Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Энергетический аутодиагноз Низкий уровень энергии 2 страница
Вскоре подбородок ребенка начинает дрожать, и он разряжается плачем. Когда сквозь тело проходит волна плача, его напряженность растворяется и напряжение уходит. Однако приходит время, когда ребенка начинают наказывать за плач, и он должен задушить в себе спазмы и проглотить слезы. Именно в тот момент он утрачивает состояние блаженства и уже "не идет к благодати", как говорил Джозеф Кембел. Другим естественным чувством, которое трудно принять многим родителям, является гнев, особенно, когда он направлен против них самих. И все-таки, дети спонтанно атакуют родителей, когда чувствуют, что их ограничивают или навязывают им свою волю. Немногие родители могут принять гнев своего ребенка, так как он угрожает их власти и контролю. Так или иначе, они будут учить своего ребенка, что гнев -плохое поведение, и что он будет наказан за это. Даже такие невинные проявления как беготня, крики или активное поведение могут разозлить некоторых родителей, которые требуют, чтобы ребенок успокоился, вел себя прилично и сидел тихо. Для многих детей список запретных видов поведения, за которые их ждет наказание, очень велик. Определенная область контроля со стороны родителей, конечно, необходима в воспитании. Тем не менее, ключевым вопросом слишком часто становится не го, что хорошо для ребенка, а то, что подходит родителям. Этот конфликт очень часто перерождается в борьбу за власть. Здесь не имеет значения, кто выиграет в таком конфликте, так как в итоге проигрывают обе стороны. Несмотря на го, поддается ребенок или же бунтует, прерывается нить любви, соединяющая ребенка с отцом или матерью. Вместе с потерей любви теряется духовность ребенка, и он утрачивает свою грацию. Утрата грации — это физическое явление. Мы замечаем это по тому, как люди двигаются или стоят. На консультациях я часто вижу пациентов страдающих депрессией. Как я писал в своей ранней работе (A.Lowen, "Depression and the Body" New York, 1973), депрессия влияет не только па сознание человека, но также на движения, аппетит, дыхание и производство энергии. Чтобы полностью понять это заболевание, я наблюдаю за телом. Я очень часто вижу кого-то в позе "послушного ребенка'', ожидающего родительских распоряжений. Эта неосознаваемая позиция стала частью их личности, укоренившись в структуру тела. Когда мы позволяем пациентам осознать это поведение, неизменно выясняется, что родители считали их послушными детьми. Из таких "хороших детей" вырастают хорошие работники, но, если не наступит радикальная перемена в их личности, они никогда не достигнут полноты жизненной силы и обаяния. Часто говорят, что мы созданы нашими переживаниями, но сейчас я хочу это сказать совершенно дословно. Наши тела отражают наши переживания. Для иллюстрации этого утверждения я опишу три случая из собственной практики. Первый касается психолога из Голландии, который был участником семинара, который я вел много лет назад в институте Эссален. Обычная практика биоэнергетической терапии — поиск в теле человека указаний на прошлые переживания. Тело этого человека имело необычную странность, а именно: глубокое (на шесть дюймов) углубление с левой стороны тела. Никогда раннее такого углубления я не видел и не был в состоянии объяснить его себе. Когда я спросил голландца, в какой ситуации оно появилось, он сказал, что появилось оно как небольшая впадина в левом боку, когда ему было 11 лет. В течение последующих трех лет впадина углубилась, достигнув состояния, в котором я ее увидел. Голландец никогда не обращался к врачам, так как углубление не затрудняло нормального функционирования тела. Я спросил, случилось ли нечто важное в его жизни, когда ему было 11 лет. Он ответил, что его мать вышла в это время второй раз замуж, и что он был выслан в интернат. Это не произвело впечатления на остальных членов группы, но для меня было важным. Я сейчас же понял значение этого углубления: чья-то рука сильно оттолкнула его. Вторым случаем был молодой человек с такими широкими плечами, каких я раньше никогда не встречал. Когда во время консультации я обратил па это внимание, он рассказал мне о своем отце, которого он очень уважал. Он сказал, что когда-то, когда ему было 16 лет, он вернулся домой из военной школы. Отец попросил, чтобы он стал около пего перед зеркалом. Молодой человек заметил, что ростом он равен отцу, И ему пришла в голову мысль, что если бы он еще немного вырос, то смотрел бы на отца сверху вниз. С того дня он не вырос больше ни на сантиметр, в то время как плечи становились все шире. Для меня стало ясно, что вся энергия роста пошла в стороны, чтобы спасти сына от возможности перерасти отца. Третьим случаем может служить молодой человек высокого роста (около 190 см). Он жаловался, что чувствует себя отделенным от жизни. Он говорил, что во время ходьбы не чувствует нижних частей своих ног и своих стоп. Когда он делал шаг, то не мог почувствовать, когда его стопа соприкасалась с землей. Своего роста он достиг, когда ему было около 14 лет. Когда я расспрашивал его о жизни, он отмстил, что в это время его отец перешел из общей спальни родителей и занял комнату мальчика. Последнему пришлось спать на чердаке. По его собственным словам, он воспринял это как "пинок вверх". Для большинства людей такого рода эмоциональные оскорбления не кажутся достаточно сильными для того, чтобы произвести такие заметные деформации тела. Однако, как я указал, глубина и сила чувств человека часто выражаются в реакциях тела. Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остается в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реагировать на нанесенное ей оскорбление, го его последствия не будут длительными, так как раны заживают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хронического напряжения мышц. Подумаем, что происходит с ребенком, которого учат, что плач — поведение, которого нельзя принять. Реакция плача находится в теле и каким-то образом должна быть заблокирована, если она не может быть выражена. Чтобы справится с этой реакцией, мышцы, принимающие участие в плаче, должны быть напряжены и остаться в этом напряженном состоянии, пока реакция плача полностью не пройдет. Однако, эта реакция не умирает, а только отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Ее можно снова активировать после многих лет в процессе терапии или после какого-нибудь сильного переживания. Пока это не произойдет, задействованная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щек, горла) останется в хроническом напряжении. О том, что это является частой проблемой, свидетельствует распространенное напряжение щек, которое в тяжелых случаях известно как синдром височно-челюстного сустава. Когда в геле возникает хроническое напряжение мышц, естественная реакция подсознательно блокируется. Хорошим примером является случай мужчины, плечевые мышцы которого были до такой степени напряжены, что он не мог поднять руки над головой. Такая блокировка являлась случаем торможения импульса поднять руку на отца. Когда я спросил его, был ли он когда-либо зол на своего отца, он ответил, что никогда. Мысль, что он мог бы его ударить, была для него также невозможна, как и для его отца. Тем не менее, последствием этого запрета было подавление естественных движений плеч. Несколько лет тому назад, в Японии, я был свидетелем того, как трехлетний ребенок колотил кулаками свою маму. На меня произвело впечатление то, что мать ничего не сделала, чтобы удержать его или каким либо образом ответить. Я узнал позднее, что только когда ребенку исполняется шесть лет, его учат контролю, необходимому для умения вести себя в обществе. Пока ребенок не достигнет 6 лет, его считают невинным существом, неспособным отличить то, что нужно делать от того, что нельзя. У шестилетнего ребенка эго уже настолько развито, что обучение происходит сознательно, опираясь на знания, а не на страх. На этом этапе ребенок считается достаточно зрелым, чтобы он мог сознательно брать за образец поведение своих родителей. Наказанием за недостаточное усердие в обучении является физическое насилие, ограничение в проявлении любви к нему или возникающее у ребенка чувство вины. В этом возрасте ребенок начинает ходить в школу. В нашей культуре господствует сильная тенденция начинать этот процесс раньше. (Об этом этапе жизни читайте в работе A.Lowcn "Fear of Life" New York, 1981). Дети помладше также обучаются, но их обучение полностью спонтанно. Заставляя детей исполнять множество предписании и правил, пока они не достигнут этого возраста, мы ограничиваем их жизненность, спонтанность и обаяние. Видимо, у японцев и других пародов Востока способность оценивать ребенка как невинное существо происходит от глубокого уважения к природе. Если мы живем в гармонии с природой и самим собой, мы можем также жить в гармонии и со своими детьми. Западные люди стараются подчинить себе природу. Если мы эксплуатируем ее, то будем также эксплуатировать своих детей. Однако по мере индустриализации стран Востока, люди, живущие там, становятся похожими па людей Запада. Промышленное общество опирается на силу, которая вначале является силой действия, но в итоге становится силой власти. Сила изменяет отношение человека к природе. Понятие гармонии уступает место контролю, а уважение — эксплуатации. Одновременное стремление к власти и стремление к гармонии мешают друг другу. Вероятно, невозможно избежать того, что люди Востока будут страдать теми же эмоциональными расстройствами, что и западные люди, а именно: беспокойством, депрессией и утратой обаяния. Возвращение к старому образу жизни, к сожалению, невозможно. Однажды потерянную невинность невозможно вернуть. Именно из-за этого старые практики восточных философов не в состоянии решить эмоциональные проблемы, с которыми мы имеем дело сегодня. Даже самая длиннейшая медитация не вернет способность плакать человеку, у которого реакция плача была подавлена Никакие упражнения йоги не освободят напряжения плеч у человека, который не смеет поднять руки в гневе на тою, кто был для него авторитетом. Это не значит, что медитация или йога не имеют никакого положительного действия. Существуем множество практик и упражнении, имеющих большую ценность для здоровья. Например, массаж одинаково приятен и цепей для здоровья. Танец, плавание и прогулки — это тот вид движения, который я настоятельно рекомендую. Чтобы заново обрести те тесное обаяние, нужно знать, как оно было потеряно. Главная задача анализа — чтобы человек осознал это. Я хочу подчеркнуть, что, когда я говорю об анализе, то я не имею в виду психоанализ. Нельзя сделать движения грациозными, лежа на кушетке или сидя в кресле и разговаривая о своих переживаниях. Такой разговор необходим и полезен, по с хроническим напряжением мышц, которому сопутствует потеря грации, необходимо бороться на уровне тела. Этим занимается биоэнергетика — подход, который я стараюсь развивать и совершенствовать уже около 35 лет. Этот подход объединяет в себе идеи Востока и Запада и использует силу ума для понимания напряжений, которые связывают тело. Он мобилизует энергию тела для того, чтобы избавиться от этих напряжений. Связующем нитью здесь является понятие энергии, которое мы находим в Восточной и Западной медицине. Энергия — это сила, стоящая позади духа. Это фундамент духовности тела. Если ее использовать сознательно, она становится очень мощной. В следующей главе мы рассмотрим восточное и западное понятие энергии и покажем, как биоэнергетика интегрирует их.
Глава 2 Энергия
Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: "ха" — энергии Солнца и "тха" — энергии Лупы Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Йесудиан и Хайх — авторам книги "Йога и здоровье", — наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. (Selva Yesudian, Elisabeth Haich "Yoga ami Health", New York, 1953.) Легко понять, почему первобытные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют па Землю и жизнь на ней. Согласно китайской идее здоровье зависит от равновесия противоположных энергий, инь и ян, представляющих энергии Земли и Неба. В китайской практике лечения акупунктурой различают каналы, по которым движутся эти энергии. Посредством укалывания иглами или надавливания пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления здоровья. Другим способом, который используют китайцы для мобилизации энергии тела и сохранения здоровья, является программа специальных упражнений, известных как тайцзи-цюань. Движения тай-цзи обычно делаются медленно и ритмично, при использовании минимальной силы. Согласно Герману Канцу "удар делается на расслаблении", которое "помогает течению внутренней энергии, называемой по китайски "чи", а по японски "ки". Резервуар этой энергии находится, как считается, в нижней области живота". (Herman Kanz, "The Martial Spirit", New York, 1977). К другим аспектам восточной мысли, которые касаются движения энергии в теле, я обращусь в следующих главах этой книги. Западная мысль объясняет энергию в механистических категориях, как нечто поддающееся измерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный ум отрицает их существование. Однако живые организмы реагируют на некоторые аспекты энергии тела так, как машины реагировать не могут. Например, возбуждение, которое чувствует любящий человек, когда встречает свою любимую — явление энергетическое, которое не измерил еще ни один прибор. Жизненность, излучаемая влюбленными — следующий пример энергетического явления, которое также не зарегистрировал ни один инструмент. Несмотря на то, что кирлиановская фотография показала существование ауры пли энергетического излучения окружающего тело, еще никому не удалось объяснить это явление в количественных категориях. Еще до того, как мысль Востока начала проникать в западную культуру (что произошло совсем недавно) некоторые ученые оспаривали точку зрения, что тело является всего лишь сложной биомеханической машиной, оживленной неким неясным духом и облагороженной метафизической душой. В прошлом столетии французский писатель и философ Генри Бергсон постулировал существование силы или витальной энергии, так называемой elan vital, которая оживляет тело. Приверженцы витализма, как было названо это направление, не могли принять мысль, что функционирование живого организма можно полностью объяснить в химических или физических категориях. Однако, по мере развития техник и методов научного исследования, которые дали возможность выяснить биохимическую основу телесных процессов, на витализм стали смотреть как на нечто не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности. Современная медицина также придерживается этого взгляда. Когда я начал изучать медицину (мне было тогда тридцать шесть лет), я много размышлял о том, какое значение для здоровья могут иметь чувства, и как мы можем объяснить такие явления как любовь, храбрость, гордость и красота. Знания, которые я получил в медицинской академии, были очень ценными, но ни одно из ниже названных понятий там даже не упоминалось. Не рассматривались даже такие важные эмоции как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это явления психологические, а не физиологические. Боль изучалась лишь исходя из неврологической и биохимической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жизни. Самым серьезным белым пятном в медицинском образовании в го время была (да и сейчас до некоторой степени присутствует) сексуальность человека. Каждому врачу известно, что эта функция необычайно важна для жизни и здоровья. И насколько к функции репродуцирования подошли исчерпывающе, настолько сексуальность обделена вниманием из-за того, что она не относится к какому-либо одному органу, а связана с чувствами, охватывающими все тело. Благодаря изучению именно этой функции Вильгельм Райх понял, в чем состоит роль энергии в процессе жизни. Современные медицинские пауки занимаются прежде всего функциями органов. Врачам приходится специализироваться в лечении отдельных систем, таких как дыхание, кровоснабжение или пищеварение. Наука о целостном человеке неизвестна западной медицине. Можно подумать, что это область психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением мыслительных процессов и их влиянием на тело. Идея о том, что мыслительные процессы принадлежат к одной области, так называемой психологии, а физические процессы к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд — результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Этот разрыв искалечил психиатрию и истощил медицину. Единственным способом справится с этим нарушением целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было ее первоначальное место. Единство тела и духа выражено в греческом корне psychein, что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм привел бы к признанию того, что тело пронизано духом, который оживляет психику и контролирует его работу. Поскольку такое определение психики происходит от витализма, наука не может его принять. Таким образом, оно было вытеснено в царство метафизики. Однако, именно с помощью психологии в форме психоанализа был открыт путь к пониманию духа как энергетического явления. Эта дорога привела психологов па территорию сексуальности, которая игнорировалась традиционной медициной. Фрейд предстал перед проблемой сексуальности, стараясь понять истерические симптомы, психосоматические заболевания, которые ни медицина, пи психология не могли объяснить, пока Фрейд не опубликовал своего классического учения. Он показал, что истерия — это результат перенесения в физическую плоскость психического конфликта, связанного с сексуальностью и происходящего из раннего травматического сексуального переживания. Однако ни Фрейд, ни другие психоаналитики не были в состоянии объяснить, каким образом происходит это перенесение. В результате психосоматическая медицина страдала от разрыва между психикой и соматикой и не могла их объединить. Объединить психику и соматику смог Вильгельм Райх, использовавший для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспектам — мыслительному и физическому — одного неделимого процесса. Подходящей метафорой может быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность. Эти, на первый взгляд сложные взаимоотношения, можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 2.1). Энергетический процесс Рис.2.1. Райх рассматривает психику и таю как единые на глубоком уровне, но противоположные на поверхностном уровне.
Возникает вопрос, касающийся природы этого энергетического процесса, а также участвующей в нем энергии. Райх представлял этот процесс как пульсацию, как возбуждение и расслабление, которые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле. Идея энергии, действующей в теле (конкретно в его сексуальной функции), принадлежит Фрейду. Он открыл, что другие физические недомогания, такие, как неврастения, ипохондрия или беспокойство, связаны с нарушением сексуальной функции. Поскольку половой акт сопровождается эмоциональной разрядкой, Фрейд считал, что эта разрядка имеет энергетический характер и постулировал, что сексуальное влечение возникает в результате накопления сексуальной энергии, которую он назвал либидо. Сначала Фрейд считал, что либидо — это физическая энергия, но, не сумев доказать ее существование, определил ее позднее как психическую энергию сексуального влечения. Сделав это, он увеличил пропасть между сознанием и телом. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал либидо как энергию, которая включает в себя все функции и движения тела. Однако он не назвал ее физической силой. В результате этого дух, психика и либидо остались физическими понятиями, а духовность - понятием сознания. Райх вернулся к изначальной фрейдовской концепции либидо как физической энергии и провел некоторые эксперименты, чтобы определить, можно ли ее измерить. Он открыл, что электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы и ладони) увеличивался, когда эта зона стимулировалась. Болезненное воздействие на эту зону понижало заряд. Кроме того, Райх показал, что при приятной стимуляции усиливался кровоток в зоне возбуждения, в то время как болезненной стимуляции соответствовало некоторое уменьшение кровотока. (Wilhelm Reich "The Function of the Orgasm" New York, 1934.) Эти эксперименты позволили Райху разрешить конфликт между виталистами и механицистами. В мертвой материи нет зависимости между приятной стимуляцией, набуханием и увеличением электрического потенциала. Однако он подчеркнул, что "живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя". Просто эти законы действуют по-другому, так как живое тело является особой энергетической системой. Но позднее Райх пришел к убеждению, что в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее "оргоном" и утверждал, что это протоэнергия Вселенной. В период сотрудничества с Райхом я также поверил в существование этой энергии. Я считаю, что существуют доводы, доказывающие, что энергия процесса жизни является энергией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энергия. Чтобы избежать споров, которые могут возникнуть при использовании термина оргон или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия. Поскольку моя форма психотерапии опирается на концепцию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом. Чтобы облегчить читателям понимание дальнейших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический анализ. Личность в биоэнергетическом анализе рассматривается как пирамидальная структура. На верхушке — голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела находятся энергетические процессы которые заставляют человека действовать. Эти процессы, проявляются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.2. Пунктирная линия между разными уровнями личности указывает на взаимозависимость этих пластов. В биоэнергетическом анализе, для того, чтобы понять личность, изучается каждый уровень.
Рис. 2.2. Иерархия личности.
Из-за их исключительной значимости в центре внимания находятся энергетические процессы, лежащие в основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал данного человека и способ, которым он используется. Мы знаем, что энергия производится в теле в результате биохимических реакций. Несмотря на всю свою сложность химия метаболизма похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле: Р (топливо или продукты питания) + О = Е (энергия) Живые организмы от неживой природы отличает тот факт, что в организмах этот процесс происходит внутри мембраны, благодаря чему произведенная энергия не теряется в окружающую среду, а используется организмом для выполнения своих жизненных функций. Одна из главных функций — это получение из окружающей среды необходимых элементов для производства энергии. Необходимо, чтобы мембрана была проницаемой для продуктов питания и кислорода, а также для удаления продуктов распада. В случае более сложных организмов, чем бактерии или простые одноклеточные, этот процесс объединен с активным поиском необходимых продуктов. Поэтому движения организма не могут быть случайными. Они должны управляться некой формой чувствительности к окружающей среде. Как заметил один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, "возможно, у протоплазмы нет разума, но то, что она делает — разумно". Разве не является разумным стремление к пище, любви н приятным контактам и отступление перед опасностью или болью? Это не механический процесс, гак как каждый организм постоянно изучаем свое окружение. Это приближение и отступление - часть пульсационной активности. Внутри организма она включает в себя сердцебиение, дыхание, перистальтику кишечника и т.д. Все это результат возбуждения каждой клетки и каждого органа тела. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь — это состояние контролируемого внутреннего возбуждения; возбуждение производит энергию, необходимую для поддержания внутренних функций, а также для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма. Мы рождаемся с огромным потенциалом чувствительности к побуждающим факторам; с возрастом эта чувствительность уменьшается. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структурированным и жестким. Наконец, приходит время, когда пожилой человек настолько укореняется в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться. Я не помню, чтобы я когда-либо видел пожилого человека, прыгающего от радости гак, как это делают дети. У грудных детей наиболее живые и одухотворенные тела, ибо они более, чем кто-либо другой, чувствительны к окружающей среде и другим людям. В го же время пожилые люди одухотворены более сознательным образом, ибо в большинстве своем понимают, насколько сильно они связаны с окружающим миром. В понятии духовности тела содержится мощный дух или сильное сознание духовного удовлетворения. Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы попять, как это происходит между двумя людьми, представим себе два камертона, настроенных на одну частоту. Когда они находятся рядом, то удар по одному из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом можно объяснить связь между двумя глубоко влюбленными людьми. Образ двух сердец, бьющихся как одно, может быть чем-то большим, чем простой метафорой. Как мы показали, наши сердца и тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела. Довольно часто у матерей наблюдается способность чувствовать, что переживают их дети, что зависит от этого типа связи между ними. Чувства единения с Вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго - это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. На рисунках 2.3 А-В организм представлен как окружность вокруг пульсирующего корня энергии. Без существования границы не могли бы существовать сознание и эго. Удовольствие = движение крови и возбуждения к поверхности тела Боль = отток крови и энергии oт поверхности Граница проницаема или ослабленa = слабое эго Волны интенсивного возбуждения преодолевают сильные границы потоком чувств = радость
Рис. 2.3 Энергетические процессы a mow. А. Нормальная реакция на удовольствие и боль. Б. Энергетический процесс, происходящий в результате от давления эго. В Энергетические процессы в состоянии повышенного возбуждения.
Рис. 2.3 Л представляет нормальное энергетическое взаимодействие организма со своим окружением, когда он переживает удовольствие или боль. Эго выступает посредником в интересах самосохранения (когда организм испытывает болевое раздражение) пли самореализации (когда организм получает приятную стимуляцию).
Рис. 2.3 Б показывает, как волны возбуждения переходят от корня к миру в случае ослабления эго В этом случае сознание уже не является индивидуальным. Результатом такого опыта, который можно пережить в глубокой медитации, является состояние тишины и покоя. На рис. 2.3 В внутреннее возбуждение становится настолько сильным, что волны, которые оно излучает — как во время оргазма или другого радостного возбуждения - переполняют эго, излучаясь за его границы. В этом случае человек переживает чувство единения с космосом, но это не чувство покоя, а экстаз. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |