Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы массажа и реабилитации в педиатрии




2) пусть он пытается встать на низкий табурет или ящик, постоять и слезть. На улице используйте подъем и спуск по склонам (горки на детской площад­ке, качели, карусели и т. д. ).

IV. Ползание.

Это также полезное упражнение, даже если ребе нок умеет ходить. Натяните веревки на высоте 30-50 см и, заманивая его игрушкой, вынуждайте подползать под препятствием. По мере освоения снижайте высо ту. После этого упражнения пусть малыш вытягива ется стоя, например, достанет игрушку, которую вы держите высоко в руках.

Если вы сами не Можете составить комплексы из вышеперечисленных упражнений, то можете пользо-ваться уже составленными нашими педиатрами комп-лексами для конкретных возрастных периодов.

/. Комплекс от 1 года до 1 года 3 месяцев. 1. Ходьба по «узкой дорожке» — 30 см.


Основные принципы массажа и гимнастики... J57

2.Поднимание прямых ног.


Напряженное выгибание.


158    Основы массажа и реабилитации в педиатрии

4. Подползание под веревки, столик




Основные принципы массажа и гимнастики.

6. Перешагивание через препятствия


 


5. Движения руками (выберите 1-2 упражнения)


II. От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. 1 Ходьба по «узкой дорожке» — 20 см.


160





Основы массажа и реабилитации в педиатрии

2. Присаживание за одну руку.



Основные принципы массажа и гимнастики.

4. Приседание.



3. Напряженное выгибание.



5. Перешагивание через предметы.


162






Основы массажа и реабилитации в педиатрии

6. Движения руками (возьмите другие упражнения из комплекса).

III. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. 1. Ходьба по «узкой дорожке» с препятствиями.



Основные принципы массажа и гимнастики.

2. Присаживание (самостоятельно).

3. Прогибание спины (с помощью)

4. Приседания.


164    Основы массажа и реабилитации в педиатрии

5. Повороты в стороны.




Основные принципы массажа и гимнастики...

IV. От 1 года 9 месяцев до 2 лет.


 




6. Движения руками.


1. Ходьба по «узкой дорожке» с препятствиями (увеличьте количество препятствий).

2. Присаживания.


166    Основы массажа и реабилитации в педиатрии

3. Прогибание спины.









Основные принципы массажа и гимнастики...

6. Движения руками (с ходьбой).



167


 





4. Велосипед.

5. Повороты в стороны.


V. От 2 лет до 2 лет 6 месяцев. 1. Ходьба по «узкой дорожке», затем ходьба на

носочках.


158         Основы массажа и реабилитации в педиатрии

2. Наклоны за игрушкой.










Основные принципы массажа и гимнастики.

5. Поднимание ног.


 





3. Приседания.

4. Прогиб спины (в упоре лежа).


6. Бросание мяча.









170



Основы массажа и реабилитации в педиатрии

VI. От 2 лет 6 месяцев до 3 лет.



Основные принципы массажа и гимнастики.

3. Наклоны.


 





1. Ходьба по «узкой дорожке» с одновременными движениями руками.

2. Перепрыгивание через ряд препятствий.


4. Присаживания.

5. Прогиб спины (в упоре лежа)









172


Основы массажа и реабилитации в педиатрии


6. Бросание мяча в цель.



V. КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

В предыдущей главе мы подробно рассмотрели предложенные комплексы упражнений, по которым ваши дети могут успешно развиваться, но не всем де­тям показаны эти комплексы, они предполагают заня­тия с физически здоровыми детьми. Но жизнь вно­сит свои коррективы, и как бы нам того ни хотелось, случается, что наши дети либо часто болеют, либо ро­дились не в срок или с какими-нибудь нарушениями. Конечно, приятного в этом ничего нет, но не надо впа-дать в уныние, так как в Писании сказано, что уныние (па языке психологов — депрессия) есть тяжкий грех. Конечно, нелегко это переносить, но вам все равно при-дется набраться терпения, по возможности оптимизма (с отрицательным настроем не стоит заниматься с ре-бенком) и заниматься выхаживанием своего малыша. Нов случаях тяжелых заболеваний необходимо, чтобы здоровье ребенка было под регулярным наблюдением специалистов. Не занимайтесь самодеятельностью, так вы только усугубите положение ребенка.

В этой главе мы рассмотрим хорошо зарекомендо-вавшие себя комплексы лечения детей с разными на-правлениями, но, несмотря на подробные объяснения, нужно по возможности часто показываться и консуль-тироваться с вашим районным педиатром.


 Основы массажа и реабилитации в педиатрии_________

Для начала рассмотрим ситуацию с недоношенным малышом. Масса тела таких детей составляет от 900 до 2500 г, а рост — от 35 до 45 см. Однако даже недо ношенный ребенок может чувствовать себя неплохо, ведь различают четыре степени недоношенных детей

I - 2000-23000 г.

II - 1500-2000 г.

III - 1000-1500 г.

IV - меньше 1000 г.

Соответственно, исходя из показателей степени (а также срока) может определяться самочувствие ребенка.

Однако такие дети постепенно догоняют своих доношенных сверстников. Но, чем раньше родился ребенок (например, IV группа), тем позже он достиг-нет степени развития доношенного ребенка, но, с дру-той стороны, не стоит огорчаться, ведь чем меньше масса, тем быстрее идет ее нарастание в первом году жизни (естественно, при надлежащем уходе).

Так, детей, у которых недоношенность I степени, считают практически здоровыми, у них отмечается только небольшое временное торможение психомотор­ного развития, которое быстро восстанавливается при регулярных занятиях.

Для недоношенных детей I—II групп подбирают комплекс в соответствии с их биологическим возрас­том, т. е. адекватно его развитию.

С III—IV степенью недоношенности ситуация не сколько хуже, у таких детей помимо выраженного психомоторного отставания могут отмечаться невро логические нарушения, связанные с поражением цен тральной нервной системы (ЦНС), заболевания opгa


___________ Комплексы лечения детей...__________ 175-

поп дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Для выхаживания таких детей, пожалуй, на пер-вом месте находятся массаж и лечебная физкультура (ЛФК). Приступают к занятиям обычно с 2-3-недель-ного возраста, подбирая массажные и гимнастические приемы строго индивидуально, учитывая паспортный и биологический возраст ребенка и его антропомет­рические данные. Базируясь на врожденных рефлек-

сах малыша, подбирают и упражнения лечебной гимна-тики. В основном это пассивные упражнения (т. е. пасивние движения выполняет не сам ребенок, а родитель,

беря и разгибая конечности). Разработанная педи-атрами методика, объединяется в три раздела:

1. Лечение положением — этот метод выполняет-
правильными позициями тела или конечностей, т.
выкладыванием в определенные положения.

2. Лечебная гимнастика — базируется на безуслов­
ных (врожденных) рефлексах, пассивных и некото­
рых активных упражнениях.

3. Массаж — используются практически все опи-
саные выше приемы, также применяют и точечный

массаж. Воздействуя на рефлекторные зоны, следует отметить, что существуют три метода воздействия: пасивный (тормозной) — выполняют спокойно, легко, длительно, с плавным нарастанием усилия, ос-тановкой, а в обратном порядке уменьшают усилие, разрывая контакта с телом. Тонизирующий — от-личается от тормозного коротким, отрывистым, силь-ным воздействием на ткани. Гармонизирующий — это нечто среднее между тормозным и тонизирую­щим методами.


176    Основы массажа и реабилитации в педиатрии

Что касается лечебной гимнастики, то общие тре-бования здесь почти такие же, как и со здоровыми детьми. Обычно физкультуру делать каждый день желательно в одно время Можно разбить занятия и заниматься по 5-7 минут 5 раз в день. Занимайтесь за полчаса до еды или через час после кормления. Хорошо проветривайте помещение и не занимайтесь перед сном, так как ребенок может возбудиться и дол гое время не заснет. И, конечно же, не давайте ребен-ку резких скачкообразных нагрузок, это только наври-дит ему. Недоношенные дети слабы и, соответственно, будут быстрее уставать и реагировать на различные неблагоприятные для них факторы, при этом они обя-зательно будут плохо выполнять упражнения, плакать, капризничать. Если вы заметили какой-нибудь из этих признаков, дайте ребенку отдых и уменьшите нагруз-ку. Гимнастику лучше делать после массажа, так как промассированные мышцы будут более готовы к ра­боте. Такие дети чутко реагируют на холод и жару, так что следите, чтобы ребенок не замерзал во время занятий (не раздевайте его полностью, хотя бы первое время).

Тактика проведения процедур почти такая же, как и со здоровыми детьми. Общайтесь ласково с ребен­ком, поощряйте его словами, задействуйте разные иг­рушки, но в то же время исключите раздражающие и отвлекающие факторы, такие как громкие или посто­ронние разговоры, шум, музыка, телевизор. Если в процессе занятий ребенок положительно реагирует, у него порозовела кожа, ножки и ручки теплые, он улы­бается, «щебечет», это хорошие показатели, следова­тельно, можно постепенно увеличивать нагрузку.


 

177

Комплексы лечения детей...

При выполнении массажных процедур пользуйтесь различными маслами и используйте щадящие и хоро­шо отработанные вами приемы, так как у недоношен­ных детей отмечается плохой ту prop кожи, она сухая и неэластичная.

Вот примерный комплекс упражнений для недо­ношенных детей, многие приемы вам уже знакомы, но есть и некоторые новые.

/ комплекс. Для детей 2-3 недель

1. Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок на руках к вам лицом

Техника выполнения:

Делайте ладонью ритмичные надавливания по спине от шеи до поясницы (легко), на выдохе.


178    Основы массажа и реабилитации в педиатрии________

2 И п. — ребенок на спине Техника выполнения:

Так же выполняйте ритмичные надавливания на грудной клетке по передним иг боковым поверхностям обходя грудину очень осторожно, так как грудная клетка у ребенка еще очень хрупая.

3 Упражнение аналогично предыдущим, но надав ливания на грудную клетку выполняются на левом, а затем на правом боку.

4. Упражнение для стоп (см. I комплекс, упр 9 для здоровых детей)


 

Комплексы лечения детей..

179

5. Выкладывание на живот, это упражнение опи-сывали выше. В данном случае рекомендуется выпол­нять перед каждым дневным кормлением, начинайте с 20 сек до 10 мин

6 Дыхательное упражнение И п. — ребенок на спине Техника выполнения:

На вдохе ребенка разводите согнутые руки в сто­роны вверх до уровня плеч, на выдохе — обратно (при­жмите согнутые руки к боковым поверхностям груди)


















180










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...