Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности. Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности. Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы воспитания 1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.) 2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.) 3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизненный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность.) 4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся активность, самостоятельность и инициативу.) 5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся) Вопрос 27. Методы и формы воспитания в профессиональном образовании. Методы воспитания – это общественно обусловленные способы целесообразного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленные на решение воспитательных задач. В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Условно можно выделить группы воспитательных методов: · прямого (предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание); · косвенного педагогического влияния(предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами и обществом). В современной педагогике по характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание. Методы профессиональной педагогики 1.Метод организации коллектива(Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов.) 2.Метод убеждения(Методы убеждения способствуют выработке у будущих специалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем участия в дискуссиях, конференциях, взаимного просвещения и т. д.) 3.Методы стимулирования(Методы стимулирования включают: требование, перспективу, поощрение, наказание и общественное мнение. В качестве стимулирования поощрение и наказание.) Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение. В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на: 1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (вечера, КВН и т. д.). Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему. Другая наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях — собрание, рассматриваемое как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее число обсуждаемых вопросов небольшое — 1-3. Вопрос 28. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |