Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.




Комментарии

 

Под образованиемобычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Образование - не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.

 

Воспитаниекак общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

 

Обучение- это целенаправленный процесс формирования и развития улюдей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизнии деятельности.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

 

5. Воспитание в социальном и педагогическом значении

 

 

 

 

6.

ОБУЧЕНИЕ –способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленные на достижения учебных и образовательных целей
Обучение как целостный управляемый процесс

 

СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
социальная
педагогическая
психологическая
Функции обучения
Формирование знаний умений, навыков
Формирование мировоззрения
профориентирование
Развитие личности и самостоятельного мышления
Подготовка к непрерывному образованию
креативности
 Процесс обучения

 

Современные требования к подготовленности учителя и воспитателя
Содержание, цели и задачи обучения
обучающий
обучаемый
ПринципыМетоды Формы Средства обучения    
Знания Навыки Умения Качества
ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ  
НАВЫКИ
УЧЕНИЕ ПРЕПОДОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
осмысление
запоминание
восприятие
Применение на практике
Начало осмысления действия
Сознательное, но неумелое действие
Действие выполняются точно, быстро, экономно
Начало осмысления действия  
Быстрая настройка сознания на действия
Действие выполняются точно, быстро, экономно  
Процесс овладения знаниями, умениями, навыками

 


7. Образование как многоаспектный феномен

 

Под образованиемобычно понимают, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.  
Образование - процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.  
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности.  
Результат образования - формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.    
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, человек накапливает опыт эмоционально- волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, опыт творческой деятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизнии деятельности.  
Образование - основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.  
Образование - относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни

 

 


8. Система образования и ее характеристика

Общее                       образование  
1) Дошкольное (ДО)  
2) Начальное общее  
3) Основное                 общее  
4) Среднее                 общее  
Профессиональноеобразование  
1) Среднее        профессиональное  
2) Высшее    (бакалавриат)  
3) Высшее(специалитет, магистратура)  
4) Высшее(подготовка кадров высшей  квалификации)  
Дополнительное образование  
Дополнительное образование детей и взрослых  
Дополнительное профессиональное образование  
Профессиональное обучение  
Система образования

 


образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования

Система образования –социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

 

9. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

 

Типы образовательных учреждений:
дошкольная образовательная организация
образовательная организация для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вид дошкольной образовательной организации:
детский сад
детский сад для детей раннего возраста
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
детский сад компенсирующего вида
детский сад присмотра и оздоровления
детский сад комбинированного вида
центр развития ребенка-детский сад
Вид образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
начальная школа - детский сад
начальная школа - детский сад компенсирующего вида
прогимназия

 

Организационная структура организации
Самостоятельная организация
Обособленное структурное подразделение (филиал) дошкольной образовательной организации
Обособленное структурное подразделение (филиал) общеобразовательной организации
Подразделения (группы) дошкольного образования, организованные при общеобразовательной организации

 

 

10. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и в Республике Башкортостан

Федеральный закон «Об образовании» Российской федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2013 года С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.    
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Система образования
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность

 

 


Глава 1.

 

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
Глава 7. Общее образование
Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Глава 15. Заключительные положения
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Глава 9. Профессиональное обучение
Глава 10. Дополнительное образование
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Глава 8. Профессиональное образование
Настоящий закон регулирует отдельные отношения в сфере образования в РБ
Законодательство РБ в сфере образования основывается на конституции РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах и иных нормативно правовых актах РФ, Конституции РБ и состоит из настоящего закона и иных нормативно правовых актов РБ
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.  
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.  
Цели настоящего Закона, используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РБ «Об образовании» принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года

 


11. Развитие системы за рубежом (на примере одной страны по выбору)

Современная система образования в Японии сложилась в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи
Система образования в Японии  
XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование
С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. До Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения появились при японских монастырях еще в XVIII веке
Дошкольные учреждения. Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педаго­гом Кларой Цидерманн. Его основное направление - самодеятель­ность ребенка - актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство обра­зования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.                                                                               Создана  система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Все детские сады платные.
Школа. Дети от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше), осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов.  
 Колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки.
Вузы. В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Прием проводится в два этапа. На первом этапе «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра, могут продолжить обучение на степень магистра и далее (2 года), степень доктора (3 года).

 

 


12. Сущность, структура и движущие силы целостного педагогического процесса

Первый компонент педагогического процесса субъектами и объектами являются педагоги ребенок, образуя динамичную систему «педагог – ребенок» при ведущейроли педагога.  

 

                                                                                  получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений   подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию  
                                                                                           представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.
Педагог как субъект
Педагог как объект  
Ребенок как объект
Ребенок как субъект  
Второй компонент - содержание

 

Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.
Третий компонент - организационно-управленческий комплекс
Структурным компонентом педагогического процесса организационно-управленческого комплекса,  ядром которого являютсяформы и методы воспитания и обучения
Четвертый компонент - диагностика
Установление с помощью специальных методиксостояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельныхего частей. К способам и методам диагностики относятся: проверказнаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельностидетей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях,фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельнойпродуктивной работы.  
Пятый компонент критерии эффективности педагогического процесса
Вих состав входят оценки знаний, умений инавыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений,черт характера, свойств личности  
Шестой компонент - организация взаимодействия с общественной и природной средой
Общественнаяжизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогическийпроцесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников,в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средойможно считать согласованную с педагогическими целями деятельностьсемьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальныхобъединений.  

 


13. Современные классификации и характеристики общих закономерностей и принципов педагогического процесса

 

 

Принципы учебного процесса - это устоявшиеся и проверенные практикой его закономерные связи и зависимости. Принцип общественно значимой целевой направленности учебно-воспитательногопроцессапредполагает всестороннее развитие каждого ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве.

Принцип комплексного подходак организации детской деятельностипозволяет строить ее в органических связях с формирующимся ушкольников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения,с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе,другим людям.

Принцип целостного и гармоничного формированияличностив процессе обучения и воспитанияпредполагает одновременное ее развитиекак в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так иотносительно заложенных в ней задатков, физических и духовных особенностей.

Принцип обучения и воспитания детей в коллективепредусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с ними.

Принцип единства требовательности и уважения к детямпредполагает, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют ею.

Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их инициативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс.

Принцип придания эстетической направленностивсей жизни, обучению и воспитанию детей дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их развитию дает возможность развивать заложенные в ребенке природой задатки в самые разнообразные  способности.

Принцип приведения методов и приемовдеятельности детей в соответствие с целями их обучения и воспитанияобеспечивает включение в сложившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемы, которые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детейв процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у каждого из них неповторимой активной и творческой индивидуальности.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитаниидает возможность четко строить педагогический процесс, повышать его эффективность.

 

14.  Направления модернизации педагогического процесса

Направления модернизации педагогического процесса
демократизация процесса управления
гуманизация образования
гуманитаризация
Гласность, обеспечивающее реальное участие каждого в управлении;              децентрализация ОУ;  автономность ОУ;               юридическая самостоятельность ОУ; право педагога на творчество; право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и профиля обучения
Распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения;                обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества
связана с поворотом ОУ лицом к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей, запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире), подготовку его к будущей жизни, и обеспечение его сегодняшней жизни.  

 

 


 

 

Гуманитаризация образовательных программ
приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования
установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами
формирование личностной зрелости обучаемых
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.                   Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Поддержка личности, помощь ей. «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили).  
внедрение технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение
с процессуальной ориентацией
приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода
нежестким демократическим управлением
яркой гуманистической направленностью содержания
технологии
педагогика сотрудничества
гуманно-личностные технологии

 

 

 

 


15. Мотивы учения, их формирование и развитие

Уровни развития мотивов учения
1. Непосредственный интерес к фактам, явлениям (элементарный уровень)
2. интерес к познанию существенных свойств и предметов или явлений (невидимая их внутренняя суть)
3. интерес к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.  
В мотивации процессом так же можно выделить три уровня: 1) исполнительский; 2) поисково - исполнительский; 3) творческий (самому придумывать задания).  
Под мотивами учения понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность осуществлять учебную деятельность
Мотивы ведущие и второстепенные
1 группа: мотивы, порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний;  
2 группа: мотивы, которые лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения (стремление хорошо закончить школу, поступление в ВУЗ, получить хорошую отметку, похвалу учителя, выделиться среди товарищей)
Формирование мотивов
Эффективность учебного процесса – высокий уровень познавательных мотивов учения (познавательный интерес)
В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня: 1) интерес - занимательность; 2) интерес к фактам, правилам; 3) интерес к сути явлений, их происхождению.  

 

формирование мотивов учения
Организация разных форм
индивидуальная
микрогрупповая  
групповая  
массовая
Методы организации учебной деятельности
словесные
наглядные и практические
репродуктивные и поисковые
самостоятельная учебная работа
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности          в учении  
Методы эмоционального стимулирования и мотивации интереса к учению  

 


16. Активизация познавательной деятельности дошкольников

 

пути активизации познавательной деятельности дошкольников

 

 


Экстенсивный путь Интенсивный путь
реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника

 

Цель
воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности
средствам развития познавательной активности
эксперимент
решение проблемных ситуаций
поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было)  
презентация
выставки
Педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников
Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития
Включение занимательности в содержание образовательной деятельности
Интеграция разнообразной деятельности
Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности
современные формы и методы
интегрированное занятие
занятия
использование упражнений на развитие сообразительности, мышления, внимания
обогащение учебного материала задачами комбинированного типа, которые способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания и рефлексии
выполнение интегрированных задач-комплексов, требующих использования знаний и умений из нескольких учебных дисциплин
педагог
Стимулирует, активизирует познание
Применяет различные приемы, упражнения для усиления каждого из этапов познания    

 

 


17. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса

 

Процесс воспитания как педагогический – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения)
Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система
Структуру педагогической системы составляют компоненты:                                   цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания  
Компоненты педагогического процесса (схема В.П.Симонова)
Цель воспитания
Субъект деятельности (учитель)
Объект и субъект (учение)
Содержание процесса воспитания
Средства воспитания
Результат воспитания
Компоненты педагогического (воспитательного) процесса
Содержательный – разработка содержания воспитания
Содержательно -деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса
Целевой – определение целей воспитания
Оценочно – результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания и взаимодействия участников процесса
Коммуникативный – отражает наличие в воспитательной системе субъект и объект воспитания (воспитатель и воспитанник) означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания

 

 


18. Воспитание как педагогический компонент социализации

 

М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе»

Воспитание как педагогический компонент процесса социализации  предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека  
Цель
Идеальная
гармонично развитый человек
Реальная
в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития  
Принципы
Гуманистической ориентации воспитания
Социальной адекватности воспитания
Индивидуализации воспитания
Социального закаливания
Создание воспитательной среды

 

 

Содержание воспитания
Интеллектуа льное
Мотивационное
эмоциональное
волевое
саморегуляции
предметно-практическое
экзистенциальное
Формы
методы
приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся
Механизм реализации

 


их правильный выбор

Педагогические компоненты
Изучение воспитанности школьников
Диагностика уровня развития коллектива
Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности
Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности)
Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время)
Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности)
Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования)
Основные компоненты воспитательного процесса

 

 

 

 


19. Современные системы и концепции воспитания

 

 

современные концепции воспитания
концепция системного построения процесса воспитания
концепция формирования образа жизни, достойной Человека
концепция воспитания ребенка как человека культуры
системно-ролевая теория формирования личности ребенка
концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития
концепция воспитания на основе потребностей человека
концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка
концепция самовоспитания школьника

 

 


20. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Учитель
Ученики

 

 


 

                             

         Способ                                          Цель                                      Мотив

Принцип самоорганизации
Принцип развития
Принцип самодеятельности
Принцип ролевого участия
Принцип ответственности
Принцип коллективизма
Принцип психологического обеспечения


Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

 



















Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.

 

Понятие и сущность обучения. Структура процесса обучения. Функции обучения.

Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная

деятельность учащегося. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и

ученика в процессе обучения. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.

Понятие дидактической концепции, дидактической системы. Сравнительная характеристика

традиционной, педоцентристской и современной системы дидактики. Рецептивно-

отражательный и конструктивно-деятельностный подходы к обучению. Объяснительно-

иллюстративное, проблемное и программированное обучение. Теория поэтапного

формирования умственных действий. Теории развивающего обучения. Зарубежные

концепции обучения.

Социальная необходимость разработки педагогической технологии. История возникновения

технологии обучения. Понятие технологии обучения, специфика и основные черты,

критерии технологии обучения. Виды педагогических технологий. Педагогические

технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Педагогические технологии на основе эффективности управления организации учебного

материала. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования

материала. Частнопредметные технологии. Технологии развивающего обучения. Основные

тенденции совершенствования технологий обучения. Соотношения понятий “технология” и

“методика” обучения. Педагогическая технология и техника.

Современные образовательные технологии в высшей школе (технология контекстного

обучения, технология модульного обучения, технология рефлексивного обучения).

 

21. Современные образовательные технологии

 Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)  
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

 

Современные образовательные и педагогические технологии
Технология разноуровневого обучения
Личностно-ориентированная технология
Проблемное обучение
Игровые технологии
Тестовые технологии
Интерактивные технологии
Технология современного проектного обучения
Технология дискуссии
Современные педагогические технологии
Коллективные и групповые способы обучения
Этнопедагогическая
Дичностно-ориентированное образование
Игровые: иминационныеоперационные использование ролей «деловой театр» психодрама социодрама  
Креативные
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные)
Проективные и деятельностные
Тренинги
Современные технологии предполагают: систему организации взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах;                                                                                              определяет: основные операции при организации и реализации процесса обучения и основные характеристики, параметры участвующих в процессе обучения                                                     гарантирует высокую степень достоверности достижения поставленных целей    

 

 


22. Содержание целостного педагогического процесса

 

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов. Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, педагогической деятельности и деятельности обучающихся.  

 

 


 

 

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и образовательной организации компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

 

23.Документы содержания целостного педагогического процесса

 

Нормативные документы, регламентирующие содержания образования
Учебный план
Образовательные программы  
Учебные программы
учебники
Учебные пособия
Базисный учебный план
Учебный план
общеобразовательные
профессиональные
типовые рабочие авторские
Источники учебной информации
Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Нормативно-правовые документы
Федеральные государственные образовательные стандарты

 

 


24. Классификация методов обучения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

по уровню активности учащихся
пассивные
активные
по дидактической цели(Данилов М.А., Есипов Б.Д.)
Метод формирования умений и навыков
Метод закрепления и проверки знаний умений навыков
На основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Перцептивные словесные                 наглядные             практические            логические           гностические самоуправление учебными действиями
Методы формирования интереса к учению Методы формирования долга и ответственности в учение
Методы устной письменной и машинной проверки знаний умений навыков Методы самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
По характеру познавательной деятельности(Лернер И.Я Скаткин М.Н.)
Объяснительно-иллюстративные
репродуктивные
Проблемного изложения
Частично-поисковые (эвристические)
исследовательские
Метод применения знаний
Метод приобретения новых знаний
по источнику получения знаний
слово
наглядность
практика
Словесные методы
Наглядные методы
Практические методы


Методы обучения- это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

 

25. Классификация методов воспитания

 

В основу классификации методов воспитания и обучения положена концепция деятельности Ю.К. Бабанского.

Компоненты деятельности: осознание, организация, стимулирование и контроль
  Упражнение  Приучение Поручение Требование Создание воспитывающих ситуаций
Метод организации деятельности и формирование опыта поведения
  Наблюдение Опросные методы (беседа, анкетирование) Тестирование Анализ результатов деятельности
Метод контроля, самоконтроля и самооценки
  Соревнование Игра Поощрение Наказание
Метод стимулирования поведения
  Рассказ Беседа Лекция Дискуссия Диспут Метод примера
Метод формирования сознания   Метод формирования осознания  

 


26. Классификация средств целостного педагогического процесса

 

В. Оконь предлагает следующую классификацию средств обучения.

  А. Простые средства:1) словесные средства: учебники и другие печатные тексты; 2) простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.

Б. Сложные средства: 1) механические визуальные средства, позволяющие передавать изображения с помощью технических устройств (например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа и др.); 2) аудильные средства, позволяющие передавать звуки и шумы - с помощью проигрывателя, магнитофона или радио и др.; 3) аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм, телевидение, видеотелефоны, видеомагнитофоны и др.; 4) средства, автоматизирующие процесс обучения. К ним можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые лабораториями, а также компьютер с программным обеспечением или электронные и аналоговые цифровые машины. Классификация средств педагогического процесса показана на рис.2

 

28. Формы организации учебного процесса

 

Формы организации учебного процесса
Урок – организация познавательной и иной деятельности с группой (классом) в установленное время Компоненты: объяснение, нового материала; закрепление; повторение ЗУН Структура: соотношение компонентов и взаимосвязи  
Лекция – сообщение нового материала на протяжение всего учебного занятия выделяют на: вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные.           Способ проведения:информационные, проблемные, бинарные, конференции, консультации  
Семинары – учебные занятия в форме обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Виды семинаров: беседа, заслушивание, диспут
Конференция (учебная) –организованная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Свободное, открытое обсуждение проблемных вопросов  
Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организация обучения лабораторных и практических работ
Факультативные занятия – углубленное изучение учебных предметов по выбору учащихся
Экскурсия (учебная) – обучение в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта. Подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические
Зачет – близка к определению экзамен. Как подготовительный этап к экзамену
Производственная практика – формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обобщение
Конкурсы и олимпиады – стимулирует и активизирует деятельность учащихся
Домашняя самостоятельная работа – формирование у обучающихся потребности к самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности
Предметные кружки – способствует развитию интересов, склонностей, положительное отношение к обучению
Экзамен– систематизация, выявление и контроль знаний учащихся
Курсовые проекты, курсовые работы, дипломное проектирование – заключительный этап обучения

 


29. Формы организации воспитательного процесса

  Классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой  

Формы организации воспитательного процесса
мероприятия
дела
игры
по признакам
по целевой направленности
по позиции участников воспитательного процесса
по объективным воспитательным возможностям
по времени проведения
кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов)
продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель)
традиционные (регулярно повторяющиеся)
формы по видам деятельности
учебная
трудовая
спортивная
художественная деятельность

 


 

по субъекту организации классификация форм
организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые
деятельность организуется на основе сотрудничества
инициатива и ее реализация принадлежит детям
по количеству участников
индивидуальные             (воспитатель - воспитанник)
групповые (воспитатель - группа детей)  
массовые (воспитатель - несколько групп, классов).
по результату
информационный обмен
выработка общего решения (мнения)
общественно значимый продукт

 


30. Педагогический контроль и оценка качества образования

 

Педагогический контроль
функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения
Оценка качества образования
Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).  
Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности
Виды педагогического контроля  
Предварительный контроль
Текущий контроль
Тематический контроль
Итоговый контроль
Заключительный контроль
Методы педагогического контроля  
Устный контроль
Письменный контроль
Практический контроль
Машинный контроль
Тестовый контроль
Формы педагогического контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
системы мониторинга качества образования
установление стандарта и операционализация: определение стандартов
операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины)
















Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 696.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...