Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ТРЕЗУБЦА




 

157

До недавнего времени история известнейших символов человечества - “трезубца“, “свастики“ и “шестиконечной звезды“ - была покрыта мраком. То, что говорили об этих знаках официально, было чистейшей выдумкой. Связано это не с магической силой этих знаков, а с их национальной принадлежностью. Дело в том, что в 20-м веке “свастика“ была присвоена национал-социалистами Германии, а “шестиконечная звезда“ (под выдуманным недавно названием “щит Давидов“) - детищем большевистских вождей СССР - государством Израиль. Попытки онемечить “свастику“ и оевреить “шестиконечную звезду“ заткнули рот всем тем, кто знал настоящую историю этих символов. Теперь эту правду можно сказать: “трезубец“, “свастика“ и “шестиконечная звезда“ появились на свет в Волго-Урале и являются исконно Булгарскими символами.

 

Народ Булгар (его название пишется также как “Болгар“, “Българ“, “Балкар“, “Бургар“ и т.д.) возник в Волго-Урале в результате слияния семи Арийских и Урало-Алтайских (Финно-Угорских, Самодийских (i.e. Nenets), Tунгусо-Mаньчжурских) племен, поэтому Булгар можно называть Урало-Арийским народом. Одно из Отюреченных Угорских племен, пришедшее в Волго-Урал из глубин Азии, дало Булгарам особый Тюркский язык (“Туранский язык“ или “язык камов, кам-боянов“), многие черты которого сохранил современный Чувашский язык. Во 2-4 вв. основным языком Булгар становится Огузо-Тюркский язык (“Булгарский Тюрки“) - ближайший родственник Турецкого языка. Физический тип Булгар был, по основным чертам Арийским, одежда - Угорской, обычаи были смешанными, Урало-Арийскими. Самоназвание “Булгар“ - чисто Арийское, означающее “черная или волчья (булг) голова (ар, джар)“. А вот свою родину Булгары называли по-Тюркски “Идель“, что означало “Семь (иде) племен (эль)“.

 

В 15 тысячелетии до н.э. Булгары создают в Волго-Урале свое государство Идель, в которое вошли почти вся Восточная Европа, Сибирь и Казахстан. В начале 7 в. Булгарское государство Идель получает название Булгарии (Великая Булгария), а прежнее имя становится приставкой семи крупнейших рек Волго-Урала: Кара Идель (Волга), Аг Идель (Белая), Чулман Идель (Кама), Нукрат Идель (Вятка), Ака или Саин Идель (Ока), Буртас или Сура Идель (Сура), Джаик Идель (Яик, Урал). Название Идель понятно: в нем Булгары сохранили память о своих предках - семи разноязыких племенах. А название Булгар произошло на основе того, что на их знамени изображалась голова волка - одного из главных тотемов Булгар (главными тотемами Булгар считались, кроме волка, олень-бык, грач или ворон, журавль, лебедь или утка, тигр или барс-леопард, змея или змеевидный дракон, рыба, орел или сокол, петух или курица-куропатка). Волка нельзя было называть его именем “мак“ (“мек“, “маг“), поэтому Булгары именовали его “кара“ - “черный“ (т.к. волк являлся хозяином ночи), “буре“ - “серый“, “син“ (“чин“) - “луна“ (т.к. волк является покровителем Луны и воет на нее), “кур“ (“курт“) и т.д. Согласно старинной Булгарской легенде, волк спас малолетнего сына Булгарского вождя (царя). Во время неожиданного нападения врагов жена вождя усадила мальчика в большой котел (корзину), и отправила казан по течению реки. Потом волк извлек мальчика из реки и выкормил его.

158

 

Булгарский народ почитал горы: совершал на них свои моления Всевышнему Богу - Тангре (Тенгре), а также создавал их имитации - пирамиды (земляные - курганы, каменные, кирпичные и др.), в которых делали специальные пещеры для погребения героев и вождей.

 

Простых людей хоронили в катакомбах - пещерах, выкопанных в боковой стене могильной ямы. Над такими могилами ставили каменные или деревянные памятники - символы горы (иногда вместо деревянного памятника сажали дерево). Наиболее священными чИслами Булгар стали 3 и 7, поэтому пирамиды для погребения героев (мавзолеи) чаще всего делали трехэтажными, а пирамиды в честь духов и Бога - семиэтажными.

 

Уже 11-15 тысяч лет назад некоторые группы Булгар по разным причинам стали покидать Идель (Волго-Урал), увлекая за собой другие племена Иделя. Для Булгарских летописцев средневековья все племена Иделя были Булгарами, и они не разделяли их по языку или другим индивидуальным признакам.

 

Первым переселенцем стало племя Аркэше (“Аргипеи“ Греческих источников), которое особо поклонялось духу дождя, грома и молнии и поэтому называлось также именами этого духа: Самар-Сэбэр, Дэбэр (отсюда - Тавр, Тавры), Атряч (отсюда - Троя). Не позднее 10 тыс. до н.э. одна часть Дэбэров ушла из Иделя на Украину, где долгое время существовала под именем “Тавров“ (особенно в Крыму), а другая часть - на Ближний Восток, где образовала державу Самар (Шумер), включавшую в себя первоначально территории Северного Египта, Междуречья, Сирии, Палестины, Малой Азии, Балканского полуострова, Западного Ирана, Закавказья. Дэбэры любили называть себя “Аркеше“ - “чистые люди“ (в смысле - чистые Булгары), отчего произошло Греческое название древних Булгар - “Аргипеи“.

 

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. Самар распался на:

 

1) Египетское царство (Мамиль);

2) Крэш - Критское Булгарское царство, под властью которого были Балканы, Кипр (Кубар), Малая Азия (Атряч, Троя) и Балистан (Палестина, Ливан, Сирия и Иордания);

3) Сувар - Булгарское царство в Междуречье, сохранившее название Самар - Шумер;

4) Мидан (Западный Иран);

5) Кафкаш (Кавказ).

159

 

Катастрофическое наводнение (библейский “Всемирный Потоп“) погубило Булгарскую царскую династию Сувара (позднего Шумера) вместе со значительной частью Булгарского населения и позволило подвластным Булгарам древнеарабским племенам Сарканов (по-Булгарски “Саркан“ означало “бархан“ (i.e. dune in Türkic - Translator's Note), “житель пустыни“) подчинить в 24 веке до н.э. Аккад, Тангра-Капа (Вавилон) и другие Булгарские города Междуречья.

 

Не позднее 3 тыс. до н.э. на юг двинулась вторая волна Булгарских переселенцев из Иделя - Бильсага или Бишатар (“пять родов“ по-Булгарски). Одна часть Бильсага поселилась на Украине (где соседи называли Бишатаров “Бастарнами“), другая - на Балканах (где подчинилась Критскому царству и позднее стала известна под именем “Пеласгов“), третья - на Кавказе (где соседи называли ее “Кутии“, “Гутии“, “Утии“, “Албаны“, Хетты), а четвертая - в Средней Азии (под именем Саков, Массагетов и Кушан). Среднеазиатские Бальсага прошли потом через Афганистан и Пакистан в Индию и завоевали ее (Бильсага остались в памяти индийцев под именем “пятерых братьев - Пандавов“). Кавказские Бильсага на рубеже 3-2 тыс. до н.э. захватили большую часть Малой Азии и основали здесь Хеттское царство, а около 2,200 г. до н.э. атаковали Сувар-Шумер и на некоторое время вернули его под власть Булгар. Но затем Сарканские династии (Аккадцев, Вавилонян, Ассирийцев) опять завладели Сувар-Шумером, хотя и продолжали развивать Булгаро-Шумерскую культуру. Балканские Бильсага-Пеласги основали Макан (Микены), Бильсага (позднейшая Плиска) и другие города.

 

В начале 2 тыс. до н.э. на юг из Иделя проследовала третья большая волна идельских Булгар-переселенцев, возглавляемая Булгарским племенем Эксага или Агатар (“речники“ или “водники“ по-Булгарски). За свое умение делать корабли и плавать на них Агатары (это название потом приняло формы “Айдар“, “Агатиры“, Агачиры“) были прозваны “Кимерами“ (“лодочники“, “корабельщики“, “перевозчики“ по-Булгарски). Одна часть Агатаров заняла Украину, где соседи называли их “Древлянами“ и “Киммерийцами“, другая - через Молдавию проследовала на Балканы и подчинила Сэбэров (“Северов“) и Бильсага, третья - около 1700 г. до н.э. прорвалась через Сувар в Мамиль-Египет и 100 лет правила в нем (Египтяне называли Эксага “Гиксосами“). В середине 2 тыс. до н.э. землетрясение, вулканический пепел и гигантские волны, вызванные катастрофическим извержением вулкана на острове Фера (близ Крита) погубили большую часть Булгаро-Крэшского населения Крэша-Крита. Эта катастрофа вошла в мировую историю под названием “гибели Атлантиды“. Атряч (Троя), входивший до этого в Критское царство, объявил себя Булгарским Атрячским (Троянским) царством и наследником Крэшского (Критского) царства. Но Булгары-Агатары (которых Греки называли “Ахейцами“ или “Аргивцами“ - т.е. “Уральцами“) завоевали Макан (Микены), ослабленный Крит и Кипр и основали собственное Микенское или Аргосское царство.

 160

 

Атрячские (Троянские) Булгары, царская династия которых была основана еще Булгарами-Тэбэрцами, попытались было остановить экспансию Микенских Булгар, но около 1200 г. до н.э. Маканские Булгары - Ахейцы взяли и разгромили Атряч-Трою. Примерно в то же время Булгары-Микенцы захватили территорию Хеттского царства (где основали свои княжества) и атаковали Египет (где их называли “народами моря“) и Балистан.

 

“Перепуганные этими нападениями некоторые Карамуенцы (Африканцы) бежали из своей области в страну Шим (Синай) и там, затаившись на много лет, спаслись. В память об этом спасении они прозвали себя Шимба и установили день празднования этого. Через 40 лет, когда нападения Кимерцев закончились, Шимбайцы... нанялись на службу Балистанским правителям... Увидев, что Балистанцы враждуют между собой, Шимбайцы... захватили у них часть Балистана и поселились в ней... По имени секты “Яхуд“ все Шимбайцы стали называться Яхудами (Евреями)...“ (Кул Гали - из рассказа Караима).

 

Часть Атрячцев в то же время ушла из Трои на Апеннинский полуостров, где основала новое царство, названное по имени прародины всех Булгар - Идель (отсюда - “Италия“). Соседи называли Итальянских Булгар-Атрячцев “Этрусками“. Когда в VIII в. до н.э. Булгары-Этруски основали “вечный город“ - Рим, в Иделе началась очередная крупная передвижка племен, вызванная войной между двумя Булгарскими племенами Казахстана - Саками и Массагетами (и те, и другие были потомками Бильсага). С Булгарами-Массагетами враждовали не все Саки, которых называли также “Кыпчаками“ (“дупельниками“ по-Булгарски), а только часть Саков под главенством Булгарского племени “Нукрат“ (или “Эщтяк“ - “Иштяк“, Эщгел - Эсегел, Эщкуз). Саки-Нукраты или Иштяки были Обулгарившимися Угро-Самодийцами (i.e. Nenets) севера, но надумали продвинуться в более удобные южные земли. Сначала они поселились среди Саков и влились в их союз, а затем решили вторгнуться на территорию Массагетов, где и были разбиты.

 

Идельско-Булгарский царь Буртас Баранджар (Берендей) в целях восстановления мира среди Булгарских племен Казахстана, решил в 7 в. до н.э. переселить Кыпчаков (Нукратов-Иштяков) - Саков в Кара-Саклан (Украину). Однако, часть живших в Кара-Саклане Булгар-Кимеров (Киммерийцев) отказалась поделиться землей с Иштяками, за что была разбита Буртасом и бежала через Кавказ в Хеттские владения своих сородичей. Идельские войска, будто бы преследуя их, ворвались на Ближний Восток и подчинили земли от Кавказа до Египта.

 

“За то что Арьякцы (предки Армян, жившие на территории современной Осетии) помогли Булгарам завоевать Кавказ, Буртас разрешил им поселиться в части Армана (Закавказья), почему их прозвали Арманцами (Армянами)...“ (Кул Гали).

 

Буртас помнил, что весь Ближний Восток некогда был под властью Булгар.

161

 

Вскоре, однако, основные идельские войска были выведены в Идель (где началась очередная междоусобица), а оставшиеся на Ближнем Востоке ополчения Иштяков-Эщкузов подверглись предательскому нападению со стороны бывших союзников - Миданцев (Мидийцев) и отступили. С тех пор в Кара-Саклане были поселены и стали господствовать Булгары Кыпчако-Иштякского рода, разделившиеся на несколько частей: Нукратов (“Невров“), Иштяков (Языгов) и др. Греки переделали Булгарское “Кыпчак“ в “Скиф“, добавив к Булгарскому названию “с“ и отбросив его Тюркское окончание “чак“.

 

Булгарские переселенцы разнесли достижения и особенности Булгарской культуры по всему миру.

 

Греки, пришедшие на Балканы на рубеже 2-1 тыс. до н.э. в звериных шкурах (отсюда их Булгарское прозвище “Тирцы“ - “шкурники“) заимствовали высокую культуру коренного Булгарского населения Балкан и назвали ее “Греческой“. Поэтому в основе Греческой мифологии мы видим Булгарские сказания. Примечательно, что Греки, завоевавшие Маканское царство Ахейцев (после того, как Булгары-Аргивцы ослабли в братоубийственной войне с Булгарами-Троянцами), своим главным героем сделали Булгарского богатыря Гуруглы - “Сына Могилы“ и только немного исказили его имя (Греки произносили “Гуруглы“ в форме “Геракл“). От названий Булгарских племен произошли названия Греческих областей: от названия племени Сэбэр (прозванного “Крэш“ - “борьба“ и “Палуан“ - “борец“ - за особую любовь к Булгарской борьбе “Крэш“) возникли “Греческие“ названия “Спарта“, “Грек“, “Греция“, “Пелопоннес“. От Булгарского названия главных гор в Греции - Тайга (“тайга“ по-Булгарски значит “лесистые горы“) возникло Греческое название их - “Тайгет“. А чисто Булгарским словом “Эллат“ - “изобильная, цветущая страна“, Греки стали называть свою страну (“Эллада“). Точно также коренное население Италии восприняло высокую культуру Булгар-Атрячцев (Этрусков), бежавших в 1,200 г. до н.э. из Трои и основавших на Апеннинах первые города - царства (в т.ч. и сам Рим). Булгарское слово “рэм“ - “священный холм“ - стало названием города Рима и Римской империи. От Булгарского названия “Идель“ произошло название “Италия“, а от Булгарского названия коренного населения Апеннин - “Алтынбаш“ (“золотоволосые“) - названия “Латины“, “Латинский“ и т.д.

 

Прямые потомки Булгар (Дэбэров-Сэбэров, Бильсага и Кимеров) - Фракийцы (Мизийцы, Сэбэры - “Северы“, Македонцы и др.) сохранили свою Булгарскую культуру до 7 в., когда новая переселенческая волна Булгар (возглавляемая Аспарухом) достигла Балкан. Самый знаменитый фракиец - князь Сэбэртэк (Спартак) попал в рабство к Римлянам, но поднял грандиозное восстание рабов и едва не уничтожил Римскую империю.

161

 

Булгарские мифы вошли в эпосы многих народов мира. Так, миф о чудесном спасении малолетнего Булгарского принца Магулы (“Сын Волка“ по-Булгарски) или Магиза (“Подобный Волку“ по-Булгарски) в котле (корзине), пущенном по реке, вошел в сказания Египетские, Индийские (в них имя “Магулы“ приняло форму “Маугли“), Итальянские (братья Ромул и Рэм были брошены в корзине в реку и спасены волчицей), Арабские, Еврейские (в них имя “Магиз“ приняло форму “Моисей“) и др.

 

Согласно данным Булгарского поэта и историка Кул Гали, трезубец был любимым символом Булгар-Бильсага. Выходит, уже в 3 тыс. до н.э., когда Бильсага пришли в Кара-Саклан, этот символ появился на Украине.

 

Что значит трезубец для Булгар? (in the monarchial historiography of Rus/Russia, the trident is proclaimed to be a family coat-of-arms of Rürik (855-882) and his descendents. Rürik, in turn, in the Normanist theory of the Rus monarchy is derived from the Viking princely line. But in the prospective lines of the Viking ascendancy, the trident is nowhere to be found. The Slavonic theory of the Rus monarchy does not extend beyond possibilities and speculations at best, with no trident in sight. The Türkic theory, carefully circumvented by any who-is-who of the Rus historiography, has however a clear documented trail, since the trident was the coat-of-arms of the royal clan Dulo, including better known personalities like Bulümar, Attila, Kurbat, Bel-Kermek, Asparukh, Djilki and Chelbir - Translator's Note).

 

Вначале он был символом самого Тангры (Тенгри) - Бога, который часто принимал вид Солнца (Булгары говорили: “Солнце - это око Тангры“). Так что трезубец первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца.

 

Согласно Тенгрианским (до-Исламским) мифам Булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием: вначале - первого духа (алпа, аса) Биргюна, затем (когда Биргюн постарел и “отошел от важных дел“, лишь изредка давая о себе знать всевозможными стихийными бедствиями и непогодой) - его сыновей, алпа света и тепла Карги - Нардугана (Мардукан) и алпа молнии, воды и мирового океана (“боз идан“ - “голубая долина“ по-Булгарски) Кубара. Имя Нардугана - “Рожденного Светом“ (или “Рождающего Свет“ по-Булгарски) в поздне-Шумерских источниках приняло форму “Мардук“, а имя Кубара в Греческих мифах - “Посейдон“ - образовалось от “боз идан“ Карга мог принимать вид грача, змееподобного дракона, а Кубар - быка. По Тенгрианским поверьям, вид Карги и Кубара, а также некоторых других могущественных алпов, мог принимать сам Тангра - Творец Вселенной. Могущественных Алпов-Асов в Тенгрианском пантеоне насчитывалось 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря Русских сказок и т.д.). Кимеры-Агатары считали Кубара своим любимейшим духом.

 

Думается, читателю стало ясно многое - и почему на Ахейском острове Кубар (название которого Греки позднее превратили в “Кипр“) был развит культ Быка (т.е. Кубара), и почему Мардука и Посейдона изображали с трезубцем в руке...

 

Как бы утверждая могущество Тангры, духов-алпов и свое собственное, Булгарские Тенгрианские священники кам-бояны (“шаманы“) всегда имели при себе жезлы или посохи в виде “трезубцев“. Сами кам-бояны объясняли, что посох (жезл) - “трезубец“ означает власть Тангры и его алпов над тремя мирами - Небесным, Земным и Подземным - и позволяет им совершать путешествия туда для встречи с алпами и душами предков. Но невнимательные европейские художники превратили посохи-трезубцы... в ведьминские метлы!

163

 

Хорошо еще Кул Гали рассказал нам об этом - а то бы мы до сих пор гадали: как это и почему ведьмы на метлах летают?

 

Трезубец, как символ Тангры и сильнейших алпов, изображался также на бубнах Булгарских шаманов.

 

Простые Булгары называли трезубец “бэрэнджар“ (“баранья голова“), “эщтэк“ (“иштяк“) или “байсанак“ (“большое копье“), “хазар“ (“вожак стада“) и т.д. В трезубце видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр.

 

У шаманов было собственное название трезубца - “казак“ (“гусиная нога“), запрещенное для произношения простым людям под страхом кары небесной. Это название возникло на почве того, что могущественнейшие алпы Мардукан и Кубар принимали вид драконов с гусиными ногами. Кстати, Мардукан, создавший - по воле Тангры - Землю, был по этой причине превращен народными сказителями в гуся (утку).

 

Булгарская царская династия Дуло, основанная шаманом, сделала трезубец своим гербом под названием “балтавар“ - т.е. “топор“ (балта) - лук (вар)“. В Булгарском государстве топор и лук были атрибутами царской власти, а кроме этого символизировали лесные территории (топор) и степные (лук). Своим гербом Булгарские цари подчеркивали, что они - правители бескрайней лесостепной Евразии. В царствование Булгарского кагана из династии Дуло Курбата Кюнграта (“Курбата“) территория Иделя действительно простерлась от Балкан до Алтая и получила название Булгарии (Великой Булгарии). В конце 7 в. Великая Булгария разделяется на Северную Булгарию (Черную Булгарию с центром в Башту - Киеве), Южную Булгарию (Хазарию) и Западную Булгарию (Дунайскую или Балканскую Булгарию). Но и в Черной Булгарии, и в Хазарии, где правили представители династии Дуло, государственным гербом оставался герб Дуло - трезубец.

 

В 9 в. и Черная Булгария разделяется на два Булгарских государства - Украинскую Булгарию с центром в Киеве (которая получает название Урус - Русь, Киевская Русь) и Волжскую Булгарию (которую называют Ак Булгар) с центрами в городах Болгар, Буляр и Казань. После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла Ислам в качестве государственной религии, Мусульманские правоведы выступили за полный запрет старых государственных символов - пережитков языческих времен. Некоторое время Булгарским царям удавалось сохранять трезубец-“балтавар“ под тем предлогом, что он, якобы, символизирует Арабскую букву .. - “б“ и означает “Булгария“. Но к концу 10 века трезубец-“балтавар“ перестает быть официальным гербом Волжской Булгарии и позднее присваивается - в качестве тамги - одной из 12 провинций Булгарии - Тубджаку (современный Казахстан). Однако, Булгарские правители продолжали считать “балтавар“ своей родовой тамгой.

164

 

Украина (Кара-Саклан) входила в состав державы Идель по меньшей мере с 3 тыс. до н.э. Вскоре после переименования Иделя в Булгарию в 7 в. центр Булгарской державы переносится на Украину, в Башту - Киев. Поэтому с 7 в. в сознании Булгарского населения Украины трезубец стал символом именно этой части Великой Булгарии. После распада Черной Булгарии в середине 9 в. Булгарскому царю Габдулле Джилки досталась ее восточная часть (Волжская Булгария), а его младшему брату Лачыну - ее западная часть (Украинская Булгария), которая получила имя Булгарского царя начала 9 в. Уруса Айдара - “Урус“ (“Русь“, “Киевская Русь“). Если в Волжской Булгарии главенствовали Булгарские феодалы (буляры) - Мусульмане, то на Украине - Руси господствовали Булгарские буляры (боляры-бояре) - Тенгрианцы, почитавшие алпа Биргюна (“Перун“ Русских летописей). Великокняжеская династия Руси была основана Лачыном и также считала трезубец-“балтавар“ своим гербом. В отличие от Волжской Булгарии, Булгарские правители Руси сохраняли трезубец в качестве герба и своего государства до 12 в. К примеру, великий князь Владимир (правнук Лачына) чеканил трезубец на своих монетах и после принятия Xристианства Русью в качестве государственной религии (988 г.). Только в начале 12 в. великий князь Владимир Мономах, погромивший Булгарскую культуру Киевской Руси из желания переориентировать Русь на связь с Xристианским Западом, попытался лишить трезубец звания герба Киевской Руси. Владимир Мономах не только запретил Булгарский трезубец, но и подделал Русские летописи. По его приказу монахи-летописцы превратили Лачына в “Рюрика“, сына Лачына Угера - в “Игоря“ и т.д.

 

К счастью, до нас дошли и другие Украинские источники того времени, в которых киевских правителей 9-11 вв. прямо называли Булгарским титулом “каган“ (“царь“, “император“): каган Владимир (980-1015 - Translator's Note), каган Ярослав (Мудрый) (1016-1017 d. 1054 - Translator's Note) и т.д. А степная (южная) Украина, сплошь заселенная Булгарскими племенами Бэрэнджаров-Берендеев, Баджанаков-Печенегов (их название некоторые средневековые авторы производили от названия трезубца - “бай санак, Каракалпаков - Черных Клобуков, Хазар, Харька (от их имени происходит название Харькова), Сэбэров-Северов-“Севрюков“, Узов-Торков и др. - сохранила трезубец в качестве своего символа. Не случайно именно южно-Русский (Черниговский) князь Владимир Святославич - автор Украинской поэмы “Слово о полку Игореве“ (1180-е гг.) - донес до нас два древне-Украинских названия: трезубца - “троян“ и Южной Руси (Степной Украины) - “земля Трояна“. ВсвоейпоэмеВладимирСвятославичосуждаетВладимираМономаха (1113-1125 - Translator'sNote) (онбылвнукомЯрославаМудрого, которогоБулгарыназывали “Тазбашем“ - “Хитрым“) законфликтысюжно-УкраинскимиБулгарскимиплеменами

165

 

 

Не поленился Владимир Святославич и напомнить, что вся Черниговская знать состояла сплошь из представителей знатных Булгарских родов: Могутов (Масгутов, Масаутов), Татранов, Шельбиров (Чельбиров), Топчаков (Тубджаков), Ревугов (Арбугинцев), Ольберов (Эльбиров) и др. Владимир Святославич был представителем Украинской ветви Булгарской династии Дуло - “Рюриковичей“ (потомков Лачына) и, вполне естественно, считал началом Украинской (древне-Русской) государственности 4 век, когда Булгарские цари из династии Дуло перенесли столицу державы Идель из Поволжья в Киев и начали наступление на Восточноримскую империю (Византию).

 

В 12 - начале 13 века Булгарские кочевники Украины в массе своей принимают Xристианство, т.к. за это Киев и Чернигов давали им большие привилегии (земли, тарханство и пр.).

 

В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, Булгарский царь Гази-Барадж предложил своему Монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из Булгарских кочевников Украины - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу “казак“ (трезубец) и имя “казаки“. Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим Булгаро-Монгольским командованием до середины 14 в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из Булгар-Xристиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды Чиркесов.

 

Еще в 10 в. Булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников Булгары называли “чиркес“, что по-Булгарски значит “бродящий, вольный (чир) человек (кеше)“. Русинцы переводили это слово, как “бродник“. Большинство Чиркесов были Украинцами-Xристианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), Чиркесы поступили на службу Монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, Чиркесы остались на Монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, Монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, Украинцев-Казаков. Постепенно для Чиркесов название Казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а Казацкий “трезубец“ - гербом. Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, Украинские Казаки-Чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды (i.e. from the Kipchak Khanaate - Translator's Note). Центром независимого Украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. Это название произошло от Булгарских названий острова “Курташ“ (“Остров каган Курта-Кубрата“) или Хордизэ (“Ставка Кубрата“). С этого времени Булгаро-Казацкий трезубец вновь возвращается к Украинскому народу в качестве все-Украинского символа.

166

 

Этому не помешало то, что цари Волжской Булгарии до 16 в. продолжали считать трезубец своим родовым гербом и изображали его на Булгарских (i.e. Itil Bulgarian - Translator's Note) монетах. После разгрома Московско-Татарским войском Булгарской столицы Казани в 1552 г. Булгарский народ, в память об утраченной государственности, сделал своим национальным гербом тамгу Казани - Y или Y ( or ).

166

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Фаргат Нурутдинов

КОНСПЕКТ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТИЙ “ДЖАГФАР ТАРИХЫ“

167

1. О своих предках Туг (Тук)-Мохаммед пишет...

 

Сыном Адам-Амина (Kan, 1076-1118) был Шамгун Ширдаг его сыном - Арбат Габдэрразак, его сыном - Азан по прозвищу Байда-Багыл, его сыном - Барадж, женатый на дочери Шамбата (Субэдэ) Амине, их сыном -Ямаш, его сыном - Сэбэр-Худжа, бывший наместником Сэбэра, его сыном - Туг-Мохаммед, его сыном - Гарай-Барадж (“Гарай“ означает “Финно-Угорский“), восстановивший в 1358 г. город Барадж на реке Аби-Дара (Обь), его сыном - Сулейман Бияга (“бияга“ или “яга“ значит “священное дерево“, а также его символ - столб с изображениями петуха и других тотемных животных), который смог вырваться из Болгара во время осады города Идегеем и основал городок Яга, его сыном - Иш-Мохаммед по прозвищу Тамлык, его сыном - Балта, владевший аулом Балта. Балта породнился с домом Балуса, выдав дочь Алтынай замуж за Наримана. С родом Балуса в родстве была семья Мусы Ибн Халиля; дядя Мусы - Сеид-Ахмед - был женат на дочери Наримана и Алтынай-Чулпан. Сыном Наримаиа и Алтынай был Шехид-Булат, его сыном - Барадж, его сыном - Иш-Мохаммед, написавший летопись, в которой сохранил сведения из книг шейхов Мохаммед-Амина и Таш-Мохаммеда. А Таш-Мохаммед был его учителем. Сыном Иш-Мохаммеда был Шейх-Гали, родившийся в 1603 г., сыном Шейх-Гали - Туг-Мохаммед, также написавший летопись...

 

2. Курбат в юности некоторое время был беком одного Сакланского племени. Эти Сакланы так любили его, что стали называться его именем - “Курбаты“ (Хорваты)

 

3. Как известно, Барджильский (Персидский) царь Кубрат потерял свое царство и вернул его при помощи Чалап-бия (Афрасиаба). Юрган дал юному Курбату имя Кубрата, чтобы Булгарский бейлик вернулся к нему, как Барджиль - к Барджийскому Кубрату...

 

4. Потомки Чалап-бия правили Буртасом...

 

5. Азак-Банджа (Мефодий) и Куштан-Баксан (Кирилл) родились в Тамья-Тархане, где служил их отец, и получили прозвища по названиям родных мест (Кул Гали).

 

6. Катраг умер в Балтаваре (Болгар), Бат-Боян - в Киеве, Кызыл-Кубар - в Кызыле (Охрид), Лачын - в Италии. Аспарух, чувствуя приближение смерти, велел перевезти его из Бильсага (Плиска) в главное святилище - Торна-Уба (Тырново), где попросил прощения перед духами предков за то, что умирает от старости, а не на поле боя. Перед кончиной Аспарух, как и Курбат, и Катраг, и Бат-Боян, сказали слова “Нет бога кроме Бога“ по-Арабски и по-Тюркски (“Бир Тангра“). Это рассказал Арслан Тертер (Гази-Баба).

167

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Фаргат Нурутдинов

МИНИАТЮРЫ ИЗ СВОДА БУЛГАРСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ БАХШИ ИМАНА "ДЖАГФАР ТАРИХЫ (1680 Г.)

167

Булгарские миниатюры 10-16 вв. из свода “Джагфар тарихы“ дошли до нашего века в копиях П.Карашева. В 1930-х гг. их новые копии (воспроизводившие копии П.Карашева) сделал И.М.-К.Нигматуллин. В начале 1970-х гг. я успел сделать копии некоторых рисунков и их фрагментов. Копии П.Карашева были утрачены в конце 1930-х гг. вместе со списком свода, а копии И.Нигматуллина - в 1982 г., вместе с частью “текста Нигматуллина“ (Rусский перевод свода, сохранявшийся И.Нигматуллиным). Уцелели только мои копии - да и то не все. Их я и предлагаю вниманию ученых и всех любителей истории.

 

Фаргат Нурутдинов

МИНИАТЮРЫ ИЗ СВОДА БУЛГАРСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ БАХШИ ИМАНА "ДЖАГФАР ТАРИХЫ (1680 Г.)

171

 

1. Вид города Буляра со стороны Бычьей или Коровьей башни (ворот). Царь Алмыш Джафар построил этот город в 922 г. и назвал в честь своего предка - царя Великой Булгарии VII в. Курбата Кюнграта (Курт, Кубрат), носившего титульное имя “Буляр“ (эквивалент византийкого титула “патриций“; означало также “мудрый“) (in Oguz Turkic “wise“ is “Bilge“). Цитадель Буляра называлась Джурдизэ или Марджикан, что означало “Рыцарская ставка или цитадель“. В этой цитадели размещались послы из Дунайской Булгарии, в т.ч. и Маркар Макидан (“Черноризец Храбр“), приезжавший в Буляр в 990 г. с невестой волжско-булгарского принца Ибрагима - дочерью бека (князя) Шамиля (Самуила, будущего царя Дунайской Булгарии).

 

Этот рисунок был сделан Гази-Бабой по просьбе Булгарского царя Гази-Бараджа в 1236 г. но воспроизводит обстановку конца 12 в. Сам Гази-Баба отметил:

 

“Мой господин (Гази-Барадж) велел мне изобразить Буляр таким, каким он запомнил его в детстве... Жай Ширме (“Мелкая речка“) протекала вдоль западной стены города, а Аксу - вдоль восточной... Северная башня города называлась “Ельбеген“, восточная - “Бычьей“ или “Коровьей“, южная “Грачиной“, западная - “Бурма“... “Красная башня“ находилась между башнями “Ельбеген“ и “Бычьей“... Лес “Чирмыш“ довольно близко подходил к городу со стороны башни “Бурма“, поэтому в народе ее часто называли “Урман“... [...] холм “Хинуба, на котором находится усыпальница Абдаллаха Хазари (великий Волжско-Булгарский поэт, бывший послом Волжской Булгарии в Дунайской Булгарии, Арабском халифате и Хазарии)...

 

“Внутренний город“ Буляра назывался “Бишермэн“, что означало “пять тысяч“ - в память о первых пяти тысячах жителей Буляра из рода Барынджар... Словом “Бишермэн“ Баджанаки (Печенеги) стали называть вначале Булярцев, а затем и всех Булгар... В “Бишермэне“ выделялисьбалики (районы) идомакупцовимастеров “Джилян“ (БулгарскоеназваниеПерсидскойпровинцииГилянипривозимыхизнеематерий)  “Сабук“ (т.е. изготовителиипродавцы “сабуков“ - сапогов) “Тастар“ (этимсловом, помимопрочего, булгарыназывалиПерсидскийгородТустар)... “Внешний город“ Буляра был основан Хазарскими Булгарами и Даглыкцами (Дагестанцами), получившими разрешение Талиба (Булгарский правитель 10 в.) поселиться в самом “Бишермэне“ или возле него. Эти переселенцы дали “Внешнему городу“ название Хазарской столицы “Азиль“ или “Атиль“, а своим баликам и урамам (кварталам) - имена Хазарских племен: “Тузлы“, “Тамау“, “Саклан“, “Татяк“... Среди них было очень много искусных мастеров, и даже свои балики и урамы они называли “Бакырчи“, “Кубачи“, “Япанчи“ (from the names of the trades, making bakyrs, kubas, yapans)... [...] была рощица.... “Яшел уба“, где росла одна яблоня. Считалось, что если отведает ее яблоки женщина, не могущая забеременеть, то она забеременеет... Эта рощица сгорела во время Булярской войны (1183 г.), когда Русским удалось сжечь южную часть “Азиля“... Остальную часть “Внешнего города“ Булярцы отстояли от иноверцев и огня при помощи “субакала“ (повозок с прикрепленными к ним деревянными щитами) и ветра, внезапно подувшего в сторону неприятеля...

