Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из этой установки – идти от музыки к разуму, а не наоборот – познавать музыку через интеллект – и вырастает весь курс.




 

«В отличие от программ подготовительных групп в детских музыкальных школах, где музыкальность ребенка развивается в целях подготовки его к обучению игре на музыкальном инструменте и к непременному усвоению основ музыкальной грамоты, наши занятия основываются на более широком понятии музыкальности» (Цит). Это очень важный момент. Непосредственное восприятие музыки более доступно ребенку, чем интеллектуальное усвоение теоретических знаний об элементах музыкального языка. Эти занятия развивают понимание и чувствование явлений природы, культуру общения, исторический, географический, этнографический кругозор.

 

Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражается, прежде всего, двигательно. Это совершенно естественное свойство детства. Если не поддаваться привычному раздражению на подвижность детей, как на то, что мешает в занятиях, то любовь детей к движению можно использовать в своих, педагогических целях.

 

Конечно, ритму, танцам невозможно научить без движения. А как сделать так, чтобы с помощью движения можно было проникать в музыкальную стихию, чтобы эти природные двигательные силы сами как бы выстраивали музыкальную азбуку, формировали музыкальный язык?

 

В разделе «Ритмические игры» именно через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка мы вводили его в мир ритма, в ритмическую музыкальную грамоту. Двигательный подход к постижению ритма пронизывает все упражнения и игры этого раздела.

 

А как при помощи движения почувствовать, что такое мелодия? Как можно управлять звуками? Как из них строить мелодии? Почему и зачем мелодия вдруг взлетает и падает, откуда она приходит и куда уходит?

 

В этом разделе мы попробуем работать со звуковысотностью так же, как прежде работали с длительностями, в тесной связи с образами и движением. Поможем детям почувствовать, как можно управлять звуками с помощью движения. Для них не важно, движутся ли ноги, голос или рука по инструменту или по воздуху — вся предварительная работа проходит как бы внутри тела, ребенок накапливает слуховые представления в естественном контакте с двигательными ощущениями.

 

В дальнейшем такие представления очень помогают при освоении любого музыкального инструмента, а также при чтении нот. Причем, чем больше инструментов освоит ребенок, тем яснее его представления, и даже чтение нотной строки может представляться ему в виде зарисовки какого-либо образа.

 

Если рассматривать тембр как третье свойство звука — наряду с высотой и длительностью, — то и к переживанию тембра можно подойти с позиций образности и движения: например, ребенок видит, как ходит конь, и, подражая его движениям и производимым им звукам, подбирает подходящий по тембру инструмент или прибегает к звукоподражанию. При этом движения ребенка не будут походить на изображение, к примеру, дующего ветра, ясно, что они будут отрывистыми, четкими, ритмичными. К таким движениям подходит тембр ксилофона, барабанчиков, бубенцов. Таким образом, вслушиваясь в тембр инструмента, через образно-двигательное восприятие его, ребенок постигает третье свойство звука. Более подробно мы будем этим заниматься в разделе «Озвучивание сказок».

Таким образом, в этом месте книги можно сделать некоторые обобщения относительно методов, приемов работы.

 

Важно понимать, что если вы будете выбирать в свой репертуар подходящие песни, то, кроме эмоционального переживания, ваши дети незаметно будут пропитываться музыкальным языком, научатся, прежде всего, на нем говорить, а потом уже писать и читать (ноты)!» (Цит).

 

Принцип разнообразия

 

Предполагается, что на каждом занятии понемногу используются упражнения разных видов — по минуте-две на один вид упражнений (кроме «озвучивания сказки», когда ни в коем случае нельзя торопиться). Например, если вы начали урок с речевой игры, то следом за ней, как ее продолжение, может идти ритмическая игра. Игра на движение может включать в себя «образно-двигательную музыкальную грамоту», речевую и певческую работу. В хороводах, инсценированных песнях всегда присутствует элемент ритмической работы, танцевальные движения, театрализация. В упражнениях с флейтами есть элементы работы с речью, мышечная работа пальцами, работа с дыханием и исполнительство (собственно игра на флейте). Чтобы не потерять интереса и не наскучить — не следует повторять каждое упражнение больше двух раз за одно занятие, а если игра получается, то достаточно одного раза. Поскольку игры и песни повторяются от урока к уроку, в конце концов, все дети без исключения научаются всем необходимым навыкам и происходит это в процессе игры, не навязчиво.

 

Если дети устали — вспоминать про колыбельные песни или песни-истории, озвучить стихотворение на соответственно выбранном музыкальном инструменте, придумать про кого-нибудь песенку. Если же они засиделись, то хорошо бы поразмяться или порезвиться, изобразить движения какого-нибудь животного. Словом, не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности. Но на следующем уроке повторять все сначала, можно в другой последовательности. На каждом занятии должно быть и что-то новое. То, что уже получается хорошо — либо усложняется, либо вытесняется из репертуара, освобождая время для других упражнений. При таком построении урока малыши спокойно занимаются по 40-45 минут.

 

Принцип календарности

 

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

 

Это годовые вехи. Они могут стать центральным, цементирующим звеном в занятиях, звеном, на которое накладываются разные задачи, познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов. По этим песням можно составлять рассказы, как бы проживая жизнь крестьян, в деятельном единении с природой. Жизнь домашних и диких животных также входит в этот жизненный круг. Можно наблюдать за расцветом и увяданием природы. Почувствовать зависимость человека и животных от сил природы. Понять связь человека с землей, необходимость заботы о растениях и животных.

 

Корни календарных песен и игр праздников находятся в глубокой связи с процессами, с которыми связано все человеческое бытие. Красной нитью они проходят через всю историю культуры, проявляется в искусстве (поэзия, музыка, живопись), в народном творчестве. Переживание настроений, связанных с настроением каждого времени года, таит величайшие возможности исцеления, достижения внутреннего равновесия, внутренней гармонии. Жизнь в лоне годового круга становятся фундаментом душевного оздоровления». (Цит. 23)

 

Городская жизнь, отторгающая человека от природы, несет в себе нечто разрушительное для здоровья человека. Поэтому особенно важно хотя бы имеющимися возможностями – а такую возможность дают нам занятия музыкой – приобщить детей к ходу времен года. Это и есть ритм высшего порядка.

 

Показателен такой момент «обратной связи» - дети не воспринимают музыкальные примеры, даже самые, казалось бы, «замечательные» (с точки зрения взрослого), если они не связаны содержательно с тем, что происходит в текущее время за окном. В них ничто не откликается, как бы ни старался педагог. И, напротив, легко и радостно встречаются они с тем, что соответствует их текущим впечатлениям.

В любом случае занятия делятся на этапы. Начало учебного года — это осень, сбор урожая, проводы птиц, засыпание природы. Зимнее время – новогодний праздник и Рождество. Затем масленица, проводы зимы и закликание весны, праздник Пасхи, весенние посевные работы, песни и игры пастушков. Окончание каждого этапа можно показывать родителям, устраивая общий праздник с играми и танцами. Можно ставить спектакли. Причем, родители не должны быть зрителями. Они должны быть непременными участниками действа: играть и танцевать вместе с детьми, исполнять какие-либо роли.

 

Огромным достоинством всей книги и этого раздела в частности, является качествомузыкального материала. Собраны замечательные народные песни, давно вытесненные из практики современными «песенками на случай», очень часто сомнительного достоинства. Это настоящий кладезь, своего рода «возрождение», которое должно сыграть оздоровляющую роль для современных детей. Песни посевные, жнивные и покосные, песни к празднику урожая, Рождеству, Масленице, закликание весны, песни-игры – этого материала, снабженного к тому же комментариями, хватит на много лет творческой и плодотворной работы!

 

Драматургия урока

 

Хорошо всегда брать в помощники погоду за окном, реагировать на дождь, снег, солнце, листопад и т.д. Если дети устали — вспоминать про колыбельные песни или песни-истории, озвучить стихотворение на соответственно выбранном музыкальном инструменте, придумать про кого-нибудь песенку. Если же они засиделись, то хорошо бы поразмяться или порезвиться, изобразить движения какого-нибудь животного. Словом, не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности.

 

ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК. Зачем и как это делать?

 

При помощи этого увлекательного занятия мы незаметно, в процессе игры, приучаем детей к тембровому разнообразию звуков, к выразительным возможностям звука, к понятиям лейтмотива, лейттембра, к выстраиванию формы, к анализу и тем самым, в конечном счете, воспитываем грамотного слушателя музыки. С этого же начинается и ансамблевое музицирование, в котором усваиваются навыки грамотного исполнительства. А еще мы при этом занимаемся театром…

 

Сказки не должны быть длинными, а такими, чтобы не терялась форма. Надо всегда помнить, что даже неудачные детские варианты дороже детям, чем хорошие, но сделанные взрослыми. Пускай каждый раз сказка будет другой. Можно обсуждать, как было лучше, почему, чем лучше? Так у детей будет вырабатываться вкус, чувство формы. Дети старшей группы могут довести подобную работу до концертного показа и тогда вместо импровизаций можно включить сочиненные самими детьми мелодии и ритмы. Такую работу можно, в конце концов, довести до костюмированного спектакля. Но все же важнейшим здесь является сам процесс творчества.

 

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

 

Это годовые вехи. Они могут стать центральным, цементирующим звеном в занятиях, звеном, на которое накладываются разные задачи, познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов. По этим песням можно составлять рассказы, как бы проживая жизнь крестьян, в деятельном единении с природой. Жизнь домашних и диких животных также входит в этот жизненный круг. Можно наблюдать за расцветом и увяданием природы. Почувствовать зависимость человека и животных от сил природы. Понять связь человека с землей, необходимость заботы о растениях и животных.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...