Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пределы полномочий органов прокуратуры
-прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов; -исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД; -прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке; -прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технические характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ и т.п.); -оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности могут быть истребованы только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР) законодательства; -в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности; -надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в компетенцию районных (городских) прокуратур; -осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор: -вправе проводить проверки исполнения законов органами осуществляющими ОРД; -вправе знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий; -требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона; -давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их прекращения; -опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих ОРД; -вправе вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД; -про проведении проверок прокурор знакомится с материалами секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать предоставления подлинных оперативно-служебных документов, однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора; -одним из полномочий являются также указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37 УПК), которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме. Простые и сложные оперативно-разыскные мероприятия. К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным работником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.). В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.). Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности, их защита и ограничение. Соблюдение прав и свобод человека при проведении ОРМ как одна из форм реализации права предполагает воздержание субъектов ОРД от совершения неправомерных действий, запрещенных оперативно-розыскным законодательством. Соблюдение правовых норм является одним из видов правомерного поведения лиц, проводящих ОРМ. Таким образом, соблюдение прав и свобод человека выражается в том, что деятельность государственных органов и граждан основана на безусловном выполнении предписаний Закона об ОРД. Особенности соблюдения прав и свобод заключаются в следующем: a. это пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий; b. это наиболее общая универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов; c. она касается главным образом правовых запретов; происходит в большинстве случаев естественно, никак не фиксируется. Соблюдение прав и свобод при осуществлении ОРМ обеспечивается: 1. соблюдением субъектами ОРД неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции; 2. недопущением осуществления ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД; 3. запретом на осуществление действий, прямо запрещенных законом (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД). Субъекты, осуществляющие внешний (вневедомственный) контроль в области оперативно-разыскной деятельности. Теоретически воздействовать на ОРД может любой субъект российского общества (да и не только российского). Однако среди субъектов воздействия особо выделяют те, которые оказывают на ОРД наибольшее позитивное влияние, а потому они указаны в ФЗ об ОРД (Президент РФ, Правительство РФ, прокуроры и др.). Классификация субъектов внешнего воздействия на ОРД. С позиций оперативно-розыскной теории этих субъектов допустимо классифицировать на основании различных критериев. В частности, с учетом выделения характера оказания воздействия на ОРД различают субъектов: оказывающих позитивное воздействие — палаты Федерального Собрания РФ, федеральные органы государственной власти, надзирающие за ОРД прокуроры, субъекты финансового и любого другого государственного контроля над ОРД, включая внутриведомственный, и др.; оказывающих негативное воздействие — лица, противодействующие осуществлению ОРД, и др.; могущих одновременно оказывать как позитивное, так и негативное воздействие, — анонимы, что-либо сообщающие оперативно-розыскному органу (см. § 4 гл. 9), средства массовой информации, публикующие как позитивную, так и негативную информацию об ОРД, представители общественности и др. Формы внешнего воздействия на ОРД. Различают следующие основные формы внешнего позитивного воздействия на ОРД со стороны определенных субъектов: контроль над ней со стороны государства, общества и др. (см. гл. 13); прокурорский надзор за ОРД (см. гл. 13); односторонняя помощь в ее осуществлении, в том числе путем сообщения о совершении преступлений (см. § 4 гл. 9); защита субъектов ОРД (социальная, нормативно-правовая и др.); поддержка субъектов ОРД (нормативно-правовая, социальная, моральная и др.); реагирование (со стороны средств массовой информации и т.п.). Кроме того, выделяют формы негативного воздействия на ОРД: ослабление, противодействие, борьба и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |