Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация, руководство и проведение практики




Перед выходом на практику для студентов-практикантов проводится установочная конференция, на которой они знакомятся с приказом ректора о распределении студентов по базам практики, получают необходимые указания руководителя практики по организации и прохождению практики, выполнению заданий, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к оформлению отчетной документации и т. д. Назначается староста в каждой подгруппе студентов-практикантов. В его обязанности входит учет работы студентов, оповещение их о консультациях, выполнение поручений руководителя практики.

Студенты посещают учреждения согласно графику, который составляется методистом и утверждается на заседании кафедры. Ежедневно в дневнике ведется запись содержания учебной практики. Записи заверяются подписью руководителя практики от учреждения, где студент проходит практику.

По окончании практики студенты представляют руководителю практики от кафедры отчетные материалы.

 

Календарный план прохождения практики

Сроки практики Содержание деятельности Результаты
1 – 2 день практики Участие в организационных мероприятиях. Знакомство с учреждением образования, в котором проходит практика. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта. Изучение нормативной документации. Знакомство с планом работы педагога-психолога (практического психолога), с особенностями, направлениями и содержанием психодиагностической работы. Адаптация к условиям учебного заведения (предприятия). Наблюдение, анализ и обсуждение проделанной работы. Индивидуальный план студента-практиканта. Оформление и заполнение дневника практики. Пополнение методической копилки.
3 – 4 день практики Подготовка и проведение психологического просвещения. Наблюдение и психологический анализ урока или занятия. Наблюдение за работой педагога или психолога, фиксация его профессиональных и личностных качеств. Работа по заданию психолога. Заполнение дневника практики. Анализ посещенных занятий и мероприятий. Материалы психологического просвещения. Наблюдение, анализ и обсуждение проделанной работы. Пополнение методической копилки.
5 – 6 день практики  Подготовка отчета по практике. Подготовка к зачету по результатам учебной (психодиагностической) практики. Оформление отчетной документации.

Примерный перечень вопросов к зачету по практике

1. Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии.

2. Цели и задачи психологической службы.

3. Структура психологической службы в системе образования, характеристика ее звеньев.

4. Положение о кабинете психологической службы учреждений образования.

5. Статус психолога в образовательном учреждении.

6. Права и обязанности практического психолога. Профессиограмма психолога.

7. Этические нормы деятельности психолога.

8. Основные направления деятельности психолога.

9. Организационно-методическая документация психолога.

10. Планирование работы психолога и условия его эффективности.

11. Требования к ведению и оформлению документации.

12. Цели и задачи, содержание психопрофилактической деятельности.

13. Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий.

14. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога.

15. Формы и методы проведения психологического просвещения.

16. Методологические основы получения психодиагностических данных.

17. Психодиагностические методы.

18. Понятие о психологическом консультировании, цели и задачи.

19. Типы и основные виды консультирования.

20. Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении.

21. Понятие о коррекционной и развивающей деятельности психолога, их цели и задачи.

22. Правила психокоррекционной деятельности в условиях образовательного учреждения.

23. Особенности деятельности психолога в учреждениях образования и воспитания.

24. Организация работы психолога в социально-педагогических центрах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

25. Психологическая поддержка ребенка в семье.

26. Основные направления и особенности деятельности психолога с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

 

Подведение итогов практики

 

По окончании учебной (ознакомительной) практики студент-практикант представляет следующие материалы:

- Отчет о прохождении практики.

- Дневник учебной практики (Приложение А).

- Индивидуальный план студента-практиканта (Приложение Б).

- Материалы по психологическому просвещению, проведенной в ходе практики.

- Анализ посещенных мероприятий за время практики.

- Материалы изучения личности учащегося (если данный вид работы проводился).

Все материалы (дневник учебной (ознакомительной) практики, отчет, индивидуальный план, характеристика студента-практиканта, приложения и др.) брошюруются в жесткую обложку с оформлением титульного листа.

По окончании практики студенты сдают зачет, который проводится в течение первых двух недель, следующих за практикой. По учебной практике зачет является дифференцированным и оценивается по десятибалльной системе, представленной в Положении о порядке организации и проведении практики студентов университета, утвержденного приказом ректора БарГУ от 18.02.2013г., № 82. Отметка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Она приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости, назначении стипендии в соответствующем семестре.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики от организации, не допускается к аттестации по практике и повторно направляется для ее прохождения в свободное от обучения время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики. Повторное прохождение практики осуществляется в соответствием с Положением о порядке организации и проведении практики студентов университета, утвержденного приказом ректора БарГУ от 18.02.2013г., № 82.

В случае отсутствия на практике по уважительной причине по предложению кафедры и методиста учебно-методического управлении, отвечающего за организацию практики по данной специальности, практика может быть продлена деканатом на такой же срок для выполнения программы в свободное время[1].

Отметка за практику может быть снижена:

- за несвоевременный выход на практику;

- за нарушение трудовой дисциплины (пропуск часов/дней по неуважительным причинам);

- за неаккуратное и несвоевременное оформление документации;

- за неточное выполнение записей, рисунков и т. д.;

- за подмену понятий в определениях основных понятий, формулировках и т. д.;

- за неумение применять теоретические знания в профессиональной деятельности;

- за неумение выделять главное, делать выводы и обобщения;

- за сдачу документации в неполном объеме;

-  если отчет не соответствует требованиям.

 

 

Требования к отчету

Письменный отчет является основным документом, который характеризует работу студента во время прохождения практики. Отчет должен быть аккуратно оформлен, написан грамотно и состоять из содержания (оглавления), введения, глав в соответствии с содержанием практики, заключения, списка использованных источников и приложениях.

Отчет по практике должен быть подписан студентом, непосредственным руководителем практики от организации и заверен печатью организации.

На титульном листе отчета указывается министерство, наименование учреждения высшего образования, факультета, кафедры, фамилия, имя отчество студента, группа, фамилии руководителей практики от БарГУ и учреждения, на базе которого студент проходит практику, год составления отчета (Приложение В).

Во введении указываются цель и задачи практики, полное название базы практики, ее местонахождение, излагаются основные направления и задачи учебно-воспитательной деятельности учреждения образования, роль в образовательном процессе Республики Беларусь (Приложение Г, Д).

В основной части приводятся данные, отражающие сущность и основные результаты выполненной студентом работы за период прохождения практики, а именно:

— выполнение программы учебной (ознакомительной) практики. Какие отклонения от программы имели место, почему, что сделано сверх запланированного;

— описание базы практики (краткая история учреждения образования, организационная структура, документация, планирование и т.д.). Указать, с какими столкнулись проблемами и трудностями в начале практики;

— описание производственной деятельности студента-практиканта в период практики (конкретные виды работ);

— умение и навыки, которые приобрели во время практики, задачи, которые необходимо поставить перед собой на будущее;

— конкретные предложения по улучшению работы базы практики. 

Заключение должно содержать:

— оценку полноты решений поставленных задач, выводы о важности практики для становления будущего специалиста. Что дала практика, что удалось, что было неудачным, причины;

— конкретные предложения по совершенствованию содержания и организации практики, по улучшению работы учреждения, на базе которого проходила практика, методическому руководству со стороны руководителя практики от учреждения и руководителя практики от кафедры.

Список использованных источников приводится в соответствии с требованиями к их оформлению. В тексте отчета делаются ссылки, например [14] или [8, с. 46], где цифра в квадратных скобках соответствует номеру источника из списка и номеру страницы из этого источника, соответственно. Данный список формируется в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий (согласно требованиям к оформлению библиографического описания списка источников).

В приложениях предоставляется вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст. Рекомендуется включать таблицы и иллюстративный материал (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т. д.), заполненные образцы документов, должностные инструкции, диагностические методики, банки методик и ответов, планы-конспекты и содержание занятий, анализ наблюдений и другие материалы проделанной работы согласно программе практики.

Приложения оформляются в конце отчета. Каждое приложение располагается в порядке появления ссылок в тексте отчета. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте отчета. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В».

Отчет выполняется машинописным способом или с использованием печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги формата А4, иллюстрируются схемами, таблицами и т. д. (если это необходимо). Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Mirosoft Word со следующими параметрами: шрифт ¾ Times New Roman, размер шрифта ¾ 14 пунктов, межстрочный интервал ¾ 1,5 (полуторный), отступ для первой строки абзаца ¾ 1,25 (5 пробелов), поля ¾ левое ¾ 30 мм, правое ¾ 15мм, верхнее ¾ 25 мм, нижнее ¾ 20мм. Общее количество страниц, содержащихся в отчете, составляет 15–25 страниц (без учета приложений).

