Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеративное устройство России: понятие, принципы.




 

Федеративное устройство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.

 

Федеративная природа нашего государства отражена в ст. 1 Конституции РФ 1993 г., говорящей о том, что Российская Федерация — Россия есть федеративное государство, ее «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Федеративному устройству посвящена ст. 5 Конституции, приведем ее полностью:

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

 

Помимо ст. 1 и 5, в Конституции имеется специальная гл. 3 «Федеративное устройство». Кроме того, многие статьи других глав Конституции также связаны с Федерацией и регулируют общественные отношения с учетом федеративной структуры государства.

 

Перечень субъектов РФ содержится в ст. 65 действующей Конституции.

 

Принципы федеративного устройства РФ (ч.3 ст.5):

1) государственная целостность РФ;

2) единство системы органов государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

4) равноправие и самоопределение народов в РФ

5) равноправие субъектов.

 

Государственная целостность как принцип Российского федеративного государства означает:

— его территория едина и неделима;

— власть органов РФ распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации;

— субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом;

— они не имеют права выхода из Федерации;

— во внутренних делах и международном общении Россия координирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий;

— Россия связана своим субъектным составом, определенным Конституцией, и не может его изменить в одностороннем порядке;

– действует единое гражданство РФ;

- устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля;

- гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ;

- вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ;

- отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

 

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной властиозначает, что:

1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган;

2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ);

3) органы власти Федерации и ее субъектов образуются в единообразном порядке, основы которого предопределяются федеральным законодательством. Иначе говоря, это могут быть выборы населением депутатов, президентов или глав исполнительной власти. Депутаты не могут быть назначены Президентом РФ, главой исполнительной власти субъекта.

4) органы государственной власти РФ и ее субъектов должны быть именно тех видов, которые обозначены в Конституции

5) принцип единства проявляется в основных полномочиях, которыми наделяются органы государственной власти. Толькопредставительный орган власти принимает законы, исполнительнаявласть осуществляет оперативное управление хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т. д.

 

Разграничение предметов ведения и полномочий в федеративном государстве является основой рациональной организации общегосударственного и регионального управления. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Из принципа разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном государстве вытекает возможность и Федерации, и субъектов влиять на решения друг друга. При решении вопросов на уровне Федерации субъекты вправе участвовать или (и) влиять на их решение через своих представителей

в федеральных органах, через внесение проектов законов и иных нормативных актов. В некоторых случаях решения на федеральном уровне вступают в силу лишь после их одобрения субъектами, например после принятия палатами Федерального Собрания закона о поправках к гл. 3—8 Конституции РФ он подлежит одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов (ст. 136 Конституции РФ).

 

Влияние Федерации на осуществление компетенции субъектов также многогранно. Федерация вправе, во-первых, осуществлять прямое регулирование части общественных отношений в сфере предметов совместного ведения,

 во-вторых, принимать в этих сферах рамочные законы. В совокупности обе группы актов предопределяют главные линии последующего нормативного регулирования в субъектах РФ по предметам совместного ведения,

в-третьих, оказывать помощь субъектам, в том числе в осуществлении полномочий, которые по принципу разграничения отнесены к их ведению,

в-четвертых, Федерация призвана координировать усилия субъектов, обеспечивать согласованные свои и их действия.

 

 

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народовявляется одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Равноправие народов означает, что Федерация учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как мононациональными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Независимо от того, являются ли народы «субъектообразующими» или нет, они живут на равном положении в РФ.

Самоопределение народов надо понимать как их право на самоуправление, на самостоятельное решение вопросов своей жизни. Помимо этого, самоопределение народов предполагает и их право определить свою судьбу в государственно- правовом плане. В принципе это может выражаться в двух видах возможностей:

 а) создать свое государственное образование в виде государства (республики) или автономии;

б) отказаться от создания собственного государственного образования.

 Самоопределение народов не предполагает обязательного создания каждым из них «своего» субъекта РФ.

 

Равноправие субъектов. Этот принцип закреплен в ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ:

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

...4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

Равноправие субъектов РФ имеет два аспекта.

Во-первых, субъекты РФ равны в правах друг с другом . Несмотря на разные наименования, согласно принципу равноправия они имеют один и тот же объем прав.

Во-вторых, равноправие субъектов означает равенство между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...