Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об Алфавите Дунайских Булгар




 

...А народ улаг-булгар (Дунайская Булгария - Примечание переводчика), как сообщили кара-бурджанские (Западный Бурджан или Дунайская Булгария - Примечание переводчика) посланники Маркар Каратун и Арслан Тертер, раньше пользовались знаками кельбиров, которые иногда называют тюркскими или туранскими. Но туранскими называют и знаки кашанцев (Кушан, Средняя Азия - Примечание переводчика), которыми пользовались некоторое время и у нас, и в Бурджане, хотя писались они одинаково - справа налево, как и арабские знаки...

 

Потом, когда бурджанцы перешли на язык крещеных сакланов, они первое время писали по-саклански знаками кельбиров или кряшенскими (греческими) буквами. Наконец, по воле Всевышнего, Баксан Куштан(крещенный Кириллом на смертном ложе - Примечание переводчика) создал для всех бурджанских булгар новые знаки - чтобы не было различий в написании...

 

Арслан привозил и книгу бия Маркара о булгарских письменах, из которой сеид Мохаммед-Гали выписал буквы и некоторые слова бурджанцев.....

 

Вот что в книге... написано так, как писалось нашими кельбирами;

слово Бог , Тангра - ..., (i r2 ή t2)

слово “каган“ - ..., (n1 γ q)

слово “небо“ , кук - ..., (k ü k)

слово “славный“ , кюлюг - ..., (g ü l2 ü k)

слово “войско“, сю - ..., (ü s)

А вот как писали знаками кельбиров на сакланском языке...

слово Бог - , , ..., (g b)

выражение “Божьей милостью кан“ ...

(n1 k m z u b)

 

 

Бурджанские булгары, также, как и наши, при написании часто сокращали слова и буквы в словах, а также искажали некоторые знаки...

 

Так, букву   или (b) бурджанцы писали иногда в форме  (b) , букву  (g) - в форме   (g) ,букву  (z) в форме   (z), букву  (?) в форме. (?)..

Имя “Барыс“ иногда записывали одним знаком ...

 

Иногда в молитвенных текстах изображали знаки Тангры - , ,

 

алпов Биргюна -   Сабана Мардукана -  Кубара - изображали то, что приносили в жертву и знаки годов...

 

Вот примеры некоторых записей.., сделанных в Берсуле (Добрудже) и виденных еще Абдаллахом Ибн Башту...:

 

“Бога зову: Тангра, помилуй! Теленка зарезал за [милостивый] суд...“, “Барыс, Божией Милостью кан, в Булгарской земле воцарился в год Быка...“, “Богу [следуют знаки Тангры, Биргюна, Сабана и Кубара]...“ [обрыв записи]

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О БАТЫРЕ ДЖИЛАНЕ

(КОНСПЕКТ “ТЕКСТА НИГМАТУЛЛИНА“)

Комментарий постинга - Историческая справка

 

После двух десятилетий Византийского контроля, в Дунайской Булгарии вспыхнули массовые восстания, направленные на восстановление Дунайского Булгарского государства. Первое восстание вспыхнуло в Белграде (ныне столица Сербии) в 1040. Его возглавил Петр Делян, называемом Батыр Джилан (джилан это змея в Кипчакском Тюркском). В конспекте записи Гази Баба, он был внуком славного царя Самуила, и сын царя Гавриила Радомира от его первой жены, дочери (Хедвиг? маловероятная кандидатура для продолжения Тюркской королевской памяти) Венгерского короля Стефана I (Важк Арпад, Иштван, царствовал в 997-1038). Восстание, поддержанное дядей Джилана, Венгерским королем Петром Орсеоло (также Урсеоло, царствовал в 1038 - 1041), закончилось провозглашением Петра Деляна Булгарским Каганом/Королем. Петр Делян царствовал в течение двух лет (1040-1041) и успешно освободил большую часть Булгарских земель. Восстание быстро рухнуло когда Каган был предательски ослеплен его троюродным братом королевской крови, Улушуяном (Улу стоит за Улуг = Большой, Великий; шуян - ?), стремящимся к захвату Булгарского престола.

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О БАТЫРЕ ДЖИЛАНЕ

(КОНСПЕКТ “ТЕКСТА НИГМАТУЛЛИНА“)

126

.О Батыре Джилане, сыне Бараджа (aka Gabriel Radomir, 1014 - 1015, the eldest son of Shamil - Translator's Note), внуке Шамиля (Самуила) (aka Samoil, Samuel, 976-1014 - Translator's Note) в дават-ханэ (государственный архив)... сохранилось следующее известие... Имя Джилан он получил потому, что родился в год змеи (981 год). Мать же назвала его Батыром - в память об Аспарухе, носившем прозвище Маджар или Батыр... В Маджарском (Венгерском) монастыре, где он находился, его постоянно мучило желание восстановить дом (государство) отца и деда. Чтобы как-то утолить это желание, Джилан-Батыр написал историю Бурджана... Писал он по памяти, т.к. весь архив Бурджанских царей был захвачен Крэшцами (Византийцами)... Но это только усилило его желание, и вот оно постепенно полностью подчинило все его помыслы. В результате он стал настолько безрассудным, что на старости лет переехал из своего спокойного монастыря на родину предков - в Кубардару (Македонию) по зову восставших там против Крэшцев Бурджанских Булгар...

 

Обрадованные его появлением Бурджанцы тут же избрали его Каганом Улаг-Булгара, а отвергнутых вождей, по старому Булгарскому обычаю, убили... Не имея возможности из-за преклонного возраста участвовать в войне против Крэшцев, Джилан-Батыр только читал молитвы, а его командиры одерживали одну победу за другой... Дело дошло до того, что при одном появлении ничтожного по численности отряда плохо вооруженных Бурджан сам Каган (Император) Рума в ужасе побежал прочь вместе со своей огромной армией. В брошенном им обозе капаган Джураш обнаружил вещи и книги бывших Булгарских царей, которые тут же привез Кагану Джилан-Батыру... В этот момент наивысшей славы Кагана Бурджан он посылает своего Венгерского джуру Алата Бахту... к царю Ак-Булгара (Восточной Булгарии) Балуку с богатыми подарками и просьбой о помощи... Вместе с ним в Булгар отправился и посол Урум-Бабы (папы Римского) в Бурджане Истан - один из потомков Лачына... (i.e. Rurik, 855 - ca 882, a descendent of Atilla from Dulo dynasty - Translator's Note)

 

По пути в Ак-Булгар один из спутников Алата был захвачен Балынцами, и Бек Балынцев (Yaroslav I the Wise ? - Translator's Note) узнал о цели посольства... Нуждаясь в славной и победоносной войне, дабы исправить неприятное впечатление от неудачи похода Гиласа Хина на Башту, Ашраф-кан послал на помощь Джилан-Батыру отряд Куманов во главе с Кур-Батыром. Но когда он прибыл к Суле (Дунаю), Бурджан был уже вновь захвачен Крэшцами. А бек Башту также послал в Бурджан свое войско - но на помощь Крэшцам. Однако, эта помощь не помогла Урумкану (Византийскому императору) (Michael IV, 1034-1041, or Michael V, 1041-1042 - Translator's Note)...