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всем объему текста. Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускаются исправлять подчисткой или закрашиванием корректором и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способами.

Текст основной части отчета делится на главы, разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом с размером на 1–2 пункта больше, чем в основном тексте. Заголовки подразделов печатаются с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом с размером шрифта основного текста. В конце заголовков и подразделов точка не ставится. Каждую структурную часть отчета следует начинать с нового листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц отчета. На титульном листе номер страницы не ставится, на последующих листах номер проставляется в центре нижней части без точки в конце.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул дается арабскими цифрами без знака «№».

Разделы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не имеют номеров.

Разделы нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).

Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).

В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точка не ставится.

Иллюстрации и таблицы обозначаются соответственного словами «рисунок» и «таблица» и нумеруются последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Слово «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращаются.

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы).

Цифровой материал отчета оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок. Который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.

 

 

3.6 Обязанности и права студента-практиканта[2]

Студент-практикант обязан соблюдать следующие требования:

- знать своего руководителя практик от кафедры и сроки проведения практики;

- получить и изучить программу практики и индивидуальное задание;

- получить дневник практики и бланк направления на практику;

- участвовать в собраниях по организационно-методическом вопросам практики;

-  своевременно прибыть на место практики, пройти инструктаж по охране труда;

- ежедневно заполнять дневник практик с описанием проделанной работы по выполнению программы практики и индивидуальных заданий;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

- выполнять распоряжения администрации организации и непосредственного руководителя практики;

- строго соблюдать правовые и морально-этические нормы поведения;

- своевременно оформить отчет и дневник практики, представить их на утверждение непосредственному руководителю практики от организации. В трехдневный срок после прохождения практики сдать отчетную документацию руководителю практики от кафедры;

- сдать по окончании практики пропуск, литературу и другое имущество, полученные в организации во временное пользование.

Студент-практикант имеет право:

- изучать документацию организации в объеме заданий, определенных программой практики;

- обращаться к руководителю практики от кафедры, непосредственному руководителю от организации, другим работникам университета и организации по организационно-методическим и иным вопросам, возникающим в процессе практики;

- вносить предложения по организации и проведению практики;

- пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методической документацией, другими материалами и оборудованием, необходимым для выполнения программы практики.

Продолжительность рабочего дня для студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь и составляет не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет (статья 112 Трудового Кодекса Республики Беларусь) и не более 35 часов в неделю для студентов в возрасте от 16 до 18 лет (статья 114 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

 

 

Список литературы

1. Близнюк, А. И. Практическая психология / А. И. Близнюк. ¾ Минск: Выш. шк., 2004. ¾ 207 с.

2. Богословская, В. С. Программа САН (самочувствие, активность, настроение): пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей / В. С. Богословская, А. И. Янчий. ¾ Минск: ИВЦ Минфина, 2004. ¾136 с.

3. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педпроцесса / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. ¾ 1986. ¾ №2. ¾ С. 100–103.

4. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; под общ. ред. И. Б. Гриншпуна. ¾ М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. ¾ 464 с.

5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. ¾ СПб.: Питер, 2009. ¾ 336 с.

6. Герасимова, В. С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В. С. Герасимова. ¾М.: Ось – 89, 2005. ¾128 с.

7. Изотова, Е. И. Психологиеская служба в образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова. ¾ М.: Академия, 2007. ¾ 288 с.

8. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. ― Минск: Соврем. слово, 2006. ― 544 с.

9. Локалова, Н. П. Психология. Введение в профессию / Н. П. Локалова. ¾ СПб. : Питер, 2010. ¾ 176 с.

10. Лызь, Н. А. Методика преподавания психологии: учеб. пособие / Н. А. Лызь. ¾ Ростов н/Д: Феникс, 2009. ¾ 414 с.

11. Мирзаянова, Л. Ф. Общая психология в дидактических спектаклях / Л. Ф. Мирзаянова. ¾ Барановичи: БарГУ, 2005. ¾ 244 с.

12. Мирзаянова, Л. Ф. Подготовка к профессиональной деятельности: адаптационные тренинги: учеб.-метод. пособие / Л. Ф. Мирзаянова, Т. С. Рашевская, Л. И. Станиславчик; под общ. ред. Л. Ф. Мирзаяновой. ¾ Барановичи: БарГУ, 2008. ¾ 202 с.

