Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип приоритета процесса над подготовкой к «показательным выступлениям»




 

«Важно также то, что дети у нас не готовят никакой концертной программы «напоказ». Отказались мы от этой, обычной для музыкальных занятий в детских садах практики потому, что это отнимает много времени и диктует другой ритм занятий! (Цит. 21). Эта установка тоже должна быть хорошо осознана педагогом, занимающимся с душевнобольными детьми. Им категорически противопоказан тот невроз, который передается от взрослых, когда требуется «правильно» выступить по жесткому сценарию, и занятия утрачивают нечто важное – качество глубокого, многопланового процесса, из которого дети получают глубоко действующие впечатления. Важен именно процесс, а не отрепетированный заученный и омертвевший «номер».

 

Принцип опоры на возрастные особенности

 

Курс построен на тщательно отобранном музыкальном материале, в основном на народных песнях. Это очень важный момент. Некоторый музыкальный материал, широко использующийся в практике начальной школы, совершенно неприемлем для этой категории детей. Песенки детского репертуара современных композиторов, насыщенные резкозвучащими диссонансами в аккомпанементе и диссонантными широкими интонационными ходами в мелодике (восходящие и нисходящие скачки на септиму), а также изобилующие хроматизмами, дестабилизирующе действуют на настроение и состояние детей. Использование их в музыкальных занятиях, я считаю, противопоказано. Народные песни несут такую же целительную силу, как и сказки. Образно выражаясь, это здоровая пища для душевно-духовного развития.

 

Также важно внимание автора к источнику музыкального звука. Отказ от фортепиано в детском возрасте, поскольку звук фортепиано слишком резкий, отказ от синтетического звука, от использования синтезаторов и фонограмм. Современная музыкальная терапия изучает воздействие на организм музыкального звука прежде всего с точки зрения природы колебаний и частот, и в этой связи использует целенаправленно струнные, ударные или духовые инструменты. Природа искусственного звука иная, и его воздействие на ребенка скорее негативно, даже не нейтрально!

 

«Ребенок может вообще не петь, а долгое время только слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять ребенка петь, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах души — произрастает в тишине. ТИШИНА — вот то место, где можно что-то найти». (Цит.)Установка на немедленную «обратную связь», столь типичная для традиционной педагогики, должна быть переосмыслена. Именно это отсутствие немедленной «обратной связи» часто является ошибочным выводом о том, что ребенок «ничего не понимает», «нет результатов», заниматься нет смысла». Надо быть уверенным, что все, что мы даем ему – работает в глубине его существа и рано или поздно проявится – если не в пении как таковом (хотя и это не исключено!), то в положительном изменении психоэмоционального состояния, стабилизации поведения, общем оздоровлении.

 

Деятельность ребенка безгранична — он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя — через игру. Он о чем-то шепчется сам с собой, что-то переставляет, замирает, вновь двигается, строит и ломает и при этом не очень любит, когда ему мешают.

 

Деятельность ребенка ограничена — он не может делать того, что может взрослый. И взрослый убежден, что должен вмешаться и научить, научить любым путем! «Делай как я!».

 

Деятельность взрослого в отношении ребенка безгранична — он умеет воздействовать, добиваться результата, показывать свой результат, словом, манипулировать детьми согласно своим идеям.

 

Деятельность взрослого ограничена — если ребенок его не принимает, все усилия взрослого окажутся иллюзией, т.е. внутренний мир ребенка не подчиняется ему, и ребенок только внешне делает то, чего от него хотят.

 

Ценнейшее свойство малыша и младшего школьника — способность к подражанию: дети любят и могут подражать, им много чего можно навязать, и они будут повторять, как попугаи, под восхищенные возгласы родителей песни Аллы Пугачевой и т.п. Здесь есть большая опасность — дезориентировать ребенка, привить ему плохой вкус (дело не в том, хороши или плохи эти песни, а в том, что они не для детского восприятия, ребенок приучается делать под аплодисменты то, чего он ни пережить, ни понять не может). Взрослому трудно быть на уровне законов детской игры, участие в ней требует от него больших усилий — не меньших, а возможно и больших, чем те усилия, которые прилагает познающий мир ребенок.

