Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов... Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.) Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.) Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».) Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка. Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ко».) Занятие 3 Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание. Материал. На каждого ребенка по одной предметной картинке, в словах-названиях которых первый звук твердый или мягкий согласный звук; синий и зеленый кружки; фланелеграф и картинки: барабан, флаг, курица, дудочка, шишка — вверху; попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук — внизу. Ход занятия Игра «Найди свой домик» Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный), к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец). По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу. Дети меняются картинками, и игра повторяется. Чтение скороговорки Дети разучивают и читают скороговорку на два выдоха: Свинья тупорыла, Носом рыла, рыла, Весь двор перерыла. Упражнение «Найди товарища» На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук. Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий—глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный». Занятие 4 Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей! Материал. Мяч; на каждого ребенка по картинке (подобраны так, чтобы названия двух предметов начинались с одинаковых звуков (лиса — лебедь, ведро — вишня, бабочка — бант). Ход занятия Чтение скороговорки Повторяется скороговорка, выученная на предыдущем занятии. Игра«Продолжи слово» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за.» В игре принимают участие все дети. Игра «Найди пару» Детям раздается по одной картинке. Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, е какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие. Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары. Занятие 5 Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Мяч; фланелеграф и картинки: луна, ваза; на каждого ребенка по картинке: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки. Ход занятия Игра «Назови товарища» (в кругу с липом) Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару. Чтение скороговорки Дети разучивают и читают скороговорку (на одном выдохе): Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Скороговорку —хором, подгруппами, индивидуально —прочитать 6—7 раз. Упражнение «Куда ударит молоточек?» Воспитатель (вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» («о»). Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? (Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? (Нет.) В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а». У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук. Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки. Занятие 6 Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей. Материал. Предметные картинки: лодка, утка, кукла, лук, морковь, аист, курица, мак; мяч. Ход занятия Чтение скороговорки Повторяется скороговорка, выученная на предыдущем занятии. Скороговорка читается сначала хором в медленном темпе, затем в более быстром темпе и, наконец, чтение-соревнование: кто быстрее и правильнее ее скажет. Игра«Назови ударный звук» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Упражнение «Отгадай загадку» Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной). Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.) Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку. Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали. Занятие 7 Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей. Материал. Мяч; предметные картинки: дыня, осы, машина, дом, ложка, утюг, носок, арбуз, луна. Ход занятия Артикуляционная гимнастика Воспитатель. Спортсмены, чтобы быть сильными и ловкими, делают каждое утром гимнастику и тренируются. А чтобы правильно и красиво говорить, нужно делать специальную гимнастику для языка и губ, научить их быть ловкими, послушными. «Послушный язычок». Покажите «широкий и длинный» язык, опустите его за нижнюю губу, поднимите кончик языка вверх и уберите за зубы. Упражнение выполняется 5-6 раз. «Прикусывай язычок зубами». Покажите кончик языка, слегка прикусите его зубами; теперь продвигайте язык вперед и все время прикусывайте его. Поднимите кончик языка вверх и уберите его за зубы (3—4 раза). «Выпустим изо рта воздух». Надуйте щеки. Сделайте губы трубочкой и долго произносите: «Пу-у-у» — выпускайте воздух. Подставьте руку ко рту: воздух холодный (3 раза). Все упражнения дети делают вместе с воспитателем. Необходимо следить за четкостью их выполнения и строго соблюдать дозировку. Игра«Назови слово» Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 524. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |