Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Энергетический аутодиагноз Низкий уровень энергии 6 страница




Насколько в любви мы протягиваем руку дели­катно, настолько в гневе наносим ею резкий удар. И в тоже время, когда в состоянии гнева мы с игра­емся преодолеть преграды на пути к любви, то, ох­ваченные бешенством, относимся к объекту своего гнева как к врагу, стремящемуся к нашему уничто­жению. Мы говорим, что чувствуем "убийствен­ное бешенство", что "готовы убить". Часто такой гнев направляется против невинных людей, в час­тности, детей. Ничто не может так разъярить ро­дителя, как взбунтовавшийся и непослушный ре­бенок. Родители реагируют на это так, как будто ребенок, не поддаваясь их воле или противясь их власти, наносит им смертельную рану. Часто ис­точником этой ярости являются травмы, которые были нанесены этим родителям их собственными родителями в детстве, когда их собственный дух был сломлен, и они были сурово наказаны за то, что смели противостоять авторитарному отцу или матери. Гнев, вызванный таким отношением к ним, дремлет в глубине их психики годами, пока однажды не взрывается против кого-то невинного или беззащитного. Содержание этого гнева понятно: "Почему ты (ребенок) должен быть свободен ду­хом, если мой собственный дух был в детстве слом­лен?" Эта зависть родителя к независимости ре­бенка провоцирует взрыв гнева.

Понятие "сломленный дух" — это не просто метафора. Оно отражает физическую реальность, проявляющуюся в теле. Я убежден, что каждый человек, дух которого был сломлен, носит в себе подавленную ярость, замкнутую в напряженных мышцах верхней части спины и плеч. Это напря­жение проявляется R виде нарушения естествен­ных линий спины как преувеличенная выпуклость ниже плеч или в нижней части спины. Это лор­доз или уплощение естественною поясничного из­гиба. (Подробнее смотри в работах: A.Lowen "The Way to Vibrant Health", New York 1977, A.Lowen "Love. Sex, and Your Heart", New York, 1988.) Уплощение этого отдела позвоночника выдвигает газ вперед, подавляя у человека чувство уверенно­сти в себе. Такая позиция является эквивалентом подогнутого хвоста у собаки. Обращая внимание пациентов на это состояние, я говорю: "Это выг­лядит так, как если бы кто-то получил сильный удар по заднице." Одной из причин, провоцирую­щих развитие такого состояния, являются сильные и частые шлепки по заднице, полученные в дет­стве. Избыточный изгиб в верхней или нижней части спины нарушает естественную выпрямленную осанку, являющуюся проявлением свободного духа. Хроническое напряжение мышц спины затрудняет протекание энергетических импульсов вдоль позво­ночника, которое дает чувство свободы духа. Ре­зультатом этого будет сломленный дух. И пока дух находится в этом состоянии, человек будет носить в себе подавленный гнев, независимо от того осоз­нает он это или нет. До тех пор, пока гнев не по­лучит выход, дух будет сломлен. Освобождение гнева может оздоровить дух, если человек поймет, что это уходит корнями в утрату грации.

Однако, проявление гнева по отношению к лю­дям, которые не имели отношения к травмирова­нию духа данного человека, более молодым, сла­бым или зависимым, не приносит желанного освобождения, так как человек не может чувство­вать себя хорошо, проявляя такое поведение. Оно вызывает чувство вины и увеличивает напряжение. Наиболее подходящим контекстом для проявления злости является терапевтическая ситуация, в кото­рой можно безо всякой опасности для себя и окру­жающих потерять контроль над собой, так как ситуацию контролирует терапевт. Если пациент мужчина, мы предлагаем ему выразить свой гнев, ударяя кулаками но мату. Если это женщина, мы используем теннисную ракетку, что дает ей боль­шее чувство силы. Поднимая руки вверх и назад, она выпрямляет спину и растягивает зажатые мыш­цы. Ударам сопутствуют обычно такие фразы как "Убью!" или "Я тебе покажу!" Техники освобож­дения подавленных чувств и редукции гнева, как и другие техники снижения напряжения, будут рассмотрены подробнее в восьмой главе.

Отреагирование ярости — важное дело, но это не самоцель терапии, целью которой является, как мы упоминали ранее, возвращение телу естествен­ной грации. Выражение злости приносит только минутное снижение напряжения и оздоровляет душу человека. Когда мы ударяем какой-то предмет, то напрягаем мышцы плеч, чтобы обрести боль­шую силу, но одновременно утрачиваем грацию. Мы должны ударять иначе — не для того, чтобы разрушить и уничтожить, а так, чтобы одновремен­но сохранить свою интеграцию и дух. Мы должны научиться выражать свой гнев, что, в противопо­ложность ярости, является функцией грациозной, так как делает движение плавным. Ударяя с гне­вом по мату, человек растягивает свое тело от стоп вверх, вытягивая свои руки как можно дальше на­зад так, чтобы руки сделали угол, и он мог ударить расслабленно и свободно. Если мы выполняем эти движения правильно, то по телу от стоп до ладо­ней проходит волна возбуждения, придавая этому движению грацию. Подходящий способ выражения гнева освобождает дух.

Стремление к любовному контакту является аг­рессивным движением. Единственная разница меж­ду протягиванием рук в жесте любви и ударом той же рукой в злости состоит в том, что первое дви­жение деликатное и мягкое, а второе — сильное и твердое. Несмотря на то, что эмоции, связанные с этими движениями, разные, сила чувства прямо пропорциональна длине растягивающего движения. Полное вытягивание рук выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленным гневом, растяги­вание рук укорачивается, а чувства ослабляются.

У каждой эмоции есть своя противоположность. Например, любовь и ненависть, радость и горе, гнев и страх. В опасной ситуации человек может раз­гневаться и ударить или убежать от страха. Обе эти эмоции имеют одинаковые пути в теле. В гне­ве движение волны возбуждения направлено на­ружу, и возбуждение движется вверх по мышцам спины, подготавливая тело к атаке, как мы это ви­дим у кошек или собак, достигая затем рук или зубов. Волна, направленная к зубам, нашему пер­вичному органу атаки, проходит через макушку головы. В случае страха направление движения волны возбуждения противоположное. Его можно почувствовать, следуя выражению гнева. Глаза под­нимаются вверх, голова направляется назад, вы­зывая спазм мышц затылка и лба, плечи поднима­ются, а все тело напрягается. Если страх является минутной эмоцией, то напряжение быстро редуци­руется и мышцы расслабляются, как только опас­ность минует. Временами страх вызывает гнев как повторную волну возбуждения. Достаточно испу­гать ребенка, чтобы увидеть, как в нем зарождается гнев.

Страх оказывает парализующее влияние на дух. Напряженные мышцы держат тело как бы в зас­тывшем состоянии. Когда это состояние сохраня­ется долго, тело как бы деревенеет, и человек пере­стает ощущать страх. В таком состоянии большинство людей обращаются за психотерапев­тической помощью. Они подавлены, но не испуга­ны и даже не печальны. Цель терапевта в это вре­мя — конфронтация пациента с его страхом: он должен помочь пациенту почувствовать напряже­ние в его теле. Когда клиент будет расслаблять зажатые мышцы, то, весьма вероятно, что он ис­пытает страх. Войдя в контакт со своим страхом, пациент может испугаться, что терапевт причинит ему боль. Это проекция страха, который он испы­тывал по отношению к отцу или матери. Он мо­жет также бояться импульсов, скрывающихся за этим страхом, а именно импульсов гнева или зло­сти.

Когда хроническое физическое напряжение про­воцируется страхом, его можно разрядить, только превратив его в гнев, го есть изменив направление течения энергии. Гнев можно выразить ударами, кусанием, стучанием ногами, скручиванием поло­тенца или другими средствами. Все эти действия используются в терапии для снижения напряже­ния и возвращения 1елу свободной грации движе­ний. Эти техники достигают успеха только в том случае, если человек осознает свой страх. Без это­го осознания описанные способы останутся только упражнениями, даже если они вызывают сильное чувство гнева.

Большинство из нас также боится печали, кото­рую мы носим в себе. Как только мы разрешим себе поплакать, мы впадаем в ужас, так как печаль ка­жется нам глубоким бездонным колодцем, в кото­ром мы утонем, если ослабим свой самоконтроль. Наша печаль, конечно, имеет дно, но прежде, чем мы его достигнем, мы испытываем отчаяние, кото­рое может быть для нас очень устрашающим. Мож­но провести пациента через его отчаяние, помогая ему осознать, что его источник скрыт в детских переживаниях и тесно связан с ними. Пациенты часто спрашивают: "Как долго я должен плакать, прежде чем освобожусь от своей печали? Мне ка­жется, что я плачу уже очень долго." Я отвечаю им, что дело не в том, как долго они плачут, а в том, чтобы заплакать достаточно глубоко, чтобы достичь дна колодца, самого источника. Когда кон­вульсивная волна рыдания достигает дна таза, от­крывается клапан, позволяющий человеку "увидеть солнце". Этим клапаном является генитальный аппарат, при помощи которого возможно возрож­дение и оргазм.

Кроме указанных эмоций любви, гнева и страха существуют также обобщенные состояния чувств, которые нельзя считать эмоциями. Одним из та­ких состояний является чувство унижения, кото­рое, подобно этим эмоциям, также подавляется, и человек не всегда это осознает. Часто это состоя­ние проявляется в теле наклоном головы. Проти­воположным состоянием является чувство гордос­ти. Оно выражается высоко поднятой головой.

Единичные случаи унижения не изменяют струк­туру тела. Многих женщин в детстве постоянно унижали за любые проявления сексуальности. Сек­суальная грубость в любой форме является для ре­бенка очень унижающим переживанием, а наказа­ние ребенка ударами по ягодицам я считаю одной из форм сексуального злоупотребления, так в этом случае затрагивается эротическая сфера. Говоря шире, любое грубое отношение действует унижаю­ще на дух человека, так как дает ему почувство­вать, что он подчинен власти другой личности. Униженный человек не может держать голову вы­соко, что, как мы отметили, является признаком свободного и независимого духа. Склоненная го­лова является также признаком стыда, связанного с сексуальной природой тела. Так как пренебречь сексуальностью мы не можем, чувство унижения, связанное с ней, было бы постоянным, что кого угодно могло бы привести к сумасшествию. Жен­щины, отягощенные таким образом, подавляют свою сексуальность посредством хронического на­пряжения мышц, из-за чего склоняют голову. Эти зажатые мышцы превращаются со временем в узел в месте перехода торса в шею, широко известный как "вдовий горб". Подобное состояние у мужчин встречается редко, так как у них реакцией на по­стоянные унижения будет укорочение шеи. В про­тивоположность женщинам мужчин реже унижа­ют из-за сексуального поведения, а те, кого унижали их матери, делают это впоследствии со своими женами

Следующим эмоциональным состоянием, отно­сящимся к нынешней дискуссии, является чувство вины. Это странное чувство в том смысле, что оно не выражается в теле каким-либо определенным образом. Я назвал бы эго осуждающей эмоцией. Она связана с чувством, что мы сделали что-то плохое. Мы постоянно оцениваем чье-то поведе­ние как правильное или неправильное, хорошее и плохое, моральное и аморальное. Можно быть ви­новным в нарушении большей части принятых форм поведения, но многие люди, совершающие преступ­ления, не чувствуют себя виноватыми, в то время как чувство вины угнетает многих людей, не нару­шающих моральных запретов. Очевидно, у чувства вины более глубокая основа; это чувство, что с нами что-то не в порядке. До определенной степени в этих чувствах можно разобраться, решая следую­щий вопрос: чувствуют ли пациенты вину, когда речь заходит об их сексуальности, а именно — об их опыте мастурбации в прошлом. Многие паци­енты признают, что онанировали, когда были деть­ми. Это обычно сопровождалось чувством вины. Однако, некоторые не чувствовали никакой вины, связанной с этим поведением, несмотря на то, что родители говорили им, что этого делать не следу­ет. Как сказала одна женщина: "Как же это могло быть плохим или неправильным, если приносило столько радости и удовольствия?" Однако, если бы по какой-то причине, например, из-за страха или стыда, ото не доставляло бы такого удоволь­ствия, это могло бы провоцировать чувство вины.

Я считаю, что вина связана с общим уровнем чувствительности в теле. Когда кто-то доволен со­бой, он не может чувствовать себя виноватым в чем-либо. Если у кого-то нет никаких чувств в теле, он также не может чувствовать себя виноватым. Человек чувствует себя хорошо, когда жизнь или дух движется в теле свободно. Когда возникают препятствия в виде сильного напряжения в теле, которые ограничивают свободу духа, человек бу­дет чувствовать себя плохо или не позволит себе чувствовать что-либо. В первом случае он будет осознавать определенную вину. Это чувство вины будет связано с подавлением сексуальности или гнева. Я утверждаю, что пациенты, которые чув­ствуют себя виноватыми по отношению к родите­лям, утрачивают это чувство вины, как только их гнев направляется против родителей и полностью выражается в процессе терапии.

Ощущения — жизнь тела, точно также как мыш­ление — жизнь ума. Если пациент сможет почув­ствовать свое напряжение как не просто боль, а осознает, что это сопротивление подавленным им­пульсам или чувствам, он мобилизует свою энер­гию с целью ослабления этого напряжения и опре­деленного выражения чувств. Это, однако, не просто. Понять и почувствовать, насколько силь­но мы были травмированы, может быть очень боль­но. Но единственный способ стать свободным -это почувствовать свои напряжения и найти их связь с подавленными чувствами страха, гнева и печали. В большинстве случаев осознание этого приводит к спонтанному выражению чувств и воз­никающему вследствие этого ослаблению напряже­ния. Многие пациенты говорили мне, что в болез­ненных ситуациях они высказывались абсолютно спонтанно, и это приносило пользу их отношени­ям с близким человеком, а также приносило ува­жение к себе.

Мы подавляем свои чувства из-за опасения, что, если однажды позволим им проявиться, можем позже с ними не совладать. Это опасение исходит из детских переживаний. Взрослея, мы становим­ся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Подавленный гнев, на­пример, может быть очень сильным, даже убий­ственным. Человек держит его под замком, не от­давая себе отчет в том, что подавленный гнев, как динамит, в каждую минуту готов взорваться, трав­мируя невинных людей вокруг. Осознание соб­ственного гнева позволяет в определенной мере контролировать его. Многие пациенты боятся сво­ей печали, так как она может привести к отчая­нию. Подавленный плач — уничтожающая сила, которая травмирует наши внутренние органы, осо­бенно кишечник. Люди страдающие той или иной формой воспаления кишечника, по моим наблюде­ниям, "плачут внутри", как бы боясь плакать сна­ружи. (Подробнее смотрите в: A.Loweu "Biocnergetic Analysis", New York, 1986.)

Если мы хотим вернуть свою грацию и здоровье, мы должны чувствовать каждую часть своего тела. Многие люди недостаточно хорошо и полно ощу­щают некоторые области тела. Например, все мы знаем, что у нас есть спина, но немногие из нас чувствуют имеющееся в ней напряжение или зна­ют, жесткая она у них или мягкая. Мне часто при­ходится демонстрировать пациентам, что можно лежать на биоэнергетическом с голике, не чувствуя при этом боли. Спина при этом должна быть элас­тичной. Спина, в которой нет чувствительности, не может выполнять всех функций живой гибкой спины. Например, чтобы принять какую-нибудь позу, необходима гибкость. Человек с жесткой спи­ной, не способной свободно сгибаться, имеет так­же мало гибкости в своих убеждениях.

Любая область тела, находящаяся в состоянии хронического напряжения и лишенная ощуще­ний - потенциально слабый пункт, который мо­жет пострадать. Напряжение в шейном или пояс­ничном отделе позвоночника может привести к возникновению грыжи межпозвонкового диска. На­пряжение проявляется в некоторых случаях на­столько сильно, что возникают анатомические де­формации, требующие хирургического вмешательства. Эти нарушения можно было бы пре­дотвратить, если бы человек осознал свои мышеч­ные напряжения и жизненные отношения, кото­рые за этим стоят.

Важнейший шаг в направлении восстановления здоровья — восстановление чувственного осознавания всего тела. Следует помнить, что способ­ность ощущать тело уменьшается в направлении от головы к стопам. В этом нам поможет следую­щее упражнение.

 

Упражнение 5- 1

 

Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли? Чув­ствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево — вправо, вверх — вниз? На­пряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы дви­гать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?

Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуе­те ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?

Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикаса­ются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?

Есть и другой способ оценки уровня чувстви­тельности в теле — нужно попросить пациента нарисовать женщину и мужчину на двух отдель­ных листах бумаги. Степени сложности их пози­ций и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела пациентами и на те области, которые они чувствуют лучше. Напри­мер, некоторые пациенты рисуют человека без ла­доней и стоп или без глаз, без какого-либо выра­жения лица. Это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чув­ствительности в теле: они не в состоянии ассоции­ровать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх (рис. 5.3).

Мы здесь не поговорили еще об одном виде чувств, а именно о сексуальных чувствах Мы зай­мемся этим в следующей главе для того, чтобы по­казать их роль в телесной грации и духовности тела.

Рис. 5.3- Рисунки, иллюстрирующие телесные чувства. Рису нок с отделенными частями тела указывает на чувство недо­статочности единства тела и недостаток ощущения собствен­ного "я", в то время как рисунок в виде черточек указывает на недостаток чувств, - ощущение, чщо тела нет

 

Глава 6

Сексуальность и духовность

 

Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духов­ность — это противоположности. Они придержи­ваются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализова­на в нижних частях тела. Этот взгляд противоре­чит действительности, так как человеческое суще­ство в каждой своей клеточке имеет половые полярности. У мужчин каждая клетка имеет две хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y Подобным образом духовность — это функ­ция всего тела. В отрыве от сексуальности духов­ность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физи­ологическим актом Такой разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Когда чувство люб­ви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом — тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с Землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты ян, а перемещаясь вниз — черты инь. Основной постулат биоэнерге­тики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий харак­тер, что означает, что оно не в состоянии перемес­титься в одном направлении дальше, чем в другом. То есть мы духовны ровно настолько, насколь­ко мы сексуальны.

Когда наш дух вовлекается полностью в какой-то акт, то этот акт становится духовным, благода­ря трансценденции нашего Я. Эта трансценденция наиболее ощутима в полоном акте, если он приво­дит к объединению двух людей в танце жизни. Когда наступает это объединение, любовники пре­одолевают границы своего сознания, чтобы соеди­ниться с силами Вселенной.

Ключом к такому единению является любовь. Близость между мужчиной и женщиной возникает из того же чувства любви, которое соединяет мать и ребенка, человека и его любимое животное, че­ловека и его ближнего. Любовь — это состояние приятного возбуждения, которое различается по интенсивности, в зависимости от ситуации. Тот же вид возбуждения имеет место в мистической связи человека с Богом. Возбуждение, которое ощущают двое любовников, находящихся близко друг к другу, влечет за собой, конечно, дополни­тельные последствия. Энергия движется вниз, сильно возбуждая половые органы. Когда это про­исходит, возбуждение и напряжение возрастают до такой степени, что человек ощущает неодолимое стремление к более интимному контакту и разряд­ке этого возбуждения. Радость секса имеет два фак­тора: (1) удовольствие, которое человек чувствует от прикосновения и (2) удовлетворение, которое дает половая разрядка напряжения. Вначале удо­вольствие появляется в сознании и связано с ожи­данием, в то время как удовольствие оргазмического расслабления является чисто сексуальным и очень удовлетворяющим. Во время пика оно дос­тигает уровня экстаза.

Для небольшой части людей секс является нео­бычайно возбуждающим переживанием, в котором участвует все тело, а половое возбуждение очень сильно. Поверхность тела заряжается, глаза блес­тят, кожа увлажняется, теплеет и розовеет. Эро­генные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, по­сылает кровь к поверхности тела. Когда глаза лю­бящих встречаются, дрожь возбуждения пробега­ет, как электрический разряд через все их тело. Стремление к контакту очень сильное. Если это происходит во время поцелуя, тело размягчается и растекается, человек чувствует приятное тепло в нижней части живота. В этот момент половые орга­ны наполняются кровью, но кровенаполнение еще не максимально. Стремление к более глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успо­коение, прежде чем начнется ритмичный танец, который закончится оргазмом.

Все это происходит спонтанно, когда двое лю­дей глубоко влюблены. Они стремятся к сближе­нию так, как если бы находились в трансе, хотя осознают свои действия, но на вершине оргазма осознавание может утрачиваться. Энергетическое напряжение настолько сильно, что эго побеждает­ся чувством освобождения. Чувство объединения двух тел может быть так реально, что любовники ощущают себя как бы одним телом. Одновременно у них может быть впечатление, что они не присут­ствуют в своем теле.

После сильной оргазмической разрядки челове­ка охватывает глубокий покой. Прежде, чем вер­нется осознание себя, может наступить сон. Такую потерю сознания французы назвали "малой смертью". После этого переживания человек чувствует себя как бы возрожденным.

Так же, как и в мистическом переживании, в момент оргазма может возникать ощущение объе­динения с могущественными силами Вселенной Однако в то время, как мистическое переживание тихое, оргазмическое переживание похоже на взрыв вулкана или землетрясение. В повести Хемингуэя "По ком звонит колокол" герой отмечает, что во время такого оргастического переживания он по­чувствовал, что "задрожала земля". В мистичес­ком переживании личность редуцирует свое Я, в оргазме это Я тонет в потоке энергии и чувств. Однако, чтобы получить такое мощное чувство, нужно остаться свидетелем нарастания возбужде­ния вплоть до момента его взрыва. Это требует сильного Я, так как слабое Я может испугаться перед лицом такого риска. Это напоминает поезд­ку на американских горках. Чтобы получить пол­ное удовлетворение, надо держать глаза постоянно открытыми и наслаждаться вызывающими головок­ружение взлетами и падениями вагончиков.

Половой акт дал толчок примитивной методике добывания огня, заключающейся в быстром вра­щении палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что вспыхнут су­хие щепки и листья. Трение-тепло-пламя, такую последовательность мы видим в этих двух действи­ях, цель которых — получить пламя. К сожале­нию, для большинства людей половой акт закан­чивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, которое растворяет тело, превращая его в чистый дух. А ведь именно в этом и заключается запредельное переживание.

Достичь трансценденции можно также деятель­ностью, не включающей в себя половой акт. Каж­дый раз, когда мы переживаем сильные чувства или тронуты большим переживанием, мы ощущаем трансцендепцию. В обоих случаях дух выходит за границы нашего Я. Когда это происходит, мы ощу­щаем, что мы охвачены, или даже одержимы ду­хом. Примером такой одержимости духом, взятым из религии, может быть церемония Вуду, свидете­лем которой я был на Гаити. Во время этой цере­монии участник, танцуя длительное время под рит­мы бубнов, впал в транс, после чего приступил к проглатыванию огня, что, видимо, ему никоим об­разом не вредило. В суфизме транс достигается посредством длительного вращения в танце. В со­стоянии транса Я растворяется, и человек пережи­вает запредельное состояние. Когда лучник, прак­тикующий дзен, о котором я упоминал в четвертой главе, говорил, что "стрелы направляло "оно", этим "оно" был дух, который охватил его естество и управлял его движениями. Это было настоящее запредельное переживание.

Каждый творческий акт содержит определенный трансцендентный элемент. Чтобы иметь эту запредельность, обязательны два фактора: вдохновение и страсть. Вдохновению в творческой работе все­гда присуще немного божественного духа, позво­ляющего творцу приглушить свое эго и слиться со своим действием. Посредством этого приглушения эго и объединения с действием, рождается что-то новое, всегда являющееся чем-то большим, чем сам творец. Будет ли это живописным полотном или музыкальным произведением, тут содержится дух, который может глубоко трогать как исполнителей, так и публику. Такие произведения живут своей собственной жизнью.

Существует ли более важный творческий акт. чем создание нового живого существа? Говорят, чю любовь начинается с блеска в глазах, а закан­чивается рождением ребенка. Половой акт, рассмат­риваемый в этом свете, является эссенцией твор­чества. В то время, когда на глубоком биологическом уровне это утверждение всегда спра­ведливо, мы не способны пережить таинственность и радость секса, если не отдаемся божественной страсти любви.

Наша неспособность переживания оргазмической реакции, ведущей к запредельному состоянию, вызвана недостатком страстности в любовной игре. Часто эта страсть подавляется в раннем возрасте болезненным опытом как в оральной, так и в эди­повой стадии развития. Оральная стадия — это первые три года жизни, когда потребности ребен­ка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, удовлетворяются матерью. В течении это­го периода уровень его энергии возрастает до та­кой степени, что страсть становится возможной Эти потребности могут быть удовлетворены посред­ством акта кормления грудью, так как он дает наи­более близкий, возбуждающий и удовлетворяющий контакт между матерью и ребенком. Большинство западных людей вскармливаются грудью не более чем 9 месяцев, в то время как в слаборазвитых странах и примитивных сообществах период корм­ления грудью продолжается около трех лет. Если ребенок будет отлучен от груди слишком рано, он ощущает недостаток груди как утрату своего мира, что может "разбить его сердце". Если эта "ломка" будет продолжена неадекватными реакциями родителей в эдипов период, следствием может быть мысль: "Я никогда не получу то, что хочу, так для чего же возбуждаться? Эго закончится только бо­лью. "

Если ребенок не будет вскармливаться грудью, это не значит, что он будет лишен питания и забо­ты при кормлении, однако младенцам необходимо ощущать тело матери, ощущать ее жизненность и поглощать ее энергию. Контакт с матерью возбуж­дает дыхание младенца и укрепляет его метабо­лизм. Когда этот контакт утрачивается из-за смер­ти, болезни или депрессии матери, ребенок, вероятнее всего, будет потрясен и сломлен. Как мы отметили в одном из предыдущих разделов, ребенок борется против этой боли сдерживанием дыхания и напряжением мышц грудной клетки. Ре­зультатом этого будет ограничение его способнос­ти отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. Будучи взрослым, оп страдает от полового отчуждения, так как не может пережить все это сердцем.

Негативное влияние на ребенка оказывает так­же низкая толерантность родителей к высокому уровню энергии у детей. Они выражают недоволь­ство тем, что ребенок слишком требователен, слиш­ком активен, слишком многого хочет. Они счита­ют, что "ребенка должно быть видно, но не слышно". Многие дети к трем годам значительно утрачивают жизненность. Я видел множество де­тей, выглядевших апатичными, с утратившими блеск глазами, слабым голосом, которых катила в коляске равнодушная мать или опекунша.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...