 

Хорошо, когда педагог понимает, чего именно он хочет добиться, занимаясь тем или иным упражнением.

«Каждому возрасту соответствуют свои ритмы. Так, маленьким детям свойственен плавающий ритм, более близкий ритму дыхания, чем пульсу. Они любят пересыпать песок, переливать воду, следя за равномерным, спокойным движением. Они хорошо реагируют на колыбельные песни с ровным покачиванием. Известна любовь детей к качелям, и эта любовь несомненно связана с потребностью в ритме, причем в ритме, связанном с дыханием. Очень хороши упражнения с движением, соответствующим словам «туда-сюда», распеваемым на интервалах секунды, затем кварты и, наконец, большой сексты, от которой получается самое яркое ощущение взлета».(Цит. 21)

 

«Очень важный момент для учителя — надо знать, что (…) ритм (короткий-короткий-длинный) имеет наступательный характер и всегда будоражит детей. Они могут слишком «разойтись» и их трудно будет успокоить. Что может предотвратить нежелательное «буйство»? Во-первых, можно сделать постепенное замедление хода паровоза. Во-вторых, можно сместить акцент, сильную долю, ослабив тем самым наступательность ритма» (Цит 21).

 

Принцип социальности

 

Свое собственное имя, произнесенное в тишине, перед группой и повторенное хором — производит на детей сильное впечатление. Используя этот благоприятный эмоциональный момент можно строить целые композиции, произнося «на разные лады» и, разумеется, на разные ритмы имена детей. В этой главе представлены четыре игры – «Кто ты?», «Я тебя знаю» - ритмическая игра», «Давай играть!», «Это я!». Сочетание простых движений, произнесения собственного имени в заданном ритме и выразительной интонации. Большой плюс в том, что здесь не надо задействовать память, заучивать текст. Уж свое-то имя знает каждый ребенок, и игра может быть доступна любому ребенку, умеющему говорить. То есть возможно работать над собственно ритмической компонентой, при этом ребенок укрепляет чувство самости, произнося свое имя на все возможные лады! Эта игра очень эффективна для создания хорошей социальной атмосферы, дети переживают опыт социального взаимодействия. Ритмические игры в группе отлично способствуют воспитанию у ребенка таких качеств, как контактность, коммуникабельность, вырабатывают хорошую реакцию, внимание.

Заключение

 

Методика, на которой основан курс Т. А. Рокитянской «Воспитание звуком», терапевтична по своей сути и должна быть рекомендована педагогам, ведущим музыкальные занятия с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Это стройная и целостная система, в которой важен каждый аспект. Основные моменты, которые можно выделить в предлагаемом курсе и которые отвечают запросам лечебной педагогики:

· Развитие музыкальности в ребенке посредством богатой и разнообразной музыкальной практики, минуя всякого рода теоретические сведения. Для ребенка важно не то, как называется тот или иной интервал или лад, а то, что он переживает, слушая его.

· Деликатное и профессиональное отношение к возможному пассивному поведению ребенка на занятиях, понимание индивидуальных особенностей ребенка.

· Использование в качестве музыкального материала народной музыки,

· Использование настоящих музыкальных инструментов – струнных, струнно- смычковых, щипковых, ударных, духовых. Отказ от синтетических заменителей живого звука.

· Богатство и разнообразие различных форм движения – в различных (в т. ч. ритмических) играх, хороводах, танцах и театрализованных представлениях.

· Многообразные формы практической работы с ритмом.

· Обращение к образной стороне музыки, увязывание образной стороны произведения с ритмическими и звуковысотными элементами. Задействованность тела в освоении звуковысотных и ритмических элементов.

· Работа с пространством.

· Опора на календарно- годовой цикл.

· Детальная проработка приведенных примеров – подробно описаны все движения, включая возможные варианты, приведены партитуры для ансамблевой работы, даны рекомендации в отношении характера исполняемого произведения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...