126

 

Будучи не в силах разбить Бурджанских Булгар в открытом и честном бою, нечестивые Крэшцы прибегли к своему излюбленному способу борьбы с противниками... и послали в лагерь Джилан-Батыра его родственника - Улушуяна (Алусиан, сын Ивана Владислава). Отец этого Улушуяна (Иван владислав убил своего двоюродного брата Гаврила-Радомира ударом в спину во время охоты) отличился только тем, что вероломно, ударом сзади, убил отца Джилан-Батыра... Сам Улушуян был еще более никчемным человечишкой, чем его отец, и ради приобретения выгод не погнушался даже вступить в одну мерзкую иудейскую секту Арьякцев (Армян). Когда это дело открылось, Урумкан хотел казнить сектанта, но тут пришла весть о воцарении в Бурджане Джилан-Батыра, и Урумкан решил при помощи Улушуяна погубить Кагана Бурджанцев. Нечестивцу от имени императора предложили погубить Джилан-Батыра... в обмен на жизнь и богатую награду, и тот без колебаний согласился и с радостью отправился в Кубардару (Вардара – Македония)

Там он сообщил Кагану Бурджан о том, что в Кубардару движется отряд Крэшцев и наемных Балынцев (Русов). То была часть войска Балынцев, присланная Беком Башту Урумкану, но очень скоро вышедшая из подчинения Крэшцам и принявшаяся разорять и грабить Бурджанские и Крэшские селения. Поэтому Урумкан разрешил Улушуяну погубить этот взбунтовавшийся отряд для того, чтобы войти в доверие к Кагану Бурджан и осуществить свой злодейский план. Капаган Джураш, направленный Каганом в уКазанное Улушуяном место, действительно обнаружил там Балынцев... Дождавшись, когда пьяные Балынцы уснут, Джураш со своими людьми захватил их в плен и привел к Кагану... В память об ослепленных Крэшцами Бурджанах все пленные были ослеплены... На пиру по случаю победы люди казненных вождей и Худаярцы, увидевшие в сектанте своего человека, стали кричать, что Улушуян принесет им воинское счастье и потребовали поставить его во главе войска. Джураша, усомнившегося в искренности Улушуяна и пытавшегося образумить народ, почти никто не слушал, и Каган вынужден был выполнить требование толпы.

 

После этого Улушуян спросил у Кагана, куда лучше повести войско, и тот указал... Улушуян тут же повел большую часть черни, вооруженной лучшим оружием, в уКазанное Каганом место Багыл (Solun, the site of the decisive battle? - Translator's Note) и сумел сообщить об этом Крэшцам. Те внезапно атаковали и перебили почти всех простаков. С небольшой горсткой уцелевших Улушуян вернулся в ставку и, принародно обвинив Кагана в поражении, потребовал избрания нового Кагана. Действительно, по старому обычаю Булгар, Кагана могли свергнуть и даже убить в случае сильной неудачи на войне. Джилан-Батыр и Джураш привели ряд доводов в свое оправдание, но чернь не прислушалась к ним и избрала новым Каганом Улушуяна. Почувствовав себя увереннее, Улушуян сказал черни: “По обычаю мы должны казнить нашего прежнего Кагана, переставшего видеть будущее. Но я не желаю, чтобы и меня, как и моего отца, обвиняли в братоубийстве. Поэтому я предлагаю только ослепить Джилан-Батыра“... Сыновья казненных вождей и Худаярцы, возглавляемые Улушуяном, связали Джураша и ослепили Джилан-Батыра. После этого Улушуян в первую же ночь бежал обратно к Урумкану с радостным для того известием и был прощен и щедро награжден... 

127

 

Утром узнавшие правду и сразу пришедшие в себя от опьянения люди освободили Джураша от пут и стали уговаривать его возглавить их. Но капаган отделился от них с ослепленным Каганом и наиболее знатными... По пути в горное убежище Каган решил отправить своего сына Мамиля с частью архива Бурджанских царей к Суле (Дунай) для встречи Ак-Булгарского войска и найма Маджар... Большинство черни густыми толпами также бежало к Суле и отвлекло на себя Крэшскую стражу. Благодаря этому Мамиль сумел... встретиться с Кур-Батыром и сообщить ему о занятии Бурджана Крэшцами... Встревоженные движением через Сулу многих тысяч Бурджан, Маджары... не позволили Мамилю заняться сбором нового войска, но приняли его людей... В то же время к горному убежищу с одной стороны стали подходить наемные Балынцы, желавшие отомстить за своих ослепленных товарищей, а с другой - Крэшцы...

 

Каган Джилан-Батыр, узнав об этом, а также о том, что надежды на помощь Маджар рухнули, приказал капагану Джурашу Кабану сдать укрепление Крэшцам для сохранения жизни хотя бы некоторым знатным... Урумкан, почти не обращавший внимания на чернь... и боявшийся только Джилан-Батыра, пришел в неописуемую радость от известия о пленении Кагана Бурджан. Он даже решился встретить отряд, везший пленников, на безопасном расстоянии от Истанбула (Constantinopole), чтобы создалась видимость его личного участия в победоносном деле... Народ Рума приветствовал его, как великого полководца, что усилило радость Императора. В этом состоянии он сохранил жизнь наиболее знатным пленникам и заточил их в темницу. Но после скорой смерти Джилан-Батыра, сломленного неблагодарностью толпы и утратой последних надежд на освобождение своей земли, Урумкан отпустил на свободу некоторых из знатных... Мамиль, женатый на дочери одного из потомков Кагана Азана, остался в Маджаре и несколько раз приезжал в Ак-Булгар с Маджарскими и Алтынбашскими (Итальянскими) послами. В один из этих приездов он принял истинную веру... и подарил кану Ахаду список царей из рода Дуло... Часть его потомков вернулась на службу Урумкану и к заблуждению троебожия из желания жить на земле предков

 

[обрыв записи].

 

128

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О КАРАМАТАХ

(Священная роща, Храм)

128

...Наиболее большие и красивые ворота, деревянные столбы которых были украшены искусной резьбой, находились с восточной стороны... Справа от восточных ворот строились башни.., в которые вселялись, как думали, всевозможные Бараджи - Ельбегены, Алабуги, Леугены, Атрячи, Кюнгоши, Симбиры... Они, полагали, охраняли караматы от нечистых сил и святотатцев. Я видел изображения этих Бараджев: некоторые имели головы быков, другие - петухов, третьи - тигров, четвертые - собак, пятые - орлов... ВБуляретакжекараматынаходилисьнахолмеБалын-КасэилиДжерем-ШанвслободеТытъяк, наместеДжурдизэ, на.., вБолгаре -.. вГюлистане...

 

[обрыв записи]

128

 

Ф.Нурутдинов

УКРАИНСКАЯ ТРОЯ

128

 

Речь в этой заметке пойдет о том, что не может не волновать всех - о сокровищах знаменитых царей, но не только о них.

 

Всем известно, что самым сенсационным археологическим открытием в истории человечества было обнаружение немецким исследователем Генрихом Шлиманом (1822-1890 гг.) сразу обеих столиц ближневосточных Булгар - городов Атряч (“Троя“) в Турции и Мекен (“Микены“) в Греции.

 

Булгары, как этнос, возникли в Волго-Урале на основе слияния части местных Сакланов (восточных Арийцев) и пришлых Финно-Угров в один народ. Одно из отюреченных в глубинах Азии Угорских племен, участвовавших в этом процессе, передало Булгарскому народу Тюркский язык Огузского типа (“Булгарский Тюрки“) и особый язык кам-боянов (шаманов древней Булгарской религии - Торе или “Тенгрианства“) - смесь Тюркского, Финно-Угорского, Самодийского (i.e.Nenets), Маньчжурского и др. дальневосточных языков. Около 17 тысяч лет назад Булгары объединили семь родственных им Сакланских и Финно-Угорских племен Волго-Урала в одно государство Идель - “Семь (иде) Племен (эль)“, и все эти племена стали называться также Идельцами, а иногда - и Булгарами. Для Булгарских летописцев все эти семь племен были Булгарами, хотя говорили они на разных языках. Уже более 10 тысяч лет назад в среде Булгар возникает и затем становится господствующей древнейшая религия мира - Торе (“Тенгрианство“).

 

Отдельные группы Идельцев (в т.ч. и Булгар) часто переселялись из Иделя в другие страны - на Украину, Ближний Восток, в Среднюю Азию, Индию и т.д. - где создавали свои государства. О том, как Идельцы заселили Украину, мы уже рассказывали. Напомню только, что на Украине с древнейших времен до XVIII века говорили на двух Идельских языках - на “Булгарском Тюрки“ (его знали все Казаки) и на Сакланском языке. После вероломного уничтожения Русским царизмом Украинского Казаческого самоуправления “Булгарский Тюрки“ был запрещен и все Украинцы стали говорить только на Сакланском языке (он стал основой современного Украинского языка).

Предки Троянских и Микенских Булгар ушли из Иделя на Ближний Восток (Шумер, Турция, Балканы) более 10 тысяч лет назад. В названии своей царской династии Троянцы сохранили самое древнее Булгарское название Бога - Бир Джам (Ям, Яма), а в названии своей земли - Булгарское слово иль (эль) - “страна, племя, народ“.

129

 

Вспомним, что один из царевичей Трои носил чисто Булгарское имя Барыс и был сыном Троянского царя Бир Джама (в “Илиаде“ Гомера, имя которого происходит от названия Булгарского племени Камыр-Кимер, эти имена переданы в формах “Парис“ и “Приам“). И Микенцы сохранили многие Булгарские слова: мек или мак (волк) - в названии своей столицы, ага (старший, верховный) и мумин или бумын (вождь) - в титуле Микенских царей (в дошедшем до нас Греческом списке “Илиады“ Гомера этот титул передан в форме “Агамемнон“),.. Кроме этого Микенцы, по Булгарскому обычаю, делали маски усопших. Эти маски сохранились в Микенах и Волжской Булгарии - и сохранили черты древних Булгар, ничем не отличные от черт Булгар современных.

 

Во время похорон своих героев и вождей Троянские и Микенские мужчины, по описанию Гомера, рыдали по усопшим, обрезали часть своих волос, делали жертвоприношения, устраивали пиры, скачки, борьбу и боевые турниры. Точно также делали спустя более двух тысяч лет Волжские Булгары - судя по описанию Ахмеда Ибн Фадлана (922 г.).

 

Но Булгары, по представлениям соседей, были очень недружными, т.к. чрезмерная любовь к свободе не позволяла им подчиняться друг другу. Старинная Булгарская поговорка гласит: “Сколько Булгар - столько и беков (князей, правителей)“.

 

Около 1200 г. до н.э. Булгарские правители Трои и Микен поссорились друг с другом и начали братоубийственную войну. Микенцы во главе со своим Агамемноном (т.е. “Ага-Мумином“ - верховным вождем) подступили к стенам Трои и после 10-летней осады взяли и разрушили ее. От Трои осталось только имя, а где она была - люди забыли. Ведь эта победа настолько ослабила самих Микенцев, что они вскоре были разгромлены дикими племенами Дорийцев (предка Греков), пришедшими на Балканы откуда-то с севера, и Микенское царство превратилось в Грецию...

 

Однако, случилось невероятное - Г.Шлиман не только нашел Трою под толщей земли, но в одной из ее стен обнаружил сокровища царя Бир Джама (Приама). Во время II мировой войны эти сокровища были вывезены из Германии в Россию, что долгое время хранилось в секрете...

 

Но при чем здесь Украина? - воскликнет иной нетерпеливый читатель. А при том, что Украина в VII веке стала центром другого большого Булгарского государства - Великой Булгарии, простиравшейся от Карпат до Алтая. Каждый Украинец - потомок Булгар и других Идельцев - а следовательно, Булгарская история, начиная с Иделя (куда Украина уже входила) и до распада Великой Булгарии на Киевскую Булгарию (Русь) и Волжскую Булгарию в IX веке - является и его историей.

