Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.
Комментарии
Под образованиемобычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
Образование - не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.
Воспитаниекак общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Обучение- это целенаправленный процесс формирования и развития улюдей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизнии деятельности.
Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
5. Воспитание в социальном и педагогическом значении
6. ОБУЧЕНИЕ –способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленные на достижения учебных и образовательных целей
| Обучение как целостный управляемый процесс
Формирование знаний умений, навыков
| Формирование мировоззрения
| Развитие личности и самостоятельного мышления
| Подготовка к непрерывному образованию
|
Современные требования к подготовленности учителя и воспитателя
| Содержание, цели и задачи обучения
| ПринципыМетоды Формы Средства обучения
| Знания Навыки Умения Качества
| Начало осмысления действия
| Сознательное, но неумелое действие
| Действие выполняются точно, быстро, экономно
| Начало осмысления действия
| Быстрая настройка сознания на действия
| Действие выполняются точно, быстро, экономно
| Процесс овладения знаниями, умениями, навыками
|
7. Образование как многоаспектный феномен
Под образованиемобычно понимают, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
| Образование - процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
| В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности.
| Результат образования - формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания,
навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.
| Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, человек накапливает опыт эмоционально- волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, опыт творческой деятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизнии деятельности.
| Образование - основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.
| Образование - относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни
|
8. Система образования и ее характеристика
Профессиональноеобразование
| 1) Среднее профессиональное
| 3) Высшее(специалитет, магистратура)
| 4) Высшее(подготовка кадров высшей квалификации)
| Дополнительное образование
| Дополнительное образование детей и взрослых
| Дополнительное профессиональное образование
| Профессиональное обучение
|
образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования
Система образования –социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
9. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
Типы образовательных учреждений:
| дошкольная образовательная организация
| образовательная организация для детей дошкольного и младшего школьного возраста
| Вид дошкольной образовательной организации:
| детский сад
| детский сад для детей раннего возраста
| детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
| детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
| детский сад компенсирующего вида
| детский сад присмотра и оздоровления
| детский сад комбинированного вида
| центр развития ребенка-детский сад
| Вид образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
| начальная школа - детский сад
| начальная школа - детский сад компенсирующего вида
| прогимназия
|
Организационная структура организации
| Самостоятельная организация
| Обособленное структурное подразделение (филиал) дошкольной образовательной организации
| Обособленное структурное подразделение (филиал) общеобразовательной организации
| Подразделения (группы) дошкольного образования, организованные при общеобразовательной организации
|
10. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и в Республике Башкортостан
Федеральный закон «Об образовании» Российской федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2013 года
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.
| Глава 2. Система образования
| Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
| Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
| Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность
|
Глава 1.
Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
| Глава 7. Общее образование
| Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
| Глава 15. Заключительные положения
| Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
| Глава 9. Профессиональное обучение
| Глава 10. Дополнительное образование
| Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
| Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
| Глава 8. Профессиональное образование
| Настоящий закон регулирует отдельные отношения в сфере образования в РБ
| Законодательство РБ в сфере образования основывается на конституции РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах и иных нормативно правовых актах РФ, Конституции РБ и состоит из настоящего закона и иных нормативно правовых актов РБ
| Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
| Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
| Цели настоящего Закона, используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
| Закон РБ «Об образовании» принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года
|
11. Развитие системы за рубежом (на примере одной страны по выбору)
Современная система образования в Японии сложилась в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи
| Система образования в Японии
| XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование
| С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. До Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян.
| Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения появились при японских монастырях еще в XVIII веке
| Дошкольные учреждения. Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление - самодеятельность ребенка - актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных. Создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Все детские сады платные.
| Школа. Дети от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше), осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов.
| Колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки.
| Вузы. В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Прием проводится в два этапа. На первом этапе «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра, могут продолжить обучение на степень магистра и далее (2 года), степень доктора (3 года).
|
12. Сущность, структура и движущие силы целостного педагогического процесса
Первый компонент педагогического процесса субъектами и объектами являются педагоги ребенок, образуя динамичную систему «педагог – ребенок» при ведущейроли педагога.
|
получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений
подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию
| представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями
есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.
| Второй компонент - содержание
|
Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.
| Третий компонент - организационно-управленческий комплекс
| Структурным компонентом педагогического процесса организационно-управленческого комплекса, ядром которого являютсяформы и методы воспитания и обучения
| Четвертый компонент - диагностика
| Установление с помощью специальных методиксостояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельныхего частей. К способам и методам диагностики относятся: проверказнаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельностидетей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях,фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельнойпродуктивной работы.
| Пятый компонент критерии эффективности педагогического процесса
| Вих состав входят оценки знаний, умений инавыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений,черт характера, свойств личности
| Шестой компонент - организация взаимодействия с общественной и природной средой
| Общественнаяжизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогическийпроцесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников,в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средойможно считать согласованную с педагогическими целями деятельностьсемьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальныхобъединений.
|
13. Современные классификации и характеристики общих закономерностей и принципов педагогического процесса
Принципы учебного процесса - это устоявшиеся и проверенные практикой его закономерные связи и зависимости. Принцип общественно значимой целевой направленности учебно-воспитательногопроцессапредполагает всестороннее развитие каждого ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве.
Принцип комплексного подходак организации детской деятельностипозволяет строить ее в органических связях с формирующимся ушкольников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения,с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе,другим людям.
Принцип целостного и гармоничного формированияличностив процессе обучения и воспитанияпредполагает одновременное ее развитиекак в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так иотносительно заложенных в ней задатков, физических и духовных особенностей.
Принцип обучения и воспитания детей в коллективепредусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с ними.
Принцип единства требовательности и уважения к детямпредполагает, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют ею.
Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их инициативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс.
Принцип придания эстетической направленностивсей жизни, обучению и воспитанию детей дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их развитию дает возможность развивать заложенные в ребенке природой задатки в самые разнообразные способности.
Принцип приведения методов и приемовдеятельности детей в соответствие с целями их обучения и воспитанияобеспечивает включение в сложившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемы, которые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детейв процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у каждого из них неповторимой активной и творческой индивидуальности.
Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитаниидает возможность четко строить педагогический процесс, повышать его эффективность.
14. Направления модернизации педагогического процесса
Направления модернизации педагогического процесса
| демократизация процесса управления
| Гласность, обеспечивающее реальное участие каждого в управлении; децентрализация ОУ; автономность ОУ; юридическая самостоятельность ОУ; право педагога на творчество; право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и профиля обучения
| Распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества
| связана с поворотом ОУ лицом к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей, запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире), подготовку его к будущей жизни, и обеспечение его сегодняшней жизни.
|
Гуманитаризация образовательных программ
| приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования
| установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами
| формирование личностной зрелости обучаемых
| реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
| Поддержка личности, помощь ей. «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили).
| внедрение технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение
| с процессуальной ориентацией
| приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода
| нежестким демократическим управлением
| яркой гуманистической направленностью содержания
| педагогика сотрудничества
| гуманно-личностные технологии
|
15. Мотивы учения, их формирование и развитие
Уровни развития мотивов учения
| 1. Непосредственный интерес к фактам, явлениям (элементарный уровень)
| 2. интерес к познанию существенных свойств и предметов или явлений (невидимая их внутренняя суть)
| 3. интерес к причинно – следственным связям, к выявлению
закономерностей, к установлению общих принципов явлений,
действующих в различных условиях.
| В мотивации процессом так же можно выделить три уровня:
1) исполнительский;
2) поисково - исполнительский;
3) творческий (самому придумывать задания).
| Под мотивами учения понимаются конкретные побуждения, причины,
заставляющие личность осуществлять учебную деятельность
| Мотивы ведущие и второстепенные
| 1 группа: мотивы, порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний;
| 2 группа: мотивы, которые лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения (стремление хорошо закончить школу, поступление в ВУЗ, получить хорошую отметку, похвалу учителя, выделиться среди товарищей)
| Эффективность учебного процесса – высокий уровень познавательных мотивов учения (познавательный интерес)
| В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:
1) интерес - занимательность;
2) интерес к фактам, правилам;
3) интерес к сути явлений, их происхождению.
|
формирование мотивов учения
| Методы организации учебной деятельности
| репродуктивные
и поисковые
| самостоятельная учебная работа
| Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
| Методы эмоционального
стимулирования и мотивации
интереса к учению
|
16. Активизация познавательной деятельности дошкольников
пути активизации познавательной деятельности дошкольников
|
Экстенсивный путь
| Интенсивный путь
| реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям
| основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника
|
воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности
| средствам развития познавательной активности
| решение проблемных ситуаций
| поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было)
| Педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников
| Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития
| Включение занимательности в содержание образовательной деятельности
| Интеграция разнообразной деятельности
| Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности
| современные формы и методы
| использование упражнений на развитие сообразительности, мышления, внимания
| обогащение учебного материала задачами комбинированного типа, которые способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания и рефлексии
| выполнение интегрированных задач-комплексов, требующих использования знаний и умений из нескольких учебных дисциплин
| Стимулирует, активизирует познание
| Применяет различные приемы, упражнения для усиления каждого из этапов познания
|
17. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса
Процесс воспитания как педагогический – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения)
| Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система
| Структуру педагогической системы составляют компоненты: цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания
| Компоненты педагогического процесса (схема В.П.Симонова)
| Субъект деятельности (учитель)
| Объект и субъект (учение)
| Содержание процесса воспитания
| Компоненты педагогического (воспитательного) процесса
| Содержательный – разработка содержания воспитания
| Содержательно -деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса
| Целевой – определение целей воспитания
| Оценочно – результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания и взаимодействия участников процесса
| Коммуникативный – отражает наличие в воспитательной системе субъект и объект воспитания (воспитатель и воспитанник) означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания
|
18. Воспитание как педагогический компонент социализации
М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе»
Воспитание как педагогический компонент процесса социализации предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека
| гармонично развитый человек
| в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития
| Гуманистической ориентации воспитания
| Социальной адекватности воспитания
| Индивидуализации воспитания
| Создание воспитательной среды
|
приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся
|
их правильный выбор
Педагогические компоненты
| Изучение воспитанности школьников
| Диагностика уровня развития коллектива
| Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности
| Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности)
| Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время)
| Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности)
| Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования)
| Основные компоненты воспитательного процесса
|
19. Современные системы и концепции воспитания
современные концепции воспитания
| концепция системного построения процесса воспитания
| концепция формирования образа жизни, достойной Человека
| концепция воспитания ребенка как человека культуры
| системно-ролевая теория формирования личности ребенка
| концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития
| концепция воспитания на основе потребностей человека
| концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка
| концепция самовоспитания школьника
|
20. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
Способ Цель Мотив
Принцип психологического обеспечения
|
Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.
Понятие и сущность обучения. Структура процесса обучения. Функции обучения.
Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная
деятельность учащегося. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и
ученика в процессе обучения. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
Понятие дидактической концепции, дидактической системы. Сравнительная характеристика
традиционной, педоцентристской и современной системы дидактики. Рецептивно-
отражательный и конструктивно-деятельностный подходы к обучению. Объяснительно-
иллюстративное, проблемное и программированное обучение. Теория поэтапного
формирования умственных действий. Теории развивающего обучения. Зарубежные
концепции обучения.
Социальная необходимость разработки педагогической технологии. История возникновения
технологии обучения. Понятие технологии обучения, специфика и основные черты,
критерии технологии обучения. Виды педагогических технологий. Педагогические
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Педагогические технологии на основе эффективности управления организации учебного
материала. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования
материала. Частнопредметные технологии. Технологии развивающего обучения. Основные
тенденции совершенствования технологий обучения. Соотношения понятий “технология” и
“методика” обучения. Педагогическая технология и техника.
Современные образовательные технологии в высшей школе (технология контекстного
обучения, технология модульного обучения, технология рефлексивного обучения).
21. Современные образовательные технологии
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
| Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
|
Современные образовательные и педагогические технологии
| Технология разноуровневого обучения
| Личностно-ориентированная технология
| Технология современного проектного обучения
| Современные педагогические технологии
| Коллективные и групповые способы обучения
| Дичностно-ориентированное образование
| Игровые: иминационныеоперационные использование ролей «деловой театр» психодрама социодрама
| Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные)
| Проективные и деятельностные
| Современные технологии предполагают: систему организации взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; определяет: основные операции при организации и реализации процесса обучения и основные характеристики, параметры участвующих в процессе обучения гарантирует высокую степень достоверности достижения поставленных целей
|
22. Содержание целостного педагогического процесса
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, педагогической деятельности и деятельности обучающихся.
|
Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и образовательной организации компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.
Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
23.Документы содержания целостного педагогического процесса
Нормативные документы, регламентирующие содержания образования
| Образовательные программы
| типовые рабочие авторские
| Источники учебной информации
| Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации
| Всеобщая декларация прав человека
| Конвенция о правах ребенка
| Нормативно-правовые документы
| Федеральные государственные образовательные стандарты
|
24. Классификация методов обучения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
по уровню активности учащихся
| по дидактической цели(Данилов М.А., Есипов Б.Д.)
| Метод формирования умений и навыков
| Метод закрепления и проверки знаний умений навыков
| На основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)
| Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
| Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
| Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
| Перцептивные словесные наглядные практические логические гностические самоуправление учебными действиями
| Методы формирования интереса к учению
Методы формирования долга и ответственности в учение
| Методы устной письменной и машинной проверки знаний умений навыков
Методы самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
| По характеру познавательной деятельности(Лернер И.Я Скаткин М.Н.)
| Объяснительно-иллюстративные
| Частично-поисковые (эвристические)
| Метод приобретения новых знаний
| по источнику получения знаний
|
Методы обучения- это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
25. Классификация методов воспитания
В основу классификации методов воспитания и обучения положена концепция деятельности Ю.К. Бабанского.
Компоненты деятельности: осознание, организация, стимулирование и контроль
|
Упражнение Приучение Поручение Требование Создание воспитывающих ситуаций
| Метод организации деятельности и формирование опыта поведения
|
Наблюдение Опросные методы (беседа, анкетирование) Тестирование Анализ результатов деятельности
| Метод контроля, самоконтроля и самооценки
|
Соревнование Игра Поощрение Наказание
| Метод стимулирования поведения
|
Рассказ Беседа Лекция Дискуссия Диспут Метод примера
| Метод формирования сознания
Метод формирования осознания
|
26. Классификация средств целостного педагогического процесса
В. Оконь предлагает следующую классификацию средств обучения.
А. Простые средства:1) словесные средства: учебники и другие печатные тексты; 2) простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.
Б. Сложные средства: 1) механические визуальные средства, позволяющие передавать изображения с помощью технических устройств (например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа и др.); 2) аудильные средства, позволяющие передавать звуки и шумы - с помощью проигрывателя, магнитофона или радио и др.; 3) аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм, телевидение, видеотелефоны, видеомагнитофоны и др.; 4) средства, автоматизирующие процесс обучения. К ним можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые лабораториями, а также компьютер с программным обеспечением или электронные и аналоговые цифровые машины. Классификация средств педагогического процесса показана на рис.2
28. Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса
| Урок – организация познавательной и иной деятельности с группой (классом) в установленное время
Компоненты: объяснение, нового материала; закрепление; повторение ЗУН
Структура: соотношение компонентов и взаимосвязи
| Лекция – сообщение нового материала на протяжение всего учебного занятия выделяют на: вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные. Способ проведения:информационные, проблемные, бинарные, конференции, консультации
| Семинары – учебные занятия в форме обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов.
Виды семинаров: беседа, заслушивание, диспут
| Конференция (учебная) –организованная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Свободное, открытое обсуждение проблемных вопросов
| Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организация обучения лабораторных и практических работ
| Факультативные занятия – углубленное изучение учебных предметов по выбору учащихся
| Экскурсия (учебная) – обучение в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта. Подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические
| Зачет – близка к определению экзамен. Как подготовительный этап к экзамену
| Производственная практика – формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обобщение
| Конкурсы и олимпиады – стимулирует и активизирует деятельность учащихся
| Домашняя самостоятельная работа – формирование у обучающихся потребности к самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности
| Предметные кружки – способствует развитию интересов, склонностей, положительное отношение к обучению
| Экзамен– систематизация, выявление и контроль знаний учащихся
| Курсовые проекты, курсовые работы, дипломное проектирование – заключительный этап обучения
|
29. Формы организации воспитательного процесса
Классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой
Формы организации воспитательного процесса
| по целевой направленности
| по позиции участников воспитательного процесса
| по объективным воспитательным возможностям
| кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов)
| продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель)
| традиционные (регулярно повторяющиеся)
| формы по видам деятельности
| художественная деятельность
|
по субъекту организации классификация форм
| организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые
| деятельность организуется на основе сотрудничества
| инициатива и ее реализация принадлежит детям
| индивидуальные (воспитатель - воспитанник)
| групповые (воспитатель - группа детей)
| массовые (воспитатель - несколько групп, классов).
| выработка общего решения (мнения)
| общественно значимый продукт
|
30. Педагогический контроль и оценка качества образования
функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения
| Оценка качества образования
| Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
| Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности
| Виды педагогического контроля
| Методы педагогического контроля
| Формы педагогического контроля
| системы мониторинга качества образования
| установление стандарта и операционализация: определение стандартов
| операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины)
|
|