Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.




 

Согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ":

 

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

 

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

 

Согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ":

 

«Законно находящийся в РФ иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ».

 

миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

 

В зависимости от цели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий:

а) дипломатическая (ДП)( выдаются представителям высших правящих кругов иностранных государств, дипломатам, работникам консульств, официальных иностранных делегаций и членам их семей.
В этом случае у иностранных граждан должен быть дипломатический паспорт. Выдается на срок до 3 месяцев.)

б) служебная (СЛ);( Для того, чтобы получить служебную визу в Россию у иностранца обязательно должен быть служебный паспорт. Обычно такие служебные паспорта есть у работников международных организаций, иностранных военных, представителей силовых структур, обслуживающего и технического персонала дипломатических представительств и консульств. А также у членов их семей, которые с ними следуют.)

в) обыкновенная (О);( частная, деловая, туристическая, в том числе групповая (ТГ); учебная, рабочая, гуманитарная, на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации, на въезд в Российскую Федерацию в целях получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации)

г) транзитная (ТР1 или ТР2);

д) виза временно проживающего лица (ВП).

 

 

Иностранцы, находящиеся в России на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории:

 

1) временно пребывающие — иностранные граждане, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

 

2) временно проживающие — лица, получившие разрешение на временное проживание;

 

3) постоянно проживающие — иностранные граждане, получившие вид на жительство.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: 

 

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

 

 

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются конституционные (основные) личные права и свободы. Хотя и здесь есть ряд особенностей. Например, иностранцы не могут быть учредителями религиозных организаций. Они могут обучать детей родному языку, но не вправе претендовать на то, чтобы наше государство организовало и финансировало учебу их детей на родном языке.

 

Большинство публично-политических прав и свобод также доступны иностранным гражданам — свобода мысли и слова, право на информацию, право на объединение, свобода манифестаций, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др., хотя и со своими особенностями. Например, есть ограничения для иностранцев в учреждении СМИ в России. На распространение иностранного издания требуется разрешение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами печати, если только нет соответствующего межгосударственного договора РФ. Представительства зарубежных СМИ в России создаются с разрешения МИД России, а зарубежные корреспонденты подлежат аккредитации. Иностранцы могут создавать собственные общественные объединения, вступать в одни российские общественные объединения (например, в профсоюзы), но не могут состоять в других (политические партии). Только у граждан РФ есть право на участие в управлении делами государства. Иностранцы не могут быть работниками органов суда, прокуратуры, полиции, безопасности, таможни, пожарной безопасности, не вправе работать нотариусами. Но разрешен допуск иностранцев к адвокатской деятельности.

 

Избирательное законодательство запрещает иностранцам избирать и быть избранными при выборах депутатов и выборных должностных лиц на уровнях Федерации и субъектов РФ. Но иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане. Иностранцы могут быть также иностранными наблюдателями на российских выборах.

 

Законодательство предоставляет иностранцам возможности осуществления многих экономических, социальных и культурных прав. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют в России право частной собственности. Практически без изъятий реализуется это право в отношении объектов личного характера (автомашины, квартиры и т. д.).


В отношении отдельных объектов право собственности иностранцев имеет особенности. В частности, по Земельному кодексу РФ они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

 

Иностранец может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и быть работодателем или заказчиком услуг по гражданско-правовым договорам.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, выдаваемого органами миграционной службы.

 

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

А временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

 

Иностранцы не имеют права на такой вид трудовой деятельности, как государственная или муниципальная служба. Есть и другие запреты. В частности, в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме российских граждан, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, но они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» запрещает иностранцу быть командиром воздушного судна гражданской авиации, что, в свою очередь, означает: в ином качестве такое лицо может входить в состав экипажа гражданской авиации.

 

Запрещается принимать иностранцев на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности страны. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях России.

 

Согласно названному Закону (ст. 15) иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Этот же Закон гласит (ст. 15), что иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальное обеспечение. Государственные пенсии и социальные пособия выплачиваются тем иностранцам, которые законно проживали и трудились в России, и на тех же основаниях, что и россиянам.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на образование. Им гарантируется на общих основаниях общедоступность дошкольного и основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. Иностранцы вправе получить в России и высшее образование, поступив в вуз на конкурсной основе, на основе межгосударственных договоров, договоров органов управления организаций и вузов РФ с зарубежными партнерами либо на основе прямых договоров иностранцев с вузами (на платной основе).

Иностранцам обеспечиваются свобода творчества и право на пользование культурными ценностями.

 

Как уже говорилось выше, иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ. Они обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы, платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, соблюдать общественный порядок и т. д.

 

На общих основаниях наступает и ответственность иностранцев по российскому законодательству, кроме лиц, обладающих правовым иммунитетом. Особенности статуса имеют иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом, которые на основании международных договоров и соглашений, участниками которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлекаются к уголовной и административной ответственности. Это не означает освобождения таких лиц от ответственности. Они могут быть привлечены к ответственности за совершенные в России правонарушения в своих странах и по их законам, если последние предусматривают ответственность за подобные деяния.

 


37. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

 

ФЗ «О беженцах»:

 

Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

 

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

 

1) получение услуг переводчика;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения.

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами РФ

12) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ;

13) участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ;

14) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

15) выезд на место жительства в иностранное государство;

 

 Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

 

1) соблюдать Конституцию РФ, ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания,

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.


Пример: Украинцы

 

Закон РФ "О вынужденных переселенцах":

 

Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

 

Вынужденный переселенец имеет право:

 

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ. Вынужденный переселенец может проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.

 

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства в пределах территории РФ встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту жительства.

4) проходить переучет в сроки

 Пример: Русскоязычное население в Чечне, вовремя чеченской войны

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

 

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

 

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

 

Статус беженца прекращаетсяв случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

 

Основания лишения статуса беженца:

1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ;

2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

 


38. Порядок предоставления политического убежища в России. Примеры.

статья 63 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права

 

2. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ».

 

В соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища":

 

 

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Положением.

 

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ.

 

Порядок предоставления:

1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел РФ.

 

2. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории РФ. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

 

3. В ходатайстве на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища на территории РФ должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, а также необходимые автобиографические сведения.

 

4. Министерство внутренних дел РФ рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

 

5. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.

 

6. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве иностранных дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ не должен превышать 1 месяца в каждом из этих органов.

 

7. Указ Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

 

8. Министерство внутренних дел РФ в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

 

9. В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

10. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

11. Территориальные органы Министерства внутренних дел РФ по субъектам РФ на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным выше, вид на жительство.

 

 Примеры: Эдвард Сноуден и Виктор Янукович

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

ü лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

ü лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

ü лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

ü лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека( США,Великобритания,Франция,Норвегия) ;

ü лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ "О беженцах";

ü лицо представило заведомо ложные сведения;

ü лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

ü лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

- возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

- выезда на жительство в третью страну;

- добровольного отказа от политического убежища на территории РФ;

- приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...