Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.




Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение-совокупность взглядов на мир в целом, на место в нем человека и его отношение к этому миру.

Структура мировоззрения:

• познавательный компонент, базирующийся на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д.;

• ценностно-нормативный компонент, включающий в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения, формирующие жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру;

• морально-волевой компонент (убеждения);

• практический компонент – реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Типы мировоззрения:                                                              

• Мифология является исторически первым типом МВ, формирующийся на ранних стадиях развития общества;

• Религия основывается на вере в «сверхъестественное», признании главенствующей роли сверхъестественного начала в мироздании и жизни людей;

• Философия отличатся ориентацией на рациональное объяснение мира, характеризуется стремлением теоретически обосновать действительность.

Место философии в системе культуры. Функции философии.

Культура- это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

-Мировоззренческая функция(дает людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана).

-Культурогенная функция(выявляет и формирует универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия, отражающие наиболее общие связи, отношения вещей,

Выполняет важную критическую функцию, вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей).

-Интеграционная функция(объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему.).

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Возникновение философии. Материализм и Идеализм, как основные направлении в истории философии.

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. (VIII–II вв. до н. Э). В это время в разных частях света –набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

– Древней Индии;(Шакьямуни)

– Древнем Китае;(Лао-цзы; Кун-цзы;)

– Древней Греции;(Анаксимен, Анаксимандр)

– Древнем Риме.

Мировоззрение может быть: идеалистическим;материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга. Научное философское направление, противоположное идеализму. Философский Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи. В истории философии Материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой.Материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Первые учения Материализм появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих об-вах древн. Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Заслугой древнегоМатериализм было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.Философское направление, противоположное маетриализму.Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом Идеализмабсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители Идеализм, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного ИдеализмПлатона, свойственная древн. Идеализм вообще,- тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями.

Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.

Индийская философия – одна из наиболее древних философий в мире. История индийской философии делится на следующие периоды:

Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.)

Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.)

Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех направлений:

1 Школы, отрицающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята) – VI в. до н.э.;

2 Школы исповедующие теоретические части Бхагавадгиты и поздние упанишады – V-IV в. до н.э.;

3 Школы, признающие авторитет Вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на их тексты (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) – III в. до н.э. – II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы.

Веды: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний).

Книги Ведсамхиты (гимны в честь богов), брахманы (ритуальные предписания) ,араньяки (наставления лесным отшельникам), упанишады (тайное знание, философия; в дословном переводе – «сидеть около у ног учителя)

Философские идеи Упанишад

• Брахман – это объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция).

• Атман - это универсальное сознание, субъективное выражение Брахмана.

Сансара - «колесо жизни», череда рождений и смертей

Карма – закон воздаяния

Мокша – избавление души от круга перерождений

Нирвана – чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания

Основные идеи

• душа, тонущая в "океане сансары", стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы) , которые являются частью "сети сансары".

• Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. Другими словами, "бытие в мире" призрачно, иллюзорно. Оно - майя, его познание бессмысленно, ибо оно преходяще. Такая мировоззренческая установка формировала и соответствующее отношение к миру.

Джайнизм

Согласно джайнизму сущность человека дуалистична. Составляющие ее материальный и духовный компоненты связаны кармой. Соединение тела и души узами кармы приводит к возникновению конкретного индивида. В процессе своей последующей жизнедеятельности этот индивид может контролировать состояние материального компонента своей сущности и управлять им.

Этика джайнизма опирается на три принципа:

• правильное понимание мира и своего места в этом мире,

• правильная вера

• правильная жизнь.

• Целью является личное спасение

Буддийская философия

• жизнь есть страдание (дукха);

•  причина страданий – желания, жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;

•  чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);

•  чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды.

5.  Особенности древнекитайской философии

• Специфика древнекитайской философской традиции во многом определялась особенностями цивилизационного развития древнего Китая.

• Характер китайского философского мышления нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. Отдельные иероглифы отображают понятия, которые меняются в зависимости от записанных рядом с ними знаков.

• В Китае философия является мудростью жизни. Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков.

• Религиозность: Китайцы поклонялись Небу как безличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное начало мира, и основанном на ней поклонении божеству, древние китайцы почитали символизируемый Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

• В философской традиции Китая доминировала социально-политическая и этико-педагогическая проблематика. Философы стремились к практической реализации собственных концепций. Они пытались посредством своих учений влиять на государственную власть и систему воспитания китайского общества.

