Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические проекты развития образования




(модели "образованного человека")

Принцип природосообразности

Принцип культуросообразности

Понимание природы человека

Способ обоснования

Цель образования

Понимание природы общества

Способ обоснования

Цель образования

КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI–XVIII В.)

Коменский, Руссо, Песталоцци

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII–XIX В.) Гельвеций, Дидро

Богословие

Законы Священного Писания

божественное предназначение

Юридическое

законы гражданского общества

общественное предназначение

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ (XVIII–XIX В.)

Дистервег, Гербарт, Ушинский

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX–XX В.)

марксистская педагогика

естественно научное

естественно научные законы

развитие естественных способностей естественно историческое

законы естественной истории общества

общественное развитие

САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.)

Маслоу, Роджерс, Олпорт

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер

автономное

законы развития личности

самоопределение личности

культурно-историческое

законы культурной истории

развитие культурной личности

                         

Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем

Системообразующая функция цели образования в педагогической деятельности - именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать человек с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п.

Содержание образования на современном этапе:

– это один из основных компонентов процесса обучения;

– это педагогическая категория, которая имеет исторический и общественный характер, т.е. сущность этой категории претерпевает изменения в зависимости от социальных изменений на определенном этапе развития общества;

– представляет собой систему, в которой выделяют три основных компонента: информационный, операционный и аксиологический;

– включает знания (понятия, представления, правила, законы, теории, факты и др.), умения (интеллектуальные, познавательные, общеучебные и др.), взгляды и убеждения, отношение к окружающей действительности.

Глобальная функция образования (в соответствии с концепцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера) состоит в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения (воспроизводства) и развития. Индивид становится личностью в меру овладения им содержанием социального опыта. Социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, каждый из которых представляет особый вид содержания (см. схему «Сущность образования»).

Проблемы, связанные с содержанием образования:

– формирование содержания образования;

– критерии отбора содержания образования,

– функции содержания образования,

– структура содержания образования;

– дифференциация и интеграция содержания образования;

– гуманитаризация и экологизация содержания образования и т.д.

Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:

• минимум содержания основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

• требования к уровню подготовки выпускников школы.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них боле высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Педагогическая направленность– сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам.

Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме

 

Структура  педагогического процесса

Движущей силой педагогического процесса (как и источником любого движения) являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.

Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием учителя) потребностями и их реальными возможностями. Таким образом, деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.

ТЕМА №3: Методология педагогической науки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Теория– это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

сферы методологии:практическая деятельность и наука

В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Уровни методологии

1. философский – общие принципы познания

2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение)

3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II.

4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования.

Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.

Культура в общенаучном понимании. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.

В более узком смыслекультура это сфера духовной жизни людей.

Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Сущность педагогической культуры(по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Слагаемые педагогической культуры:

-  культура своей науки

- психолого-педагогическая культура

- культура педагогического мастерства

- культура общения

- методологическая культура

Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская).

Составляющие методологической культуры:

1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности)

2. способность к научному обоснованию

3. способность к критическому осмыслению

4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов).

Методологические умения:

1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал

2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации

3) распределять решения на шаги.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основные компоненты научного исследования:

· постановка задачи;

· предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

· формулировка исходных гипотез;

· теоретический анализ гипотез;

· планирование и организация эксперимента;

· проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов;

· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

· окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику.

Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя:

Проблема:                       

1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.);

2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.

Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета иссле­дования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на во­прос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство.

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений.

Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин).

Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Теоретические методы исследования:

1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы

2. составление библиографии

3. реферирование

4. конспектирование

5. аннотирование

6. моделирование

7. дедукция

8. индукция

9. систематизация

Эмпирические методы исследования:

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.

Этапы:

1. определение цели

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)

3. выбор способа наблюдения (как наблюдать)

4. выбор способа регистрации

5. обработка и интерпретация данных

Виды наблюдения:

1) включенное – невключенное

2) открытое – скрытое (конспиративное)

3) непосредственное – опосредованное

4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное

5) сплошное – выборочное

6) ретроспективное.

2. Опросные методы:

анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе),

беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом),

интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто),

незаконченные предложения.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся.

4.Изучение школьной документации.

5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...