Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте




Факторами возникновения у несовершеннолетних потреб­ности в употреблении психотропных веществ являются: не­благоприятная микросоциальная ситуация развития, откло­нения в функционировании высшей нервной деятельности, возрастные особенности. В том случае, когда неблагоприят­ное влияние указанных факторов, благодаря вмешательству взрослых, устраняется или компенсируется, злоупотребле­ние прекращается без традиционного лечения и примене­ния медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие ле­карства, угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными выше факторами.

Трудности и низкая эффективность преодоления и про­филактики употребления психотропных средств несовершен­нолетними состоят прежде всего в том, что ответственные за это взрослые ошибочно полагают, что это проблема нар-

294

кологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех проявлений от­клоняющегося поведения у подростков едины. Правонару­шения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффек­тивные и невротические расстройства — все это звенья од­ной цепи.

Детские психиатры считают, что у подростков практи­чески невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Ти­пичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», пере­стал выполнять требования родителей, учителей, стал пло­хо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все вре­мя с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веще­ствами, может быть следствием влияния одного из следую­щих факторов (или их сочетания). Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в се­мье или школе. Во-вторых, проявлением чисто возрастной особенности — негативизма, как крайнего проявления ре­акции эмансипации или одной из форм поискового поведе­ния. Все это, чаще всего, с возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это мо­жет быть проявлением психических расстройств или деком­пенсацией акцентуаций характера подростка.

Аддиктивное поведение подростков с трудом поддается однонаправленному анализу, поскольку социально-психо­логические и педагогические факторы здесь тесно перепле­тены с патологическими, касающимися психиатрии и нар­кологии. Поэтому нам представляется более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психо­тропных веществ не в рамках наркологических представле­ний, а с позиций междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически-подростковых или си­туационно-личностных поведенческих реакций.

Подтверждают сказанное и многие исследования, дока­завшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, кото­рые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от

295

наркомании, росли в неблагополучных семьях; до 90% пра­вонарушителей — тоже выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% — в неполных семьях (В.Т. Кондрашенко, 1988).

В плане возникновения и развития зависимости от пси­хоактивных веществ семья и ближайшее окружение подрос­тка играют иногда фатальную роль. В этом тоже проявляется качественное отличие подросткового алкоголизма или нар­комании от взрослого. Так, если взрослый человек сам мо­жет выбрать свое микросоциальное окружение, противосто­ять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невоз­можна. Попадая в пьянствующую компанию, подросток сле­дует в русле ее алкогольных обычаев, т. е. пьет так, чтобы «не отстать от других», а не в соответствии со своим само­чувствием, как это делает взрослый человек. Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до «отключения», подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма за количеством выпитого подавля­ется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкого­лизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь сформирует­ся окончательно.

Изучение особенностей злоупотребления несовершенно­летними алкоголем показывает, что алкоголизм у подрост­ков отличается от течения заболевания у взрослых. Употреб­ление апкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тя­желые последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называе­мой злокачественной алкоголизации.

Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и фор­мы употребления наркотиков и других психотропных веществ. Поэтому можно сделать вывод, что и физиология подрост­ка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупрежде­ния и преодоления употребления психотропных веществ не­совершеннолетними по сравнению со взрослыми.

296










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...