6. Даосизм и конфуцианство

• Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека. Хоть оба течения и были уверены в необходимости изменений для достижения совершенства, понятия идеала были различными. Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного.

• В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.
Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе.

• В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.

• Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов.

7. Учения раннегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Проблема первоначала.

Фалес:

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса(ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду.

• Божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью.

Анаксимандр:

• После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр(ок. 610 — 546 гг. до н.э.).

• В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

• По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Анаксимен:

• Последним известным представителем Милетской школы былАнаксимен(ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.).

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

• Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы.
8. Учение о человеке, познании и государстве в античной философии.

• В V веке к Греции появляются первые платные учителя «мыслить, говорить и делать», а на самом деле, побеждать в любом споре, даже защищая слабую сторону – софисты. Истина не интересовала их – только победа в споре была главной целью. Они вели странствующий образ жизни, а потому их мысли, догмы, умозаключения охватывали большое количество людей.

• Теоретико-познавательные взгляды Аристотеля. «Все люди от природы стремятся к знанию» - так начинается его книга «Метафизика». Существует четыре ступени познания, перехода от чувственного восприятия к познанию принципов. Первая, можно сказать, самая примитивная – чувственное восприятие, то, что мы ощущаем физически, благодаря нашим органам чувств, но общего органа для восприятия нет. Восприятия суммируются, повторяются, переходя уже в опыт. Аристотель считал опыт очень важным в познании, потому что «тот, кто владеет понятием, а опыта не имеет, тот часто ошибается». Третья ступень – искусство, доступная тем, кто знает не только общее, но и причины. А последняя ступень – ступень наук, где, в свою очередь, высшая – философия.

• Скептицизм – направление в гносеологии, которое проводит мысль о недостоверности любого знания. Скептики подводили итог тому, что было сказано и искали основание для этого. Они не отрицали существование истины, а склонялись к тому, что её невозможно доказать. В отличие от софистов скептики – более «чистые» философы, их интересовала истинность вопроса, а не победа в споре в любом случае. Но так как однозначно истина не может быть доказана, они ставили всё под сомнение. Крайний скептицизм утверждал, что из двух противоречащих суждений ни одно не достоверно, и если противоположного данному суждению нет, то его надо изобрести, - это и является искусством скептика. Умеренный же скептицизм или пробабилизм утверждает, что истина более или менее вероятна, из двух противоречащих суждений одно более или менее истинно, чем другое.

• Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии.

• На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия.

• В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности.
Социально-исторические факторы:

• - переход от аграрного производства к ремеслу;

• - развитие торговли со странами Востока;

• - расцвет городов как центров культуры;

• - возникновение полиса и переход к демократии;

• - духовная свобода, ни одна религия не стала идеологией.

9. Классический этап античной философии.

• Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы.

Сократзавершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все остальное. Исходный тезис его философии: "Познай самого себя".

• Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию. Восприняв от предшественников элементы диалектики, он доводит ее до искусства проникать в сущность человека и его дел. Метод "майевтики" Сократа нацелен на рождение истины. Исходным принципом майевтики является положение: "Я знаю, что я ничего не знаю", а посему нужно искать и помнить, что самое большое невежество считать "будто знаешь то, чего не знаешь".

• Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н. э.). Платон основатель идеализма. Теория идей. В основе мира лежит абсолютное царство идей и оно находится в нечеловеческого разума – трансцендентально. Идеи располагаются в определенном порядке, самые высшие идеи это – нравственные идеи (благо, справедливость, мужество, добро, истина), низшие идеи – идеи чисел, идеи вещей, идеи родов и видов. Каждой вещи соответствует идея. Вещей много, а идея одна. Идея обозначает общее и образцовое в вещах. Вещь не может содержать истину. Множество не дает истину. Идея содержит истину. Может ли человек познать истину? Человек – это душа и тело. Душа когда то прибывала в истинном царстве идей, а потом перешла в тело. Мир человеком не может быть познанным до конца. Мнение это не знание. Знание доступно Богам. «Миф о пещере» люди закованные в темной пещере стремятся к свету, где тени, тени идей.

• Классический период философии античности продолжает Аристотель(384-322 до н. э.). Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм.

• Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

• Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

10. Теоцентризм средневековой философии. Этапы развития средневековой христианской философии.

• В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

• Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

• Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С. Ф.

• Этапы развития средневековой философии:
1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)
3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский).

• Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одниЯЛз стержневых в философской антропологии.

11.Средневековая философия мусульманского Востока и ее социокультурные предпосылки
Ближневосточном регионе - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом и вопросам естествознания и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм и лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии - восточного перипатетизма.Философский взгляды Аль-Фараби и Ибн Сины – развитие идей неоплатонизма и неоаристотелизма. Именно потому философию мусульманского востока часто называют Восточный ренессанс или арабский аристотелизм. Ренессансный тип культуры философии характеризуется следующими чертами: гуманистической направленностью, подавляющим влиянием философских идей античности, усиливающейся связью между философией и наукой. Идея эманации Аль-Фараби – нисхождение бога. Он признавал происхождение бога, но исключал его влияние на судьбу человека. Ибн Сина (Авиценна) продолжил развитие идеи Аристотеля.
В отличии от Западного Средневековья на Востоке, в мусульманском мире, особенно в VII-X вв. происходит расцвет философии и таких наук, как алгебра, тригонометрия, астрономия, оптика, химия, география, зоология, ботаника, медицина, психология и т.д.Большой вклад в развитии специальных наук внесли такие ученые, как Аль-Хорезми, Аль Бируни, Ибн-Сина, Омар Хайями др. Например, Бируни одним из первых выдвинул гипотезу о вращательном движении Земли вокруг своей оси, обосновал идеи существования множества миров и т.д.Философы и ученые Востока оказали влияние на формирование мировоззрения западной философии и науки. Через мусульманский Восток и Запад познакомился с наследием античной культуры; западный мир узнал обАль-Фараби, Баласагуни, Кашгари и др.

12.Основные направления исламской философии
Восточный аристотелизм ‎ (фальсафа) — средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля.Крупнейшими представителями этого направления были Аль-Кинди, Ибн Сина, Аль-Фараби, Ибн Рушд.Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, что проявлялось в его совмещение с неоплатонизмом. Однако Бог скорее понимался как вечный двигатель, существующий при вечной материи. Критику идей этого направления дал Газали.
Калям– хронологически первое направление мусульманского философствования, представители которого сосредоточили свое внимание на первоисточниках исламского вероучения, рассматривая их в рационалистические парадигме.
Мутазили́ты (араб ‎-обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся;люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе. Отличаясь из числа представителей Каля радикальным рационализмом, мутазилиты аллегорически истолковывали или вообще отрицали отдельные положения доктринального ислама, которые, по их мнению, противоречили здравому смыслу.
 Суфизм–эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, для которого характерен значительный уровень философской рефлексии над проблемой отношений «человек» – «Бог».
Батинизм «искатели тайных смыслов» – направление философской мысли исламского мира, который, появившись еще в 8 веке, продолжает свое существование в виде нескольких религиозных течений шиитского ислама. В эпоху Средневековья указанные движения характеризовались значительной степенью осмысления философского наследия античности, эллинизма, а также восточных религиозно-философских направлений (гностицизм, сабеизм, манихейство).
13.Философия эпохи Возрождения, антропоцентризм и гуманизм как ее характерные черты.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека.Основные черты философии эпохи Возрождения:– отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
– использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
– тесная связь с естествознанием;
 – исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
14.Научная революция XVIIв .Проблемы методы научного познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Борьба эмпиризма и рационализма
В конце 16 – начале 17 века началась Научная Революция. Именно в 17 веке наука философия приобретает современный характер: до этого целью науки считалось (как сама цель) – знание как само по себе, а новое отношение – целью науки становилось достижение таких знаний, которые бы увеличивали власть человека над природой. Основной проблемой этого периода был поиск методов познания. Под методом понимается – это способ достижения цели, а совокупность методов – методология. «знания – это сила.». В философии Нового времени выделяют 2 основных направления: эмпиризм; рационализм.
Эмпиризм (от лат. «опыт») – это учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знания. Представители: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк.
Рационализм – это учение в теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, оно может быть подчеркнуто только из самого знания. К мыслителям рационализма относят: Ренэ Декарт; Годфрид Лейбниц. Декарт утверждает, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания.Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впослед­ствии подтверждены опытным путем.
15. Философия Просвещения и просветительская трактовка проблемы человека
XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения.Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк. Основные аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ : 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. 5) просветительство (ликбез);
В понимании человека просветители вели полемику с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому, именно человек есть источник зла в мире. У просветителей же «человек по своей природе добр». Поскольку нет ничего дурного в его стремлении к самосохранению, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности к удовольствиям и уклонения от страданий – такова природная сущность человека. Только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости. А поскольку разум есть источник всей субъективной деятельности человека, постольку человек по своей сущности является существом рациональным. Он призван стать властелином мира и перестроить собственные отношения на разумных основаниях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...