Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Методики патопсихологического исследования
(по В.М. Блейхеру, И.В. Круку, С.Н., Бокову) Приложение 4
№ п/п
| Методика
| Автор
| Год разработки
| Что изучает?
| Смысловое содержание
| Примечания
| СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ (методики на внимание, подвижность психических процессов)
| 1
| Корректурная проба
| В. Bourdon
| 1895
| внимание - способность к его концентрации, устойчивость
| зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим)
| органическая церебральная патология
| 2
| Счет по Крепелину
| E. Kraepelin
| 1895
| работоспособности - упражняемости и утомляемости
| в столбец записывается много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме
| | 3
| Отсчитывание
| E. Kraepelin
| 1895
| возможность считать, состояние внимания
| отсчитывание от 100 или 200 все время одного и того же числа про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число
| интеллектуальная недостаточность, неустойчивое внимание
| 4
| Отыскивание чисел по таблицам Шульте
| Шульте
| | темпа сенсомоторных реакций и особенности внимания
| исследование производится с помощью спецтаблиц на которых в беспорядке расположены числа от 1 до 25; отыскиваются числа по порядку, каждое показывается и называется вслух; отмечается время, затрачиваемое на каждую таблицу
| слабоумие
| 5
| Пробы на переключение
| М. С. Лебединский
| | подвижность психических процессов, способность считать, словарный запас
| называние больным поочередно пар слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы
| | 6
| Чередование антонимов и синонимов
| | | инертность психических процессов
| к заранее подготовленному набору слов подбираются как синонимы, так и антонимы.
| органическая церебральная патология, начальные стадии церебрального атеросклероза
| 7
| Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми
| | | подвижность психических процессов, способность считать, истощаемость
| предлагают к какому-либо числу поочередно прибавлять два других, например, к 7 добавить 5, к сумме - 6, затем к образовавшейся сумме вновь 5, затем - вновь 6 и т. д.; при этом вслух испытуемый произносит лишь результативные числа.
| Эпилепсия, церебральный атеросклероз,
грубая органическая церебральная патология
| 8
| Поочередное вычитание
| | | инертность психических процессов, их истощаемость
| от 100 или 200 отсчитывается не одно и то же вычитаемое, а два чередующихся, например 7 и 8
| | 9
| Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте
| Ф. Д. Горбов
| 1959, 1964
| инертность психических процессов, их истощаемость, переключаемость внимания
| используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры (черные - от 1 до 25, красные - от 1 до 24, надо вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке – красные; затем чередовать – чёрные прибавлять с 1, красные вычитать с 24
| органическая церебральная патология
| 10
| Корректурная проба с переключением
| | | | В начале в 10-15 строчках корректурной таблицы вычеркивают каждую третью букву, фиксируется время, затраченное на выполнение задания. Затем дается указание зачеркивать поочередно в одной строке каждую третью букву, а в последующей - каждую четвертую букву
| | ПАМЯТЬ
| 1
| Тест зрительной и слуховой памяти
| R. Meili
| 1961
| зрительная и слуховая память
| исследовании зрительной и слуховой памяти с помощью двух серий картинок или слов на запоминание (каждая серия - 30 картинок или слов, на которых изображены или которые обозначают определенные предметы; Картинку или слово предъявляют с интервалом в 2 с одна за другой
| | 2
| Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний
| | | | зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний (<ролам>, <вакар>, <сига> и т.п.) и просят повторить те, которые он запомнил; затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания (здоровые полностью их воспроизводят после 5-7 повторений)
| | 3
| Проба на запоминание 10 слов
| | | память
| зачитывают 10 двухсложных слов без смысловой связи, просят воспроизвести, обычно здоровые воспроизводят 10 слов уже после 3-4 повторений; Через 20-30 мин. просят повторить запомнившиеся слова
| | 4
| Проба на ассоциативную память
| | | ассоциативная память
| зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи: река - море; яблоко - груша и т. д. Исследующий зачитывает эти слова (четко отделяя пары паузами), затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово
| |
5
| Опосредованное запоминание
| А. Н. Леонтьев
| 1928
| логическое (опосредованное) запоминание, особенности мышления, интеллект
| зачитывается 10-15 слов и предлагают для того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходящий по смыслу рисунок из 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредования (рисунки не должны служить прямой иллюстрацией к запоминаемым словам); обследуемый должен установить смысловую связь между словом и рисунком, например, к слову <море> - пароход, <дождь> - зонтик и т. д.
| слабоумным недоступны
| 6
| Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Beкслера
| Wechsler Memory Test
| 1946
| различные аспекты памяти
| состоит из 7 субтестов, определяющих личные данные, ориентировку, психический контроль, логическую память, воспроизведение цифр, визуальную репродукцию (4 геометрических фигуры) и парные ассоциации; затем баллы суммируются, поправка на возраст и интеллект
| | 7
| Тест зрительной ретенции
Бентона
| A. L. Benton
| 1952
| для исследования запоминания рисунков различных форм
| на карточке изображено несколько простых геометрических фигур (время экспозиции карточки - 10 с.), затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти; имеется три формы - С, D, E, каждая состоит из 10 карточек-образцов; оцениваются качественные и количественные показатели
| церебральная патология, особенно органики
| МЫШЛЕНИЕ
| 1
| Складывание картинок из отрезков
| А. Н. Бернштейн
| 1911
| для исследования интеллектуального уровня
| предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части (первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков; первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному; отрезки рисунка даются без определенного порядка, перевёрнутыми; учёт времени, полученного рисунка и как делал
| | 2
| Понимание рассказов
| | | на осмысление сюжета рассказа, состояние памяти
| применяются специально подобранные рассказы, притчи (читают ему или сам читает), затем предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно); обращается внимание на характер изложения прослушанного
| | 3
| Понимание сюжетных картин
| | | исследование интеллектуального уровня
| показ больным специально подготовленной серии картин (открытки-репродукции) различной сложности с просьбой к испытуемому охарактеризовать содержание картины; описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сюжет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи, свое отношение к изображаемым событиям
| интеллектуальная недостаточность, очаговая органическая патология
|
4
| Уставовленне последовательности событий
| А. Н. Бернштейн
| 1911
| для исследования сопоставления, т. е. сравнительной оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу
| для выполнения задания испытуемый должен 1) установить различия в отдельных элементах рисунков 2) определить последовательность их сюжетного расположения
| ослабоумливающие органические заболевания головного мозга
| 5
| Методика для выявления нарушений критичности мышления
| В. М. Блейхер, В. А. Худик
| 1982
| критичность мышления
| предлагается несколько серий картинок для установления последовательности развития по ним определенного сюжета; первая серия содержит 4 картинки, вторая - 6 картинок; две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа и «выпадают» из сюжета; больные пытаются всё-таки их в него включать
| | 6
| Классификация
| К. Goldstein
| 1920
| для исследования процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений
| обследуемый самостоятельно образует группы из картинок или слов: одежда, мебель и т.д.; сначала помельче, затем – по крупнее; см. что он объединяет, почему, как трактует, реакцию на ошибки
| шизофрения, старческие психозы, ЧМТ
| 7
| Исключение
| | | Для оценки обобщения и отвлечения, способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений
| Обследуемому предлагают 5 слов и говорят, 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку (или 4 картинки, одна из них то же не является однородной с остальными), просят исключить неоднородное слово или картинку
| шизофрения, старческие психозы, ЧМТ
| 8
| Выделение существенных
признаков
| | | для выявления способности испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений, определения последовательности рассуждений испытуемого
| Даётся слово, а за ним в скобках ещё 5 слов; надо выбрать 2 наиболее существенных, подходящих по смыслу к определяющему слову, стоящему перед скобками
| | 9
| Образование аналогий
| | | для установления логической связи и отношений между понятиями, обнаружения нарушения последовательности суждений
| имеются пары слов образцы, которые связаны между собой какой-то аналогией; ниже имеются пары слов, которые надо связать с одной из аналогий образцов и поставить её № и дать объяснение почему так сделал
| | 10
| Выделение закономерностей
| | | для установления обобщения числового ряда
| Имеется числовой ряд, составленный с определённой закономерностью (1, 3, 5, 7…), он должен продолжить эту закономерность
| |
11
| Определение и сравнение понятий
| | | для изучения мышления.
| при определении и сравнении понятий учитываются их родовые и видовые признаки, первые их определяют, вторые – отличают; важны объяснения – почему выбрал именно эти признаки
| шизофрения
| 12
| Формирование искусственных понятий
| Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым
| 1930
| для исследования способности формирования понятий
| есть набор стереометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, величине (на нижней их стороне, невидимой – условные надписи «цев», «гур» и т. д. Выбирается одна фигура и говорится, что и другим фигурам с этой надписью характерен общий признак, ищи эти фигуры… ищет, а там другая надпись, далее ищет уже по другому признаку … См. сколько ходов сделал, его логику
| | 13
| Понимание переносного смысла пословиц и метафор
| | | для исследования особенностей мышления - его уровня, целенаправленности и критичности
| объясняет смысл пословиц, проводит аналогии по смыслу нескольких пословиц
| | 14
| Называние 50 слов
| | | для изучения особенностей ассоциаций
| быстро называешь 50 слов, кроме тех, что в комнане; см. богатство словарного запаса, темп речи. Здоровые называют слова гнёздами – по 5-6 слов, больше гнёзд – инертность психики
| | 15
| Пиктограммы
| Л. С. Выготским
| | для изучения опосредованного запоминания
| дают чистый лист и карандаш, затем называют слова, а ты делаешь рисунок, чтобы это слово запомнить
| | 16
| Ассоциативный (словесный) эксперимент
| В.М. Бехтерев, М.И. Аствацатуров, А.Г. Иванов-Смоленский
| конец прошлого столетия
| поиск скрытых комплексов
| на каждое услышанное слово отвечать любым и как можно быстрее, 30-40 существительных называют без всякой связи, фиксируют время ответной реакции и её содержание
| | 17
| Подбор слов-антонимов
| | | для установления словарного запаса больного, устойчивости избранного модуса деятельности, состояние внимания, интеллектуальной недостаточности, истощаемости
| Тот же словесный эксперимент, но используются слова противоположного значения; имеется спецбланк, содержащим заранее подобранные слова (тупой, тонкий, грязный, исчезновение и т. д.); обследуемому дается указание к каждому слову подобрать антоним
| |
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНТЕЛЛЕКТ И МЫШЛЕНИЕ.
| 1
| Исследование интеллекта по методу Векслера
| | 1955
| интеллект
| 11 субтестов на интеллект: 6 вербальных (общей осведомлённости, понятливости, арифметический, нахождения сходства, воспроизведения числовых рядов, словарный) + 5 невербальных (цифровых символов, нахождения недостающих деталей в картине, кубики коса, последовательных картин, сложения фигур)
| | 2
| Таблицы Рейвена (шкала прогрессивных матриц)
| К. Рейвен
| 1936
| Для оценки внимания, перцепции, мышления, интеллекта
| Имеется 60 таблиц а виде 12 серий по 5 в каждой; в них недостающий фрагмент, надо его правильно вставить с учётом образца определённой структуры; считают степень интеллектуального уровня, их 5
| | 3
| Методика Титце
| М. Титце
| 1974
| для изучения нарушений мышления
| стимульный материал методики представлен семью большими картинами размером 23 х 20 см, на которых изображены различные объекты или ситуации, часть картины – «белая»; надо заполнить эту часть одним из 42 фрагментов
| | 4
| Шкала «домино»
| Anstey
| 1943
| для измерения общего (врожденного) интеллекта
| шкала «домино» состоит из 4 примеров и 44 заданий, расположенных определённым образом (карточки с прямоугольником и точками внутри), есть закономерность, надо продолжить ряд и занести точки в прямоугольник, контур которого стриховой
| | 5
| Тест «Нарисуй человека»
| Ф. Гудинаф
| 1926
| для исследования интеллекта детей 3-15 лет
| исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину, далее анализируя детали (51) рисунка судят об интеллекте
| | ЛИЧНОСТЬ
| 1
| Исследование уровня
притязаний
| F. Норре
| 1930
| для исследования уровня притязаний
| используются 24 карточки с заданиями по нарастающей сложности: 2 ряда по 12 карт, решает и этот результат влияет на уровень притязаний как «успех» или «неуспех», он определяет выбор следующей карты
| | 2
| Исследование самооценки по методике Дембо –
Рубинштейна
| С. Я. Рубинштейн
| 1970
| для исследования самооценки
| используем лист и карандаш, чертим вертикальную линию и предлагаем сделать свою метку относительно середины линии (счастье, здоровье, умственное развитие, характер), просьба объяснить – почему поставил так?
| | 3
| Личностный опросник
Айзенка
| H. J. Eysenck
| 1964
| для исследования факторов экстра-, интроверсии и нейротизма
| опросник из 57 вопросов: 24 по шкале экстроверсии, 24 – шкале нейротизма, 9 – по шкале лжи, ответы – «да» и «нет», см. сумму баллов по шкалам
| |
4
| Опросник для исследования акцентуированных свойств личности (опросник Шмитека)
| H. Schmieschek
| 1970
| для определения акцентуации личности
| содержит 88 вопросов на выявление 10 типов акцентуации личности, считается акцентуация есть при количестве баллов более 12
| | 5
| Торонтская алекситимическая шкала
| G. J. Tayior
| 1985
| для определения алекситимии
| шкала состоит из 26 утверждений, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя пять градаций ответов: <совершенно не согласен>, <скорее не согласен>, <ни то, ни другое>, <скорее согласен>, <совершенно согласен>, № ответов соответствуют баллам
| | 6
| Методика «Тип поведенческой активности»
(ТПА)
| К. Д. Дженкинс
| 1979
| для определения поведенческой активности А (ИБС)
| шкала состоит из 61 утверждения, (2-5 вариантов ответов на вопрос), баллы ответов суммируются, до 167 баллов – тип поведения А есть
| | 7
| Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
| Н. Я. Иванов, А. Е. Личко
| 1976, 1981
| для определения характера у подростков при психопатиях и акцентуациях личности
| в опроснике – проблемы, которым соответствуют 20 предложений: 1) надо выбрать 1-2 из них что подходит проблеме; 2) затем – 1-2 предложения, которые крайне не подходят, см. баллы
| | 8
| Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI)
| S. R. Hathaway и J. Mckinley
| 1943
| для определения свойств личности
| состоит из 550 вопросов, 3 диагностических шкал и 10 клинических
| | 9
| Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
| С. D. Spielberger
| 1970, 1972
| для определения личностной и реактивной тревожности
| 2 шкалы по 20 утверждений каждая, 4 варианта оценки каждого утверждения, см. сумму баллов по личностной и реактивной тревожности
| | 10
| Метод Бекмана - Рихтера
| D. Beckmann, H. E. Richter
| 1972
| для исследования личности и анализа социальных отношений
| тест включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений (3210123); выделяются 6 основных шкал: социального резонанса, доминантности, контроля, преобладающего настоения, открытости-замкнутости, социальных возможностей
| | 11
| Метод Роршаха
(«пятен»)
| H. Rorschach
| 1921
| для исследования свойств личности
| предлагается 10 таблиц с полихромными и одноцветными симметричными изображениями, «пятнами», каждое изображение демонстрируется последовательно, при этом предлагается ответить на вопросы: <Что это может быть? На что это похоже?>
| |
12
| Тематический апперцептивный тест (TAT)
| Н.А. Мurtеу, С. Morgan
| 1935
| для исследования свойств личности
| состоит из 29 картин с определенными изображениями и одной белой, которую предъявляют обследуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую картину; задача обследуемого - по каждой из предъявляемых картин составить небольшой связный рассказ
| | 13
| Вербальный проективный тест (ВПТ)
| В. М. Блейхер, С. Н. Боков
| 1991
| для исследования расстройств эмоциональности и мышления
| носит вербальный характер, стимульный материал состоит из двух серий карточек – каждая серия содержит по 19 предложений; по предложению делают рассказ, который затем оценивается по мыслям, чувствам, позициям …
| | 14
| Детской апперцепции тест (САТ)
| L. Bellak, S. Bellak
| 1949
| для исследования свойств личности у детей 3-10 лет
| идея: дети гораздо легче и лучше идентифицируют себя с животными, чем с людьми; стимульный материал методики представлен 10 черно-белыми рисунками - картинками с изображениями различных животных, причем часть из них содержит изображения животных в антропоморфическом стиле, другая часть - такими, как они есть в природе
| | 15
| Метод исследования фрустрационной толерантности
| S. Rosenzweig
| 1954
| для исследования реакций на фрустрацию
| стимульный материал – 24 рисунка, изображающие наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, которые могут фрустрировать личность; 2 человека в конфликте, один что-то говорит, над вторым – место для записи ответа испытуемого (что пришло на ум)
| | 16
| Методика диагностики межличностных
взавмоотношеннй
| Leary T.
| 1956
| для исследования личности и межличностных отношений
| список из 128 простых характеристик, на которые испытуемый должен ответить, подходит ли к нему данная характеристика (<да>, .<верно>) или не подходит (<нет>, <неверно>)
| | 17
| Метод незаконченных предложений
| H. Ebbirghaus и Th. Ziehen,
A. Myerson
| 1919
| для исследования личностной направленности
| обследуемому необходимо закончить предложение: либо самому, либо выбрать из преложенных 3-х вариантов, которые затем будут оценены в баллах
| | 18
| Метод Вартегга
| E. Wartegg
| 1963
| для исследования свойств личности
| обследуемому предлагают лист бумаги с белыми на черном фоне плоскостями для рисунка, всего таких «квадратов-плоскостей» 8; каждый квадрат содержит знаки-раздражители: точку, волнистую линию, отрезки прямых в разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность – надо продолжить уже внесенные в квадрат знаки, рассматривая их как начальные линии и составной элемент рисунка
| | 19
| Тест выбора цвета Люшера
| Luscher
| 1947
| для опосредованного изучения личности
| 8 цветных карточек, которые предлагают выбрать поочерёдно по наиболее приятному цвету, результаты – по характеристикам выбранного цвета
| |
|