Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
Менеджмент (от англ. menegement - управление, организация) — это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива. Управление целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Элементы процесса управления: Субъект управления - исполнитель указаний руководителя. Предмет и продукт труда в управлении - информация, на основании которой в результате управленческой деятельности создается решение, опираясь на которое объект управления может предпринимать конкретные действия. Менеджер - лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйствования на основе современных методов управления. Цель менеджмента - достижение высокого уровня эффективности производства, качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения обшей цели или целей. Системный подход - это комплексное изучение явления или процесса как единого, целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей. Принцип управления - руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. Принципы управления: - Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизации и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и централизация, линейное управление, порядок, стабильность, инициатива.Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности и коллективной деятельности. Это дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др. -Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:-методы подкрепления и стимулирования;-методы регулирования поведения;-методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;-развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства. Среди функций управления выделяют:1.Технические операции — производство (для медицинских учреждений - это диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.)2.Коммерческие - покупка, продажа, обмен (для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг).3.Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.4.Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. 5.Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.6.Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль. 125. Планирование здравоохранения6опредиление, принципы, задачи, направления Планирование как составная часть управления экономикой представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих выбрать оптимальный вариант развития, обеспечивающий эффективное использование ресурсов. Планирование подразделяется: 1.no уровню:а)федерации (государственное планирование),б)отраслей (отраслевое планирование),в)регионов (региональное тонирование),г)отдельных организаций, предприятий, учреждений, Чтобы добиться наиболее рационального использования ограниченных ресурсов, необходимо возможно точнее определять их отдачу, сопоставлять ее с затратами, сравнивать различные варианты программ развития с точки зрения издержек и выгод. Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно -противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их у дов л етворе ния. Принципы : 1 .обеспечение социальных гарантий - населения в получении необходимой медицинской помощи, и в первую очередь реализации Программы госгарантий; 2.соответствие ресурсов здравоохранения потребностям населения в медицинской помощи. Развитие здравоохранения должно проходить при соблюдении следующих условий: - единство целей развития системы на разных уровнях организации и управления как на текущий период, так и на перспективу; - эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов медицинских учреждений; - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; - повышение качества и эффективности медицинского обслуживания. В рыночных отношениях возрастает роль оптимального планирования, когда для наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах здравоохранения, с учетом состояния материально - технической и ресурсной базы, выбирается вариант дальнейшего развития системы. С этой целью: 1. анализируются комплексные показатели:-материально - техническая база ЛПУ в регионе;-нормативы обеспечения населения медицинской помощью;-здоровье населения и его динамика;-финансовые, материальные и трудовые ресурсы здравоохранения региона; -диспансеризация и профилактическая работа;-дальнейшего развития медицинской помощи по основным ее видам с учетом демографических особенностей в регионе;-развития медицинского страхования (ОМС и ДМС);-внедрения ресурсосберегающих технологий;-совершенствования системы управления здравоохранением;-повышения качества медицинского обеспечения населения. Переход на экономические методы управления отраслью предполагает изменение подходов и к планированию на уровне ЛПУ. При сохранении бюджетного планирования (планомерного процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета) вместо привычных объемных показателей, отражающих количество посещений, койко — дни и т.д., решающее значение приобретают финансовые нормативы. Преимущество экономических методов планирования в том, что они создают материальные стимулы, влияют на размер заработной платы медицинских работников. При этом необходимы комплексные показатели качества и результативности, наиболее полно характеризующие цели, стоящие перед медицинским учреждением него подразделениями. Планирование работы ЛПУ заключается в определении: 1.основных целей и функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей;2. в идо в и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения;З.потребности в финансовых и материальных ресурсах и расчетах финансовых нормативов;4.максимальных объемных показателей деятельности с учетом планируемых объем ов ф инанс иро вания из всех источников. Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населения по следующим параметрам:-степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной Программы госгарантий; - качество оказания медицинской помощи; -эффективность использования существующих мощностей ЛПУ. Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно - правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и ЛПУ являются участниками рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельно хозяйствующей у с лугопро из водя ще й организации, как бизнес -планирование. Бизнес - план - это четко структурированный документ, описывающий*все основные аспекты деятельности медицинской организации с момента ее создания до вывода на проектную мощность. Бизнес - план включает разработку цели проекта, оценку фактических экономических показателей медицинской организации, анализ рынка и информацию о клиентах, определение конкурентной стратегии для достижения поставленных целей. Качественно составленный бизнес — план повышает шансы организации в получении финансовых средств от предполагаемого инвестора. 126. планирования и прогнозирования общественного здоровья и здравоохранениявиды и методы планирования. Прогнозирование по своей сути означает «предвидение» и основано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров системы. Прогноз, по сравнению с гипотезой, более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительности. Именно поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью, раскрывает возможные альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов. Прогнозы в здравоохранении могут разрабатываться по следующим основным направлениям: • прогнозы здоровья населения;• прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи, специализированных служб;• прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др. Хотя такие прогнозы и разрабатываются для отдельных служб, они между собой взаимосвязаны. На их основе должен разрабатываться прогноз развития системы здравоохранения в целом, который, в свою очередь, должен стать составной частью прогноза социальноэкономического развития страны. В Российской Федерации прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. В здравоохранении в зависимости от поставленных задач выделяют следующие формы прогнозов: • оперативные (текущие);• краткосрочные (годовые);• перспективные (среднесрочные - 3-5-летние и долгосрочные - 10 лет и более). В современной теории управления прогнозирование тесно связано с математическим моделированием процессов, сценарии развития которых предполагаются в будущем. Для построения таких математических моделей (например, прогнозирование рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (не менее 10-12 лет) ретроспективный период наблюдения. В основе разработки таких математических моделей лежит регрессионный анализ, а также построение и анализ динамических рядов с экстраполяцией полученных данных. Однако для получения качественных и достоверных прогнозов развития той или иной ситуации нельзя ограничиваться только математическим моделированием. Построения математических моделей целесообразно сочетать с другими способами построения прогнозов, в первую очередь с методами экспертных оценок (Дельфи, ПАТТЕРН и др.). Эксперты, применяя методы качественного и количественного анализа, отбирают наиболее важные факторы, оценивают их взаимосвязи, влияние на тенденцию в развитии того или иного явления и определяют тем самым вероятность достижения тех или иных результатов в будущем. В теории и практике управления известно более 150 методов прогнозирования, которые можно объединить в четыре основные группы: 1) экспертные оценки;2) экстраполяция;3) моделирование;4) комбинированные прогнозы. Таким образом, в здравоохранении прогнозирование представляет важнейшую функцию управления, так как ценой ошибок при принятии управленческого решения могут быть здоровье и даже жизнь десятков и сотен тысяч людей. Виды планирования в здравоохранении С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении: • стратегическое;• перспективное;• текущее. Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 лет и более. Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления: • федеральном;• субъекта РФ. Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает: • стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РФ;• прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения; •федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов РФ; • федеральные целевые медико-социальные программы. Стратегическое планирование на уровне субъектов РФ. Задача органов управления здравоохранения субъектов РФ состоит в разработке стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения. Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы: • анализ и прогноз состояния здоровья населения территории на расчетный период;• определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;• расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения территории;• разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения территории;• определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;• разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ. Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования. Методы планирования в здравоохранении |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |