Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение уровня практического осознания элементов речи




Задания:

1. Скажи одно слово.

2. а) Произнеси один звук,

б) Сколько звуков в слове «дом»?

в) Назови звуки в этом слове.

3. а) Скажи одно предложение,

б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?

в) Назови первое слово, второе, третье.

Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).

Результаты обследования заносятся в табл. 2.8:

Таблица 2.8

Фамилия, имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова фонемный анализ анализ предложений
         

 

Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3—4 балла — среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов.

Обработка и интерпретация результатов.

Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего.

Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе; высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (табл. 2.9):

Таблица 2.9

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Уровни развития

Уровень речевой готовности к школе

Речевая коммуникация Связная речь Словарь Грамматика Произношение Практич. осознание языка
                 

Комплексный метод речевой диагностики

1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову.

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь».

1. Стул-... 2. Мяч-... 3. Иван-... 4. Зайчик-... 5. Пою-... 6. Красный-...

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.

1. Ребенок толкает…

2. Девочка качает…

3. Зайчик хрупает...

4. Мама стирает...

5. Девочка поливает...

Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.

1. Что делает зайчик?

2. Что делает ребенок?

3. Что делает петух?

4. Что делает мама?

5. Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.

1. Какое яблоко?

2. Какая собака?

3. Какой слон?

4. Какая зима?

5. Какие цветы?

Оценка: 5 верных ответов.

5-йтест. Практическое применение грамматических (морфологических)правил изменения слов.

1. Как называют маленький стул? А если их много?

2. Как называют маленькую собаку? А если их много?

3. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному данному слову.

1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка.

Оценка: 2 верных ответа.

7-й тест. Составление предложения по 3-м заданным словам.

1. Кукла, девочка, платье.

2. Тетя, плита, пища.

3. Дядя, грузовик, дрова.

Оценка: 2 верных ответа.

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.

1. Он вышел, когда...

2. Он не пошел на прогулку, потому что...

3. Он не вышел во двор, куда-

4. Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа.

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения — обнаружение чутья к грамматической правильности.

Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»

1. Он ушла на реку.

2. Там увидел маленький рыбку.

3. Потом бросил один камни.

4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.

Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик».

2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».

Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

1. Назови одно слово!

2. Произнеси один звук!

3. Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа.

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».

1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь).

2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).

3. Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая). Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т. е. два связных слова).

Обработка и интерпретация полученных результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР = ВРР X 100/КВ, где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, KB — календарный (хронологический) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно считается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (KB) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца,17 дней — его календарный возраст равен 64 месяцам.

Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

КоРР = 66Х100/64 = 103,125 = 103.

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР: КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие; КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие; КоРР от 42 до 108 — нормальное речевое развитие; КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие; КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие. Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...