Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое содержание государственного долга




Введение

Безусловно, государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Наличие государственного долга характерно для большинства развитых и развивающихся стран и является нормальной мировой практикой. Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним займам.

Тем не менее, проблема государственных займов долгое время была недооцененной. Об этом свидетельствует хотя бы то, что вопрос о необходимости целенаправленного управления государственным долгом оставалсядискуссионным до середины 90-х гг. Также это подтверждается тем, что уже к концу 80-х гг. перед многими странами стояла проблема перенакопления долгов, и что до недавнего времени во многих странах отсутствовали национальные органы власти, ответственные за проведение политики управления долгов.

Однако в последние годы из-за угрозы долгового кризиса не только в развивающихся, но и в развитых странах, отношение к проблеме государственного долга претерпело существенные изменения. В данный момент проблема управления государственным долгом относятся к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства. Именно поэтому эта проблема так актуальна в настоящее время.

Цельюданной работы является изучение сущности государственного долга, его структуры, динамики, а также оказываемое влияние на экономику  стран мира, проанализировать состояние внешнего государственного долга стран ЕС.

Предмет исследования: процессы возникновения, обслуживания и погашения государственного долга.

Объектом исследования является понятие государственного долга, а также государственные долги зарубежных стран.

Глава 1. Теоретические основы государственного долга

Экономическое содержание государственного долга

 

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.

Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Хотелось бы отметить, что государственный долг можно классифицировать по ряду признаков. Обычно в качестве таковых используют следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от слагаемых компонентов государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств, включая проценты, которые выплачиваются по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В экономических исследованиях последних десятилетий большое внимание уделяется изучению проблем экономической значимости целей, на которые привлекаются внешние ресурсы, размеров самих заимствований, а также их воздействия на экономику. При этом финансирование государственных расходов за счет займов (внутренних и международных), как правило, не только одобряется, но и рекомендуется, поскольку кредитное финансирование позволяет достичь оптимального распределения финансовой нагрузки на государство и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Ключевая роль в формировании склонности к внешним заимствованиям принадлежит дефициту государственного бюджета. Его в настоящее время имеет подавляющее большинство стран. Страны прибегают к внешним заимствованиям, поскольку это средства для неинфляционного покрытия дефицита бюджета. Еще один путь решения этой проблемы – заимствования на внутреннем рынке – далеко не всегда продуктивен, и к тому же не все страны могут это себе позволить. Заимствования внутри страны всегда влекут к сокращению ее инвестиционных возможностей (причем – в ближайшей перспективе), что ставит под угрозу обеспечение экономического роста. Очевидно, что многим странам, находящимся в состоянии падения производства, масштабные заимствования на внутреннем рынке для неинфляционного покрытия дефицита госбюджета менее предпочтительны по сравнению с внешним финансированием – особенно долгосрочным.

Недостаток внутренних накоплений и сбережений представляет собой основную причину широкого привлечения иностранных ресурсов (кредитов и инвестиций) для финансирования инвестиционного процесса. Этот базовый фактор дополняется рядом других, негативно влияющих на экономическое развитие стран – реципиентов внешнего финансирования. В частности, в 1980-е гг. в национальных хозяйствах стран – международных заемщиков произошла активизация факторов, оказывающих негативное влияние на экономический рост. Как показывает практика хозяйственного развития, таких факторов пять: инфляция, дефицит государственного бюджета, государственный долг, государственные расходы, степень открытости (закрытости) экономики. Эти показатели в развивающихся странах оказались в состоянии, далеком от допустимых в мировой практике норм (принято считать допустимой величину дефицита на уровне, не превышающем 3% от ВВП). Возьмем, к примеру, дефицит бюджета – второй (после инфляции) фактор, оказывающий отрицательное влияние на экономический рост. Кризисное состояние стран-заемщиков на рубеже 1970–1980-х гг. проявилось в значительном росте их бюджетных дефицитов, в 2 – 5 раз. К концу 1980-х гг. в странах-заемщиках сложилась такая ситуация, когда имелись в наличии все пять факторов, оказывающих отрицательное воздействие на экономический рост.

Использование средств внешнего финансирования в качестве необходимого дополнительного источника финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечет за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заемных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам или репатриации прибылей по зарубежным инвестициям.

Здесь заложена главная проблема использования системы международного финансирования экономического развития: платежеспособность стран-реципиентов (т. е. их способность платить капитальную часть кредитов и погашать проценты и/или беспрепятственно репатриировать прибыли по зарубежным инвестициям) возможна лишь при соблюдении следующего условия: прибавочная стоимость на собственный и заемный капитал превышает величину процентных платежей иностранным кредиторам.

Понятно, что если полученный совокупный прибавочный продукт превышает величину процентных платежей, то в стране – получателе внешнего финансирования сложились условия для экономического роста (расширенного воспроизводства). Приемлемым является и вариант, когда проценты по международным кредитам, например, можно выплачивать и из других источников, если это не создает напряжения в других секторах национальной экономики. И только при соблюдении этих двух условий возможно нормальное использование средств внешнего финансирования на расширенное воспроизводство, но именно эти условия и труднее всего соблюсти странам – реципиентам заемных средств, для которых чаще характерно совершенно обратное соотношение, в случае которого мы имеем дело с сужающейся воспроизводственной базой. Причем в 1990-х гг. у стран-реципиентов она объяснялась не столько неэффективностью инвестированных внешних средств, сколько эффектом «долгового навеса», т. е. накопившейся массы внешней задолженности.

В настоящее время соблюдение принципов нормальной окупаемости внешних финансовых ресурсов в экономике стран-реципиентов невозможно по той простой причине, что ими накоплена чрезмерная внешняя задолженность по международным кредитам, прошедшая стадию кризиса и вступившая в период реструктуризации с параллельным продолжением зарубежного кредитования и инвестирования. Если бы страны – получатели внешнего финансирования могли начать после кризиса внешней задолженности с «чистого листа», т. е. кредиторы аннулировали бы всю их внешнюю задолженность, то тогда можно было бы и далее развивать внешнее финансирование.

Как правило, для обслуживания внешнего долга требуется мобилизация дополнительных бюджетных ресурсов, основной источник которых – налоговые поступления. Увеличение же ставок по налогам оказывает сдерживающее влияние на расширенное воспроизводство через снижение стимулов к получению высоких доходов и частной инвестиционной активности. В этом случае, как правило, расширяется теневой сектор экономики, а поскольку в развивающихся и постсоциалистических странах не создана эффективная система сбора налогов, в них существует больше возможностей уйти от налогообложения, чем в индустриальных странах. Высокая стоимость обслуживания внешнего долга относительно бюджетных доходов снижает возможности государственного инвестирования. Параллельно, в связи со слабой национальной базой накоплений и сбережений, а также из-за рискованности капиталовложений в нестабильной экономике, частные инвестиции также сокращаются.

Таким образом, ожидание быстрого эффекта при привлечении внешнего финансирования в экономику часто оборачивается при наличии внешнего долга либо экономической стагнацией, либо спадом. Снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности и экономической нестабильности провоцируют не инвестирование, а «бегство» капиталов из страны, которое ухудшает платежный баланс и еще более осложняет обслуживание долга. Сужение же национального производства неизбежно ведет к сокращению налоговых поступлений, является фактором роста дефицита госбюджета, который, в свою очередь, вынуждает правительство обращаться за очередной порцией внешнего финансирования.

Этот замкнутый круг воздействия внешних ресурсов на национальный экономический рост призваны были разорвать адаптационные и стабилизационные программы МВФ. Мировой опыт свидетельствует о том, что в долгосрочном плане темпы прироста государственного долга должны быть соотнесены с темпами экономического роста. Чем выше последние и ниже реальные процентные ставки, тем меньше проблем возникает у государства, прибегающего к займам для финансирования своих расходов. В случае стагнации государство испытывает большие трудности в управлении государственным долгом и его обслуживании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...