Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика экономической безопасности применительно к внешнему долгу




 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикатора может выступать предельно допустимый уровень внешнего и внутреннего государственного долга.

Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Из содержания этой главы следует, что внутренний долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов, а внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств.

Можно сказать, что рынок внутреннего и внешнего долга России является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи, с чем его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики страны. Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность внутреннего и внешнего госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).

Следовательно, отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Здесь установлено, что рост внешнего и внутреннего долга России негативно влияет на экономическую безопасность страны - сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. Эффективная система обеспечения экономической безопасности - вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Глава 2. Анализ валютной динамики, состава и структуры государственного долга 2.1.Государственный долг в странах Европейского союза Одной из основных статей бюджетных расходов стран Европейского союза  являются расходы по обслуживанию государственного долга. Управление государственным долгом в странах ЕС осуществляется, в частности, посредством выпуска и реализации на рынке нескольких классов государственных ценных бумаг (векселя, облигации и т.д.). В целом, в Европе по сравнению, скажем, с Северной Америкой высок удельный вес облигаций, а в Северной Америке по сравнению с Европой высок удельный вес векселей. В рамках анализа государственного долга и бюджетных расходов особое место занимает структура задолженности. В настоящее время страны ЕС стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, увеличив долю долгосрочных, что сокращает бюджетные расходы на их обслуживание. С учетом этого отметчу, что в некоторых из стран существуют жесткие правила, определяющие условия внешних заимствований, например, новые займы не должны превышать суммы ежегодных подлежащих погашению долгов. К основным задачам управления государственным долгом в странах ЕС относятся: бесперебойное снабжение правительства деньгами;  наличие рынка, способного дать нужную сумму; минимизация стоимости обслуживания долга. Как, например, сказано в специальной публикации Бундесбанка, “преобладающая задача управления федеральным долгом - получить столько кредита, сколько предусмотрено бюджетным планом, получить его своевременно, на рыночных условиях и на возможно более широкой основе. Правительства стран ЕС заинтересованы в том, чтобы рынок государственных ценных бумаг благополучно функционировал, т.е. был ликвидным и эффективным. Правительствам такой рынок позволяет занимать много и дешево, поэтому они тесно сотрудничают с участниками рынка в управлении долгом. Публикуя эмиссионный календарь, правительства дают понять, что не имеют преимущества перед участниками рынка в оценке будущих ставок и надеются удешевить заимствования через рыночный механизм. Участники рынка получают возможность спланировать свою деятельность на рынке государственных ценных бумаг на месяцы вперед. Правительства ЕС стремятся консолидировать долг в немногих крупнейших выпусках с наиболее популярными сроками погашения. Увеличение объема в обращении закладывает основу для роста ликвидности долга. Одновременно правительства пытаются расширить способность первичного рынка поглощать крупные партии государственных ценных бумаг, для чего во многих странах ЕС используется институт первичного дилерства. В обмен на некоторые привилегии со стороны правительства первичные дилеры исполняют роль оптовой базы для госудаственных ценных бумаг, держа их на своем балансе до реализации инвесторам. Первичные дилеры, таким образом, являются финансовыми институтами, имеющими право покупать государственные ценные бумаги непосредственно у государства. Рынок ценных бумаг ЕС регулируется на трех уровнях: первичного законодательства, в частности, учредительных договоров, положения которых имеют прямое действие на территории всех стран ЕС; вторичного законодательства, к которому относятся директивы, различные регламенты, изданные системообразующими институтами ЕС; национального законодательства стран ЕС. Особо следует отметить, что государственные облигации являются важным рыночным индикатором состояния экономики, что наглядно проявилось в период мирового финансово-экономического кризиса. В частности, ключевой параметр в этом отношении - доходность 10-летних государственных облигаций. Сигналом о возможном кризисе неплатежеспособности страны считается преодоление 7 %-ного уровня доходности. Наиболее активно за введение единых еврооблигаций выступают самые проблемные страны - Греция, Италия, Португалия и Испания, а самым жестким противником является Германия, которая полагает, что единые облигации еврозоны не смогут принципиальным образом решить проблему долгового кризиса, но при этом снизят мотивацию для проведения программ строгой экономии. Гособлигации Германии в настоящее время имеют очень низкую доходность, а самым сильным недоверием инвесторов пользуется Греция. Соответственно, обсуждаемое в ЕС предложение о введении единых еврооблигаций означает, что Германии в этом случае придется привлекать средства в свою экономику по более высокой цене. К тому же единые облигации лишат правительства проблемных стран стимула сокращать дефицит бюджета и следовать финансовой дисциплине, так как их новые, на лидирующие и отстающие, как, к примеру, по уровню ВВП на душу населения.  В то же время существуют определенные тенденции, на которые важно обратить внимание. Так, в частности, в странах, образующих экономическое и политическое ядро еврозоны - Германии, Франции, Италии, рассматриваемый параметр соотношения государственного долга к ВВП превышает максимальнодопустимое для стран ЕС значение в 60 %. Вместе с тем эти страны требуют от новичков и кандидатов в члены ЕС жесткого соблюдения бюджетных ограничений. Данный факт наглядно демонстрирует противоречия, существующие в бюджетно-налоговой политике ЕС. Долговые бумаги Греции, как и других стран еврозоны, ранее считались хорошим инструментом для европейских банков, которые могли рефинансировать их в Европейском центральном банке. Держателями этих бумаг были преимущественно немецкие, французские и итальянские банки. В случае возможного дефолта Греции многие из этих банков оказались бы в кризисном положении и без государственной поддержки не смогли бы решить свои проблемы. В феврале 2010 г. министры экономики и финансов стран ЕС обсудили сложившуюся ситуацию на заседании Совета ЕС. Согласно утвержденному графику, до конца 2010 г. Греция обязалась сократить дефицит государственного бюджета до 8,7 % ВВП, а в 2012 г. - до 3 % ВВП. При этом от Греции потребовали радикально реформировать систему государственного бюджетного аудита и систему отчетности перед Европейской комиссией. В марте 2010 г. на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения Греции от дефолта. Пакет первоначальной помощи Греции составил 110 млрд. евро. Две трети необходимой суммы страна получила в форме кредита от 15 других участников еврозоны и одну треть - от МВФ. Привлечение МВФ к решению проблем Греции объяснялось не только намерением переложить на этот международный институт часть расходов, но и стремлением применить стандарты и внешний надзор со стороны МВФ для принуждения Греции к жесткой бюджетной дисциплине и исполнению обязательств по сокращению бюджетного дефицита до параметров, согласованных с ЕС. Тем не менее помощи, которая на первом этапе была предоставлена Греции, оказалось явно недостаточно. В феврале 2012 г. министры финансов еврозоны одобрили выделение второго пакета помощи Греции в объеме 130 млрд. евро. Со своей стороны, Греция взяла на себя обязательства по сокращению размера государственного долга до 121 % от ВВП к 2020 г. Исполнять свои обещания греческое правительство планирует, в частности, с помощью приватизации. До 2019 г. Греция намерена получить 50 млрд. евро, продав или сдав в аренду аэропорты, морские порты, компании водоснабжения, газовые компании, почтовые службы, дороги, объекты туристического сервиса. На втором месте, по соотношению государственного долга к ВВП, находится Италия, экономика которой также испытывает серьезные проблемы. Кроме того, лишь  несколько стран еврозоны соблюдают маастрихтские параметры в отношении государственного долга, а большинство государств еврозоны их превышают. На фоне мирового финансово-экономического кризиса и долгового кризиса ряда стран еврозоны (прежде всего Греции, Испании, Кипра) в 2012 г. в ЕС был принят Бюджетный пакт, который предусматривает жесткие ограничения на финансовую политику стран - членов еврозоны. Цель пакта - обязать соблюдать “золотое правило” бюджетной дисциплины - структурный дефицит бюджета страны не должен превышать 0,5 % номинального ВВП. Для стран с низким уровнем госдолга этот потолок может быть увеличен до 1 % ВВП. Долг всех государств ЕС не должен превышать 60 % ВВП. Страны, госдолг которых превышает 60 % ВВП, обязаны снижать его как минимум на 5 % в год. Государства ЕС, подписавшие данный доку- мент, обязуются внести эти нормы в свои Конституции. Этот процесс будет контролироваться Европейским судом юстиции, и страны, запаздывающие с изменением своего законодательства, могут быть подвергнуты штрафу в размере до 0,1 % своего ВВП. За соблюдением уровней бюджетного дефицита и госдолга будет наблюдать Еврокомиссия. Если дефицит бюджета любого из государств сообщества в отдельно взятый год превысит порог в 3 % ВВП, автоматически запускается процедура коррекции, в рамках которой Еврокомиссия предлагает стране набор контрмер для стабилизации ситуации. Соглашение предусматривает, что национальное правительство сможет лишь обсуждать с Еврокомиссией конкретные детали этих мер, но не отказываться от реализации стабилизационной программы в целом. Единственная возможность отклонить такую программу - это собрать квалифицированное большинство голосов всех государств ЕС против требований Еврокомиссии к стране-нарушителю, что практически невозможно осуществить на практике. В заключение следует отметить, что обслуживание государственного долга составляет одну из основных статей бюджетных расходов стран ЕС. Параметры, отражающие соотношение государственного долга к ВВП, а также доходность 10-летних государственных облигаций, являются важнейшими индикаторами состояния экономики. В странах ЕС это особенно наглядно проявилось в период мирового финансово-экономического кризиса, когда само существование еврозоны в ее нынешнем виде оказалось под угрозой.  
2.2. Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности В начале XIX в. присутствовала уверенность в том, что многие развитые стране добились определенного сбалансированного экономического роста и что уровню их благосостояния нет угроз. Однако наступивший финансовый кризис в 2008 году поставил перед мировым сообществом вопрос о способах преодоления кризиса, а следующий временной период, получивший название «Великой рецессии», большинство сравнивают с известным мировым кризисом 1929-1933 гг. по уровню его охвата и последствиям для мировой экономики. В большинстве стран практикуется активное воздействие государственных структур на экономику по рекомендациям предложенным еще Кейнсом стратегии роста. Аналогично политики прошлого периода, такое государственное вмешательство предполагает высокий уровень расходов бюджетных ресурсов, что вызывает дефицит государственного бюджета. Что, как следствие, может привести государство к выходу на финансовые рынки, где ставится цель привлечения недостающих финансовых средств. Вопросы государственного долга в разное время привлекали внимание различных авторов. На эту тему опубликованы работы Б.А. Хейфеца, А.Л. Муравьевой, А.В. Лазина, Б.И. Алехина, Д.В. Попковой и других известных экономистов. Исследования посвящены главным образом истории, динамике государственного долга, его особенностям в различных странах и т.д. Наличие государственного долга является важнейшей проблемой мировой экономики в целом. Высокий государственный долг стал определяющей причиной кризисных явлений в различных сферах социально-экономической жизни в странах с большим государственным долгом. Необходимо заметить, что в странах, которые исполняют замедляется темпы экономического роста. Как показываетстатистика - 68% от всего мирового ВВП - это государственный долг всех стран мира. Можно сделать обоснованный вывод из вышесказанного, что указанная проблема актуальна и должна быть исследована. В современных экономических условиях практически все развитые страны обладают определенным уровнем дефицитного государственного бюджета. Возрастание темпов роста дефицита происходит в посткризисный период. Как правило - это обуславливается объективной необходимостью выделения инвестиций в целях стабилизации экономики. Наиболее часто используются следующие характеристики государственного долга: 1. Резидентная принадлежность: - долг перед резидентами (внутренний долг); - долг перед нерезидентами (внешний долг). 2. Состав долговых инструментов: - кредиты; - долговые ценные бумаги; - обязательства по страхованию, пенсионному обеспечению и стандартные        - государственные гарантии; - прочие государственные гарантии. 3. Сроки погашения: - краткосрочный (обычно до года); - среднесрочный (1-3 года); - долгосрочный (более 3 лет). 4. Валюта долга: - долг в национальной валюте; - долг в зарубежной валюте Как уже было отмечено, критерием разделения государственного долга на внешний и внутренний является резидентная принадлежность, которая определяется расположением центра экономических интересов, а не местом регистрации или гражданства. Соответственно, долг государства перед собственными резидентами считается внутренним. Обычно страны стремятся минимизировать объем внешнего долга, так как возможности управления внутренним долгом шире. Привлечение государством средств нерезидентов сопровождается ростом уязвимости государственного долга. В частности, возрастает чувствительность к динамике внешних рынков капитала. Вместе с тем внешний долг занимает значимое место в структуре государственного долга развитых стран: не менее 30% государственного долга почти всех стран ОЭСР приходится на зарубежных кредиторов. Более половины объема госдолга Австрии, Мексики, Польши и Словакии принадлежит зарубежным кредиторам, а такие страны, как Португалия, Ирландия и Венгрия, кредитуются преимущественно международными финансовыми организациями. В настоящее время в качестве наиболее распространенной формы государственного долга выступают долговые инструменты. Для стран ОЭСР, не получавших помощь международных финансовых организаций, медианная доля долговых инструментов в объеме государственного долга в среднем превышает 75% В число долговых инструментов входят облигации, казначейские векселя и казначейские ноты.В разных странах выпускается широкий перечень как рыночных (для свободного обращения), так и нерыночных государственных ценных бумаг, отражающих приоритеты долговой политики государства. При этом общая черта таких ценных бумаг - широкий временной диапазон. Так, в США выпускаются следующие основные рыночные государственные ценные бумаги: • казначейские векселя (treasury bills) со сроком погашения от нескольких дней до 1 года. Номинал казначейского векселя - от 10 тыс. долл. и более (с шагом 5 тыс. долл.). Эмитируются при краткосрочной потребности Правительства США в средствах; • казначейские ноты (treasury notes) со сроками обращения 2, 3, 5, 7 и 10 лет. Обычный номинал - 1 тыс. долл. для облигаций со сроком погашения более 4 лет и 5 тыс. долл. для облигаций со сроком погашения до 4 лет. Выплата процентов производится каждые полгода; • казначейские облигации (treasury bonds) со сроком погашения до 30 лет. Номинал - 1 тыс. долл., 5 тыс. долл., 10 тыс. долл., 100 тыс. долл., 1 млн. долл. Выплата процентов производится каждые полгода. Существует также особый вид бумаг - антиинфляционные облигации (treasury inflation-protected securities - TIPS). Их основная задача - защита средств от инфляции. Номинальная стоимость данных ценных бумаг возрастает соответственно уровню инфляции либо снижается таким же образом при дефляции . В январе 2014 года Минфин США начал выпуск нот с плавающей ставкой (floating rate notes - FRN)со сроком погашения 2 года (проценты выплачиваются ежеквартально). В Соединенном Королевстве государственные облигации, называемые gilts или gilt-edged security, составляют до 90% внутренних облигационных займов. При этом 99% этого объема приходится на два типа облигаций: • обыкновенные облигации (conventional gilts). Выпускаются в основном со сроками погашения 5, 10 и 30 лет (в 2005 году был выпуск с 50-летним сроком погашения, в 2013 году - с 55-летним сроком погашения); • индексируемые облигации (index-linked gilts). Уровень их доходности зависит от индекса потребительских цен. Срок погашения - 50 лет. В обращении находятся также бессрочные облигации (undated gilts), облигации с плавающей ставкой (floating rate gilts), обыкновенные облигации с двумя сроками погашения (double-dated conventional gilts), однако доли этих бумаг невелики. Краткосрочные ценные бумаги представлены казначейскими векселями (treasury bills). Сроки их погашения - от 1 месяца до 1 года. На рынке государственного долга Франции имеют хождение три вида ценных бумаг: • ассимилируемые облигации Казначейства (OAT) - долгосрочные ценные бумаги (срок погашения от 7 до 50 лет). В ряде случаев они выпускаются с фиксированной и плавающей ставкой, в других со ставкой, индексируемой на уровень инфляции; • боны Казначейства с годовым процентом (BTAN) -бумаги со средним сроком погашения (2-5 лет); • боны Казначейства с фиксированной ставкой и заранее уплачиваемыми процентами (BTF) -краткосрочные бумаги (срок погашения до года). На рынке государственных ценных бумаг Германии имеют хождение: • федеральные облигации со сроком погашения от года до 5 лет; • федеральные ноты со сроком погашения от 5 до 30 лет; • казначейские ноты со сроком погашения до 2 лет. Кредиты обеспечивают большую часть оставшейся потребности в финансировании. Доля кредитов в государственном долге существенно выше у стран, в последние годы получавших помощь международных организаций (Португалия, Ирландия, Испания, Венгрия). После долговых кризисов на ряде развивающихся рынков на рубеже 1990-2000-х годов (Россия (1998), Эквадор (1999), Зимбабве (2000), Индонезия (2000), Кения (2000), Аргентина (2001), Нигерия (2001)), которые тем не менее не могли сравниться по частоте и масштабам с кризисами 1980-х годов, в первой половине 2000-х годов сфера госдолга мировой экономики оставалась стабильной. Кризисыпо-прежнему происходили, но имели единичный характери затрагивали только развивающиеся, при этом уровень совокупного госдолга в мировой экономике показывал лишь плавное (с 67 до 71% глобального ВВП) повышение в 2001-2004 годах, и чуть более резкое снижение в 2004-2007 годах, причем, наиболее интенсивное сокращение относительных объемов госдолга наблюдалось именно в развивающихся странах. В совокупности это позволяло характеризовать данный период с точки зрения ситуации с суверенными долгами как один из самых спокойных за последние десятилетия. Ситуация изменилась с началом мирового кризиса: в 2008 году уровень совокупной долговой нагрузки стран мира составил почти 65% мирового ВВП, в 2009 году - 75%, в 2010 году - 78,6%, в 2011 году - 79%, в 2012 году он превысил 80% глобального ВВП. Главный фактор такого роста - наращивание государственного долга развитыми странами, прежде всего США, Японией и странами ЕС. За период с 2000 по 2013 год совокупный