Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация Г. Глисона и Дж. Следда




Введение

Вопрос о частях речи – это вопрос об основном грамматическом делении всего лексического состава языка. Вместе с тем, вопрос о распределении слов по разрядам, носящим название частей речи, принадлежит к основным вопросам морфологии, так как такое распределение связано со структурой слова и со свойственными словам формами изменения, от которых зависит общий характер морфологического строя данного языка.

К проблеме частей речи в целом относятся вопросы классификации словарного состава по частям речи, критерия их выделения, возможности перехода слова, принадлежащего к одной части речи, в другую, развития омонимии, соотношения лексического и грамматического значения, грамматических категорий частей речи и дp.

Весь словарный состав английского, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определённые лексико-грамматические классы, называемые традиционно частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя, как мы увидим ниже, трактовка их неодинакова у разных ученых.

Подразделения, принятые в разных школах, не совпадают – как по количеству выделяемых частей речи, так и по их группировке, – но перечисленные принципы действительно лежат в основе выделения классов слов.

В языкознании имеется ряд попыток (В.В. Виноградов, А.И. Смирнитский, Г. Суит, Г. Глисон и т.д.) построить такую классификацию частей речи (лексико-грамматических разрядов), которая отвечала бы основному требованию логической классификации, а именно – была бы основана на одном едином принципе. Но эти попытки не оправдали себя. Классификация частей речи продолжает быть спорным вопросом; существуют расхождения между лингвистами относительно количества и номенклатуры частей речи.

В данной курсовой работе будет представлено несколько классификаций выделения частей речи в русском и в английском языках, различающихся друг с другом количеством частей речи, качеством каждой отдельно взятой части речи, а также критериями, на основании которых эти классификации выделялись.

 

Глава 1. Классификации частей речи английского языка

В зарубежной англистике в области исследования частей речи сделано очень немного. Большинство авторов пытаются подойти к этому вопросу с традиционной точки зрения, не учитывая специфические особенности строя изучаемого языка (например, Суит или Керм). Некоторые авторы пытаются критиковать традиционную точку зрения, при этом не выдвигая своей собственной концепции, на которую впоследствии можно было бы опереться (например, Есперсен).

Классификация частей речи английского языка в зарубежной лингвистике

Классификации Г. Суита

Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, предлагает две классификации частей речи английского языка. В основе первой классификации лежит морфологический критерий. В основе второй - синтаксический.

Классификация, основанная на морфологических свойствах

"Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, делит части речи на две основные группы - изменяемые и неизменяемые. Таким образом, он считает морфологические свойства основным принципом классификации". [5, с.15] Внутри группы изменяемых ("declinables") все слова традиционно делились на существительные, прилагательные, глаголы. Наречия, союзы, предлоги и междометия входили в группу неизменяемых ("indeclinables").

Классификация, основанная на синтаксических свойствах

Наряду с первой (морфологической) классификацией, Суит предлагает еще одну, основанную на синтаксическом функционировании слов. Таким образом, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, "именные" местоимения (noun-pronouns), "именные" числительные (noun-numerals), инфинитив и герундий, так как они сходны по функционированию с существительными. К группе адъективных слов относятся, кроме прилагательных, "адъективные" местоимения (adjective-pronouns), "адъективные" числительные (adjective-numerals) причастия, так как они также сходны в своем функционировании. Глагольная группа включает личные формы и вербальные формы (verbals). Но стоит отметить, что здесь опять на первое место выходит морфологический принцип, так как все неличные формы глагола, наряду с личными, обладают глагольными категориями времени (tense) и залога.

Классификационное противоречие

На основании всего вышесказанного становится ясно, что вербалии - инфинитив и герундий - оказываются в одной группе с именными словами на основании их функционирования в предложении, а по своим морфологическим свойствам они оказываются в группе глагола.

Как мы видим, Суит понимал противоречие морфологических и синтаксических свойств частей речи. Однако его попытка создать единую и согласованную группировку по синтаксическим признакам привела к тому, что, объединив разряды, ранее несходные по лексическим и морфологическим признакам, он, наоборот, раздробил разряды, морфологически и лексически объединенные раньше. Но если говорить о группе "неизменяемых", то в ней объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги и междометия, которые ими не являются; предлоги, функционирующие внутри предикативных единиц, и союзы, соединяющие предикативные единицы.

Тем не менее, классификации Г. Суита являются одними из самых известных в английской лингвистике, несмотря на их заметное противоречие.

 



Классификация Ч. Фриза

В середине 20 века за рубежом была выдвинута принципиально новая теория. Это был совершенно новый подход к проблеме классификации частей речи. Структуралисты дескриптивного направления отвергали роль семантики при лингвистическом анализе.

