Проанализируйте один из школьных учебников истории и обществознания по традиционной схеме.
№
| Вид материала
| Ссылки на страницы учебника, примеры
|
1
| 2
| 3
|
Основной текст
|
1
| Какие виды текста использованы:
− вводный;
− информационный;
− обобщающий;
− заключительный
|
|
2
| Какие примеры изложения использованы:
− описание;
− повествование;
− объяснение;
− проблемное изложение
|
|
3
| Отличается ли текст информационной избыточностью?
Как обозначен основной и дополнительный материал?
|
|
4
| Каково соотношение фактического и теоретического материла?
Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса ?
|
|
Дополнительный текст
|
1
| Какие виды текста представлены:
− познавательные, научно-популярные;
− документальные;
− фрагменты из художественных произведений
|
|
2
| Каково соотношение основного и дополнительного текстов?
|
|
3
| В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т.д.)?
|
|
4
| Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?
|
|
Пояснительный текст
|
1
| Какие виды текста использованы:
− постраничный словарь;
− пояснение в скобках внутри текста;
− подписи к иллюстрациям
|
|
2
| Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:
− название изображения;
− время, место, автор изображения и его находки;
− вид изображения;
− сюжет или основная идея изображения;
− местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)
|
|
3
| Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?
|
|
Методический аппарат
|
1
| К чему относятся вопросы и задания, как они расположены:
− в начале темы, параграфа;
− внутри основного текста;
− после параграфа;
− после темы, раздела, курса;
− к иллюстрациям;
− к документам
|
|
2
| Какие вопросы и задания использованы:
− на воспроизведения информации;
− на преобразование информации;
− на творческую реконструкцию фактов;
− на создание проблемных ситуаций
|
|
3
| Какие виды таблиц предложены:
− хронологические;
− синхронистические;
− сравнительно-обобщающие;
− конкретизирующие;
− иллюстрированные
|
|
4
| Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью:
− опорные схемы главы, параграфа;
− планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;
− памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;
− тесты самоконтроля
|
|
Иллюстративные материалы
|
1
| Какие виды иллюстраций представлены:
а) изобразительные:
- учебные рисунки,
- репродуктивные произведения искусства,
- документальные изображения;
б) условно-графические:
- карты, картосхемы,
- картопланы,
- схемы,
- чертежи,
- линии времени
|
|
2
| Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике?
Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса?
|
|
3
| Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника?
Каким образом, и с какой целью она осуществляется?
|
|
4
| Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?
|
|
Аппарат ориентировки
|
1
| Где расположено оглавление?
Насколько эффективно такое решение?
|
|
2
| Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности?
|
|
3
| Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?
|
|
4
| Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста?
Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?
|
|
5
| Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике:
− указатель дат;
− словарь понятий;
− словарь имен;
− глоссарий
|
|
6
| Есть ли в учебнике колонтитулы?
Какую роль они играют?
|
|
7
| Как задействованы форзац и нахзац книги?
|
|
8
| Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена?
|
|