Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика эмпирического исследования




В этой части введения необходимо в нескольких предложениях описать, где и когда осуществлялось исследование, объем и основные характеристики исследованной выборки. Необходимо также отметить степень практического внедрения результатов. Например:

☻ Эмпирическое исследование проводилось в учреждениях общего среднего образования г. Бреста с января по апрель 2014 г. В нем приняло участие 200 младших школьников (n = 100 – девочки; n = 100 – мальчики). Полученные в его итоге результаты докладывались на педагогическом совете СШ № 3. На их основе разработана памятка для родителей.

☻ Сбор эмпирических данных осуществлялся на протяжении          2013–2014 гг. посредством интернет-опросов. Респондентами выступили 100 пользователей разных возрастов. Полученные в результате исследования данные могут служить основой разработки рекомендаций для служащих интернет-магазинов.

    Для того, чтобы грамотно составить содержание, кратко описывающее собственное эмпирическое исследование и его технологии, полезно представлять его себе как «кулинарный рецепт» (Г.В. Лагонда) – оно должно быть таким, чтобы другой человек мог бы его воспроизвести. ▼ВНИМАНИЕ! Окончательная доработка, отшлифовка текста введения проводится после завершения всего исследования, параллельно    с подготовкой заключения.

     Основная часть

  В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

     Основная часть состоит из нескольких глав, чаще всего из двух-трех. Каждая глава имеет целевое назначение и в опpеделенной меpе является основой для последующей. Основной текст обычно включает:

     – обзоp литеpатуpы по выбpанной теме;

     – описа­ние оpганизации собственных исследований;

     – анализ полученных pе­зультатов.

 

     Первая глава (теоретическая) дипломной работы обычно пpедстав-ляет собой анали­тический обзоp источников по проблеме исследования. Этот обзоp может быть построен по различным принципам.

     Хpонологичес­кий принцип пpедполагает исторический подход к описанию этапов исследования изучаемой пpоб­лемы отечественными и заpубежными учеными.

     Авторский принцип отражает анализ студентом мнений по изучаемой пpоблеме отдельных ученых, пpинадлежащих к pазличным научным школам психологии.

     Феноменологический принцип позволяет углубить понимание изучаемого явления, исследуемой пpоблемы и систематизиpовать накопленные сведения. Феноменологи­ческое описание пpедполагает:

     – анализ имеющихся опpеделений изучаемого явления: описание различных подходов к его пониманию, полноты или фpагментаpнос­ти, необходимость уточнения или достаточность, хаpактеpистика сущности изучаемого явления;

     – описание пpоявлений: сфеpа пpоявлений, интенсивность, функции, типы, ин­дивидуальные особенности пpоявлений, условия и др.;

     – место изучаемого явления сpеди дpугих pодственных явлений, взаимосвязи с дpугими явлениями (напpимеp, с социальным или с физиологическим и пp.).

Вне зависимости от выбранного принципа построения аналитичес- кий обзоp:

предполагает рассмотрение «движения категории» (М.Г. Ярошевский), т.е. ответы на вопросы: Каково содержание данного понятия? Как оно появилось? В каких исследованиях проверялось? Как оно видоизменялось? Почему?

должен содержать указания на пpотивоpечия в понимании пpиpоды изучаемого явления или недостаточное изучение отдельных его сторон.

  Выводы по итогам теоретического анализа должны представлять собой логический переход к собственному эмпирическому исследованию. Для этого в них должно содержаться:

– краткое изложение современного состояния заявленной проблемы;

– указание на свою авторскую позицию в изучении проблемы (например, «В настоящей работе в понимании природы темперамента мы будем придерживаться точки зрения Ф.И.О., поскольку …». «В данном исследовании понятие ”отношение” трактуется в рамках теории отношений       В.Н. Мясищева, так как …»);

– выделение тех элементов предмета исследования, которые будут эмпирически исследоваться, указания на свойства объекта, которые необходимо учитывать при отборе респондентов;

– гипотеза исследования, обоснованная предшествующим анализом.

 Наиболее типичнымиошибкамив построении теоретического анализа выступают следующие.

▬ Реферативность или подробное изложение первоисточника        (не редко и без оформления цитат и ссылок).

▬ Нарушение логических взаимосвязей между отдельными подразделами работы, при которых текст представляет простой «набор» отдельных точек зрения, не подчиненных решению поставленной задачи.

▬ Отсутствие обобщений и заключений.

▬ «Выпячивание» своего авторства посредством многократных употреблений личных местоимений. Научный стиль изложения, которому должен соответствовать текст дипломной работы, отличается максимальной объективизированностью, что достигается за счет употребления безличных оборотов (или формы «мы» – «в нашем вопросе», «по нашему мнению», «полученные нами данные свидетельствуют о …»).

 

Таблица 6 – Примеры формулировок авторской позиции

 

  ▬ Примеры неправильной формулировки     ☻Образцы правильной формулировки
В моем исследовании … В настоящем исследовании… В данной работе …
Я думаю … По моему мнению … и т.п. Думается, что … Следует (необходимо) отметить … Обращает на себя внимание … Для проводимого анализа важно …
Я согласен / не согласен … Можно согласиться / не согласиться с позицией ФИО
Моя гипотеза подтвердилась … Полученные эмпирические данные подтвердили выдвинутую гипотезу о наличии / отсутствии …
Я полностью решил поставленные задачи … Задачи, поставленные в исследовании можно считать полностью (успешно, частично и др.) решенными

      

     Вторая глава (эмпирическая), как правило, состоит из двух подразделов.

     Первый подраздел «Организация исследования» должен быть построен в соответствии с основным принципом научности – принципом верифицируемости или воспроизводимости результата. Это означает, что этот подраздел должен содержать всю информацию, необходимую для повторения вашего исследования, т.е. для того, чтобы другой психолог мог его воспроизвести по имеющемуся в работе описанию. К такой необходимой информации относится следующая.

     1. Характеристика выборки и принципы ее организации (рандомизация, стратификация и др.).

     2. Описание внешних условий и времени проведения исследования (при необходимости).

     Например:

     Респондентами выступали две группы подростков 12–15 лет: не имеющие компьютерной зависимости (n = 35) и имеющие компьютерную зависимость (n = 30). Выборка была случайной. Исследование проводилось осенью-зимой 2012 г. на базе средних школ №№ 3, 15 и 24 г. Бреста и на базе игровых компьютерных клубов города.

     В исследовании принимали участие 15 соматических больных с диагнозом «гипертония», проходящих амбулаторное лечение в поликлинике № 4 г. Бреста. Участие в исследовании было добровольным и анонимным.

     Испытуемыми выступили 20 учащихся старших классов гимназии  № 2 г. Бреста, посещавших тренинг коммуникативных умений. Исследование проводилось в рамках тренинговых занятий по теме «…».  

     3. Обоснование выбора исследовательского инструментария и его характеристика. При этом указание на известные, стандартизированные методики должно быть кратким, а на авторские, созданные специально       для целей исследования, более подробным (если используется авторская диагностическая методика, то должны приводиться все данные по проверке ее надежности и валидности, а при необходимости – результаты пилотажного исследования.).

     4. Описание процедуры исследования: индивидуальная или групповая форма, порядок предъявления заданий и т.п.

     5. Указание на использованные методы математико-статистической обработки полученного материала, которые должны способствовать решению поставленных задач.

     В данном подразделе не редко встречаются две ошибки

     ▬ Первая заключается в полном повторении цели и задач, объекта и предмета исследования, уже изложенных во введении. Такая информация является избыточной и достаточно только краткой ссылки на нее. Например:

     В соответствии с поставленной целью – выявление особенностей переживания психологического времени людьми с разными типами нервной системы –

     Основной задачей эмпирического исследования, посвященного проблеме… является  …

     Необходимость дополнительно указывать на задачи и их уточнять возникает, если в исследовании используется авторский инструментарий.

     Поскольку стандартизированная методика, направленная на изучение представлений женщин о своей старости, отсутствует, то одной из задач эмпирического исследования стала задача создания подобной методики. Решение этой задачи предполагает: 1) анализ существующих методик, предназначенных для изучения представлений; 2) модификацию опросника Ф.И.О. (проективной методики «Письмо сыну» и др.); 3) апробацию модифицированного для целей исследования варианта методики «…».

     ☻ В отечественной психологии отсутствует тест-опросник, позволяющий определять психосоматический статус субъекта. Поэтому специальной задачей исследования стало создание подобного теста и его стандартизация. Для этого необходимо: во-первых …, во-вторых …

     ▬ Другой ошибкой при изложении организации исследования выступает полное изложение содержания и ключа для обработки стандартизированных методик. Для таких методик этот материал выносится в приложения, а в тексте дается только краткое пояснение.

     Например:

     ☻ Для измерения у продавцов степени сформированности синдрома эмоционального выгорания была использована методика В.В. Бойко. Обработка данных, полученных с ее помощью, проводилась в соответствии   с предлагаемым автором ключом (Приложение А).

     Для изучения типа ценностностей у детей были использованы предметные картинки, предложенные Н.И. Непомнящей (инструкция, стимульный материал и ключ для обработки содержатся в приложении Б).

     В самом тексте данного подраздела должны подробно описываться только уникальные, авторские методики.

     Например:

     ☻ Для изучения представлений подростков о материальном благосостоянии семьи была разработана специальная анкета закрытого типа (детям предлагалось подчеркнуть нужный ответ) включающая в себя следующие вопросы.

     1. Я считаю, что моя семья: а) богатая, б) бедная, в) среднего достатка.

     2. По моему мнению, богатый человек может себе позволить: а)…

     Обработка данных анкетирования осуществлялась посредством частотного анализа.

Для определения степени значимости для родителей источников информации о показателях психического развития ребенка раннего возраста был использован метод ранжирования. Респондентам предлагалось расположить следующие источники по степени их авторитетности (от 1 – наиболее лично для меня значимый до 5 – наименее для меня значимый).

Врач-педиатр

Книги

Телевидение

Бабушка

Другие родители

Обработка данных ранжирования осуществлялась как определение среднего значения каждого из источников информации.

     Во втором подразделе «Результаты исследования … и их обсуждение» эмпирической главы излагаются данные соб­ственных исследований. Логика описания pезультатов должна подводить к достижению поставленной цели через решение поставленных задач. Подpазделы должны заканчиваться выводами. Это позволяет ос­вободить основные выводы от втоpостепенных, но важных для понима­ния сущности изучаемого явления. Пpомежуточные выводы подготавливают автоpа к написанию заключения о pаботе и фоpмулиpовке основ­ных выводов по всему пpоведенному исследованию.

     Ошибками при изложении полученных в итоге проведенного исследования материалов выступают следующие.

     ▬ Наличие в тексте «сырых» данных или результатов первичной обработки. Подобные данные обязательно должны включаться в приложения, но в основном тексте они представлены уже в обобщенном виде – таблицы, диаграммы, графики, гистограммы и т.п.

     ▬ Дублирование одних и тех же данных в разных формах. Например, первоначально результаты измерения отражены в таблице, а затем –              в форме графика. Числовые данные должны быть представлены только единожды, выбор конкретной формы определяется поставленными задачами.

     ▬ Отсутствие интерпретации числовых данных. За каждым числом должно стоять именно психологическое объяснение: что это означает,        о чем свидетельствует, о каких тенденциях говорит и т.п.

     ▬ Представление в основном тексте данных математических расчетов. Все формулы и другой цифровой материал необходимо выносить        в соответствующие приложения, если они проводились «вручную» или указывать на используемые компьютерные программы обработки данных. В основном тексте должен быть только итог математико-статистической обработки, подводящий к выводам, и содержащий эмпирические и критические показатели для принятых уровней значимости.

     ☻ Для оценки значимости достоверности различий был использован    t-критерий Стьюдента (расчеты представлены в приложении В). Расчеты показали, что t = 2,8 при критическом t = 2,4 для p ≤ 0,01. Это говорит о наличии статистически значимых различий в …

     В итоге корреляционного анализа (проводимого с помощью программы Excel) значимых связей выявлено не было: r = 0,24 (r = 0,4              для p ≤ 0,05).

           В целом при подготовке основной части работы следует избегать двух следующих ошибок.

   Очевидный дисбаланстеоретической и эмпирической глав по объему: например, анализ литературных источников занимает 40 страниц,       а собственное исследование изложено на 3–4 страницах. Анализ самостоятельно проведенного исследования и полученных в его итоге результатов – это самая важная часть работы, которая должна занимать примерно от 30% до 50% основной части.

Отсутствие выводов в какой-либо из глав.

Несоответствие содержания поставленным задачам.

Заключение

     Это сжатая и обобщенная фоpму­лиpовка (2–3 страницы) итогов всего исследования, которая должна соответствовать его цели и зада­чам. При подготовке заключения необходимо обратиться к поставленным задачам, так как по каждой из них должны быть сделаны соответствующие выводы. Образец подготовки заключения представлен в таблице 7 на примере дипломной работы «Сознательно бездетный брак как специфическая форма супружества» (студент Е.А. Миронов, руководитель Г.В. Лагонда,  2010 год).

 

Таблица 7 – Подготовка заключения в соответствии с задачами

  №     Задача   Вывод
1 Рассмотреть феномен сознательно бездетного брака В ходе теоретического анализа феномена сознательно бездетного брака было установлено, что …
2   Выявить потребности и факторы, влияющие на мотивацию заключения сознательно бездетного брака Систематизация имеющихся в литературе данных о психологических особенностей сознательно бездетных супругов позволила выявить свойственные им черты… Эти черты совпадают с чертами самоактуализирующейся личности. Это дало основание предполагать, что потребность в самоактуализации является именно той потребностью, которая удовлетворяется в таком браке в первую очередь.
3 Измерить уровень самоактуализации сознательно бездетных пар и пар, живущих в традиционном браке. Оценить различия в уровне самоактуализации между выборками Сравнительный анализ результатов измерения уровня самоактуализации у пар, живущих в различных формах брака, подтвердил выдвинутую гипотезу об общем более высоком уровне самоактуализации у сознательно бездетных супругов. Однако не по всем проявлениям самоактуализации были выявлены статистически достоверные различия, а именно …
4 Проанализировать отношение сознательно бездетных супругов к наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни Проведенный на основе полученных эмпирических данных анализ отношения сознательно бездетных супругов позволяет утверждать следующее. Отношение к людям характеризуется …  В отношении к деньгам у супругов присутствует …

     Образцывозможныхформулировок заключения.

     Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы (заключения).

         Теоретический анализ проблемы… показал, что …  

     ☻ Сравнительный анализ существующих точек зрения на фено- мен … выявил совпадения (различия, противоречия и др.) в понимании …

         В итоге эмпирического исследования было обнаружено…

     Сравнительный анализ выявил / не выявил существенных различий между …, что подтверждает / опровергает выдвинутую гипотезу.

     В итоге корреляционного анализа были выделены следующие значимые корреляции: …

     Полученные эмпирические данные свидетельствуют о … (позволяют утверждать, рекомендовать и под.).

Оптимально, чтобы в заключении отражалась оценка результатов выполненной работы в сравнении с имеющимися достижениями в данной области (отме­чается, были ли pезультаты известны pанее, кем получены, соответ­ствуют ли известным, пpотивоpечат или дополняют их и т.п.).

Кpоме того, в заключении намечаются пеpспективы дальнейших исследований и возможность пpименения полученных pезультатов на пpак-тике. Рекомендации по практическому внедрению пpедполагают конкpет-ные указания на способы использования полученных pезультатов. Рекомендации всегда имеют конкpетного адpесата. Hапpимеp, они могут быть даны педагогам, родителям, менеджерам и т.д.

Не редко в заключении встречаются следующие ошибки.

▬ Наличие конкретных чисел, полученных в эмпирическом исследовании или результатов расчетов статистических критериев. Примеры возможных формулировок итогов применения математической статистики, подкрепляющие значимость сделанных заключений, представлены в таблице 8.

         

Таблица 8 – Формулировки результатов статистических расчетов

в заключении работы

  ▬ Примеры неправильной формулировки     ☻ Образцы правильной Формулировки
56 % опрошенных Фактически половина опрошенных
80 % испытуемых четверо из пяти испытуемых
T = 3,4 Имеются статистически значимые различия
G = 2 обнаружен достоверный сдвиг значений …
r = 0,82 выявлена значимая положительная корреляция между Х и У

▬ Дословное повторение выводов, уже сделанных по ходу исследования и содержащихся в теоретической и эмпирической главах работы.

Таким образом, введение, основная часть и заключение являются центральными структурными элементами дипломной работы: введение формулирует изучаемую проблему, основная часть содержит гипотезы по существу проблемы и их аргументацию, заключение представляет собой ответ на поставленный в исследовании вопрос.

 

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (Приложение И).

▼ ВНИМАНИЕ! Ответ наодин из излюбленных вопросов студентов «Сколько должно быть источников?» – не менее 30, в среднем 40–50.

☻ Источниками выступают статьи, монографии, диссертации, словари и др., но не учебники.

☻ Ссылки на интернет-источники должны быть конкретными: не просто назвать сайт, но обязательно, аналогично библиографическим ссылкам, указать автора и название материалов.  

☻ В выборе интернет-источников следует быть очень тщательным и опираться только авторитетные (электронные книги, статьи в электронных библиотеках журналов и т.п.).

 

Приложения

Приложения позволяют читателю убедиться в обоснованности эмпирических данных и сделанных на их основе выводов.

В приложения рекомендуется включать вспомогательные материалы, связанные с выполненной работой: таблицы пеpвичных цифpовых данных, пpотоколы обследований, описание аппаpатуpы и пpибоpов, иллюстpации вспомогательного типа, результаты математических расчетов и др. Пpиложения pаспола­гаются в поpядке появления ссылок на них в тексте основных pазде­лов. Если пpиложений больше 10, то их pекомендуется объединять по темам или по видам. Hапpимеp, таблицы, гpафики, pасчетный матеpиал и т.д.

В основном в приложения дипломных работ по психологии включается следующий материал:

– методики, посредством которых осуществлялся сбор эмпирических данных, и ключи к их обработке;

– сводные таблицы, в которых представлены первичные данные;

– результаты математико-статистических расчетов, осуществляемых «вручную»;

– разработанные в итоге дипломного исследования рекомендации, памятки, коррекционные и профилактические программы, тренинговые упражнения и др.;

– акт о практическом внедрении результатов дипломного исследования (при его наличии).

▼ ВНИМАНИЕ! Первичные протоколы исследования (рисунки, бланки опросников, заполненные анкеты и др.) в приложения не включаются. Они хранятся в отдельной папке, которая предоставляется студентом в ГЭК во время защиты дипломной работы.

 

Требования к акту внедрения результатов

Акт о практическом внедрении – это документ, подтверждающий факт использования полученных в итоге дипломного исследования результатов в практике. В его содержании должны найти обязательное отражение:

– сфера, в которой нашли практическое применение результаты (производство, образовательный процесс, содержание учебных программ на курсах повышения квалификации, обучающие семинары…);

– конкретная организация и представляющая ее комиссия в составе трех человек (средняя школа, воинская часть, унитарное предприятие, территориальный центр обслуживания населения и др.);

– указание конкретных результатов (коррекционно-развивающая программа для…; рекомендации по предупреждению…; психологические портреты …, полученные в результате диагностического исследования…);

– целевое назначение внедрения результатов (оптимизация взаимоотношений между …; определение школьников «группы риска» по возникновению…; повышение эффективности деятельности контролеров пограничной службы и т.д.);

– оценка эффективности их внедрения (повышение уровня стрессоустойчивости … категорий; ознакомление родителей с эффективными приемами поощрения/наказания; улучшение психологического климата коллектива и др.).

Образец формы акта внедрения представлен в Приложении К.


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Общие требования

Объем работы не должен превышать 50 страниц (включая список использованных источников).

Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4.

Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Полужирный шрифт не применяется.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя знаки шрифтовых выделений: курсив, разрядка (но не подчеркивание и не полужирное написание).

Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Не допускается представление работы в папке с файлами. Она должна быть оформлена в специальную папку (промышленного производства «Дипломная работа» либо профессионально выполненный переплет).

 

Построение работы

Наименования структурных элементов работы: «Содержание», «Определения, Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.


Образец

 

  ВВЕДЕНИЕ   Принято считать, что математика – это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только когда она начинает использовать математику. Однако  

 

Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты.   При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Например: 1, 2, 3 и т.д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Например – 1.1, 1.2,    1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой. Например – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят.

Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы после номера без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел должен начинаться с нового листа. Ошибкойявляется размещение подраздела с нового листа.

☻ Подраздел печатается через два интервала после окончания предыдущего подраздела, как представлено в следующем примере.

 

  1 Взаимоотношения тещи и зятя как проявление клановых конфликтов   1.1 Брак и семья: сходства и различия         Любые брачно-семейные отношения, в том числе и отношения тещи и зятя, начинаются с создания брака. Проблемы брачных отношений поднимаются представителями различных научных отраслей и направлений …           1.2. Проблема конфликтов в брачно-семейных отношениях        1.2.1 Общее представление о конфикте       О понятии конфликт в той или иной мере имеет представление любой человек. Нередко сами люди, чувствуя некоторое напряжение и дискомфорт во …      1.2.2 Конфликт в брачно-семейных отношениях  

 

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис.  При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления, вместо дефиса ставят строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь), после которой ставится скобка.

 

Нумерация страниц работы

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают       в общую нумерацию страниц работы, однако номер на нем не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы     на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

 

Иллюстрации

Иллюстрации (графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе.

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

☻ Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

 

      Рисунок 1 – Рисунок школы (Максим, 6 лет)  

 

ВНИМАНИЕ! Графики, диаграммы, гистограммы, схемы и т.п. также подписываются в тексте работы как рисунки.

☻ Усредненные по группам мальчиков и девочек результаты измерения уровня агрессивности представлены на графике.

 

 

 

Рисунок 1 – Уровень агрессивности у подростков разных полов

 

☻ Для наглядности данные об уровнях выраженности компонентов эмпатии у учащихся 4–7 классов изображены на диаграмме.

 

 

 

Рисунок 2 – Выраженность компонентов эмпатии

у учащихся разных классов


Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают так, как показано в следующем примере.

1 – фактор морально-нравственного облика, 2 – фактор интеллектуального развития, 3 – фактор эмоционально-волевой регуляции, 4 – фактор нервно-психического здоровья, 5 – фактор социального поведения, 6 – фактор самоотношения и самоподачи   Рисунок 3 –Частота представленности личностных факторов  

 

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (Рисунок 1.1 – Название).

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева (вровень с границей таблицы), без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Как правило, в таблицах размещают цифровой материал. Образец структуры таблицы приведен далее.

 

     Таблица _______ – _______________

                      Номер          Наименование таблицы

Головка

 

 

 

} Заголовки граф
          } Подзаголовки  Граф
             
            Строки
            (горизонтальные ряды)
             
  Боковик (графа для за- головков)  

Графы (колонки)

   

 

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» полностью с указанием ее номера.

Стилистически ошибочнымсчитается следующий распространенный оборот «Из таблицы видно…». Корректными для ссылок на табличные данные считаются следующие формулировки:

☻ Данные, содержащие в таблице 1, демонстрируют…

☻ Результаты измерения, представленные в таблице 2, показывают…

☻ Анализ данных таблицы 3 по горизонтали позволят говорить о…

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева  над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2».

 

Таблица 1.2 – Действия учеников, позитивно оцениваемые педагогами

 

  Действие Учителя начальной школы Учителя средней школы
Помогают другим детям 14,7 5
Хорошая работа на уроке 8,4 8
Вежливость (культура поведения) 7,6 4

Продолжение таблицы 1.2

 

Творческое выполнение заданий 3,78 -
Участие во внеклассных мероприятиях 3,78 2
Уважительное отношение ко взрослым 3,78 4,5
Опрятность во всем (аккуратность) 3,36 2

 

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (Таблица А.1, Таблица А.2, Таблица Б.2 и т.п.)

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена    «Таблица 1».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

 

Примечания и сноски

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

  Примечание –В таблице приведены только статистически значимые показатели.  

 

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами, например

 

Примечания 1 Знаком «*» в таблице обозначены уровни статистической значимости:          * – p ≤ 0,05, ** – p ≤ 0,01. 2 Символ φ обозначает критерий углового преобразования Фишера.

 

При необходимости дополнительного пояснения его допускается оформлять в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

 

Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.    При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «´».

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – ... в формуле (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

 

  Расчет критерия тенденций Пейджа осуществлялся по формуле:                                                       L = ∑ (TJ ∙ J)                                                       (1)   где Т   – сумма рангов по данному условию,   J – порядковый номер, приписанный данному условию в упорядоченной последовательности условий.     Проведенные расчеты показали, что …

 

Ссылки на источники

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте работы независимо от деления работы на разделы.

Ссылки могут быть разного характера.

☻ Если автором работы пересказывается идея другого автора или авторов, то тогда в квадратные скобки заключается только номер источника.

 

Хотя формально учитель выставляет отметки ученикам только за знания, умения и навыки, реально они относятся к личности ученика в целом, как это убедительно доказано в целом ряде исследований [2; 3; 6; 8 и др.].

 

☻ Если автор работы полностью, без переработки использует текст другого автора, его необходимо оформлять как цитату: с указанием в квадратных скобках номера источника и, через запятую, номера страницы.

 

    Используя метафору Дж. Брунера, характеризующую взаимосвязь восприятия и речи, – «Если бы какое-нибудь восприятие оказалось не включенным в систему категорий <…> в безмолвии индивидуального опыта» [12, с. 16] – можно только …

    ▬ Если указанные правила цитирования не соблюдаются, то это рассматривается как плагиат, который считается грубым нарушением этических норм научной деятельности.

 

Список использованных источников

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

1 Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. – М. : Высшая школа, 1990. – 80 с. 2 Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / А.А. Ананьев // Избр. психол. труды : в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 2. –    С. 128–271.

 

Требования ГОСТа к оформлению списка использованных источников содержатся в Приложении И.

 

Приложения

Оформление приложения возможно в двух вариантах:

☻ – как продолжение текста работы на последующих ее листах (нумерация страниц продолжает нумерацию основного текста);

☻– как самостоятельный документ, что предпочтительнее для больших по объему приложений. В данном случае приложение оформляется в отдельную папку с титульным листом (образец находится в Приложении Л).

Вне зависимости от выбранного вида оформления в работе на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

                                                                    УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»

                                                              Заведующему кафедрой психологии

                                                             студента ________________ курса

                                                             _____________________ факультета

                                                              _______________________________

                                                              (Ф.И.О. студента)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

       Прошу Вас разрешить мне выполнить дипломную работу по теме:

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

под руководством ________________________________________________

                                    (Ф.И.О. и должность научного руководителя)

 

сроки выполнения работы _________________________________________

 

 

ОБЯЗУЮСЬ:

    1. Выполнять работу самостоятельно.

    2. Посещать консультации, проводимые научным руководителем.

    3. Своевременно и в полном объеме соблюдать план выполнения дипломной работы.

 

Дата _________                                                     Подпись ______________

 

Научный руководитель            ________________                   ФИО


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 

Учреждение образования

БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

 

Факультет ________________________________________

Специальность____________________________________

Кафедра__________________________________________

 

                                                   УТВЕРЖДАЮ                                   

Зав. кафедрой_________________  

_____________________________

                                          «___»___________________20_ г.

 







ЗАДАНИЕ

На дипломную работу

Студенту ______________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, курс, группа)

 

Тема работы _____________________________________________________

________________________________________________________________

 

Утверждена приказом ректора от _______________________ № _________

Срок сдачи студентом законченной работы___________________________

 

Краткое содержание дипломной работы______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Календарный график написания дипломной работы

 

Наименования разделов дипломной работы Срок выполнения Примечания
       
       
       
       

 

Руководитель____________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Задание принял к исполнению______________________________________

«__»_________________20__ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

ОТЗЫВ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 


ОТЗЫВ

на дипломную работу

студента ___курса психолого-педагогического факультета

УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»

 

______________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

 

на тему

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Критерий оценивания

 

Уровень

Обобщенная оценка уровня дипломного исследования высокий средний низкий
– актуальность темы работы      
– уровень теоретического анализа      
– общий уровень культуры эмпирического исследования      
– корректность и обоснованность выводов      
– уровень владения умениями оформления текста      
Компетентность дипломника в: высокий средний низкий
– постановке проблемы, формулировании цели, задач, гипотезы и методов/методик исследования      
– подборе и анализе специальной Литературы      
– организации и проведении эмпирической части исследования      
– обработке результатов      
– интерпретации полученных данных      
– формулировании выводов исследования      
Научная добросовестность высокий средний низкий
– объем выполнения задания      
– следование календарному плану-графику выполнения работы      
– корректность цитирования и ссылок на заимствования из работ других авторов      
– адекватность и полнота методов обработки эмпирических данных      
– степень самостоятельности и инициативности обучающегося      
– уровень развития способностей к научно-исследовательской работе      
Возможность использования полученных результатов на практике Наличие акта внедрения Обоснованные рекомендации (без внедрения)   Отсутствие готовых материалов для практического использования  

 

 

       Дополнения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

       Работа может быть допущена к защите.