13. Никольская, И. М. Уроки психологии в начальной школе / И. М. Никольская, Г. М. Бардиер. ¾ СПб.: Речь, 2004. ¾ 190 с.

14. Никольская, И. М. Уроки психологии в начальной школе / И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер. ― СПб.: Речь, 2004. ― 190 с.

15. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова. ¾ М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайм-М», 2001. ¾ 448 с.

16. Орлова, Л. В. Методика преподавания психологии: прогр.-метод. комплекс / Л. В. Орлова. ― Минск, БГПУ, 2005. ― 71 с.

17. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. В. Шадриков [и др.]. ¾ М.: Просвещение, 1990. ¾ 142 с.

18. Производственная практика студентов ¾ вид учебного процесса : метод. рекомендации по практической подготовке студентов / авт.-сост.: Ю. М. Костюкевич. ¾ Барановичи : РИО БарГУ, 2007. ¾ 62 с.

19. Психологу, работающему с кризисными состояниями клиента: сб. метод. материалов для студентов учреждений высш. образования / сост. Ж. В. Рзаева. ¾ Барановичи: РИО БарГУ, 2012. ¾ 80 с.

20. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Рзаева. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 90 с.

21. Рожина, Л. Н. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / Л. Н. Рожина. ― 3 изд. – Минск : БГПУ, 2003. – Ч. 1. – 250 с.

22. Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практ. психологов / Л. Н. Рожина. ¾ Минск: Выш. Шк., 2003. ¾ 272 с.

23. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. ¾ СПб.: Питер, 2006. ¾ 464 с.

24. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. ¾ СПб.: Питер, 2004. ¾316 с.

25. Стоюхина, Н. Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие / Н. Ю. Стоюхина. ¾ М.: Флинта: Наука: 2011. ¾ 184 с.

26. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. ¾ 240 с.

27. Трофимова, Н. М. Общая психология: практикум / Н. М. Трофимова, Е. В. Поленякина, Н. Б. Трофимова. ¾ СПб.: Питер, 2005. ¾ 320 с.

28. Учебная (ознакомительная) практика : метод. рекомендации для студентов специальности 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / сост. Ж. В. Рзаева. ― Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 35 с.

29. Яценко, Т. Е. Виктимология образования: в помощь практическому психологу: практ. пособие для студентов психол. специальностей / Т. Е. Яценко, Ж. В. Рзаева. ¾ Барановичи: РИО БарГУ, 2014. ¾ 363 с.

30. Яценко, Т. Е. Социально-личностные компетенции педагогов в области обеспечения психологической безопасности образовательной среды: практ. рук. для студентов пед. и психол. специальностей / Т. Е. Яценко. ¾ Барановичи: РИО БарГУ, 2014. ¾ 103 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Дневник практики (образец ведения):


Титульный лист дневника

Дневник

Учебной (ознакомительной) практики

студента ____ курса ______________________ факультета

специальности ___________________________________________

группы ___________________________

___________________________________________________________

фамилия, имя, отчество студента-практиканта

 

Руководитель практики от учреждения ________________________________ фамилия, имя, отчество руководителя

Руководитель практики от кафедры психологии ________________________

фамилия, имя, отчество руководителя

1 страница

Учет посещения студента руководителем практики

от кафедры психологии[3]

 

Дата Вид деятельности Отметка, подпись
     
     

 

 

2 страница и далее

Учет и содержание деятельности студента-практиканта[4]

Дата, день недели, время Содержание работы (вид деятельности) Анализ деятельности (рефлексия) Отметка, подпись
       
       

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 


Примерная схема индивидуального плана практиканта

Дни работ Содержание работы Количество часов Отметка о выполнении
1-й день Знакомство с учреждением образования, в котором проходит практика. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта. Изучение нормативной документации. Знакомство с планом работы педагога-психолога (практического психолога), с особенностями, направлениями и содержанием психодиагностической работы.      
2-й день
Предпоследний день Подведение итогов практики. Проводится в следующем составе: группа студентов, психолог, руководитель-методист, представитель администрации учебного заведения и др. Слушается отчет студентов о проделанной работе. Проводится анализ работы студентов на практике, вносятся предложения по совершенствованию практики на базе данного учреждения    
Последний день Оформление отчетной документации. Подготовка материалов к итоговой конференции по практике      

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...