 

И уж каждый Украинец должен знать, что именно на земле Украины в 1912 г. был обнаружен крупнейший в мире - после Троянского - клад Булгарских сокровищ, положенных в могилу знаменитого кана или Кагана (царя) Великой Булгарии VII века Курбата Кюнграта (его имена очень часто искажались и принимали такие формы:“Курт“, “Хор“, “Хорт“, “Кубрат“ и т.д.). Но прежде, чем мы расскажем о кладе, скажем несколько слов о его хозяине - царе Курбате -“Кубрате“.

130

 

Большинство сведений о Курбате мы находим в своде Булгарских летописей Бахши Имана “Джагфар тарихы“ (1680 г.) и в замечательной работе болгарского ученого Христо Тодорова-Бемберского “Великая Булгария кана Кубрата“. Некоторые моменты биографии Курбата отражены в Византийских источниках и (как выявил Х.Тодоров-Бемберский) в Арабских летописях.

 

Согласно данным “Джагфар тарихы“, Курбат был потомком знаменитого Булгарского царя Атиллы, происходившего из Гуннской династии Дуло (эта династия правила Великой и Волжской Булгарией во 2-16 вв. н.э.). Отец Курбата - бек (князь) придунайского Булгарского бейлика (княжества) Албури Аскал - погиб в 602 г. во время нападения на его ставку Ази-Улаг (современный Румынский город Яссы) Аварских Булгар. Бедняга Албури был в это время уже слепым и в суматохе нечаянно попал под лошадь... После гибели Албури его Булгарский бейлик распался на множество мелких владений, т.к. наследник бека - Курбат - был еще очень мал (Курбат родился в 593 г.). Мать Курбата - Акджан (ее имя в форме “Оксана“ популярно на Украине до сих пор) происходила из рода Кюнграт, и в числе ее предков был знаменитый Тюркский Каган VI в. Иджим-Истан (Истеми-Каган). Детское шаманское имя Курбата было Барадж, а юношеское - Курбат.

 

Пока Курбат был мал, о нем заботился его дядя - брат Акджан Телес Юрган (Бюрган), сумевший сохранить под своей властью часть бейлика. Главным делом для Юргана (Византийцы называли его “Органа“) стало восстановление единства Булгарского бейлика. Но многие Булгарские племенные князья - беи и вельможи - баилы (“багылы“, “были“) не хотели признавать власть Курбата и отчаянно сопротивлялись объединительным действиям Телеса - при поддержке Аварского и Тюркского Каганатов. В 619 г. беям-сепаратистам удалось разгромить ставку Курбата, и он вместе с Телесом бежал в Рум (так называли Булгары Византию и столицу Византии город Константинополь). Историю бегства Курбата в Рум достаточно подробно восстановил Х.Тодоров-Бемберский. Византийский император Ираклий (610-641 - Translator's Note) тепло встретил изгнанников. Византийские источники отмечают, что император оказал им царские почести и даровал Курбату титул патриция (высший аристократический титул Византии), которым Курбат очень дорожил и называл себя до самой смерти. В работе Х.Тодорова-Бемберского отмечается, что Арабские источники называют Курбата Шахриаром. Это слов “Шахриар“ (точнее - “Шахрияр“) как раз и является Булгарским эквивалентом Византийского титула “патриций“. Разумеется, у Курбата были титулы и более высокие, но он сохранял титул “шахрияр“ в знак того, как он умеет ценить настоящую дружбу. Действительно, за все время правления Курбата мир между Великой Булгарией и Византией ни разу не был нарушен. Верность друзьям, как видим, была благородной чертой характера Курбата. У Булгар был и другой эквивалент титула “патриций“ -“Буляр“, что означало также “мудрый“. Поэтому Курбата называли также и Буляром.

132

 

Очень много споров вызывало и вызывает сообщение Византийских летописцев о том, что один из Булгарских князей во время пребывания в Руме принял крещение. Но в 619 году (the 26-year old - Translator's Note) Курбат не был еще князем (правителем) Булгарского бейлика, зато фактическим правителем - князем части бейлика - являлся его дядя Юрган. Поэтому, скорее всего именно Юрган и принял крещение. После этого Византия стала всячески помогать Юргану, и, кроме того, на сторону Телеса перешли Валахи (предки современных Румын) и Сакланы, среди которых успело уже распространиться Христианство.

 

Получив такую мощную поддержку, Юрган и Курбат возвращаются в Булгарский бейлик и в 620 году наносят поражение беям-сепаратистам и Аварам. После этой победы единство Булгарского бейлика было восстановлено и Юрган добровольно передал всю полноту власти Курбату. В память об этой победе Курбат велел возвести на месте древней ставки Булгарских царей Кан-Булун (“Царский холм“), основанной еще в 375 г. Булгарским царем Булю-маром, город Башту (значит то же самое - “Царский холм“). Возвел Башту в 620 г. по приказу Курбата его младший брат Шамбат, носивший также прозвище “Кый“, поэтому позднее крепость Башту стали называть “Шамбат“, а весь город (крепость с посадами) - Кыем. Такв 620 г. образовалсягородКый - современныйКиев, ставшийглавнойстолицейКурбатовскойБулгарии( for description of the archeological developments in Kyiv that decimate the “Tale of Bygone Years“ used in Russian historiography as a gospel - Translator's Note).

 

КромеБашту-КыяКурбатпостроилимногиедругиегорода - ИскеБанджа (наместестаройримскойФанагории) (which in turn was built by the Greeks before the 5th c. BC in the place of the Hunnogurian /Onogurian, i.e. Bulgarian, settlement - Translator's Note), Балын (Балин, Балынджер) (supposedly near v. Haidar in the Don area of the modern Kharkiv province; Balanjar was also in the Causasus, a miliatary command post Bülün - army + dhar - head - Translator's Note), Шыгэр (Сугров) наСеверскомДонце (present Izüm, 130 km SE of Kharkiv, on r. Severian Don - Translator's Note), Саркел (БелаяВежа) (Sary-kel, White Fortress - Translator's Note) наДонуидр. Именно с этого времени, как это выявил Х.Тодоров-Бемберский, во всем мире слово “Булгар“ стало осмысливаться, как “житель города“, “горожанин“. В свете открытия Болгарского ученого становится понятным древнейшее Скандинавское название Булгарии - Гардарика (“Страна Городов“ по-Скандинавски).

 

В 635 г. Курбат, воспользовавшись развалом Тюркского Каганата, без войны отобрал у Тюрков старинные Идельские владения (Предкавказье, Поволжье, Сибирь и Казахстан) и немедленно провозглашает себя Каганом (Императором) Булгар, а свою бескрайнюю империю - Великой Булгарией.

133

 

“Джагфар тарихы“ сохранила малоизвестное шаманское имя Курбата - “Магулы“ - “Сын (улы) Волка (маг, мек)“. Это имя он получил сразу после рождения - возможно, потому, что его отца звали Албури - “Царственный (ал) Волк (бури)“. Но именно это шаманское имя Курбата позволило нам установить, что это он был воспет в Киевской былине под именем “Микулы Селяниновича“. Шаманское “Магулы“ Сакланы-Христиане легко превратили в “Микула“, а титул “Шахрияр“ (по-Булгарски это слово значит не только “патриций“, но и “горожанин“, “живущий оседло“!) - в “Селяниновича“ (что по-Саклански также значило: “живущий оседло“!). В этой же былине Юрган воспет под именем “Вольга“ (искаженное слово “Волхв“ -“Волшебник“) - ведь Юрган (Бюрган) по-Булгарски и значит “волшебник“! Суть былины “Микула и Вольга“ - в показе победы оседлой, городской жизни (ее олицетворяет Микула-Кубрат) над кочевой (ее символом являются Вольга-Юрган и его тридцать дружинников, позднее превращенные Пушкиным “в дядьку Черномора“ и в тридцать трех богатырей). А где происходит эта победа? Да на древнем Булгарском празднике акатуй-сабантуй (“праздник сохи“), который был главным праздником еще для Булгар Шумера 6 тысяч лет назад и является таковым до сих пор для Волжских Булгар Казани. Вспомнил, дорогой читатель? Микула (Курбат) побеждает дружинников в силовой борьбе (они не смогли, а он поднял соху), а своего дядю Вольгу (Юргана) в скачке. Точно по такой программе (силовая борьба и скачки) Булгарский сабантуй проводится и сейчас.

 

Но мало того - Курбат вошел даже в Киевские летописи - под именем “Хорива“ (вспомни, читатель, что одна из форм имени Курбат было “Хор“). Волжские Булгары называли Курбата чаще всего “Бараджем“ и “Буляром“ (“Мудрым“), а Арабы - Хакимом (“Хаким“ также значит по-Арабски “Мудрый“), А вот что говорится о Курбате в “Джагфар тарихы“: “...Это был могущественный царь, любивший мир, порядок и городскую (оседлую) жизнь;.. Кроме Башту он построил города Иске Банджа, Балын или Балынджер, Шыгэр, Саркел, Истян... Величием и мудростью Курбат напоминал Туки (Атиллу), но из всех занятий предпочитал торговлю и не гнушался лично подъезжать к прибывавшим из Рума (Византии) кораблям и пересчитывать привезенный товар. По всему Буричаю (Днепру) он устроил таможенные заставы и платные перевозы, приносившие ему огромные доходы. Во всем этом кан Алмыш (царь Волжской Булгарии в 895-925 гг., живший до этого в Киеве и Караджаре-Чернигове) старался подражать ему...

134

 

Ради безопасности плавания... Курбат сам поплыл по Буричаю и дал каждому (днепровскому) гану (порогу) особое название...

 

Первыйпосле Башту (Киева) порог он, как передают, велел называть Катраг - в честь своего любимого сына Катрага

другой... - Кубар, вчестьприемногосына

третий - Гулям Сюри, что значит “Весенние поминки“ и “Шум“..

четвертый - ЮлбарысилиЛеу, чтозначит “Устрашающий“, “Чудовищный“

пятый- Азбарган, что значит “Отличный Стрелок“, в честь сына Азбаруга (Аспаруха)

шестой - Кугюнчаган, в честь своей жены...

седьмой - Айяр, чтозначит “Жадный“, “Ненасытный“

восьмой- Лиманган или Балынган, что значит “Порог Залива“ (

девятый- Илятбир (“Правитель Благоденствующей страны“), титульным именем его старшего сына Бат-Бояна,

 

 

двенадцатый - Кермек (“Молодой Удалец“, “Молодец“), в честь кана Кермека основавшего Булгарский бейлик...

 

Остров на Буричае, к которому подплывали после преодоления этих порогов, Курбат назвал Бюрганом, в честь дяди Телеса, но народ стал называть его Курдизе или Хурдизе - “Ставка Курбата“... НаКурдизебылаустроенатаможня...

Порог, бывший за этим островом, Курбат назвал Билиг - в честь любимого сына Бюргана...

 

Когда это дело было завершено, Курбат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца... Простые Сакланы и Анчийцы очень любили его и звали его Хур (“Хорь“, “Хорив“) и Мегулы (“Микула“)...“

 

В 640-х гг. во владения Великой Булгарии через Кавказ стали прорываться новые завоеватели - Арабы. В то же самое время Тюркские Каганы из рода Афшина наняли на службу Огузское племя Тугыз-Угыш и стали с ним нападать на Великую Булгарию с востока, а Балтийские пираты - Аскалы или Бурлаки - с севера. Если грабительские набеги пиратов и кочевников были привычны для Булгарии, умевшей с ними бороться, то мощное наступление армии Ислама было явлением новым и поэтому особенно опасным.

 

В 642 г. (по данным, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского) Арабский полководец Абдуррахман впервые вышел в Предкавказье, где встретился с Курбатом, запомнившимся Арабам под именем Шахриара (Шахрияра). Верный себе Курбат предпочел избежать ненавистной ему войны и заключил с Арабами мирный договор. Эту встречу, как установил Х.Тодоров-Бемберский, подробно описал Арабский историк Абу-Джафар ат-Табари в свой книге “История царей“ (цитируем ее по работе Х.Тодорова-Бемберского, но в ряде случаев мы даем собственный перевод): “Царь по имени Шахриар... пошел навстречу Абдуррахману и заключил мир с тем, чтобы не платить дани (Арабам), сказав при этом следующее: “Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары (так Булгары называли Тугыз-Угышев), а другой - Руссы (ат-Табари вносит в рассказ прозвище скандинавов IX в.- “Руссы“; на самом деле, Булгары 7-го в. называли Скандинавов и других Балтийских пиратов “Аскалами“, “бурлаками“ или “Садумцами“), которые враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей (Булгар), никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Руссами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны. Считайте это нашей данью и податью, чтоб мы ежегодно так делали“. Абдуррахман ответил (Курбату): “Надо мною есть высший повелитель (Халиф), я его извещу“- и он послал Шахриара с одним из своих (людей) в Сурраке, который (проводил Курбата и) сказал: “Извещу об этом (Халифа) Омара“.

135

 

Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью“. В “Джагфар тарихы“ сохранилось известие, о посылке Курбатом-Шахрияром к халифу Омару (“Умар“ или “Гумар“ по-Булгарски) своего старшего сына и наследника Бат-Бояна Илятбира, который первым из Булгар принял Ислам и имя халифа - “Гумар“ (“Умар“). Поэтому в народные легенды Сакланов Украины Бат-Боян вошел под именем Бат-Умара (“Будимир“), а в легенды Волжских Булгар - под именем Камыр-Батыра (здесь “Камыр“ - искаженное “Гумар“). Бат-Боян был и первым Булгаром, совершившим хадж. “...Халиф Омар, считавшийся наиболее мудрым и справедливым из всех халифов, принял Бат-Бояна и спросил у него: “Кто были предками Булгар и где живут Булгары?“ На это Бат-Умар ответил: “Предками Булгар... являются Сакланы (восточные Арийцы) и Тюрки (у Булгар слово “Тюрк“ в то время означало Финно-Угров, Угров и Отюреченных Угров). А населяют Булгары землю, которую раньше называли “Балынджер“, “Джеремель“ или “Сэбэр“. А все эти названия означают одно и то же “луг“ или “поле с небольшими зарослями (лесостепь)“. Теперь же мы называем нашу землю по имени нашего народа - Булгарией“. На это халиф ответил: “Вся земля - Божья, ведь это Он создал ее, и все, что на ней есть, поэтому называть ее именем народов неправильно“. Бат-Умар согласился с этим, и они решили, что Халиф в своих посланиях будет называть Великую Булгарию “Балынджером“... На обратном пути Халиф вновь принял Бат-Умара и передал ему... Коран, полезные книги и зеленое знамя с тем, чтобы он вручил эти бесценные дары Курбату...

 

Бат-Боян вернулся в ставку Сандугач (на реке Кубань), откуда уже приехал в Башту, где вручил отцу дары и послание халифа... После этого Бат-Боян отправился в свой город Барыс или Ширкан (“Шарукан“) на реке Сэбэр (Северный Донец)...

 

Но вскоре - увы!- Халиф Умар... был злодейски убит (в 644 г.) Барджийцем (Персом), желавшим отомстить Арабам за разгром Барджиля (Персидского государства)...“ После этого настроение Абдуррахмана изменилось, и он внезапно потребовал у Великой Булгарии весь Северный Кавказ. Курбат пытался его успокоить, но он проявил нетерпение и первым напал на Великую Булгарию в том же 644 году. В “Джагфар тарихы“ рассказывается, как “Тазбаш (Булгарское название Абдуррахмана, а иногда - Арабов и Арабских стран) подошел к городу Сандугачу и устроил возле него засаду... Когда Бат-Умар вышел из Сандугача навстречу Арабам, то тут же угодил в эту засаду... Счастье было на стороне Бат-Бояна - он смог спастись бегством, но потерял почти всех своих воинов и красивейший город Сандугач, который был безжалостно разгромлен Тазбашем... Узнав об этом разгроме, Бат-Боян... велел называть Тазбаша Сандугачем, чтобы никто не забыл о его преступлении...

136

 

 Этот разрыв Арабов с Великой Булгарией после смерти халифа Омара так описал ат-Табари (цитируем по работе Х.Тодорова Бемберского, в ряде случаев дается наш перевод): “Абдуррахман (после смерти Омара) совещался с Шахриаром (Курбетом) и сказал: “Я буду вести в этих Дербендах (на Северном Кавказе) священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и ущелий в Мусульман“. На что Шахриар (Курбат) сказал: “(Но) именно эти жители - хвала им! - не позволяют врагам нападать на нас!“ Абдуррахман же сказал: “Я с этим не согласен. За этими Дербендами (т.е. за Северным Кавказом) в той стороне, откуда приходят Руссы и Джуран (т.е. “Туран“ - Тюрки) находится государство со многими городами, которое называется Баланджар (Балынджер - Великая Булгария)... Я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском...“ И взял он войско (и) отправился через один проход в горах в поход против Баланджара...“

 

Однако, Булгары, а также Чеченцы (Нахи), Iнгуши (Нахи), Лакцы и другие народы Северного Кавказа оказали завоевателю настолько ожесточенное сопротивление, что Тазбаш-Абдуррахман на время отложил план броска “в 200 фарсангов“ (1,200 км, расстояние от Северного Кавказа до Киева) на Великую Булгарию - Балынджар.

 

Сохранившийся в “Джагфар тарихы“ рассказ о вероломном разгроме Сандугача Абдуррахманом позволил нам установить, что Абдуррахман вошел в легенды Великой Булгарии под именем Соловья Разбойника. Более того - Булгары и Сакланы запомнили даже Мусульманское имя Абдуррахмана. В одной из Киевских былин Соловей Разбойник назван... Соловьем Рахмановичем, а в легенде Волжских Булгар Абдуррахманом именуется первый проповедник Ислама в Булгарии (Абдуррахман действительно был первым распространителем Ислама - правда, силой - в Булгарии и, как пишет ат-Табари, “многие города обратил в Ислам“). Но кто же был тогда Ильей Муромцем? А не кто иной, как Бат-Боян! Его титульное имя “Илятбир“ народ сократил до размеров “Иля-Илья“ (вспомним, как народ сократил название города Балтавар до размеров “Полтава“), а “Муромец“ означало “правитель Великой Булгарии“. Дело в том, что слово “Муромая (Муравая) было эквивалентом популярного названия Великой Булгарии - “Балынджер“ (“Балынджер“ значило “Луговая земля“ и “Великая Булгария“ по-Булгарски, а “Муромая“-“Муравая“ значило “Луговая земля“ и “Великая Булгария“ по-Саклански). При этом двуязычные Сакланы Украины применяли, конечно, и название “Балынджер“ в форме “земля Полян“ (“Балын“ - в “Полян“). Так что знаменитое “племя“ полян “Повести временных лет“ - это граждане Великой Булгарии - “Полянии“ Курбата! Страшно подумать о том, что было бы, если бы не сохранилась “Джагфар тарихы“. Так бы историки до сих пор и писали бы, что в 7-м в. на территории Украины проживало “племя Полян“, хотя в то время (по данным “Джагфар тарихы“) Украина была высокоразвитым центром самой крупной в мире державы - Великой Булгарии Кагана Бараджа Курбата-Кюнграта-Кубрата-Шахрияра-Хакима-Хорива-Буляра!