 

    Студент ______________________________ заслуживает присвоения ему квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

 

Руководитель

дипломной работы ________________________________________________________

                                     (Ф.И.О., учёная степень, учёное звание, должность, кафедра)

 

 

«____» ___________________________20____г.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу

студента ___курса психолого-педагогического факультета

УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»

 

______________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

 

на тему

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень выполнения

 

Низкий

Минимально достаточный

Средний

Высокий

Высший

Общая оценка содержания работы

Актуальность темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Степень соответствия дипломной работы заданию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Согласованность объекта и предмета 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Согласованность цели и задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Достаточность использованных научных источников по проблеме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Логичность построения материала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полнота и последовательность критического обзора 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глубина обзора эмпирических исследований по проблеме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Обоснованность выводов из проведенного обзора и анализа научных источников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Соответствие выводов, полученных в результате анализа научных источников, цели и задачам исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Соответствие методов эмпирического исследования пред-мету и поставленным задачам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Соответствие методов обработки эмпирических данных задачам исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Логичность, структурированность, наглядность представления результатов эмпирического исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Интерпретация результатов эмпирического исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Содержательность выводов эмпирического исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Практическая значимость исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оформление текста дипломной работы

Корректность цитат и ссылок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильность оформления библиографии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Точность оформления таблиц и рисунков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Соблюдение общих правил оформления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

       Дополнения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рецензент ________________________________________________________________

                 (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность, кафедра)

 

 

«_____»_________________ 20____ г.  


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»   Психолого-педагогический факультет Кафедра психологии     ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ______ ______________________ (подпись) (инициалы и фамилия)   «____» ___________________20__г.     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА   СОЗНАТЕЛЬНО БЕЗДЕТНЫЙ БРАК КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА СУПРУЖЕСТВА     Миронов Евгений Александрович, студент 5 курса (55 группа)     Лагонда Глеб Владимирович,  канд. психол. наук, доцент      Брест 2010  

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

 

  Реферат   Работа 50 с., 2 ч., 2 рис., 1 табл., 48 источников, 3 прил. БРАК, БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОЗНАТЕЛЬНО БЕЗДЕТНЫЙ БРАК, МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ Объект исследования: супружеские (брачные) отношения.     Цель работы: изучить феномен сознательно бездетного брака, мотивационно-потребностную сферу супругов, заключающих такой брак.   В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, измерение, методы математической статистики, сравнительный анализ. Научная новизна исследования заключается в самом предмете исследования, а именно в феномене сознательно бездетного брака, который из-за своей новизны практически не изучен в современной психологии. Между тем, проблема достаточно актуальна, так как заключение подобных браков подрывает демографическую политику государства. Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты и выводы могут служить методическим материалом для обеспечения успешной брачно-семейной консультации сознательно бездетных супругов, а также для дальнейших исследований в области феномена сознательно бездетного брака. Результаты исследования докладывались на ХII Республиканской научно-методической конференции молодых ученых (Брест, 14 мая 2010 г.), на студенческой научной конференции «НИРС–2010» (Брест, 27 апреля 2010 г.).   2    

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

 

  СОДЕРЖАНИЕ   Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1 Теоретические основы изучения сознательно бездетного брака . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.1 Брак как форма отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.2 Место и значение потребности в самоактуализации в системе брачных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.3 Сознательно бездетный брак как особая форма супружества . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.4 Психологические особенности сознательно бездетных супругов . . . . . . . . . . . . . 18 2 Эмпирическое исследование феномена сознательно бездетного брака . . . . . . . . . . 23 2.1 Методики и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.2 Особенности самоактуализации супругов в сознательно бездетном браке . . . . . . 29  2.3 Возможности прогнозирования динамики отношений в сознательно бездетном браке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47     3  

 

    ▼ВНИМАНИЕ! Разделы и подразделы обязательно должны иметь конкретные названия.

▬ Ошибочным является следующее обозначение:

1 Теоретическая часть (глава)

2 Эмпирическая часть (глава)

☻ Название разделов и составляющих их подразделов должно отвечать поставленным в исследовании задачам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...