Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип приоритета деятельности над объяснением




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………… стр. 3

Основная часть …………………………………………………………………………стр. 4

· Принцип “Вдох-выдох”

· Принцип приоритета деятельности над объяснением.

· Принцип разнообразия.

· Принцип календарности.

· Драматургия урока.

· Принцип приоритета процесса над подготовкой к «показательным выступлениям»

· Принцип социальности

Заключение …………………………………………………………………………. стр. 9.

Список использованной и рекомендуемой литературы ………………………. стр. 10.

 

 

Введение

 

Программа Татьяны Анатольевны Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант» содержит очень широкий круг методических рекомендаций и различных материалов для работы со школьниками любого возраста. Материалы и рекомендации позволяют заниматься развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха - как относительного, так и абсолютного, и внутреннего, ритмического чувства, музыкальной памяти, различных видов моторики, координации движений, чистоты интонации, музыкального вкуса, музыкального кругозора.

 

Кроме развития музыкальности, “эти занятия являются и общеразвивающими, поскольку они способствуют выработке важных качеств и способностей, которые помогут развитию мышления, чувства и воли ребенка. Это и слуховое внимание, внимание к звуку, к его особенностям, и внимание к слову, проникновение в суть дела, внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой), образное мышление, богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души, социальные навыки — через сотрудничество в игре и соблюдение ее правил, умение концентрироваться и расслабляться, другие, не менее важные навыки.Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность”(цит). Кроме огромного выбора музыкального материала, из различных эпох, и старинной, и современной музыки, а также музыки разных народов, программа “Каждый ребенок - музыкант” оставляет большой простор для самостоятельного выбора учителем музыкального материала для инструментальной и вокальной работы, речевых, ритмических упражнений, а также для инсценировок и танцев.

 

В связи с такой широкой вариативностью программы, очень остро встает вопрос компоновки материала в рамках одного урока. Распределение материала по четвертям и классам представляется менее острой проблемой, благодаря календарному ритму года, который предполагает работа по программе. А вот построение урока дает такое множество вариантов, что представляется необходимым попытаться сформулировать и раскрыть хотя бы несколько основных принципов. В других программах по музыке, например, программе Д.Б.Кабалевского, и многих других, схожих с ней, есть попытки сформулировать принципы построения урока, но все они (по моему личному профессиональному опыту) либо перекликаются с общепедагогическими принципами (типа “Повторение-мать учения”), либо созданы с позиции приближения урока музыки к целостному художественному действию (типа лекции-спектакля, или литературно-музыкальной композиции, с незначительными вкраплениями интерактивности), причем именно со взрослой позиции, совершенно недостаточно учитывая потребности, запросы и возможности ребенка, особенно младшего школьного возраста.

 

В рамках данной работы я попыталась сформулировать и раскрыть принципы, кажущиеся мне наиболее важными при построении урока музыки в младших классах, в работе по программе “Каждый ребенок - музыкант”, а также и в работе по любой программе с детьми младшего школьного возраста.

 

 

Принцип “Вдох-выдох”

 

Любому человеку во время любого занятия необходимо чередование двух фаз - напряжения и расслабления. Подразумевается, что в школьных занятиях это обеспечивается с помощью перемены - но неперемена ничтожно мала по сравнению с продолжиительностью урока - особенно для младшеклассника. Совершенно очевидно, что 45 минут школьного занятия ребенок не может выдержать в какой-то одной из этих фаз - он не может быть постоянно во внимании, работе и напряжении воли, интеллекта, или даже физическом напряжении, также точно он не может быть постоянно расслаблен - то есть даже если дисциплина на уроке страдает, и дети в какой-либо степени предоставлены самим себе (представим себе такую ситуацию гипотетически), они не смогут баловаться и веселиться ВСЕ время, в какой-то момент они захотят тишины, или наоборот, какого-то определенного дела. Эта черта человеческой психики очевидна для любого педагога, но редко учитывается при непосредственном планировании урока.

 

Необходимо сознательно продумывать - в какой момент урока, во время какой деятельности, какого упражнения или песни будут напрягаться или расслабляться различные стороны ребенка, да и самого учителя. Постоянное чередование напряжения и расслабления - в различных сочетаниях - интеллекта, воли, внимания, тела, - по аналогии с постоянным чередованием вдоха и выдоха могут обеспечить наибольшую продуктивность урока, дать больше радости всем участникам, и в то же время достичь наилучших результатов.

 

Такое чередование создаст истинный, а не искусственно построенный, ритм урока. Т.А.Рокитянская пишет: «Понятие ритма само по себе многопланово. Ритм возникает там, где присутствует систематическое (не обязательно равномерное) повторение и чередование. Можно сказать – многократное повторение порождает ритм. Мы можем говорить о ритме в жизни человеческого организма (работа сердца (пульс), чередование вдоха и выдоха в дыхательной системе, сна и бодрствования), о ритме в природе – повторяемая смена времен года, о ритме дня и ночи, о ритме недели, о ритме школьного года – этот список можно продолжать очень долго. И на каждом уровне «взаимоотношения» ребенка с ритмом чрезвычайно важны. Жизнь в ритме дает ребенку ощущение стабильности и безопасности, что положительно сказывается на его психологическом состоянии, делает его более жизнерадостным и способным к обучению и восприятию окружающего мира.» (цит).

 

Попробую более подробно остановиться на компонентах урока, которые я оцениваю как вдох или выдох. В начале урока - после перемены - необходимо погрузить ребенка в атмосферу урока - то есть музыки, настроить его на слушание и вслушивание - не пассивное слушание, а такое, которое захватило бы его. Поэтому можно сделать небольшое вступление - вокальное, или на блокфлейте, или другом инструменте, имеющем камерную, “завораживающую” природу, наиграть небольшую мелодию - не слишком возбуждающую, лучше всего знакомую, но не настолько, чтобы вызвать у детей немедленно желание подпевать, и не новую каждый раз - а одну на несколько занятий. Затем хорошо провести упражнение на “освоение пространства”, пройти по классу с песней хороводного типа (подобрать примерно 1 подобную песню на 1 четверть учебного года), под которую удобно ходить, может быть, слегка пританцовывая, не останавливаясь на собственно разучивании, пусть сначала детей увлечет ее ритмичность, а через несколько занятий они будут подпевать. Таким образом, то, что на первых занятиях было незнакомо и заставляло детей “ вдохнуть”, вскоре становится уже моментом “выдоха”, действия, белее телесного и волевого, по мере выучивания песни, то есть усилие внимания, интеллекта, отодвигается на более позднее время урока. Соответственно, дальше целесообразнее всего ставить виды работ, требующие значительной концентрации внимания ( и слухового, и зрительного), например, упражнения на выстраивание унисона, работа с попевками, несложными по музыкальному материалу, но требующими работы внутреннего слуха, внимания в окружающим (различного рода пение “по цепочке”, по очереди, по одному), да еще стоя, не очень активно двигаясь - здесь можно поработать над выработкой певческой позиции - но очень недолго, на каждом уроке по чуть-чуть. После этого необходимо “размяться”, подвигаться более активно, потанцевать, или наоборот, может быть, даже провести какое-то упражнение сидя. Сделать ритмическое упражнение. “Ритмические занятия на уроке музыки – это «настраивание организма», терапия через ритмическую систему посредством переживаний ритма в музыке.Переоценить значение ритма в жизни человека нельзя” (цит). Здесь для большинства ребят будет опять возможность “выдоха”, но многие ритмические упражнения действуют на концентрацию внимания, или вызывают трудности в исполнении, требуют волевого усилия, так что “выдох” может быть частичным Далее можно разучивать новую песню, с движениями, или ритмом, так сказать, “новый материал”, можно немного останавливаться на сложных словах, или мотивах (совсем чуть-чуть), просить внимания, если кто-то отвлекается, а потом , возможно. даже без предупреждения, перейти к знакомому материалу, в который дети включатся сразу, смогут опять “выдохнуть”. Таким образом, один и тот же материал может быть как “вдохом”, так и “выдохом”, в зависимости от степени выученности и места в уроке. Работа с инструментами - флейтой и другими - с одной стороны, как правило, захватывает детей, дает возможность активной деятельности (если, конечно, они не только слушают требования учителя, а играют сами, пусть даже с помощью учителя), деятельность - это “выдох”, но игра может утомлять (возможны громкость, нестройность), игра требует волевых усилий. Поэтому после игры на инструментах (которую, как я считаю, лучше проводить именно во второй половине занятия), если позволяет время, хорошо немного поиграть в музыкальные игры. Очень полезно заканчивать урок тихо, давая возможность впечатлениям урока “осесть” в душе ребенка, чтобы он мог лучще “переварить” их. Возможно, тихая игра под монотонную песню (типа “Колечко”), или, как высший пилотаж учителя - музыкальная сказка, или ее фрагмент (сначала как примеры учителя, а потом - озвученная самими детьми, после постепенной соответствующей подготовки).

 

Таким образом, хотя приведенные рекомендации многовариантны, сам принцип чередования “вдоха и “выдоха” на уроке совершенно необходим.

 

Принцип приоритета деятельности над объяснением

 

«Занимаясь с детьми, мы чаще всего обращаемся к разуму ребенка. А ведь как раз о разуме у ребенка говорить еще рано. Говорят ведь: «дитя неразумное». Скорее, у ребенка есть смекалка, а разум свой ему надо еще строить. Давайте подвозить ему строительные материалы, чтобы было из чего строить свой ум» - пишет Т. А. Рокитянская.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...