137

 

Курбат умер, как сообщает “Джагфар тарихы“, в 653 г. “Незадолго до его земной кончины,- пишет Булгарский летописец, на Великую Булгарию опять напали Хазары, и он разослал своим сыновьям стрелы (стрела - знак войны, обязывающий феодала прибыть к правителю с войском), чтобы собрать войско... Когда сыновья собрались, Каган (Курбат) объявил им, что чувствует приближение смерти и что оставляет власть старшему сыну и своему соправителю - Бат-Бояну. Потом... велел передать ему стрелы и, собрав их в пучок.., сказал, что пока стрелы вместе, их нельзя переломить, а по отдельности их легко сломать - стрелу за стрелой. “Поэтому вы будьте всегда вместе, и тогда вас никто не сможет победить“,- завещал сыновьям Курбат.“

 

Кюнграт скончался, когда сыновья уже скакали к Ширу (Дону), к которому приближались враги. Катраг, оставшийся с отцом, сумел вызвать на похороны только Бат-Бояна, не успевшего отъехать слишком далеко. По просьбе младшего сына, Курбата похоронили во владении Катрага. Х.Тодоров-Бемберский делает важное замечание: Курбат был погребен не по Христианскому, а по старинному Булгарскому обычаю, и это доказывает, что он не был Христианином. В могилу царя, по традиции, были положены все его сокровища - ведь о человеке, считали Булгары, должны судить не по размерам оставленных им богатств, а по количеству его добрых деяний.

 

О том, что было дальше, в “Джагфар тарихы“ рассказывается так: “Когда Бат-Боян, наконец, переправился через Шир (Дон), то увидел бегущих людей Кумыка (Булгарский военачальник)... и узнал, что Шамбат и Аспарух уже разбиты и укрылись в Буртасе (Среднее Поволжье)... Катраг с ходу атаковал один Хазарский отряд, занятый облавой, и погнался за ним, но тот вывел его к основным силам Кагана, которые он еще не успел распустить... Весь отряд Катрага погиб, а сам он был захвачен в плен. Тогда Бат-Боян велел своим воинам перед решающим боем восславить могущество Всевышнего... Он и его воины разом крикнули “Аллах Акбар!“- так, что затряслась земля - после чего атаковали и разбили Хазар... Кабан - племянник убитого в бою Кагана... заключил с Бат-Бояном мир, по которому Хазары получили для поселения земли между Иделем и Джамом и обязывались оказывать военную помощь державе Булгар... В договоре новый Каган называет Угузов по-Булгарски “Хазарами“, а себя - “Каганом Хазар“... В память об этой битве Бат-Боян взял имя Халиб (“Победитель“)...

138

 

Катраг был отпущен на свободу и получил за свою доблесть Убек. Позднее он стал бием Буртаса и основал город Балтавар - в память о центре своего Кара-Сакланского (Украинского) удела - городе Балтаваре (позднее это название приняло форму “Полтава“ - Ф.Н.). Когда этот город разросся, то его стали называть Булгаром, а название “Балтавар“ осталось только за его цитаделью. Эту цитадель называли также “Марджикан“, “Мумин“ и “Тажи-Балик“... Из этих названий сохранились только два, а третье - “Тажи-Балик“ было дано караван-сараю (позднее получившему другое название “Мэн Буляр“ - Ф.Н.)... Потомки Катрага владели Булгаром 191 год... Вскоре после этого на державу (Великую Булгарию) вновь напал Тазбаш с огромным войском... и осадил Бат-Бояна в Шаркеле (Саркел, Белая Вежа). Аспарух... не пришел к нему на помощь, и только доблесть Шаркелцев спасла город и жизнь царя... Подоспевший со своими Угузами Каган Кабан, которого называли также Хином, помог Шаркелцам довершить разгром отбитых от города Тазбашцев... Бат-Боян был настолько потрясен этим нападением Тазбашцев, что в рассерженном состоянии даже отказался от истинной веры... Однако он сохранил имя Бат-Умар в память о благородном халифе Умаре...“По данным ат-Табари, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского, это второе нападение Абд-ар-Рахмана на Великую Булгарию произошло в 654 г. Арабский летописец пишет, что защитники сильно укрепленного города “Беленджер“ (т.е. Шаркел) оказали завоевателю ожесточенное сопротивление и при помощи метательных снарядов и одной высокой башни (в честь нее, несомненно, город и был назван Шаркелом - “Белой Башней“) поразили немало неприятелей. После нескольких дней боев, когда на помощь городу подошли Хазары, его защитники вышли из крепости и наголову разгромили Арабов. Абд-ар-Рахман погиб вместе с 4 тысячами своих воинов, а уцелевшие завоеватели бежали в Дербент. Так Бат-Боян (“Илья Муромец“) сразил Соловья-Разбойника (Сандугача - Абд-ар Рахмана).

 

Но сразу же после этой блистательной победы Великая Булгария стала дробиться на части. В “Джагфар тарихы“ отмечается: “После битвы Булгарские беи Саксина потребовали от царя (Бат-Бояна), чтобы он либо взял управление провинцией в свои руки, либо передал ее под управление Кабана... Бат-Боян не мог удержать под своей властью одновременно и Кара Булгар (Украину), и Саксин (Предкавказье), поэтому он, скрепя сердце, передал Саксин Кагану. Саксинские беи заставили Кабана отказаться от союза с Угузами и провозгласили его своим Каганом. Но затем Сакланские беи превратили своих Каганов в кана-кельбиров (главных жрецов), а всю власть передали Каган-бекам, избираемым из числа наиболее знатных Булгарских беев. Первым Каган-беком был избран бей Ойгыр Колын-Эвэн. При этом беи распространили на Саксин название “Хазар“, т.к. оно стало именем династии (Каганов)... Катраг, опасаясь... Аспаруха, владения которого находились по соседству, поддался уговорам Ойгыра и перешел на службу Хазару...

139

 

Его опасения не были напрасными - в 672 году Аспарух... напал на Убек... В 673 году Катрагу при помощи Ойгыра удалось изгнать Аспаруха из Буртаса..., и тот отправился к... Шамбату, воевавшему с Бат-Бояном из-за Башту... В 674 году Шамбат, получив помощь Аскалов (Балтийских пиратов), прибывших с большого острова близ Артана (Прибалтика), овладел Башту (Киевом) и объявил себя Каганом Кара Булгара (Черной или Украинской Булгарии)... За Бат-Бояном осталась лишь степная часть Кара-Саклана (Причерноморье и Приазовье), но он стерпел это, хотя и не отказался от власти.... Несмотря на желание Ойгыра довести войну в Тубджаке до конца, ему все же пришлось выполнить волю Тангры, высКазанную Каганом Кабаном... и помочь Бат-Бояну... Совместно они выбили Аспаруха из Башту, и тому пришлось в 677 году отправиться в тюбу Улаг (Придунавье, Валахия), которую он объявил своим царством Улаг-Булгар... Кызыл-Кубару и Лачыну, поспешившим признать власть сначала Шамбата, а потом - Аспаруха, не оставалось ничего другого, как последовать за Аспарухом в Улаг. Они помогли Атиль-Кусе (“Безбородый Атилла“ - насмешливое прозвище Аспаруха - Ф.Н.) присоединить к Улаг-Булгару вначале Ангыл, а затем - Берсулу (восточная часть современной Болгарии) и Макидан (Македония). За это Аспарух дал им Макидан в качестве удела... Однажды к Лачыну явился посол из Алтынбаша (Италии) и предложил ему взять в жены дочь умершего бека алтынбашских Булгар, у которого не было сыновей, и стать их предводителем... Лачын, душа которого была переполнена переживаниями из-за того, что Сакланская бика (княжна, которую он любил) ...предпочла выйти замуж не за него, а за Кубара, без долгих колебаний отправился со своими людьми в Алтынбаш... и стал там многобожцем (Христианином). Кызыл-Кубар остался в Микидане (в числе его потомков были Дунайско-Булгарские цари и создатели “кириллицы“ - Кирилл и Мефодий)...“

 

Как видим, завещание Курбата Кюнграта его потомками выполнено не было, они перессорились друг с другом и разделили державу Великую Булгарию на три Булгарских царства - наКара Булгар (центральная - Украинская - часть Великой Булгарии), на Хазарию (восточная часть Великой Булгарии) и на Улуг-Булгар (Западная часть Великой Булгарии). В “Джагфар тарихы“ сохранилась любопытная деталь этой эпохи “великого дележа Великой Булгарии“. В разгар жестокой междоусобицы между принцами Великой Булгарии Аспарух присвоил себе Коран, книги, знамя и послание халифа Ума-ра. Когда Бат-Боян потребовал вернуть ему эти святыни, то Аспарух прислал ему письмо с такими словами: “...Ты отказался от истинной веры - а значит и от даров халифа... А я хоть и не принимал Ислама, всегда был дружен с Арабами, а, следовательно, имею больше прав хранить их у себя.“ Под знаменем халифа Умара Аспарух с территории Улаг-Булгара (Румыния, Молдова и юго-западная Украина) атаковал Византию (в 679 г.) и отвоевал у нее Мизию и Македонию. Исламские реликвии Дунайско-Булгарские цари - потомки Аспаруха -хранили до принятия Христианства в 865 году, как величайшие святыни. В 866 году послы Дунайско-Булгарского царя Барыса (“Борис-Михаил“) спросили у папы Николая I о том, что делать с зеленым знаменем и Мусульманскими книгами. Римский папа ответил, что знаменем надо сделать крест, а Мусульманские книги - “непременно сжечь“ (Ф.В.Салихова. К вопросу о принятии Ислама Булгарами.- ЗаКазанье: проблемы истории и культуры. Казань, 1995, с.147-148). Дальнейшая судьба даров халифа Умара неизвестна...

 140

 

Трудно сказать, как долго сожалел об утере этих святынь Бат-Боян. Уже в 682 году он принимает Христианство и разрешает Христианским проповедникам из Закавказья уничтожить некоторые Тенгрианские святыни Булгар.

 

Этот поступок страшно возмутил Ойгыра - фактического главу Хазарии. Несмотря на то, что Каган был всегда дружен с Бат-Бояном, Ойгыр заставил Бат-Умара выплатить Хазарии дань, а Закавказью за разрушение Тенгрианских мольбищ отомстил набегом на Кавказскую Албанию и Армению. Булгарские всадники, закованные в железо, растоптали войска Албанских, Грузинских и Армянских князей и захватили огромную добычу. Даже спустя столетия Армянские летописцы с содроганием вспоминали об этом нашествии Хазарских Булгар. С той поры Каспийское море стало называться Булгарским или Хазарским морем.

 

Как отмечается в “Джагфар тарихы“, Бат-Боян (“Илья Муромец“) сильно расстроился из-за того, что “Христианские боги и святые“ не помогли ему в конфликте с Хазарией, и вернулся в Тенгрианство. А чтобы Тенгрианские святые простили ему его святотатство 682 года, Бат-Боян устроил разгром Христианской церкви в Башту. Об этом событии так рассказывается в Киевской былине “Бунт Ильи против Владимира“:

 

“Тут Илюшеньке стало зарко:

Скоро он натянул тугий лук,

Кладывает стрелочку каленую,

Стрелил он тут по божьим церквам,

По божьим церквам да по чудным крестам,

По тыим маковкам золоченыим.

Вскричал-то Илья во всю голову,

Во всю голову зычным голосом:

“Ах вы, голь кабацкая, доброхоты царские!

Ступайте пить со мной заодно зелена вина,

Обирать-то маковки золоченые!“

...Продавают маковки (церковные купола) золоченые...“

 

В память о своем возвращении в Тенгрианство Бат-Боян возвел в Башту (Киеве) огромный памятник почитаемому Тенгрианскому духу Биргюну (“Перун“ поздних Киевских летописей). Упоминаемые в этой былине “княгиня“ Опраксия была, в действительности, дочерью Бат-Бояна Абрак-кыз, выданной замуж (по требованию Ойгыра) за Кагана Кабана, а “князь Владимир“ - сам Каган Кабан (его Булгарское имя как раз и переводится на Русский язык словом “Владимир“). Как отмечается в “Джагфар тарихы“, Ойгыр согласился примириться с Бат-Бояном только после того, как тот выдал свою дочь замуж за Кагана Кабана, и вернулся в Тенгрианство. Сам Ойгыр Колын-Эвэн вошел в Русские былины под именем “царя Калина“ (былина “Илья и Калин царь“). В Киевских былинах сохранились также имена тестя Бат-Бояна - кавказского князя Арслана Албана Рыштау (поп Левонтий Ростовский в былине “Илья Муромец и Идолище в Киеве“ и др.), жены Бат-Бояна - дочери Арслана Албана Рыштау Джуба-бики, которой Бат-Боян подарил свое любимое владение - поселение Батавыл -“Путивль“ (былинная “Забава Путятична“), сына Арслана Албана Рыштау - Алашу, служившего Бат-Бояну (былинный “Алеша Левонтьевич Попович“).

140

 

Ф.Нурутдинов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...