Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА

Учебно-методические рекомендации

для студентов очной и заочной форм получения образования

психолого-педагогического факультета

специальности «Психология»

 

 

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2014


УДК 159.9 (07)

ББК 88.3я73

М42

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 

 


Автор

кандидат психологических наук, доцент

Е.И. Медведская

 

Рецензенты

кандидат психологических наук, доцент

Е.А. Бирюкевич

кандидат психологических наук, доцент

Г.В. Лагонда

 

        Медведская, Е.И.Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита : учебно-метод. рекомендации. для студентов очной и заочной форм получения образования психол.-пед. фак. cпециальности «Психология» / Е.И. Медведская ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Психол.-пед. фак. ; 2-е изд., доп. – Брест : Изд-во БрГУ, 2014. – 75 с.

    Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с методическими указаниями коллегии Министерства образования. В содержании представлены основные нормативы, предъявляемые к данному типу квалификационных работ, и проанализированы наиболее типичные ошибки студентов на различных этапах их выполнения.

       Предназначены для студентов психолого-педагогического факультета, научных руководителей и рецензентов дипломных работ.

 

УДК 159.9 (07)

ББК 88.3я73

М42

                            

 

   

 

                                                                         © УО «Брестский государственный

                                                                             университет имени А.С. Пушкина, 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . Определение темы работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Задание на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выполнение дипломной работы: обязанности студента и руководителя . Предварительная защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отзыв руководителя дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рецензирование дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Критерии оценивания дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Постановка проблемы и анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Определение типа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Планирование эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проведение исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обработка данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обсуждение и интерпретация результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Достоверность полученных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Определения, обозначения и сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Требования к акту внедрения результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Построение работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нумерация страниц работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Таблицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Формулы и уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ссылки на источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А. Заявление на выполнение дипломной работы . . . . . . . Приложение Б. Задание на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение В. Отзыв на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Г. Рецензия на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Д. Образец оформления титульного листа . . . . . . . . . . . . Приложение Е. Пример оформления реферата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Ж. Образец оформления содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение И. Правила оформления списка использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение К. Акт о практическом внедрении результатов дипломного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Л. Образец оформления титульного листа приложения как самостоятельного документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     5   6 6 6 7 7 7 8 8 9     18 18 19 22 24 25 26 27     30 31 31 32 32 32 39 45 47 47 48   49 49 49 51 51 53 55 56 57 58 58     59 60 61 63 65 66 67   68   73   75



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дипломная pабота выступает квалификационной работой выпускника учреждения высшего образования. Она является фоpмой итоговой аттестации, отpажающей пpофессиональную подготовленность студента к pа­боте по специальности. Дипломная pабота пpедставляет собой закон­ченную научно-исследовательскую pаботу, выполненную студентом са­мостоятельно под pуководством ведущих специалистов кафедpы и пуб­лично защищенную на заседании Госудаpственной экзаменационной ко­миссии (ГЭК). По уровню выполнения и защиты дипломной работы ГЭК делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Основными обучающими и развивающими задачами выполнения дипломной работы выступают:

– систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний    по специальности;

– совершенствование умений решения конкретных научно-практи-ческих задач;

– развитие навыков осуществления самостоятельной исследовательской работы;

– формирование у студента творческого подхода к решению научно-практических проблем.

  Как правило, дипломная работа является прикладной по своему содержанию (т.е. ее результаты находят применение главным образом в практике, при решении частных практических проблем) и эмпирической по характеру (т.е. основывается на самостоятельно полученных студентом фактах, результатах его систематических наблюдений, экспериментальной или клинической работы).

    Настоящие рекомендации содержат ответы на основные, актуальные при выполнении дипломного исследования, вопросы: Какие формальные процедуры (и когда?) должна пройти дипломная работа до защиты? Как спланировать и провести научное исследование? Как правильно отразить ход и результаты проведенного исследования в виде текста дипломной работы? Как грамотно оформить текст дипломной работы?

  В методических рекомендациях приняты следующие условные обозначения:

  ▼: ВНИМАНИЕ, обсуждаются некие принципиальные моменты.

  ▬ : ОШИБКИ. По аналогии с дорожным знаком, запрещающим движение, сигнал: «Так делать неправильно!»

  ☻: ОБРАЗЕЦ правильной формулировки. Знак «Так делать правильно!»

 

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Определение темы работы

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития соответствующих отраслей психологической науки. При ее определении необходимо учитывать реальные задачи науки, образования и культуры, ориентируясь на Перечень приоритетных научных исследований Республики Беларусь. Студент может предложить для дипломной работы собственную тему с соответствующим обоснованием необходимости ее разработки.

Формулировка темы должна быть по возможности краткой (как, правило, в пределах 7 + 2 слов) и содержать в себе точное указание на проблему и предмет исследования.

Тематика дипломных работ обсуждается в начале учебного года на заседаниях кафедр (сентябрь), на заседании Учебно-методической комиссии факультета (сентябрь) и утверждается на Совете факультета. Тема дипломной работы и научный руководитель закрепляются за студентом       по приказу ректора на основании представления кафедр и деканата.

В случае необходимости тема дипломной работы может корректироваться (но не меняться кардинально). Делается это не позднее, чем за три месяца до ее защиты (март). Процедура утверждения новой темы дипломной работы аналогична вышеописанной: на заседании кафедры рассматривается вопрос об изменении темы и обоснование данного решения руководителем работы. На основании представления кафедры по приказу ректора тема дипломной работы может быть уточнена.

