Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема отношения к обывателям, к пошлости




Обратимся к литературным аргументам. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков создал различные типы мещан. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз – редактор толстого литературного журнала, председатель писательской организации Массолит, идейный наставник московских «творцов слова». На первый взгляд, начитанный и образованный человек, но по сути дела он догматик, не готовой к встрече с чем-то сверхъестественным. Да и писатели озабочены больше не творческим процессом, а низменными и корыстными интересами. Совсем другой тип мещанина представляет собой Никанор Иванович Босой, который наделён властью в пределах дома № 302 –бис по улице Садовой. Не читая Пушкина, он ежедневно спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Используя своё служебное положение, Босой берёт взятки и наказан за свою алчность «князем тьмы» Воландом.

Обратимся к ещё одному примеру мещанства. В стихотворении В. В. Маяковского «О дряни» сатирически изображены «новые», советские мещане, которые пробрались во власть, чтобы пользоваться ею в своих корыстных целях. О чём они говорят за самоваром? О прибавке к жалованью. О «тихоокеанских галифищах». Жена такого чиновника мечтает о платье с «серпом и молотом», чтобы «фигурять» в нём «на балу в Реввоенсовете».

рассказ А.П. Чехова "Попрыгунья". Главная героиня рассказа А.П. Чехова Ольга Ивановна позиционировала себя как человека высокоинтеллектуального, духовно развитого, окультуренного. Она принимала у себя дома людей искусства, которые тоже очень высоко ценили себя. Однако при ближайшем рассмотрении Ольги Ивановны замечаешь, что это всего лишь маска. Ее увлечение искусством было внешним,она кичилась своей принадлежностью к творческой элите, хотя сама не была поистине творческим человеком. То же самое можно сказать о ее товарище Рябовском. Он был неплохим художником, презирал обывателей, не замечая, что сам является обывателем, любит вкусно поесть в гостях, не ценит гостеприимства и не способен на глубокие душевные переживания. На примере этих героев мы видим, что не всегда то, как позиционируют себя люди, является истиной. Порой такие люди живут мелкими личными интересами, даже если они принадлежат к определенной социальной группе.

комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Главный герой произведения, мелкий чиновник Хлестаков, оказывается в непривычной для него ситуации: во время путешествия его принимают за ревизора. Он легко выжимается в подаренную ему судьбой роль и даже начинает гордиться и кичиться своим положением, требуя все большего от окружающих. Она даже начинает верить, что он высокопоставленное лицо. Но на самом деле, что бы он ни пытался показать, через все его поступки сквозит его стремление удовлетворить своим мелкие личные потребности.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей. Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна... Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, - вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства

рассказа А.П. Чехова "В аптеке" Тема хамства является ключевой в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А.П. Чехов показывает нам героя, столкнувшегося с хамством в обыденной жизни. Находясь при смерти, учитель пытался получить лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он столкнулся с непроходимым хамом. Провизор смотрел на людей сверху вниз, не считая важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его хамство и равнодушие погубило человеческую жизнь. Для того чтобы ее спасти, необходимо было проявить каплю уважения и человеколюбия, но, к сожалению , он этого не сделал.

М.Зощенко «История болезни». Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении.

А.Н.Островский «Гроза». Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Д.Фонвизин «Недоросль». Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество, грубость, хамство увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».

А.П.Чехов «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.

М.А. Булгаков “Собачье сердце”. Главный герой повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”, профессор Преображенский – потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 699.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...