Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЕЙ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ




 

Габдулла Джилки, сын Урус-Айдара (865-882)

Бат-Угор Мумин, сын Джилки (882-895)

Алмыш Джафар, сын Джилки (895-925)

Хасан Газан (Казан, Азан) Мумин, сын Алмыша (925-930)

Микаиль Ялкау Балтавар, сын Алмыша (930-943)

Мохаммед, сын Ялкау (943-976)

Талиб Мумин, сын Хасана (976-981, фактически правил в качестве везира с 960 года)

Тимар Мумин Баджанак, сын Мохаммеда (981-1004)

Масгут, сын Мохаммеда (1004-1006)

Ибрагим, сын Мохаммеда (1006-1025)

Азгар, сын Масгута (1025-1028,1061)

Ашраф (Шараф) - кан Балук, сын Тимара (1025,1028-1061)

Ахад Мосха, сын Азгара (1061-1076)

Адам, сын Балука (1076-1118)

Шамгун Шам-Саин, сын Адама (1118-1135)

Хисам Анбал, внук Ахада, сын Колына (1135-1164)

Улуг-Мохаммед Отяк Джанги, сын Шамгуна (1164-1178)

Габдулла Чельбир, сын Отяка (1178-1225)

Мир-Гази, сын Отяка (1225-1229)

Джелал-эд-Дин Алтынбек Алан, сын Отяка (1229, 1230-1236)

Гази-Барадж Бурундай, правнук Шамгуна, внук Арбата, сын Азана (1229-1230, 1236-1242)

Хисам, сын Гази-Бараджа (1242-1262)

Тухчи-Исмаил, внук Чельбира, сын Ильяса-Ялдау (1262-1267)

Галим-бек, сын Гази-Бараджа (1267-1293)

Мохаммед-Алам, сын Тухчи-Исмаила (1293-1307)

Касим Булак, сын Галимбека (1307-1323)

Булюм-Орду Мугаллим, внук Мохаммед-Алама, сын Исмаил-Галима (1323-1340)

Мир-Махмуд, сын Булака (1340-1359)

Азан Хасан, сын Мир-Махмуда (1359-1380)

Бий-Омар, сын Азан Хасана (1380-1422)

Галибей, сын Бий-Умара (1422-1437)

Ябык-Мохаммед, правнук Булюм-Орду, внук Чаллы-Мохаммеда, сын Хусаина Ашрафа (1437-1469)

Габдель-Мумин, сын Ябык-Мохаммеда (1469-1480)

Бураш-Барадж, старший сын Габдель-Мумина (1480-1502)

Аль-Мохаммед Саин-Юсуф Балын-хужа, сын Габдель-Мумина (1502-1521)

Мансур, сын Бураш-Бараджа (1521-1524)

Ядкар Артан Кул-Ашраф, сын Аль-Мохаммеда, родился в 1507 г. (1524-1531, 1535-1546, 1546-1551, 1551-1552)

168

Мамед, сын Майсура (1531-1535, 1546, 1551)

Хусаин Байрам Гази, сын Кул-Ашрафа (1552-1569)

Шейх-Гали Каргалый, сын Хусаина (1569-1584)

 

 

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

КАЛЕНДАРИ ТОРЕ И КАМ-БОЯНОВ

(ПО ДАННЫМ ГАЗИ-БАБЫ)

 

КАЛЕНДАРИ ТОРЕ И КАМ-БОЯНОВ

(ПО ДАННЫМ ГАЗИ-БАБЫ)

 107

 

Календарь кам-боянов Календарь Торе

Названия годов    

кузгэ - [год] мышь  

шигэр (сыгер) - бык          

кумаи (имэн)          

югур - тигр мяче югур - тигр

таушан - заяц         

самар - дракон   биргюн (берген, бириг, барадж) - дракон

дилан - змея           

туки (тыха) - лошадь (“верховое животное“, и могло применяться к верблюдам, ослам и т.д. [ДТС, 526]. В “Номиналии“ - “Текоу“ = Теку - Лошадь или очень близкое Овца)       

тэкэ - овца   

бичин, мичин - обезьяна

тагук - петух, курица        

ит - собака  

шушма - кабан       

Названия месяцев

 

алем - первый (март)  (месяц Сэмбэра) - март

икендем - второй (апрель)         

эщем - третий (май)     бищем (женский месяц) - май

туутем - четвертый (июнь)         

билем - пятый (июль)      

алтем - шестой (август)  

жидем - седьмой (сентябрь)  итем - сентябрь

сигер алем, снгезем – восьмой (октябрь) сыгыдзм (месяц оплакивания умерших) – октябрь

тугерем - девятый (ноябрь)   тайрэм (месяц молений) – ноябрь

уним - десятый (декабрь)       ектзн (месяц усопшего) - декабрь

улуг алем - одиннадцатый (январь)    

знэ алем - двенадцатый (февраль)     

 

 

буш алем - тринадцатый

(применялся в цикле из 19 лет, в оставшихся - по прошествии 12 лет-7 годах).     

Названия дней недели

 

арна башы – понедельник

108

 

орду кен - вторник

 

кан кен - среда

 

кичи арна - четверг

 

кук арна кен - пятница

 

шамбат кен - суббота

 

як (арна) кен - воскресенье

 

 

В дополнение к названиям лет данных в главе Кам-Боян и Торе Календарь Тома 3 Джагфар Тарихи, в других секциях сборника есть еще другие данные о названиях лет и их диалектическому произношению. Следующая Таблица показывает некоторые из них, не останавливаясь на их диалектальном, этническом или ритуальном источнике.

 

120

 

Если необходимо узнать, к какому году булгарского 12-летнего цикла относится текущий год григорианского календаря, то от последнего надо вычесть 3, затем разницу разделить на 12. Остаток от деления будет порядковым номером года булгарского цикла, а деление без остатка означает 12-й год цикла.

 

Примеры:

 

Атилла Хан был рожден в 406 г. н.э., (406-3)/12 => остаток 7, Год Лошади (В “Номиналии“ - “Текоу“ = Теку = Лошадь, и т.о. не Овца).

Буляк-Болгар Джилки или “Болох“ был рожден в 490 г. н.э., (490-3)/12 => остаток 7, Год Лошади, и он получил имя Джилки (“Лошадь“)

Ружа-Джураш Масгут основал город Бичин (совр. Видин) - “Обезьяна“ в 492 г. н.э., (492-3)/12 => 9, Год Обезьяны

Атиллэ Аспарух Кюнграт был рожден в 634 г. н.э., (634-3)/12 => 7, Год Лошади

Сувар был поднят на трон Дунайской Булгарии в 727 г. н.э., (727-3)/12 => 4, Год Зайца, был свергнут мятежом бояр в 740 г. н.э., (740-3)/12 => 5, Год Дракона, и умер в 742 г. н.э., (742-3)/12 => 7, Год Лошади

Телец были поднят на трон как соправитель Дунайской Булгарии в 762 г. н.э., (762-3)/12 => 3, Год Барса (Тигра).

 

 

Том 2 Страница 121

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

КАЛЕНДАРЬ БУЛГАР

(цитата из тома 2 часть 3 “Джагфар Тарихы“)

Месяцы солнечной хиджры

(Мусульманский Период)

121

Месяцы европейского календаря   Месяцы солнечной хиджры  Число дней

Март 1) Хэмэл (овен, кузы - ягненок) 1-31

Апрель     2) Сэвэр (телец, угез - бык)    1-30

Май 3) Жэузэ (близнецы, игезэк)  1-31

Июнь 4) Сэрэтэн (рак, кысла) 1 - 30

Июль 5) Асад (лев, арыслан) 1 - 31

Август      6) Сонбел (дева, кыз)  1 - 31

Сентябрь 7) Мизан (весы, бизмэн) 1 - 30

Октябрь   8) Гакраб (скорпион, чаян)     1 - 31

Ноябрь     9) Кавэс (стрелец, укчы, джея) 1 - 30

Декабрь   10) Жэди (козерог, кэжэ) 1 - 31

Январь     11) Дэлу (водолей, чилэк)      1 - 31

Февраль  12) Хут (рыба, балык)  1 - 28 (29)

 

 

Цветы кыпчакского поля

(Рейхан Булгари - 12 в.)

 

1

В древние-предревние времена

Был один великий кан, говорят,

Звали его Туки, говорят,

А был он из рода Айбат.

2.        

В год лошади Туки родился,

Быстро вырос, говорят,

Стал хорошим охотником, говорят,

Прозвал себя Атилле [“Год лошади“].

3.        

Поскакал однажды за оленем,

Прискакал в страну Атиль, говорят,

“Это - моя страна, говорят“,

Сказал он и сел [на трон] в Башту..

4.        

Сидел здесь 33 года,

Нравилось ему здесь, говорят.

Хотел сидеть здесь и дальше, говорят,

Да пришли к нему юрганы [прорицатели].

5.        

“Хватит тебе, Айбат,

Сидеть на одном месте“,- говорят.

“Тангра хочет дать тебе славу,- говорят.

Садись на коня - и поезжай в набег“..

6.        

Велел Атилле привести к нему коня.

Пасся он отдельно от других [лошадей], говорят.

Ведь был он особый - богатырский конь, говорят,

Вороной, как самый черный ворон.

7.        

Привели к нему этого вороного коня.

Взнуздал его Атилле, говорят,

Вскочил в богатырское седло, говорят,

И отправился в набег на далекий Фаранг.

8.        

Увидела это его сестра Харька.

Мать их была [из рода] Хыргыз, говорят.

Всплеснула она руками, как лебедь [крыльями], говорят,

Жалобно запричитала для Атилле:.

9.        

“Один ты у меня, брат, остался,

Другие умерли и убиты, говорят.

Солнце - свет Земли, говорят.

А ты - свет моей жизни..

10.     

Зачем ты отправился за славой?

Юрганы не все сообщают, говорят,

Они многое утаивают, говорят,

Поэтому их спрашивают о главном в петле [на виселице].

 

 

11.     

Чувствую - не увидимся мы больше!“

Горько заплакала она, говорят,

Отправилась в свой аул, говорят

Не захотела оставаться одна в городе.

 

 

104

12.     

Пустила из аула - вослед брату - лебедя,

Чтобы передать Атилле свои слова, говорят.

Полетел лебедь за войском, говорят,

Но напал на него царский сокол.

 

 

13.     

Был доволен добычей Атилле,

Зато не узнал слов сестры, говорят.

Не подумал об опасности, говорят,

[Охотничью] удачу принял за добрый знак.

14.     

Прошел он через весь Фаранг,

У фарангов остался только Алтынбаш, говорят.

Взмолились они о пощаде, говорят,

Но не захотел Атилле прекращать сражения.

15.     

Тут опять пришли к нему юрганы.

“Тангра показывает - надо закончить поход“,- говорят.

“Тангра уже дал тебе славу,- говорят.

Надо быть милостивым, как подобает победителю“..

16.     

Не послушался их Атилле.

Захотел достичь [в бою] небесной славы, говорят.

Стремительно поскакал на врага, говорят

Но впервые споткнулся его конь..

17.     

Подняли царя его буляры.

“Это - недобрый знак!“- говорят.

“Это Тангра показывает свое неудовольствие“,- говорят.

И Атилле пришлось остановить войну..

18.     

Вернулся он с войском в Башту

И узнал о смерти Харьки, говорят.

Умерла она в своем ауле Харька, говорят.

Очень опечалило это Атилле..

19.     

В сердцах велел убрать с глаз своего коня,

Которого винил в остановке войны, говорят.

Но тот ведь споткнулся по воле Тангры, говорят.

Несправедливым было это решение царя..

20.     

Побежденные Атилле Фаранг и Рум

Платили ему большую дань, говорят.

Построили для него [города] Бильсага и Маджа, говорят.

Беззаботно он жил [в них] и частенько охотился..

21.     

Однажды на охоте услышал Атилле:

“Умер любимый царский конь, говорят!“

Понял царь, что был несправедлив, говорят

Решил повидаться с останками своего коня..

22.     

Было это в год змеи.

Хотели юрганы остановить его, говорят,

Предлагали съездить на следующий год, говорят:

“В год змеи делать это опасно!“

 

105

23.     

Опять не послушался их Атилле

Отправился в Башту, говорят.

Там схоронили коня, говорят,

Насыпали над ним высокий курган..

24.     

Очень удивился Атилле этому.

Хотел спросить, кто велел насыпать курган, говорят.

Хотел спросить, зачем сделали это, говорят

Но не успел сказать ни слова..

25.     

Выползла из кургана большая змея

Никто не видел такой, говорят.

Все замерли от страха, говорят,

И ужалила она царя Атилле..

26.     

В тот же миг умер великий царь.

Не дождался [он] своего года, говорят.

Если бы дождался, говорят,

Говорили бы: “Пришел и ушел в год лошади“,.

27.     

Положили его большое тело в ящик

И повесили [ящик] между столбов, говорят.

Но порвались цепи, говорят

И всех обуял тут ужас..

28.     

Не стали поэтому хоронить его в Башгу

Повезли его в город Маджа, говорят.

Провезли его через Бильсага, говорят.

Положили его по пути на дно реки Дизэ..

29.     

Отвели для этого воду реки,

Положили его на дно, говорят,

В трех ящиках, говорят

Из железа, серебра и золота..

30.     

Никто не достанет их

Ведь опять пустили воду по старому руслу, говорят,

И сейчас она [река] полноводна, говорят,

И никто Не знает, где эта могила..

31.     

Поручили похороны отряду эскелов.

Совсем не знали они жалости, говорят,

Совсем не знали они жадности, говорят

Убили всех работников, а потом - себя,.

32.     

Были они плохо одеты,

Не было у них дорогого оружия, говорят,

Не было у них красивой сбруи, говорят

Но были они свободны и счастливы.

33.     

Тангра даровал жизнь всему живому

Проходит она быстро, говорят,

Как будто цветок увядает, говорят...

Богата цветами Кыпчакская степь.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...