 

Задание на дипломную работу

После утверждения темы студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой (Приложение А). Научный руководитель составляет для студента индивидуальное задание по выполнению дипломной работы (Приложение Б). В этом задании должны быть отражены сроки начала и окончания всех этапов исследования. При определении содержания и графика выполнения научной работы учитывается не только специфика объекта и предмета исследования, но и индивидуальные особенности студента-дипломника. Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Бланк задания вместе с дипломной работой представляется в ГЭК.

 


Выполнение дипломной работы:

обязанности студента и руководителя

Студент, являющийся автором квалификационной работы, несет полную ответственность за правильность данных и сделанные в работе выводы.

В обязанности научного руководителя дипломной работы входят:

– разработка задания на дипломную работу;

– определение теоретической основы и научного аппарата исследования;

– оказание помощи студенту в разработке календарного плана-графика выполнения работы;

– рекомендации студенту по выбору необходимых первоисточников по теме научной работы и инструментарию эмпирического исследования;

– проведение консультаций;

– контроль за выполнением плана-графика работы;

– проверка выполненной работы и подготовка отзыва.

При несоблюдении студентом плана-графика работы научный руководитель обязан представить докладную на имя заведующего кафедрой.  На основании данной докладной записки студент приглашается на заседание выпускающей кафедры с отчетом, на основании которого фиксируется степень готовности дипломной работы. Выписка из протокола заседания кафедры предоставляется декану факультета.

 

Предварительная защита дипломной работы

Является одним из этапов выполнения работы. Сроки проведения предзащиты определяются распоряжением по факультету (как правило, это конец марта – начало апреля). Для предзащиты дипломных работ создается комиссия из трех квалифицированных сотрудников кафедры с целью определения степени готовности / не готовности представления работ к официальной защите. Информация о результатах предварительных защит подается заведующими кафедрами в деканат.

 

Отзыв руководителя дипломной работы

Законченная дипломная работа подписывается студентом (на последней странице) и передается руководителю не позднее, чем за месяц до ее защиты. После проверки дипломной работы руководитель в 10-дневный срок вместе со своим письменным отзывом (Приложение В) передает ее заведующему кафедрой. На основании представленной студентом работы и отзыва на нее руководителя заведующий кафедрой в недельный срок принимает решение о допуске дипломной работы к защите. Отметка о допуске работы к защите ставится на титульном листе дипломной работы. После этого заведующий кафедрой направляет дипломную работу на рецензирование.

Рецензирование дипломной работы

Рецензенты дипломных проектов (работ) ректором университетапо представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр, специалистов производства и научных учреждений, педагогического состава других вузов. Рецензент несет ответственность за представляемую им рецензию (Приложение Г), в которой должны содержаться достоинства и недостатки работы, а также рекомендуемая отметка. По запросу рецензента студент должен быть готов дать необходимые пояснения относительно работы или представить дополнительный или иллюстративный материал. Студент должен быть ознакомлен с рецензией не позднее, чем за    3 дня до защиты работы. При необходимости студент готовит ответы (краткие, но исчерпывающие) на высказанные рецензентом замечания.

Дипломная работа (вместе с заданием), отзыв руководителя и рецензия хранятся на кафедре до дня защиты работы.

 

Защита дипломной работы

Проводится на открытом заседании ГЭК, т.е. на защите могут присутствовать все желающие: студенты младших курсов, магистранты, аспиранты, преподаватели, научные руководители, рецензенты. Процедура защиты представлена следующими этапами:

– информация председателя ГЭК о дипломнике (Ф.И.О., тема, научный руководитель);

– доклад студента (5–7 минут);

– вопросы членов ГЭК (и любого из присутствующих на защите)       по теме работы и ответы студента на них;

– отзыв научного руководителя: либо выступление, либо зачитывание;

– оглашение рецензии на дипломную работу: либо выступление рецензента, либо зачитывание рецензии;

– ответы дипломника на замечания или поставленные в рецензии вопросы;

– обсуждение членами ГЭК на закрытом заседании отметок, при выставлении которых учитываются: 1 – качество текстовой части работы (содержание и оформление); 2 – отзыв научного руководителя; 3 – рекомендуемая рецензентом отметка; 4 – качество защиты автора работы;

– оглашение результатов защиты.

Государственная комиссия по итогам защиты дипломных работ может также рекомендовать: разместить информацию о результатах исследования в республиканской базе данных лучших дипломных проектов и научных работ студентов; рекомендовать выпускнику продолжение дальнейшего обучения в магистратуре (аспирантуре) и др.

После защиты дипломная работа хранится в университете. При необходимости (например, для внедрения результатов работы в практику)      с нее снимается копия.

 

Критерии оценивания дипломной работы

Основными содержательными критериями оценки работы выступают следующие:

– актуальность исследования и ее обоснование;

– соответствие темы приоритетным научным направлениям иссле-дований;

– научная новизна исследования;

– степень решения поставленных задач и их оригинальность;

– правильность формулировки объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования;

– грамотность теоретического анализа (полнота, логика и системность изложения);

– обоснование выбора методов и методик эмпирического исследования, их соответствие проблеме и гипотезе;

– корректность организации исследования;

– грамотность обработки, анализа, интерпретации полученных результатов и их представления в тексте работы;

– наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций   по итогам проведенного исследования.

В балльном выражении степень соответствия дипломной работы предъявляемым требованиям к содержанию, оформлению и защите выглядит следующим образом.

 

10 баллов

Тему исследования отличает очевидная актуальность и новизна, соответствие приоритетным направлениям научных исследований.

В теоретической части адекватно отражено состояние проблемы, раскрыты теоретические и практические аспекты исследования. Анализ целостный и структурированный, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.

В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п., имеется обобщенное графическое и табличное представление результатов. Сделаны содержательные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований.

Дипломная работа в целом представляет собой целостное исследование. Теоретическая и практическая части связаны между собой. Сделаны практические выводы и намечены направления возможной дальнейшей исследовательской работы над темой.

Оформление работы полностью соответствует требованиям.

В отзыве руководителя отмечается проявление студентом выраженного интереса к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрированы высокий уровень сформированности умений осуществления исследовательской деятельности и выраженные способности к научной работе.

Рецензентом рекомендуется высокая отметка, в рецензии отсутствуют замечания по содержанию и логике работы.

В ходе процедуры защиты студент высказывал собственную точку зрения на проблему, продемонстрировал свободную ориентацию в проблеме исследования, уверенное и последовательное изложение результатов, умение полно и ясно отвечать на поставленные вопросы.

Дополнительные требования: студент участвовал в научно-прак-тических конференциях любого ранга, имеет не менее двух публикаций (публикации могут находиться в пакете редакции) или актов внедрения результатов исследования.

9 баллов

Тему исследования отличает определенная актуальность и новизна.

В теоретической части представлено адекватное отражение состояния проблемы, проанализированы теоретические и практические аспекты исследования, причем анализ целостен и структурирован, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.

В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п., имеется графическое и табличное представление результатов. Сделаны обоснованные выводы, что свидетельствует о полном и глубоком изучении студентом основной и дополнительной литературы, но недостаточно выражен творческий подход при её интерпретации и формулировке выводов.

Дипломнаяработа в целомпредставляет собойзаконченное исследование, введение и заключение соответствуют предъявляемым требованиям. Теоретическая и практическая части связаны между собой.

Оформление работы полностью соответствует требованиям.

В отзыве руководителя отмечается проявление студентом интереса к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрированы высокий уровень сформированности умений осуществления исследовательской деятельности и выраженные способности к научной работе.

Рецензентом рекомендуется высокая отметка, в рецензии отсутствуют замечания по содержанию и логике работы, однако отмечаются некоторые погрешности оформления.

В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал свободную ориентацию в проблеме исследования, уверенное и последовательное изложение результатов, умение отвечать на вопросы по содержанию работы.

Дополнительные требования: студент участвовал в научно-прак-тических конференциях любого ранга, имеет как минимум одну публикацию (публикация может находиться в пакете редакции) или акт внедрения результатов.

 

8 баллов

Актуальность темы исследования недостаточно обоснована.

В теоретической части адекватно отражено состояние проблемы, раскрыты теоретические и практические аспекты исследования. Анализ целостный и структурированный, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.

В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т. п., имеется графическое и табличное представление результатов. В работе сделаны содержательные выводы, однако при этом допущены единичные несущественные ошибки в интерпретации итогов исследования.

Дипломная работа в целом представляет собой законченное исследование, в котором есть введение и заключение. Теоретическая и практическая части связаны между собой. На основании полученных данных сделаны практические выводы.

Оформление работы: имеются погрешности (до 3 замечаний).

В отзыве руководителя отмечается проявление студентом интереса    к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрирован достаточный уровень сформированности умений осуществления исследовательской деятельности и наличие способностей к научной работе.

Рецензентом рекомендуется высокая отметка, высказано несколько несущественных замечаний.

В ходе процедуры защиты студент продемонстрировал, что он ориентируется в проблеме исследования и полученных результатах, может их логично изложить, способен ответить на вопросы по существу.

7 баллов

Тематика исследования не имеет выраженной актуальности.

В теоретической части представлен анализ теоретических исследований, однако он имеет односторонний характер. Отсутствуют некоторые значимые для раскрытия темы ссылки.Теоретический анализ недостаточно полный.

В практической части исследованиядопущены некоторые неточности в анализе фактов, событий, статистических данных и т.п., которые, тем не менее, не повлияли существенным образом на качество сделанных выводов. Допущены ошибки в формулировке выводов.

Дипломная работа в целом оставляет впечатление целостного исследования, во введении и заключении отмечаются незначительные нарушения логики построения, однако существенные неточности и недоработки отсутствуют.

Оформление работы: имеются неточности и несущественные ошибки (до 3 замечаний).

В отзыве руководителя отмечается проявление интереса к теме, самостоятельность и организованность. Студент не нуждался в стимулировании и строгом контроле со стороны научного руководителя.Поставленные задачи исследования в основном решены. Продемонстрирован достаточный уровень сформированности умений осуществления исследовательской деятельности и наличие способностей к научной работе.

Рецензентом высказано более трех замечаний.

В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал, что он ориентируется в проблеме исследования, может логично изложить его результаты и отвечать на вопросы.

6 баллов

Тематика исследования не имеет выраженной актуальности.

В теоретической части сделан анализ теоретических исследований, но обоснование проблемы отсутствует. Отсутствуют некоторые значимые для раскрытия темы ссылки.Теоретический анализ отличается недостаточной системностью.

В практической части исследования допущены неточности и некоторые ошибки в анализе фактов, событий, статистических данных и т.п., которые, тем не менее, существенным образом не повлияли на качество сделанных выводов. Присутствуют единичные существенные ошибки в интерпретации результатов исследования и формулировке выводов.

Дипломная работа в целомоставляет впечатление целостного исследования, хотя между частями работы есть определенная несогласованность. Во введении и заключении нет существенных ошибок.Присутствует определенная спорность в формулировке объекта и предмета исследования. Имеются несущественные отклонения от стиля научного изложения материала.

Оформление работы: имеются неточности и большое число несущественных ошибок (более 3).

В отзыве руководителя отмечается проявление некоторого интереса    к теме, организованность деятельности. Студент не нуждался в стимулировании и строгом контроле со стороны научного руководителя.Поставленные задачи исследования в основном решены. Студент не проявил склонности к научной деятельности.

Рецензентом высказаны несущественные замечания по содержанию   и логике построения работы.

В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал,что он ориентируется в проблеме исследования и может отвечать на поступающие вопросы.

5 баллов

В теоретической части представлен фрагментарный анализ источников, в котором нет целостности и четкой структурированности. Анализом не охвачен целый ряд существенных для понимания проблемы теоретико-эмпирических исследований.

В практической части исследованиядопущенынеточности в формулировке цели и задач, выборе инструментария эмпирического исследования. Анализ фактов, событий, статистических данных и т.п. неполный, что свидетельствует о поверхностном уровне усвоения студентом основной и дополнительной литературы и наличии существенных ошибок в ее интерпретации и формулировке выводов.

Дипломная работа в целомхарактеризуется несогласованностью теоретической и практической частей, имеются существенные недоработки во введении и заключении.

Оформление работы: имеются неточности, погрешности и существенные ошибки (не более 3).

В отзыве руководителя отмечается отсутствие самостоятельности, необходимость в регулярном контроле со стороны преподавателя. Указаны постоянные нарушения студентом плана-графика выполнения работы. Студент не регулярно являлся на консультации. Поставленные задачи исследования решены частично. Студент не проявил способностей к научно-исследовательской деятельности.

Рецензент отмечает определенные нарушения логики построения работы, недостаточную полноту теоретического анализа и обоснованность выводов по результатам эмпирической части исследования.

В ходе процедуры защитыобнаружилась слабая ориентация в проблеме исследования. Студент не всегда был способен отвечать на вопросы.

 

4 балла

В теоретической части анализ научных источников поверхностный,  мало структурированный, ограниченный констатацией фактов. Анализом не охвачен целый ряд существенных для понимания проблемы теоретико-эмпирических исследований.

В практической части исследованиянедостаточно определен методологический аппарат. Допущенысерьезные неточности: проявляется ограниченность в охвате проблемы, анализ фактов, событий, статистических данных и т. п. неполный, что свидетельствует о низком уровне исследовательских умений студента. Присутствуют существенные ошибки в интерпретации материалов исследования и формулировке выводов.

Дипломная работа в целомхарактеризуется логической несогласованностью теоретической и практической частей. Введение и заключение формальны и не выполняют своей функции в структуре работы. Работа явно имеет поверхностный характер, отличается большим количеством опечаток и нарушений научного стиля изложения.

Оформление работы: отмечаются неточности, погрешности и большое число существенных ошибок (более 3).

В отзыве руководителя отмечается безынициативность, необходимость в регулярном контроле со стороны преподавателя. Руководителем отмечались нарушения плана-графика выполнения работы (докладная записка). Студент не регулярно являлся на консультации. Поставленные задачи исследования решены частично. Студент не проявил способностей     к научно-исследовательской деятельности. Руководителем указано, что соответствующая квалификация может быть присвоена студенту при условии успешной защиты.

Рецензентом высказан ряд существенных замечаний по логике построения работы в целом и ее структурных частей. Отмечается непоследовательность теоретического анализа и отсутствие аргументированных выводов. Рекомендуется низкая отметка.

В ходе процедуры защитыобнаружилась слабая ориентация в проблеме, нарушение логики изложения. Студент не смог ответить на ряд вопросов.

3 балла

В теоретической части представлено бессистемное перечисление отдельных источников. Отсутствует обоснование проблемы исследования. В изложении имеются множественные фактические ошибки.Анализ основной и дополнительной литературы носит фрагментарный характер.

В практической части исследованияпроявляется ограниченность        в охвате проблемы, сделан неправильный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п. Имеются множественные существенные ошибки     в их интерпретации.

Дипломная работа в целомхарактеризуется отсутствием связи между теоретической и практической частями работы. Одна (теоретическая или практическая)или обе существенные части работы не могут быть оценены положительно. Присутствует грубое нарушение логики научной работы. В тексте отмечено большое количество грамматических и стилистических ошибок.

Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.

В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования в основном не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-исследовательской деятельности. Продемонстрировано неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.

Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Высказываются сомнения в достоверности полученных результатов. Подчеркивается отсутствие в работе практической значимости, невозможность использования ее результатов.

В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить существо проблемы, не может отвечать на поступающие вопросы.

 

2 балла

В теоретической части представлено простое перечисление отдельных источников вне всякой связи между ними. В изложении имеются множественные фактические ошибки.

В практической части исследованияанализ материалов представлен эпизодически. Имеются множественные существенные ошибки интерпретации полученных данных. Сделаны неверные выводы.

Дипломная работа в целомхарактеризуется отсутствием связи между теоретической и практической частями работы. Обе существенные части работы (и теоретическая, и эмпирическая) не могут быть оценены положительно.

Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.

В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования в основном не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-исследовательской деятельности. Продемонстрировано неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.

Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Указывается на недостоверность полученных результатов, что делает невозможным их применение в практике.

В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить и не понимает существо проблемы и не может отвечать на поступающие вопросы.

1 балл

В теоретической частиимеется перечисление отдельных источников вне всякой связи между ними. Отсутствует обоснования выбора темы и проблемы исследования. Анализ основной и дополнительной литературы неполный и носит фрагментарный характер. В изложении имеются множественные фактические ошибки. Текст можно охарактеризовать как безграмотный.