 

Я нарисовал вид Буляра со стороны “Бычьей“ или “Коровьей“ башни, перед которой располагался Караван-сарай “Дяу-Шир“. На воротах караван-сарая было изображение тигра с двумя туловищами... Говорят, здесь, как и в “Тазик Йорты“ (Tazik - Arab tribe, the word became an early nominal for Moslems in general, Yorty = Yurt, here - land, area, own place) города Болгара, останавливался караван Бакира (Ахмеда Ибн Фадлана в 922 г.)...

 

Во время нападения русских (в 1183 г.) Булярцы, чтобы защитить “Бишермэн“, окружили “Дяу Шир“ и Бычью башню “субакала“... Русский бек (князь) Кинзяслап (Изяслав) пробился сквозь “субакала“, но у башни был смертельно ранен Мер-Чурой-бием из Нукратского рода илят...

 

За “Дяу Широм“, на берегу речки Аксу, находился красивый луг - “Царское поле“, где в праздники разбивали шатры...“

 

2. Чиркес. Чиркесы (Kазаки) охраняли булгарские караваны.

 

3. Ханский двор в городе Казани XVI в.

 

4. Караван-сарай “Тазик Йорты“ (“Мэн Буляр“), через который с юга въезжали в город Болгар (мечеть караван-сарая носила название “Верблюжьей“ и карамат).

 

5. Дочь царя Алмыша Джафара - Зухра и ее усыпальница возле караван-сарая “Тазик Йорты“.

 

6. Дворец Bулгарского бека.

 

7. Одна из башен и участок стены города Болгара.

 

8. Кабак (гостиница) купца Салиха в городе Казани.

 

9. Мечеть “Туба“ в городе Казани.

 

10. Мечеть “Калансубба“ в городе Нур-Суваре.

 

11. Баня “Кук Мунча“ в городе Буляре (в 14 в. была разобрана и вновь построена в городе Болгаре).

 

12. “Царская башня“ (ворота) Буляра. Вначале называлась “Грачиной“. В 1183 г. возле них устроил свой походный лагерь Rусский князь Всеволод Суздальский. После подавления Айярского восстания 1182-1183 гг. в Буляре царь Гадулла Чельбир (1178-1225) въехал в столицу через эти ворота, в память о чем велел назвать их “Каганскими“ (“Царскими“) и надстроить шатровым верхом. Возле “Грачиной“ (Царской) башни находились большие ремесленные мастерские и кварталы “Чулмакчи“, “Тимерчи“ и др. Казанские “Царские ворота“ были копией этих ворот...

 

13. Восточные ворота города Болгара “Тангра-капа“.

 

14. Подъемный мост.

 

15. Мунча (баня) “Даир“ в городе Казани.

 

16. Старинное булгарское знамя с изображением волчьей головы.

 

17. Квартал ремесленников возле мечети “Бакыр“. Видны погреб и каменная башня, в которых во время пожаров спасались люди и хранился запас воды.

 

18. Мечеть “Исмаилдан“ в городе Болгаре. Летописец отметил, что в строительстве этой мечети принимали участие зодчие из Дунайской Булгарии.

 

19. Некоторые музыкальные инструменты булгар.

 

20. Бунчук булгарского царя.

 

21. Караван-сарай “Бухар Йорты“ в городе Казани.

 

22. Мечеть “Такыя“ в городе Буляре.

 

23. Пир, устроенный булгарским царем Алмышем Джафаром (895-925) в честь Oгузских послов.

 

24. Булгарский феодал.

 

25. Тяжеловооруженный булгарский всадник - гвардеец.

 

26. Тяжеловооруженный Булгарский всадник в головном уборе “бурек“.

 

27. Легковооруженный Булгарский всадник в головном уборе “калансубба“.

 

28. Булгарский правитель сеид-эмир Ядкар Кул-Ашраф, которого Русские летописцы называли “Кулшерифом“ (1524-1552).

 

29. Булгар-аристократ.

30. Богатая булгарка.

31. Булгарка в праздничной одежде.

32. Булгарский купец.

33. Булгарские ремесленники.

34. Небогатые (простые) булгары.

 

35,36. Большие булгарские корабли - “Сибаши“.

 

37. Булгарский царь Габдулла Чельбир сидит на походном троне в полевом шатре.

 

 

177

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...