Представители этого направления в своих классификациях выдвигали на первое место позиционный критерий. Более того, они считали его единственно важным. Типичной классификацией такого типа можно считать классификацию американского структуралиста Ч. Фриза, данную им в книге "Структура английского языка”. Он обращает внимание на тот факт, что даже в лишенном смысла предложении можно установить принадлежность слова к определенным грамматическим разрядам - частям речи: "Woggles ugged diggles". [10, с.28] То есть часть речи можно определить по той позиции, которую слова занимают в предложении, и по их форме в противопоставлении другим позициям и формам.

Чтобы выяснить, какие позиционные классы слов существуют в английском языке, и какие из них являются основными, Ч. Фриз выбрал некоторое число предложений. Назвав их "испытательными рамками" (test-frames), он определил основные позиции, характерные для слов английского языка, в пределах этих рамок. Применяя метод субституции, Фриз внутри каждой испытательной рамки определяет слова, способные занимать определенную позицию в предложении. Все слова, которые могут быть подставлены в данную синтаксическую позицию, составляют один позиционный класс. Ученый использовал следующие предложения в качестве испытательных рамок: The (good) concert was good (always).

 

Таким образом, ученым было выделено 4 основных позиционных класса:

· В первую испытательную рамку подставлялись слова способные занимать позицию слова concert. Все слова, которые можно подставить в эту позицию без изменения структурного значения, Фриз называет словами первого позиционного класса (Class 1 words). В терминах традиционной грамматики - это слова в позиции подлежащего в простом повествовательном предложении.

· Во вторую рамку подставлялись все слова в позицию remembered (т.е. в позицию глагола-сказуемого в личной форме). Эти слова составляли второй позиционный класс (Class 2 words).

· Третий позиционный класс - это позиция прилагательного в первой испытательной рамке (Class 3 words), т.е. в позиции препозитивного определения и именной части сказуемого.

· Четвертый позиционный класс совпадает практически с традиционными наречиями, способными модифицировать глагол.

 

Кроме этих четырех основных позиционных классов Фриз выделяет еще 15 групп так называемых формальных слов (Function Words), для которых он использует буквенные обозначения (А, В, С,…. О). В группу А входят все определители, детерминативы, т.е. все слова, которые могут выступать в позиции определенного артикля в первой испытательной рамке. В группу В он отнес все те слова, которые могут стоять в позиции may в следующей рамке: The concert (may) be good. Сюда также относятся модальные и вспомогательные глаголы. Группа С включает в себя единственное слово not (отрицательную частицу, в традиционной терминологии). В группе D Ч. Фриз предлагает объединить все слова, которые могут встречаться в позиции very непосредственно перед словом третьего позиционного класса, они сигнализируют об определенной степени качества. При выделении данной группы слов Фризу приходится все - таки прибегать к значению.

Четыре позиционных класса содержат тысячи единиц, слова 15 групп - 154 единицы, что, как можно легко понять, является весьма неравномерным делением. Самый главный недостаток классификации в так называемой "взаимопересекаемости". Имеется в виду то, что одно и то же слово может оказаться в нескольких разрядах. Вместе с тем, Ч. Фриз последовательно применяет метод субституции и получает интересные данные относительно дистрибуции слов и их синтаксической валентности (сочетаемости).

Классификация Чарльза Фриза также является одной из самых интересных классификаций, применимых к английскому языку.

Классификация Г. Глисона и Дж. Следда

Рассмотрим еще две структуралистские классификации, предложенные Г. Глисоном и Дж. Следдом.

Глисоном была предложена классификация, основанная на двух критериях, а именно: морфологическом и позиционном. Весь лексический состав языка был разделен им на два больших класса: класс, имеющий формальные признаки словоизменения, и класс, не имеющий этих признаков.

В первую группу, естественно, входят имена существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Однако из этой группы были исключены все те слова, которые не имеют похожей парадигмы. Например, прилагательное beautiful не входит в эту группу, так как у него нет синтетических форм образования степеней сравнения.

Вторая группа включает слова, отличные по позиционному признаку, но также сюда входят и те слова парадигматических групп, исключенные из них. Так, слово beautiful, занимающее такие же позиции, что и fine, входит во вторую группу и относится к более широкому классу, называемому "adjectivals", включающему и собственно прилагательные "adjectives". Слова, встречающиеся в одинаковых позициях, образуют "конституентные" классы. Однако Глисон не перечисляет их и не дает их точного определения. Получается, что его классификация на деле еще менее системна и структурирована, чем классификация Ч. Фриза.

Классификация Дж. Следда очень близка принципам Г. Глисона. Он также различает "флективные" и "позиционные" классы: nominals, verbals, adjectivals, adverbials. К ним были присоединены восемь мелких классов слов: вспомогательные глаголы, определители, предлоги, союзы, различные разряды местоимений. Важным плюсом в классификациях Г. Глисона и Дж. Следда является то, что словообразовательные аффиксы учитываются как важные показатели той или иной части речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 526.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...