уровень долговой нагрузки развитых стран увеличился более чем в 2 раза - с 51% до почти 109% ВВП. По оценке ОЭСР, текущий уровень долговой нагрузки ее стран-членов является максимальным со времени окончания Второй мировой войны. При этом стремительное наращивание уровня государственного долга развитых стран происходило в 20082010 годах, в 2011-2012 годах этот рост замедлился, но не прекратился. Что касается развивающихся стран, то тенденция к снижению ими уровня долговой нагрузки, прерванная в 2008-2010 годах в связи с развитием кризисных явлений, возобновилась в 2011 году. К настоящему времени средний уровень государственного долга стран данной группы по отношению к ВВП вернулся к значению 2007 года. Такая динамика показателей госдолга развитых и развивающихся стран сопровождалась ростом концентрации рисков чрезмерного госдолга в мировой экономике. Риски чрезмерного уровня госдолга в мировой экономике, ранее распределенные между большим числом относительно некрупных экономик, за последние годы сосредоточились в небольшой группе стран, представляющих значительную долю глобального ВВП. Структура госдолга по видам инструментов изменялась под значительным влиянием кризиса. В условиях кредитных проблем и необходимости быстрой реакции бюджета долговые инструменты обладают значительными преимуществами, поэтому прирост госдолга происходил преимущественно за счет этих видов инструментов. Исключением стали вышеупомянутые страны, обращавшиеся за помощью к международным финансовым организациям. Структура условных долговых обязательств и практика их учета не позволяют с уверенностью выделить данный долговой инструмент в структуре госдолга. В общем ряду стран выделяется Япония. При общем объеме государственного долга 240% ВВП более 90% долга, т.е. свыше 200% ВВП, принадлежит резидентам, что является одним из факторов устойчивости государственного долга, несмотря на столь высокий общий уровень данного показателя. Поскольку не происходит кардинальных изменений в экономике этих стран и деньги, занятые в долг, идут в основном на поддержание существующего уровня потребления и покрытие долгов национальной экономики, то можно ожидать в перспективе дальнейший рост государственного долга развитых стран . В целом период 2007-2016 годов можно оценивать как время повышения и концентрации рисков сферы государственного долга в мировой экономике, особенно на фоне относительно спокойного периода с начала 2000-х годов до 2007 года (и даже шире - с 1990 по 2007 годы). Кризисы данного периода (например, азиатский кризис 1997 года, кризис в России в 1998 году, в Аргентине в 2002 году) были следствием развития экономической, в частности долговой, политики конкретных стран и не несли долгосрочных системных угроз глобальной экономике. Тенденции в динамике государственного долга стран мира, прежде всего развитых, вызвали значительное наращивание уровня госдолга отдельными странами. Большинство этих стран относится к числу ведущих экономик мира, что делает риски их чрезмерного госдолга рисками мировой экономики в целом. Позитивным моментом в такой ситуации выглядит тот факт, что эти страны обладают развитыми финансовыми системами и многолетним опытом управления госдолгом. Это относится, например, к механизмам регулирования предельных объемов государственных заимствований. В условиях замедления роста экономики, повышения государственных расходов и как следствие -уровня государственного долга большинство мер, принимаемых правительствами развитых стран, было направлено не на уменьшение объемов государственного долга, а прежде всего на предотвращениеили, по крайней мере, замедление его дальнейшего роста. К числу наиболее распространенных мер относятся: • ограничение новых заимствований (так называемая политика долгового тормоза, проводимая Германией, Австрией, Италией, Словенией и рядом других развитых стран). Так, в Германии с 2016 года ограничиваются, а с 2020 года запрещаются новые заимствования государственными органами федеральных земель, в Австрии принято решение о сокращении госдолга до 60% ВВП (сейчас он составляет 75% ВВП); • ограничение и снижение государственных расходов. Подобные меры принимаются в США, Германии, Австрии, Японии, Соединенном Королевстве, Италии и многих других странах, прежде всего развитых. Например, в 2012 году Австрия приняла закон (Австрийский пакт стабильности), в соответствии с которым было введено ограничение прироста расходов всех уровней бюджетов на уровне прироста ВВП в среднесрочном периоде (правило расходов); • повышение налогов с целью наращивания доходов бюджета. Япония объявила о повышенииставки налога на потребление с 5 до 8% с апреля 2014 года и до 10% - с октября 2015 года, а Соединенное Королевство в 2011 году повысило ставку НДС с 17,5 до 20%. Значимой в борьбе с госдолгом стала проблема дефицита бюджета. Так, в США в августе 2011 года был принят «Акт бюджетного контроля» («Budget control act of 2011»), предусматривающий, наряду с очередным повышением потолка госдолга, снижение дефицита бюджета на 1,2 трлн. долл. в течение 10 лет. В 2009 году в Германии была введена конституционная поправка, в соответствии с которой структурный дефицит федерального бюджета к 2016 году не должен превышать 0,35% ВВП. Таким образом, происходит увеличение государственного долга США и развитых стран, как в абсолютном выражении, так и в относительном. Растут величина долга на душу населения и показатели доли государственного долга в ВВП страны. Увеличение государственного долга развитых стран в целом продиктовано не столько экономической необходимостью, сколько политическими целями, реализацией необоснованных популистских программ, попыткой сохранить высокий уровень потребления этих стран, не соответствующий реальному уровню развития их экономик.   Заключение   В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества. Выделяют три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические (выражение доверия граждан), финансовые (погашение расходов бюджета) и экономические (влияние на экономические структуры и конъюнктурные параметры). В силу контрактной природы займа, успех его выпуска достигается только при выполнении двух групп условий: экономических и политических. Экономическим условием успешной эмиссии государственного займа является существование и доступность частных сбережений, за счет которых заем погашается. С политической точки зрения, основной составляющей успеха долговой эмиссии является доверие со стороны населения. Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам: - необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; - долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; - увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; - перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Тенденции в динамике государственного долга стран мира, прежде всего развитых, вызвали значительное наращивание уровня госдолга отдельными странами. Большинство этих стран относится к числу ведущих экономик мира, что делает риски их чрезмерного госдолга рисками мировой экономики в целом. Позитивным моментом в такой ситуации выглядит тот факт, что эти страны обладают развитыми финансовыми системами и многолетним опытом управления госдолгом. Это относится, например, к механизмам регулирования предельных объемов государственных заимствований. В условиях замедления роста экономики, повышения государственных расходов и как следствие - уровня государственного долга большинство мер, принимаемых правительствами развитых стран, было направлено не на уменьшение объемов государственного долга, а прежде всего на предотвращение или, по крайней мере, замедление его дальнейшего роста.   Список литературы   1. Волков Р.Г., Сабельникова Е.М., Апокин А.Ю. Анализ устойчивости государственного долга в современных условиях // Выпуск платежные и расчетные системы. 2015. № 49. С. 21. 2. Лебедева Е.Н. Государственный долг развитых стран: динамика и основные факторы роста //Право. Экономика. Психология. 2015. № 3 (3). С. 49. 3. Остапченко Л.А., Хлестов В.В., Трубкин Н.В. Проблема государственного долга в развитых странах // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 6 (6). С. 128. 4. Рейнхарт К., Рогофф К. На этот раз все будет иначе. М., 2011. 5. Treasury Inflation-Protected Securities (TIPS) [электронныйресурс] режимдоступа: http://www. treasurydirect.gov/indiv/products/ prod_tips_glance. htm (датаобращения 23.09.2016) 6. Dudin M.N., Ljasnikov N.V., Kuznecov A.V., Fedorova I.Ju. Innovative transformation and transformational potential of socio-economic systems. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 17, № 10. P. 1434-1437. 7. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Sekerin V.D., Veselovsky M.Y., Aleksakhina V.G. The problem of forecasting and modelling of the innovative development of social economic systems and structures // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, № 8. P. 549-552.

 


[1] Более подробно механизм долгосрочных процентных ставок будет рассмотрен ниже.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...