Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пределы полномочий органов прокуратуры




-прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов;

-исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;

-прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке;

-прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технические характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ и т.п.);

-оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности могут быть истребованы только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР) законодательства;

-в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности;

-надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в компетенцию районных (городских) прокуратур;

-осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:

-вправе проводить проверки исполнения законов органами осуществляющими ОРД;

-вправе знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

-требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;

-давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их прекращения;

-опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих ОРД;

-вправе вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

-про проведении проверок прокурор знакомится с материалами секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать предоставления подлинных оперативно-служебных документов, однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора;

-одним из полномочий являются также указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37 УПК), которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме.

Простые и сложные оперативно-разыскные мероприятия.

К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным работником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.).

В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности, их защита и ограничение.

Соблюдение прав и свобод человека при проведении ОРМ как одна из форм реализации права предполагает воздержание субъектов ОРД от совершения неправомерных действий, запрещенных оперативно-розыскным законодательством. Соблюдение правовых норм является одним из видов правомерного поведения лиц, проводящих ОРМ.

Таким образом, соблюдение прав и свобод человека выражается в том, что деятельность государственных органов и граждан основана на безусловном выполнении предписаний Закона об ОРД.

Особенности соблюдения прав и свобод заключаются в следующем:

a. это пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

b. это наиболее общая универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов;

c. она касается главным образом правовых запретов; происходит в большинстве случаев естественно, никак не фиксируется.

Соблюдение прав и свобод при осуществлении ОРМ обеспечивается:

1. соблюдением субъектами ОРД неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, неприкосновенности жилища и тайны корреспонденции;

2. недопущением осуществления ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД;

3. запретом на осуществление действий, прямо запрещенных законом (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).

Субъекты, осуществляющие внешний (вневедомственный) контроль в области оперативно-разыскной деятельности.

Теоретически воздействовать на ОРД может любой субъект российского общества (да и не только российского). Однако среди субъектов воздействия особо выделяют те, которые оказывают на ОРД наибольшее позитивное влияние, а потому они указаны в ФЗ об ОРД (Президент РФ, Правительство РФ, прокуроры и др.).

Классификация субъектов внешнего воздействия на ОРД.

С позиций оперативно-розыскной теории этих субъектов допустимо классифицировать на основании различных критериев. В частности, с учетом выделения характера оказания воздействия на ОРД различают субъектов:

оказывающих позитивное воздействие — палаты Федерального Собрания РФ, федеральные органы государственной власти, надзирающие за ОРД прокуроры, субъекты финансового и любого другого государственного контроля над ОРД, включая внутриведомственный, и др.;

оказывающих негативное воздействие — лица, противодействующие осуществлению ОРД, и др.;

могущих одновременно оказывать как позитивное, так и негативное воздействие, — анонимы, что-либо сообщающие оперативно-розыскному органу (см. § 4 гл. 9), средства массовой информации, публикующие как позитивную, так и негативную информацию об ОРД, представители общественности и др.

Формы внешнего воздействия на ОРД.

Различают следующие основные формы внешнего позитивного воздействия на ОРД со стороны определенных субъектов:

контроль над ней со стороны государства, общества и др. (см. гл. 13);

прокурорский надзор за ОРД (см. гл. 13);

односторонняя помощь в ее осуществлении, в том числе путем сообщения о совершении преступлений (см. § 4 гл. 9);

защита субъектов ОРД (социальная, нормативно-правовая и др.);

поддержка субъектов ОРД (нормативно-правовая, социальная, моральная и др.);

реагирование (со стороны средств массовой информации и т.п.).

Кроме того, выделяют формы негативного воздействия на ОРД: ослабление, противодействие, борьба и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...