Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические проекты развития образования
(модели "образованного человека")
Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем Системообразующая функция цели образования в педагогической деятельности - именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать человек с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. Содержание образования на современном этапе: – это один из основных компонентов процесса обучения; – это педагогическая категория, которая имеет исторический и общественный характер, т.е. сущность этой категории претерпевает изменения в зависимости от социальных изменений на определенном этапе развития общества; – представляет собой систему, в которой выделяют три основных компонента: информационный, операционный и аксиологический; – включает знания (понятия, представления, правила, законы, теории, факты и др.), умения (интеллектуальные, познавательные, общеучебные и др.), взгляды и убеждения, отношение к окружающей действительности. Глобальная функция образования (в соответствии с концепцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера) состоит в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения (воспроизводства) и развития. Индивид становится личностью в меру овладения им содержанием социального опыта. Социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, каждый из которых представляет особый вид содержания (см. схему «Сущность образования»). Проблемы, связанные с содержанием образования: – формирование содержания образования; – критерии отбора содержания образования, – функции содержания образования, – структура содержания образования; – дифференциация и интеграция содержания образования; – гуманитаризация и экологизация содержания образования и т.д. Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке: • минимум содержания основных образовательных программ; • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; • требования к уровню подготовки выпускников школы. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижения каждым из них боле высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании. Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Педагогическая направленность– сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам. Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме
Структура педагогического процесса Движущей силой педагогического процесса (как и источником любого движения) являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается. Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием учителя) потребностями и их реальными возможностями. Таким образом, деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению. ТЕМА №3: Методология педагогической науки. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. Теория– это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. сферы методологии:практическая деятельность и наука В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Уровни методологии 1. философский – общие принципы познания 2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение) 3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II. 4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования. Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Культура в общенаучном понимании. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности. В более узком смыслекультура это сфера духовной жизни людей. Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Сущность педагогической культуры(по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности. Слагаемые педагогической культуры: - культура своей науки - психолого-педагогическая культура - культура педагогического мастерства - культура общения - методологическая культура Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская). Составляющие методологической культуры: 1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности) 2. способность к научному обоснованию 3. способность к критическому осмыслению 4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов). Методологические умения: 1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал 2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации 3) распределять решения на шаги. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Основные компоненты научного исследования: · постановка задачи; · предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; · формулировка исходных гипотез; · теоретический анализ гипотез; · планирование и организация эксперимента; · проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; · проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; · окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику. Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя: Проблема: 1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.); 2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности. Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью. Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство. Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений. Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин). Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Теоретические методы исследования: 1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы 2. составление библиографии 3. реферирование 4. конспектирование 5. аннотирование 6. моделирование 7. дедукция 8. индукция 9. систематизация Эмпирические методы исследования: 1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. Этапы: 1. определение цели 2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать) 3. выбор способа наблюдения (как наблюдать) 4. выбор способа регистрации 5. обработка и интерпретация данных Виды наблюдения: 1) включенное – невключенное 2) открытое – скрытое (конспиративное) 3) непосредственное – опосредованное 4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное 5) сплошное – выборочное 6) ретроспективное. 2. Опросные методы: анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе), беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом), интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто), незаконченные предложения. 3. Изучение продуктов деятельности учащихся. 4.Изучение школьной документации. 5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |