Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание №2. Обсуждение концепции кизисов возрастного становления по Э.Эриксону.




Широко известная в мировой психологии концепция «жизненных кризисов» Эрика Эриксона дает представление еще об одном крайне важном факторе судьбы человека - ВРЕМЕНИ. Э. Эриксон обратил внимание на то, что человек в поисках своего «Я» невольно должен следовать некоторым возрастным стандартам - всему свое время. Отставание в прохождении этих кризисов (решении возрастных задач) грозит дезадаптацией, снижением профессиональной успешности.

 

Стадии разви-тия   Нормальная линия развития   Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество (от рождения до года) ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди и его эмоциональная изоляция.
2. Позднее младенчество (от года до 3-х лет) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. СОМНЕНИЯ В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождении). Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей.
3. Раннее детство (около 3-5 лет) АКТИВНОСТЬ. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. ПАССИВНОСТЬ. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) ТРУДОЛЮБИЕ. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья перед бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилага-емых усилий при решении разных задач.
 5. Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая полоролевая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение времен­ных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудо-вой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил.
7. Средняя зрелость (от 40-45 до 60 лет) ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что летит оно слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в дру­гих людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было по­лучено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Задание №3. Исследование показателей сформированности инстанций личности с помощью шкалы Ч. Шефера;

Инструкция: «Обведите кружочком выбранный Вами ответ (правильные в отношении Вас характеристики личности)».

 1. Недоверчивый да / нет 31. Понятливый да / нет 61. Хвалящий да / нет
 2. Бдительный да / нет 32. Юмористичный да / нет 62. Изменчивый да / нет
 3. Суровый да / нет 33. Угрюмый да / нет 63. Снисходительный да / нет
 4. Нелогичный да / нет 34. Придирчивый да / нет 64. Нереалистичный да / нет
 5. Спонтанный да / нет 35. Проницательный да / нет 65. Строгий да / нет
 6. Раздраженный да / нет 36. Трезвомыслящий да / нет 66. Целеустремленный да / нет
 7. Увлеченный да / нет 37. Строптивый да / нет 67. Открытый да / нет
 8. Непреклонный да / нет 38. Внимательный да / нет 68. Осмотрительный да / нет
 9. Рациональный да / нет 39. Восприимчивый да / нет 69. Порядочный да / нет
10. Рассеянный да / нет 40. Творческий да / нет 70. Озабоченный да / нет
11. Медлительный да / нет 41. Непринужденный да / нет 71. Бездеятельный да / нет
12. Комичный да / нет 42. Упрямый да / нет 72. Саркастический да / нет
13. Верящий людям да / нет 43. Робкий да / нет 73. Экономный да / нет
14. Энергичный да / нет 44. Непрогнозируемый да / нет 74. Консервативный да / нет
15. Несдержанный да / нет 45. Терпеливый да / нет 75. Поверхностный да / нет
16. Разумный да / нет 46. Доброжелательный да / нет 76. Неосмотрительный да / нет
17. Нерациональный да / нет 47. Деспотичный да / нет 77. Жизнерадостный да / нет
18. Агрессивный да / нет 48. Забавляющийся да / нет 78. Умелый да / нет
19. Любознатель-ный да / нет 49. Плаксивый да / нет 79. Безудержный да / нет
20. Внушаемый да / нет 50. Незрелый да / нет 80. Благородный да / нет
21. Гибкий да / нет 51. Бессистемный да / нет 81. Суровый да / нет
22. Легко возбуди-мый да / нет 52. Реалистичный да / нет 82. Эгоцентричный да / нет
23. Эгоистичный да / нет 53. Надежный да / нет 83. Самобичующийся да / нет
24. Ворчливый да / нет 54. Несамостоятельный да / нет 84. Приказывающий да / нет
25. Суеверный да / нет 55. Самоуверенный да / нет 85. Уверенный в себе да / нет
26. Объединяющий да / нет 56. Отчаянный да / нет 86. Логичный да / нет
27. Самостоятель-ный да / нет 57. Возбудимый да / нет 87. Любящий спорить да / нет
28. Искренний да / нет 58. Рассудительный да / нет 88. С широкими интере-сами да / нет
29. Нерешительный да / нет 59. Трудолюбивый да / нет 89. Имеющий индивиду-альность да / нет
30. Дальновидный да / нет 60. Нецеленаправлен-ный да / нет 90. Легко поддающийся переменам настроения да / нет

Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых (форма А, приведенная в тексте практикума), для подростков и для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа.

Ключи (Каждое совпадение - 1 балл)

Способствующий развитию РОДИТЕЛЬ«С» (сумма «+»)

13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85

Консервативный РОДИТЕЛЬ «К» (сумма «+») 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84

Общий результат = сумма Ыѻ - сумма Р«К» = ? (оптимум «+9»)

Рациональный ВЗРОСЛЫЙ «Р» (сумма «+») 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89

Иррациональный ВЗРОСЛЫЙ «И» (сумма «+»)

4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87

Общий результат = сумма «л - сумма В«И» = ? (оптимум «+7»)

Позитивный ДИТЯ «П» (сумма «+») 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88

Трудный ДИТЯ «Т» (сумма «+») 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90

Общий результат = сумма Д«П» - сумма Д«Т» = ? (оптимум «+6»)

СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ «РОДИТЕЛЬ» - адаптивный компонент «Родителя», включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ - подавляющий косный, самообесценивающий Родитель. Высококритичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ведущее к разрешению проблем.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - с дефектным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.

ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, легко адаптирующийся ребенок.

ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация».

Тема 10. Проблемное поле современной социальной психологии. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические барьеры взаимодействия врача и пациента.

Цели и задачи:формирование представлений об основных направлениях исследований в социальной психологии. Изучение социальных феноменов в больших и малых группах. Обучение эффективным навыкам коммуникации. Формирование коммуникативной компетентности.

Основные понятия:социальное мышление, социальное влияние, невербальное поведение, социальная фасилитация, социальная ингибиция, каузальная атрибуция.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет, задачи и методы исследования в социальной психологии.

2. Понятие группы в социальной психологии.

3.  Теория каузальной атрибуции, возможность ее использования в работе врача.

4. Вербальные и невербальные аспекты общения, возможность управления процессом общения в системе «врач-пациент».

5. Коммуникативная компетентность врача, ее составляющие.

6. Психологические барьеры общения в медицинской профессии.

Классики говорят, что .…

«В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией…»

Зигмунд Фрейд

 «Одиночество – величайшее зло для человека. заключение в одиночной камере, как полагают многие, является слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или маячащая вдали человеческая фигура».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...