Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Задание №2. Обсуждение концепции кизисов возрастного становления по Э.Эриксону.
Широко известная в мировой психологии концепция «жизненных кризисов» Эрика Эриксона дает представление еще об одном крайне важном факторе судьбы человека - ВРЕМЕНИ. Э. Эриксон обратил внимание на то, что человек в поисках своего «Я» невольно должен следовать некоторым возрастным стандартам - всему свое время. Отставание в прохождении этих кризисов (решении возрастных задач) грозит дезадаптацией, снижением профессиональной успешности.
Стадии разви-тия
|
Нормальная линия развития
|
Аномальная линия развития
| 1. Раннее младенчество (от рождения до года)
| ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ.
Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.
| НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ
как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди и его эмоциональная изоляция.
| 2. Позднее младенчество (от года до 3-х лет)
| САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.
| СОМНЕНИЯ В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА.
Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождении). Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей.
| 3. Раннее детство (около 3-5 лет)
| АКТИВНОСТЬ.
Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.
| ПАССИВНОСТЬ.
Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
| 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)
| ТРУДОЛЮБИЕ.
Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.
| ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.
Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья перед бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилага-емых усилий при решении разных задач.
| 5. Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет)
| ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая полоролевая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им.
| ПУТАНИЦА РОЛЕЙ.
Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудо-вой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
| 6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
| БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ.
Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
| ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ.
Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил.
| 7. Средняя зрелость (от 40-45 до 60 лет)
| ТВОРЧЕСТВО.
Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
| ЗАСТОЙ.
Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя.
| 8.
Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
| ПОЛНОТА ЖИЗНИ.
Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
| ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что летит оно слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
| Задание №3. Исследование показателей сформированности инстанций личности с помощью шкалы Ч. Шефера;
Инструкция: «Обведите кружочком выбранный Вами ответ (правильные в отношении Вас характеристики личности)».
1. Недоверчивый
| да / нет
| 31. Понятливый
| да / нет
| 61. Хвалящий
| да / нет
| 2. Бдительный
| да / нет
| 32. Юмористичный
| да / нет
| 62. Изменчивый
| да / нет
| 3. Суровый
| да / нет
| 33. Угрюмый
| да / нет
| 63. Снисходительный
| да / нет
| 4. Нелогичный
| да / нет
| 34. Придирчивый
| да / нет
| 64. Нереалистичный
| да / нет
| 5. Спонтанный
| да / нет
| 35. Проницательный
| да / нет
| 65. Строгий
| да / нет
| 6. Раздраженный
| да / нет
| 36. Трезвомыслящий
| да / нет
| 66. Целеустремленный
| да / нет
| 7. Увлеченный
| да / нет
| 37. Строптивый
| да / нет
| 67. Открытый
| да / нет
| 8. Непреклонный
| да / нет
| 38. Внимательный
| да / нет
| 68. Осмотрительный
| да / нет
| 9. Рациональный
| да / нет
| 39. Восприимчивый
| да / нет
| 69. Порядочный
| да / нет
| 10. Рассеянный
| да / нет
| 40. Творческий
| да / нет
| 70. Озабоченный
| да / нет
| 11. Медлительный
| да / нет
| 41. Непринужденный
| да / нет
| 71. Бездеятельный
| да / нет
| 12. Комичный
| да / нет
| 42. Упрямый
| да / нет
| 72. Саркастический
| да / нет
| 13. Верящий людям
| да / нет
| 43. Робкий
| да / нет
| 73. Экономный
| да / нет
| 14. Энергичный
| да / нет
| 44. Непрогнозируемый
| да / нет
| 74. Консервативный
| да / нет
| 15. Несдержанный
| да / нет
| 45. Терпеливый
| да / нет
| 75. Поверхностный
| да / нет
| 16. Разумный
| да / нет
| 46. Доброжелательный
| да / нет
| 76. Неосмотрительный
| да / нет
| 17. Нерациональный
| да / нет
| 47. Деспотичный
| да / нет
| 77. Жизнерадостный
| да / нет
| 18. Агрессивный
| да / нет
| 48. Забавляющийся
| да / нет
| 78. Умелый
| да / нет
| 19. Любознатель-ный
| да / нет
| 49. Плаксивый
| да / нет
| 79. Безудержный
| да / нет
| 20. Внушаемый
| да / нет
| 50. Незрелый
| да / нет
| 80. Благородный
| да / нет
| 21. Гибкий
| да / нет
| 51. Бессистемный
| да / нет
| 81. Суровый
| да / нет
| 22. Легко возбуди-мый
| да / нет
| 52. Реалистичный
| да / нет
| 82. Эгоцентричный
| да / нет
| 23. Эгоистичный
| да / нет
| 53. Надежный
| да / нет
| 83. Самобичующийся
| да / нет
| 24. Ворчливый
| да / нет
| 54. Несамостоятельный
| да / нет
| 84. Приказывающий
| да / нет
| 25. Суеверный
| да / нет
| 55. Самоуверенный
| да / нет
| 85. Уверенный в себе
| да / нет
| 26. Объединяющий
| да / нет
| 56. Отчаянный
| да / нет
| 86. Логичный
| да / нет
| 27. Самостоятель-ный
| да / нет
| 57. Возбудимый
| да / нет
| 87. Любящий спорить
| да / нет
| 28. Искренний
| да / нет
| 58. Рассудительный
| да / нет
| 88. С широкими интере-сами
| да / нет
| 29. Нерешительный
| да / нет
| 59. Трудолюбивый
| да / нет
| 89. Имеющий индивиду-альность
| да / нет
| 30. Дальновидный
| да / нет
| 60. Нецеленаправлен-ный
| да / нет
| 90. Легко поддающийся переменам настроения
| да / нет
| Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых (форма А, приведенная в тексте практикума), для подростков и для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа.
Ключи (Каждое совпадение - 1 балл)
Способствующий развитию РОДИТЕЛЬ«С» (сумма «+»)
13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85
Консервативный РОДИТЕЛЬ «К» (сумма «+») 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84
Общий результат = сумма Ыѻ - сумма Р«К» = ? (оптимум «+9»)
Рациональный ВЗРОСЛЫЙ «Р» (сумма «+») 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89
Иррациональный ВЗРОСЛЫЙ «И» (сумма «+»)
4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87
Общий результат = сумма «л - сумма В«И» = ? (оптимум «+7»)
Позитивный ДИТЯ «П» (сумма «+») 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88
Трудный ДИТЯ «Т» (сумма «+») 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90
Общий результат = сумма Д«П» - сумма Д«Т» = ? (оптимум «+6»)
СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ «РОДИТЕЛЬ» - адаптивный компонент «Родителя», включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.
КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ - подавляющий косный, самообесценивающий Родитель. Высококритичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ведущее к разрешению проблем.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - с дефектным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.
ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, легко адаптирующийся ребенок.
ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация».
Тема 10. Проблемное поле современной социальной психологии. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические барьеры взаимодействия врача и пациента.
Цели и задачи:формирование представлений об основных направлениях исследований в социальной психологии. Изучение социальных феноменов в больших и малых группах. Обучение эффективным навыкам коммуникации. Формирование коммуникативной компетентности.
Основные понятия:социальное мышление, социальное влияние, невербальное поведение, социальная фасилитация, социальная ингибиция, каузальная атрибуция.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет, задачи и методы исследования в социальной психологии.
2. Понятие группы в социальной психологии.
3. Теория каузальной атрибуции, возможность ее использования в работе врача.
4. Вербальные и невербальные аспекты общения, возможность управления процессом общения в системе «врач-пациент».
5. Коммуникативная компетентность врача, ее составляющие.
6. Психологические барьеры общения в медицинской профессии.
Классики говорят, что .…
«В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией…»
Зигмунд Фрейд
«Одиночество – величайшее зло для человека. заключение в одиночной камере, как полагают многие, является слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или маячащая вдали человеческая фигура».
|