В практической части исследования(если она представлена студентом) отсутствуют цели и задачи, анализ фактов, событий, статистических данных и т.п.

Дипломная работа в целомне может быть признана целостным исследованием из-заотсутствия одной из существенных (теоретической или практической)частей работы.

Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.

В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-иссле-довательской деятельности. Продемонстрировал неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Работа не является самостоятельно полученным результатом и выполнена не самим студентом. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.

Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Указывается на недостоверность полученных результатов, что делает невозможным ее применение в практике.

В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить и   не понимает существо проблемы, не может отвечать на поступающие вопросы или отказывается отвечать.

 

ВНИМАНИЕ!

Ошибки (или неправильности в действиях и мыслях) принято разделять на погрешности, несущественные и существенные ошибки.

Погрешностями при оценке знаний и компетенций выпускников считаются неточные выражения.

Несущественные ошибкиопределяются неполнотой ответа– неточности определения понятий (неполный охват основных признаков определяемого предмета или замена одного или нескольких из основных признаков второстепенными), неточности формулировок законов, правил, принципов и основных теорий, недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена основных вопросов второстепенными).

Существенными (грубыми) ошибками считаются – подмена понятий в определениях основных категорий, формулировках законов, правил, положений теории, непонимание сущности явлений, используемых понятий, законов, теорий и области их применения, незнание фундаментальных понятий и категорий, неумениевыделять главное, делать выводы и обобщения, неумение применять теоретические знания для объяснения явлений    и решения практических задач.




ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

Любая научная работа (в том числе и дипломная) имеет два основных этапа создания, принципиально отличающихся друг от друга. Первый этап – это собственно исследование, второй этап – представление полученных результатов в виде научного текста. Данный раздел посвящен первому из названных этапов.

Цель научного исследования заключается в получении достоверных выводов. Поэтому в истории науки выработаны определенные нормативы (как мышления, так и проведения самого исследования), которые направлены на контроль достоверности результатов и правильности сделанных  на их основе обобщений. Именно правильность выводов, обеспечиваемая соблюдением принятых в науке нормативов – это и есть итог дипломного исследования и основной критерий его оценивания.

Психологические исследования могут быть разных типов. Дипломные работы в основном представляют собой эмпирические исследования, т.е. такие, в которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта (студента) и объекта изучения (различных параметров психической реальности других людей). Поэтому далее представлены основные нормативы планирования и проведения именно эмпирических исследований.

        

Постановка проблемы и анализ научной литературы

Проблема – это вопрос, на который должно ответить исследование. Хотя первоначально этот вопрос может быть сформулирован на обыденном языке, научная постановка проблемы характеризуется использованием соответствующих научных понятий и терминов.

 

Таблица 1 – Примеры формулировок научной проблемы

 

  №     Обыденный вопрос   Научная проблема
1   Действительно ли девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики? Существуют ли половые различия речевого развития в онто-генезе?
2 Какие переживания человека являются настолько сокровенными, что он не может ими поделиться  с другими людьми? В каких переживаниях заключается феноменология интимности?  

Продолжение таблицы 1

 

3 Почему некоторые люди жалуются на то, что они плохо запоминают информацию с экрана компьютера? Влияет ли форма предъявления материала (на бумажном или электронном носителе) на характер его запоминания?
4 Одинаково или по-разному воспринимают рекламу люди разных возрастов? Существуют ли возрастные особенности восприятия письменных рекламных сообщений?
5 Существует ли специфика общения студентов, которые учатся на разных факультетах? Отличается ли межличностное общение студентов разных специальностей? По каким параметрам?
6 Связаны ли между собой креативность и лидерские качества? Какова взаимосвязь креативности и лидерских качеств в … возрасте?

ВНИМАНИЕ!Проблема должна быть интересной не только лично для вас. Онадолжна иметь практическую значимость, для определения которой полезны следующие вопросы: «Кому может быть интересен полученный результат?», «Сможет ли он улучшить чью-то жизнь?» и под.

После формулировки проблемы следует анализ посвященной ей научной литературы. Этот анализ включает четыре ключевых момента.

1. Определение базовых понятий, для чего используются словари по психологии, философии или смежным дисциплинам, монографии и т.п.  С учетом того, что в психологии многие понятия являются многозначными, для начала следует четко определиться со своей позицией: «Какой именно трактовки данного понятия я буду придерживаться в своей работе» и «Почему?»

2. Составление библиографии по проблеме исследования.

3. Анализ источников с целью уточнения сферы исследованности /     не исследованности обозначенной проблемы.

4. Определение путей операционализации базовых понятий: какими методами и методиками их исследуют, для какого возраста они предназначены, насколько они считаются надежными и валидными, адаптированыли методики для русскоязычной выборки и т.п.

Итогом данного этапа исследования должно выступить уточнение и окончательная формулировка проблемы или отказ от нее.

 

Определение типа исследования

Тема исследования формулируется в соответствии с определенной научной или практической проблемой (или ключевым вопросом, возможное решение которого представлено в гипотезе). В формулировке должны быть отражены не только предмет и объект исследования, но также содержаться указание на используемый в работе научный метод.

Именно постановка вопроса определяет тип исследования (или выбор одного из трех научных методов – наблюдение, измерение и эксперимент) и получаемые в его итоге результаты.

ВНИМАНИЕ!Метод измерения в психологии конкретизируется        в широком классе методик: данные стандартизированного наблюдения или беседы, весь психодиагностический и психометрический инструментарий, анкетирование, ранжирование, субъективное шкалирование, контент-ана-лиз сочинений и т.п.

 

Таблица 2 – Алгоритм выбора типа исследования

 

  Ключевой вопрос   Тип исследования   Методы исследования Центральные понятия в формулировке темы
Существует ли явление? Каковы его характеристики?   В чем отличие Х от У?     Каково поведение человека в случае..? Эмпирическое Наблюдение Измерение Феноменология, описание     Особенности Содержание Х у людей разных групп   На примере … Случай из практики  
Существует ли взаимосвязь между Х и У?     Корреляционное Измерение Взаимосвязь Связь
Что является причиной Х? Как влияет Х на У? Экспериментальное Эксперимент (наблюдение и измерение) Влияние Воздействие Зависимость Фактор Условие

 

Выделенные в качестве центральных понятия темы и содержат указание на используемый в работе метод исследования и предполагают соблюдение определенных нормативов его реализации (от постановки гипотезы до выводов).

Безусловно, названные типы исследований являются только центральными ориентирами, первыми и очень важными шагами при его планировании. Далее в зависимости от конкретной проблемы конкретизируется и вид исследования, в рамках определенного типа. Например, корреляционные исследования могут быть сравнительными, структурными и др.

▬ Одна из наиболее распространенных ошибок в дипломных рабо- тах – это неуместное употребление термина «экспериментальное исследование». Эксперимент – это наиболее сложный тип исследования, отвечающий на вопросы о причинах интересующего феномена. Его проведение предполагает владение всеми методами научного исследования.

Схематически границы названных типов исследования можно представить в следующем виде:

 

 

Рисунок 1 – Типы эмпирических исследований

в психологии

 

Вариантов эмпирических исследований много. Корреляционные и экспериментальные выступают только одними из них. Поэтому вы никогда не ошибетесь, назвав свое исследование просто эмпирическим (конечно, если в нем действительно присутствовало взаимодействие с объектами своего изучения, а не просто реферирование литературных источников). Однако, прежде чем его обозначать как корреляционное или экспериментальное, следует это тщательно обосновать, обозначив основные звенья логической цепочки: гипотеза – метод – выводы.

Чтобы назвать свое исследование корреляционным, в нем как минимум должны присутствовать следующие критерии:

– В гипотезе предполагается наличие связи между переменными.

– Эти переменные количественно измеряются.

– В выводах утверждается о наличии связи между измеренными переменными.

Чтобы назвать свое исследование экспериментальным необходимо утвердительно обосновать следующее.

– В гипотезе предполагается наличие причинно-следственной связи между переменными.

– Одна из переменных (независимая) обязательно изменяется или управляется исследователем, т.е. осуществляется функциональный контроль.

– Другая переменная (зависимая) обязательно измеряется.

– По времени независимая переменная предшествует зависимой переменной.

– Осуществлялся специальный контроль за тем, чтобы зависимая переменная изменялась именно под воздействием независимой переменной, а не в результате действия неких других переменных (побочных, дополнительных и др.).

– В выводах утверждается о независимой переменной как причине,     а о зависимой – как о следствии.

 

Планирование эмпирического исследования      

Этот этап необходим для получения научно-обоснованных и достоверных результатов исследования.Грамотное планирование позволяет избежать многих трудностей при репрезентации своей работы.

Принятие решения о подходе: номотетическом или идиографическом. Применительно к психологии данные понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Номотетический подход направлен на поиск общих закономерностей. Он осуществляется на больших выборках (такими выборками в психологии традиционно считаются группы от 30 человек и более). Ограничение данного подхода заключается в опасности абсолютизации статистически выявленных норм. Идиографический подход направлен на описание уникальных и единичных феноменов. Он часто применяется    в практической психологии для анализа отдельных случаев, на основе которых строятся эмпирические обобщения. Ограничение данного подхода заключается в соблазне переносить выводы, полученные на материале одного случая, на более многочисленную популяцию.

Определение выборки, т.е. конкретной группы людей, принимающих участие в исследовании. Основное требование к выборке – ее репрезентативность или представленность генеральной совокупности. Репрезентативная выборка позволяет переносить результаты, полученные на ограниченном количестве исследуемых, на всю популяцию в целом.

В определении выборки встречается ряд ошибок.

▬ Иллюзия: чем больше выборка, тем достовернее результаты исследования.  Репрезентативность обеспечивается не просто количеством, а специальными способами контроля состава выборки (рандомизация, попарный отбор, стратификация и др.), для изучения которых необходимо обратиться к специальной литературе.

▬ Несоответствие количества выборки тем статистическим критериям, которые планируется использовать для обработки данных. Например, критерий Крускала-Уоллиса можно использовать и на группах в 5 человек, а для факторного анализа требуется группа порядка 100 человек.

▬ Не всегда корректное обозначение выборки.

В психологии приняты следующие обозначения:

☻ испытуемые – для экспериментального исследования;

☻ исследуемые или респонденты – для неэкспериментальных исследований;

☻ клиент психолога – для качественного описания частных случаев.

Для характеристики выборки в исследовании любого типа подходит общий оборот «участники исследования» или конкретные указания («дети», «подростки», «педагоги», «менеджеры», «водители-мужчины», «люди пожилого возраста» и т.п.).

Выбор исследовательского инструментария, т.е. конкретных методик и аппаратуры.

Основными требованиями к инструментарию являются его надежность и валидность. Как правило, в дипломных работах используются стандартизированные методики. Однако и при выборе из уже существующего инструментария не редко допускаются следующие ошибки.

▬ Несоответствие выбранных методик возрасту участников исследования. Это в основном касается методик опросного типа, которые принципиально нельзя использовать с детьми младше 8 лет. Оптимально же их применять только с подросткового возраста.

