потенциала человека, и усиление направлений межведомственного сетевого партнерства в этой области;

· оптимизация использования кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала на уровне межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, партнерства образовательных учреждений и сторонних организаций, реализующих услуги дополнительного образования;

· модернизация системы управления развитием системы дополнительного образования детей и реструктуризация сети учреждений дополнительного образования детей с целью повышения эффективности их деятельности, регулирования инвестиционных средств для разработки проектов модернизации материально-технической базы, необходимой для организации естественнонаучного образования на современном научно-техническом и культурном уровне.

В переходный период развития современной системы дополнительного образования в условиях еще не сформировавшихся рыночных механизмов российской экономики поиск новых источников финансирования спровоцировал не всегда оправданную диверсификацию производства образовательных услуг, нерациональное использование педагогических ресурсов, снижение объемов и качества дополнительных образовательных программ. Для преодоления указанных тенденций должна проводиться коренная трансформация принципов взаимодействия экономических субъектов в сфере дополнительного образования, социальных норм и традиций, сложившихся в иных социально-экономических условиях. Осуществляется постепенный пересмотр имеющихся принципов и методов управления, выстраивания системы управления дополнительным образованием с учетом перехода к управлению программами и проектами, а не учреждениями.

Формирующаяся структурно-функциональная модель дополнительного естественнонаучного образования должна определить основы:

- создания новых моделей образовательной практики в системе дополнительного образования для обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития естественнонаучного образования детей;

- модернизации управления развитием дополнительного образования;

- повышения эффективности и качества дополнительного естественнонаучного образования в образовательных учреждениях различного уровня;

- формирования эффективных механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия по реализации проектов естественнонаучного образования в интересах детей и молодежи;

- совершенствования ресурсного обеспечения системы дополнительного естественнонаучного образования детей;

- повышение инвестиционной привлекательности и совершенствование ресурсного обеспечения системы дополнительного естественнонаучного образования детей;

- создания современной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области дополнительного естественнонаучного образования.

Структурно-функциональная модель дополнительного естественнонаучного образования в регионе включает, как правило, в себя два основных компонента: дополнительное естественнонаучное образование в многопрофильных учреждениях, образовательных комплексах (1) и в самостоятельных организациях дополнительного образования (2).

(1) Основные задачи дополнительного естественнонаучного образования сегодня в многопрофильных образовательных комплексах, состоят в

- повышении мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин;

- целенаправленном развитии совокупности социально значимых личностных качеств (коммуникативных, креативных, информационных и др.) средствами естественнонаучного образования.

(2) Организации дополнительного образования, сотрудничающие с образовательными комплексами, ориентируются на предпрофильную естественнонаучную подготовку детей по технологичным наукоёмким образовательным программам, предполагающим наличие специальных материально-технических условий, отсутствующих в школах: лабораторий, мастерских, экспозиционно-музейных интерактивных комплексов, а также достаточной по площади территории.

В случае (1) это связано, в первую очередь, с задачами обеспечения нового качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. При этом совершенно очевидно, что качество дополнительного образования будет зависеть от возможностей системы образования предоставлять ребенку спектр образовательных услуг. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования.

Приоритетами развития новой модели естественнонаучного образования на уровне региона могут стать:

- позиционирования системы дополнительного образования как полноправного партнера и части общей системы непрерывного образования, необходимого звена, обеспечивающего развитие способностей, компетенций, функциональной грамотности обучающего и формирующей готовность к ответственному самоопределению, успешной социализации для жизни в мегаполисе и работе в инновационной экономике;

- диверсификации источников финансирования образования и обеспечения равных возможностей доступа к качественным услугам дополнительного образования детей независимо от района проживания;

- формирования эффективной сети (инфраструктуры) организаций, реализующих услуги в сфере дополнительного образования детей, различной ведомственной принадлежности, в том числе из негосударственного сектора;

- ориентации программного поля дополнительного естественнонаучного образования на потребности населения и инновационной экономики региона, развитие инфраструктуры для научной, исследовательской и конструкторской деятельности;

- повышения эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования, увеличения инвестиционной привлекательности системы;

- сохранения и укрепления здоровья детей за счет создания здоровьесберегающих условий обучения для реализации программ дополнительного образования;

- создания условий для развития потенциала одаренных детей, детей с ОВЗ и детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;

- модернизации управления реализацией программ дополнительного образования, приведения управления программами ДОД в соответствие с обновленными документами, регулирующими требования к условиям финансирования и организации учебного процесса;

- обновления содержания и материальной базы дополнительного естественнонаучного образования для повышения привлекательности программ.

 

Развитие инфраструктуры и кадровое обеспечение естественнонаучной направленности

Как указано ранее, основу сферы дополнительного естественнонаучного образования детей составляют организации дополнительного образования детей: профильные и многопрофильные. Дополнительное естественнонаучное образование осуществляется также на базе общеобразовательных организаций.

К профильным организациям дополнительного образования относятся следующие виды организаций: станции юных натуралистов, детские эколого-биологические центры, детские эколого-биологические станции, эколого-биологические центры учащихся, экологические центры учащихся, центры юных натуралистов, а также эколого-натуралистические центры и центры эколого-натуралистического творчества (последние два варианта встречаются в Крымском федеральном округе).

Многопрофильные организации дополнительного образования, в которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, представлены самыми разными вариантами: дворцы, дома и центры детского (юношеского) творчества, центры внешкольной работы, центры развития дополнительного образования детей, центры развития творчества, малая академия наук.

К настоящему времени подготовлен реестр региональных ресурсных центров по развитию дополнительного естественнонаучного образования детей. Помимо организационно-управленческой функции, включающей координацию деятельности и взаимодействие с федеральным ресурсным центром, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с муниципальными образовательными организациями, ресурсный центр выполняет и иные функции, связанные с предоставлением тех или иных ресурсов для сети:

программно-методическая функция;

повышение профессионального мастерства своей системы;

межведомственное взаимодействие и социальное партнерство;

сетевое взаимодействие через использование интернет-ресурсов.

Очень важно, чтобы региональные ресурсные центры сохраняли и развивали образовательную деятельность. Без педагогической практики ресурсный центр рано или поздно утратит свой ресурсный потенциал.

В многопрофильных организациях дополнительного образования, в образовательных комплексах создание пространственно-предметного окружения в целях естественнонаучного образования может быть реализовано в специальных кабинетах (кабинет экологии, географии, кабинет с интерактивными выставками и экспозиционными комплексами и т.д.).

 

Развитие единого информационного пространства

Новый Всероссийский портал дополнительного образования с площадками во всех регионах– www.dop.edu.ru станет еще одной информационной площадкой для всех регионов России.

Каждый субъект Российской Федерации будет иметь возможность оперативно размещать и обновлять информацию о работе своего регионального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности, о деятельности муниципальных образовательных организаций своего региона.

Такая информационная система позволит представить на одной площадке всю многоуровневую систему работы образовательных организаций России в сфере естественнонаучной направленности.

 

Развитие материально-технической и ресурсной базы

В последние годы наблюдается, негативная по своей сути, тенденция отчуждения земельных участков станций натуралистов и детских эколого-биологических центров. Между тем для реализации идей естественнонаучного дополнительного образования земельный учебно-опытный участок, как особая категория материально-технической базы, имеет большое оперативное значение.

На территории учебно-опытных участков размещаются: земельные отделы, зеленый класс, теплицы, парники, животноводческий отдел, метеоплощадка и подсобные помещения. Проведение практической сельскохозяйственной и опытнической деятельности по растениеводству, агрохимии, зоологии, животноводству, агроэкологии обеспечивается приобретением средств малой механизации, сельскохозяйственного инвентаря и оборудования.

Расширение естественнонаучного спектра образовательной деятельности станций натуралистов и детских эколого-биологических центров возможно за счет дополнительного оборудования теплиц модулями совместного выращивания рыбы и гидропоники. Это направление деятельности в системе дополнительного естественнонаучного образования особенно эффективно для расширения экологического кругозора воспитанников за счет практического и теоретического приобщения к проблемам создания искусственной и управляемой экосистемы «рыбы-гидропоника». Положительный опыт таких школьных работ может стать одним из направлений развития фермерских хозяйств.

На станциях юных натуралистов и в детских эколого-биологических центрах необходимо выделять отдельные помещения для оборудования химической лаборатории с вытяжным шкафом и лабораторными столами (типовой школьный кабинет химии). Этим обеспечивается возможность безопасного и квалифицированного проведения учащимися самостоятельных работ по оценке плодородия, степени загрязнения и биологической активности почв, осуществления гидрохимического анализа качества воды, для оценки биохимических качеств технических, лекарственных и пищевых растений.

Для изучения биологии отдельных видов флоры и фауны, культивирования тест-организмов, постановки экспериментов по биотестированию и для других работ, требующих длительного содержания биологических объектов в экспериментальных условиях необходимо предусмотреть выделение отдельного изолированного помещения, обеспеченного отоплением, водоснабжением и вентиляцией.        

 

Оборудование и приборы

Практически все направления дополнительного естественнонаучного образования школьников сопряжены с экспериментальным и аналитическим подходами в их познавательной деятельности.

Современный уровень автоматизации физико-химических и биологических исследований позволяет обеспечить процесс дополнительного естественнонаучного образования достаточно точными и доступными по стоимости приборами и оборудованием.       

Для метеорологических наблюдений необходимы:

- барометр, гигрометр, термометры с диапазоном измерения от -50 до + 50º С,

- анемометр ручной или электронный цифровой для измерения скорости ветра и комплексная электронная метеостанция.           

Для осуществления экологического мониторинга водных объектов и биотестирования в экспериментальных условиях следует приобрести:      

- кондуктометры – переносные приборы для определения таких параметров воды, как минерализация, окислительно-восстановительный потенциал, рН, температура, содержание растворенного кислорода. Эти приборы по конкретным параметрам и стоимости подбираются в сети Интернет. Наиболее совершенные и удобные в работе кондуктометры производятся фирмой – HANNA.

Для проведения флористических исследований, изучения экологии почвенной фауны, биологической активности почв, контроля экспериментальных агрохимических условий, изучения условий произрастания старинных древесных насаждений и проведения биотестирования понадобятся:

- люксометр, для оценки уровня освещенности;

- гигрометр – для оценки влажности почв и экспериментальных субстратов;

- анемометр (или термоанемометр) для измерения скорости ветра и воздушных потоков;

- шумометр – для измерения уровня шума при осуществлении экологического мониторинга.

Для лабораторных химико-аналитических и технологических работ необходимы:

- вытяжной шкаф с вентиляцией и подачей холодной воды, штативы металлические, насос Камовского, сушильный шкаф, термостат лабораторный, весы технические (аптекарские) с измерением до 100 г; весы торсионные, водяная баня, термометры;    

- стеклянные воронки, бюксы, чашки Петри, мерные цилиндры и химические стаканы; аппарат Сокслета, колбы Вюрца, стеклянные холодильники Либиха, колбы круглодонные и для титрования, мерные пипетки, бюретки и другое стеклянное оборудование;

- химически чистые и технические реактивы, фильтровальная бумага, резиновые шланги и груши.

Для проведения работ по биоиндикации экологического состояния водных объектов, почв, растительности, проведения энтомологических наблюдений потребуется изготовление полевого и экспериментального оборудования (водные сачки, энтомологические ловушки и садки) с применением мельничного газа — синтетической ячеистой ткани с постоянным размером ячеи.

При флористических и геоботанических исследований необходимо оборудование для гербаризации растений (гербарные прессы и папки).

Для проведения полевых исследований необходимы также приборы спутниковой навигации, компасы, бинокли, а для обработки собранного материала в лабораторных условиях – микроскопы и бинокуляры. Для ведения фото- и видеосъемки наблюдаемых природных объектов необходима соответствующая цифровая оптическая аппаратура.

Для презентации проведенных учащимися работ требуется использование мультимедийных проекторов.  

Приведенный список необходимых приборов и оборудования не исчерпывает их огромного разнообразия. Кроме того, не все из необходимых приборов из-за высокой стоимости доступны для приобретения. В связи с этим следует иметь ввиду, что в процессе выполнения исследовательских работ возможно использование аналитического  оборудования специализированных отраслевых лабораторий (станций очистных сооружений, агрохимических, водоканалов, комитетов экологии и др.), специалисты которых могут быть кураторами юннатских исследовательских проектов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...