Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие природы. Живая и неживая природа. Общество и природа.




В современной философской литературе понятие «природа» рассматривается в трех аспектах:

1) природа как происхождение вещи, ее первоначальная сущность; 2) природа как совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации; 3) природа как объект естествознания. В контексте рассматриваемой темы наибольший интерес представляет второй аспект. Противостоящую человеческой культуре природу можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком контексте понятие «природа» тождественно категории «материя» и обозначает объективную реальность, весь материальный мир Вселенной. В свою очередь этот мир подразделяется на:

1. Мир неживой (неорганической) природы.

2. Мир живой (органической) природы.

3. Общество или социальный мир.

В неживой природе различают следующие уровни организации: вакуум, плазму, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики и метагалактики. В живой природе различают: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клеточные и многоклеточные организмы, уровни целого живого организма, сообщество организмов, биологические виды, биогеоценозы и в целом биосфера как область распространения жизни на Земле. В первой половине XX века были открыты хромосомы - структурное ядро клетки и ген-единица наследственности. Интенсивные исследования в области молекулярной биологии привели в конце XX века к расшифровке генома человека. В социальном мире различают уровни: человека, семьи, классов, народов, общества в целом. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человека и общества, его естественная среда обитания, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Таким образом, природа есть часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.

Человек как предмет философского познания.

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Первые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнекитайской и древнеиндийской философских традициях. Так, напр., китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям. В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. Жизнь человека получает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе – следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек – это мера всех вещей», – утверждали древнегреческие софисты. Для выдающегося древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека. Ученик Сократа Платон развил учение о человеке как о двойственном существе, имеющем бренное тело и бессмертную душу. Аристотель писал о том, что человек – существо «политическое», т. е. существующее только в полисе, в сообществе людей. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением. В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира. В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания. Здесь становится возможным крайность субъективизма – утверждение о том, что мир не существует вне нашего восприятия и представления о нем. В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.

33. Соотношение биологического и социального в человеке.                Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.Сложились две концепции о природе человека:социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...