▬ Избыточность методик одного типа. Например, если в работе изучается темперамент, то нет необходимости использовать все методики определения темперамента (Г. Айзенка, А. Белова, Д. Кейрси, В.М. Русалова, Я. Стреляу и др.). Вместо нескольких опросников, лучше остановится        на одном тест-опроснике (который измеряет именно те свойства темперамента, которые выступают предметом вашего изучения) и использовать методику совершенно другого, неопросного типа, к примеру, теппинг-тест.

Разнообразие эмпирических данных в психологическом исследовании Р. Кэттелл предложил классифицировать в зависимости от способа их получения на три типа: L-, T- и Q-данные.

L-данные – это материал, который получен путем регистрации жизни (поведения) человека в естественных условиях (в основном, с помощью внешнего наблюдения и экспертной оценки).

T-данные – это объективные результаты тестирования, отличительной особенностью которых является их дифференциально-психологический характер (т.е. они позволяют сопоставить результаты конкретного субъекта    с результатами других или нормативами).

Q-данные – это данные, полученные посредством заполнения опросников и других методик, основанных на самооценке и самоотчете участника исследования.

Использование данных различного типа повышает достоверность результатов исследования. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы в одном исследовании использовать эмпирические данные, полученные разными способами.

 ▼ ВНИМАНИЕ! Если методики не стандартизированы, создаются специально для целей конкретного исследования, то возникает необходимость проведения пилотажного исследования.

Выбор плана исследования. Когда четко определились с типом исследования (эмпирическое, корреляционное или экспериментальное) следует уточнить его вид (сравнительное, структурное и др.) и обратиться к специальной литературе, в которой представлены готовые, проверенные научным сообществом планы проведения исследований конкретного вида:      на одном испытуемом, на одной группе, на нескольких группах и т.п.

Общим итогом данного этапа работы должны выступать четкие и полные ответы на вопросы: Кто будет выступать в качестве исследуемых. Почему? Какими методиками я буду пользоваться? Почему именно ими? Когда, где и как я буду проводить свое исследование? Почему?

 

Проведение исследования

Это наиболее ответственная часть работы, поскольку самый интересный замысел можно испортить небрежным отношением. Проведение исследования также включает в себя ряд подэтапов.

Подготовка исследования, как правило, в студенческих работах заключается в следующем:

– изготовление демонстрационного или стимульного материала (например, таблиц, картинок, видеоотрывков, газетных вырезок и т.п.);

– копирование необходимого количества индивидуальных бланков методик;

– подготовка протоколов фиксации данных наблюдения, беседы, интервью, экспериментальной ситуации;

На этапе подготовки материалов для исследования уже необходимо думать об их обработке. Если методик несколько, то важно продумать такую форму, чтобы легко было идентифицировать конкретного респондента. С учетом того, что в основном исследования проводятся анонимно,     то правильным является:

– размещение нескольких методик на одном бланке (один бланк – один участник исследования);

– одинаковая нумерация бланков различных методик, предназначенных для одного респондента (№ 1 – все бланки для И.И.И.; № 2 – все бланки для В.В.В. и т.п.).

Проведение исследования по намеченному плану.Важно быть готовым к тому, что жизнь всегда вносит определенные коррективы даже         в самый тщательно разработанный план. Подобные отклонения от замысла необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов или     при проведении повторного исследования.

ВНИМАНИЕ! При проведении исследования временные затраты всегда больше, чем планируется. Поэтому сбор эмпирического материала никогда не стоит откладывать на последний момент.

▬ Одной из грубейших ошибокпри проведении исследования выступает изменение методики по ходу исследования. Если возникает такая необходимость, то возможны два основных варианта правильного разрешения данной проблемы:

– либо первая часть (до изменения) выполняет роль пилотажного исследования, в ходе которого были выявлены определенные недостатки, потребовавшие изменения методики или процедуры исследования;

– либо первая часть вообще не рассматривается в качестве эмпирических данных, т.е. эти данные попросту «отбрасываются» как ненадежные.

   

Обработка данных

Предполагает первичную обработку (обязательную) и вторичную (при необходимости).

Первичная обработка заключается в анализе протоколов исследования в соответствии с определенными критериями (подсчет результатов тестирования, обработка данных опросника в соответствии с ключом, подсчет определенных форм поведения по протоколу наблюдения и др.).

Главная задача этой части обработки – упорядочить собранные эмпирические данные. Основным способом упорядочивания является составление сводных таблиц данных, в которых содержатся результаты по всем участникам исследования (как правило, в строках) и по всем методикам (соответственно, в столбцах). На основании сводных таблиц проводится обобщение данных (расчет среднегрупповых показателей; группировка, например, распределение по уровням выраженности, по наличию/от-сутствию качественных признаков и др.).

ВНИМАНИЕ!

Сводные таблицы размещаются в приложениях.

☻В тексте работы представляются только обобщенные, итоговые данные первичной обработки в виде таблиц, графиков, диаграмм и под.

Вторичная обработка данных состоит в выявлении скрытых от непосредственного анализа отношений. Для этого используются статистические критерии, выбор которых определяется поставленными задачами.

ВНИМАНИЕ!

Среди студентов распространены два абсолютно неверных мифа          о математико-статической обработке.

▬ Миф первый, пугающий: «В дипломной работе обязательно должна быть математическая статистика». В реальности обращение / не обращение к матстатистике определяется типом исследования. Математико-статистический аппарат фактически не используется в так называемых качественных исследованиях, при описании уникальных случаев. Иногда даже в экспериментальных исследованиях различия настолько очевидны, что обращения к этому аппарату не требуется.

▬ Миф второй, который можно назвать успокаивающим: «Если        в работе есть матстатистика, то все в порядке». Математико-статисти-ческая обработка данных необходима не сама по себе. Она служит конкретной цели – доказывает правильность сделанных выводов. Чтобы подтвердить их правильность необходимо соблюдение двух условий:       во-первых, методы математической статистики должны быть адекватными виду данных (шкале измерений), во-вторых, они должны отвечать тем конкретным задачам, которые решаются в исследовании.

 

Обсуждение и интерпретация полученных результатов

Наиболее творческий этап исследования, требующий внимательного и вдумчивого отношения.

Обсуждение предполагает своеобразный мысленный диалог с другим человеком, которому автор работы описывает полученные им результаты. В ходе этого описания полученные числовые данные (представленные в виде таблиц, диаграмм, гистограмм и т.п.) не просто пересказываются словами. Очень важно эти данные прокомментировать и расставить акценты, подчеркнув именно те результаты, которые важны для решения поставленных задач.

Интерпретация полученных результатов обязательно должна включать следующие моменты.

1. Соотнесение эмпирических данных

– с поставленной гипотезой (соответствуют / не соответствуют);

– с результатами работ других авторов (совпадают / не совпадают,    не имеют аналогов и т.п.).

2. Объяснение результатов исследования: почему были полученные такие результаты? Как это можно объяснить? Можно выдвинуть дополнительные гипотезы, свои предложения по усовершенствованию методики и т.п.

Достоверность полученных данных в психологических исследованиях определяется:

– выбором адекватной методологической основы;

– применением различных методик (их разнообразие помогает устранить однобокость номотетического и идиографического подходов, взаимодополняет L-, T- и Q-данные);

– соответствием методик целям и задачам работы, для чего необходимо сопоставить заявленные цель и задачи с теми данными, которые получены при помощи использованных методов;

– репрезентативностью и объемом выборки;

– применением соответствующих задачам исследования методов математической статистики;

– правильностью логики рассуждений.

При подготовке выводов студентами не редко допускаются следующиеошибки.

▬ Нарушение целостности работы, в результате чего теоретический анализ и эмпирическое исследование строятся на различных основаниях,концепциях и идеях.

Например, работа посвящена проблеме межличностных отношений. Детально рассматривается теория отношений В.Н. Мясищева (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношений), а эмпирическое исследование строится на теории отношений Э. Берна (Взрослый, Ребенок и Родитель).

▬ Нарушение логической цепочки: гипотеза – метод – выводы.

Например, в гипотезе говорится о связи между тревожностью ребенка и интровертированностью. Далее правильно определен тип исследования – корреляционное; подобраны соответствующие методики для измерения тревожности и интроверсии; корректно проведен корреляционный анализ. И вдруг (действительно «вдруг», потому что об этом раннее не было ни слова) в выводах появляется «Интроверсия как базовое свойство темперамента является причиной повышенной тревожности». Если установлена связь, это еще не значит, что одно есть причина другого! Чтобы утверждать в выводах именно о причине, надо было проводить эксперимент. На основе же установленной корреляции можно выдвинуть только новую гипотезу о том, что может быть причиной, а что следствием.

Чтобы подобной ошибки избежать, необходимо еще раз вернуться         к поставленному вопросу (таблица 2, с. 20) и отвечать только на него и только в тех рамках, которые позволяет тип исследования. Иначе говоря, ключевые понятия выводов должны соответствовать гипотезе исследования.

 

Таблица 3 – Ключевые понятия в выводах работы

  Тип эмпирического исследования     Ключевые понятия
Корреляционное корреляционный анализ, положительная/отрицательная связь, отсутствие взаимосвязи, прямо пропорциональная / обратно пропорциональная зависимость
Экспериментальное причина/следствие, фактор, условие, воздействие, влияние, детерминация
Другие эмпирические сравнительный анализ, общее и различное, специфика, особенности, классификация, типология и др.

▼ВНИМАНИЕ!Выводы по результатам эксперимента, кроме указанных в таблице основных понятий, могут включать также понятия эмпирического и корреляционного исследований.

▬ Генерализация выводов, т.е. их распространение на более широкую популяцию, чем исследованная выборка.

Например, если исследование проводилось в 5-А и 7-Б конкретной школы, то результаты можно считать достоверными только для названных классов, поскольку не использовались специальные процедуры обеспечения репрезентативности выборки.

Неадекватное использование методов математико-статисти-ческой обработки. Чтобы избежать подобной ошибки необходимо соблюдать следующий алгоритм:

1 – четко обозначить, в какой именно шкале измерений представлены ваши эмпирические данные;

2 – определить допустимые для данной шкалы математические операции и преобразования;

3 – выбрать критерий, соответствующий поставленным задачам.

☻ Если стоит задача выявления межгрупповых особенностей, выделения границ феномена и т.п. – применяются меры различий, основными      из которых выступают:

– t-критерий Стьюдента – для сравнения усредненных показателей;

– φ – критерий углового преобразования Фишера – для сравнения показателей, выраженных в процентах.

☻ Если поставлена задача выделения мер связи – выбираются коэффициенты корреляции.

– Одной из ошибок в осуществлении корреляционного анализа выступает необдуманное использование коэффициента корреляции Пирсона. Этот критерий подходит только для интервальной шкалы (в основном представленной в тестах интеллекта) или для шкалы отношений (в психологии вообще фактически не используемой, за исключением измерения времени реакции).

– Результаты большинства стандартизированных психологических методик представлены в порядковой шкале, для корр










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...