Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дифференциальная диагностика типов характера




(по В.Д. Менделевичу, 2001)

                                                                                                                                                                          Приложение 2

Характер

Шизоидный Истерический Психастенический Эпилептоидный Астенический Паронояльный
  Ориентация на внутренние ощущения, замкнутость, нелюдимость, отгороженность от окружающего мира, погружённость в мир собственных фантазий, «штампы» в реагировании на ситуации, жизненный принцип – удобство для себя, прямота высказываний и бескомпромиссность, негативная реакция на появление чего-то нового в жизни.   Эгоцентризм, избегание «незамеченности», неординарность, крайняя степень выражения эмоций – «всегда полный накал», глубокие эмоции чередуются с поверхностными, лабильность настроения и поведения, театральность, неестественность, вычурность, манерность, демонстративность, нарочитость поступков – «игра на публику», декларирование гиперсексуальности, внушаемость и склонность к мистике, экстрапунитивная направленность в критических ситуациях («виноваты все, только не я»).     Застенчивость, смущённость, робость, нерешительность, заниженная самооценка, трудности контактов, боязнь перемен, мнительность, осторожность, ипохондричность, озабоченность деталями, правилами, графиками, тревожность, перестраховка, стремление к совершенству во всём, скрупулёзность, чрезмерная добросовестность.   Педантизм, повышенная аккуратность, склонность следовать нормам и правилам, склонность к дисфориям.   «Зависимый» тип характера, уклонение от ответственности, подчинение собственных потребностей потребностям других, повышенная эмотивность, страх самостоятельности, беспомощность в одиночестве, пассивность, ориентация на мнение окружающих, довольствование малым, сентиментальность и жалостливость, отсутствие усилий изменить свою жизнь к лучшему.   Чрезмерная чувствительность к неудачам, завышенная самооценка и уровень требований к окружающим, установка «все обязаны считаться с моим мнением», постоянное недовольство, стремление подмечать промахи других и делать им замечания, аффективная ригидность (схожесть с эпилептоидом), подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках других, склонность к мистике, иррационализму, повышенное чувство обиды, любые высказывания трактуются как имеющие отношение к самому индивиду, прямолинейность в высказываниях, ревность, правдолюбие в мелочах, часто наличие идей фикс (изобретательства, государственного переустройства).  

 

Методики для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека

            (атлас И.А. Полищук, 1980 год)                                                                                                           Приложение 3

№ п/п Психическое свойство № таблицы Название методики Содержание методики и пояснения к ней (при каких психических болезнях)

I

Восприятие

7 – 8; 42-51 Узнавание изображения на картинках Стимульный материал на картинках в виде рисунков: целых, контуров, силуэтов, с посторонними элементами (психическая слабость и расстройства памяти и сознания, астения, олиглфрения). Близкие к реальности предметы воспринимаются лучше.
9 Исследование сенсорной возбудимости Счёт квадратиков на время; выделение из фона отдельно квадратиков, треугольников и кружков (делирий, предделирий, эмоциональная лабильность, энцефалит – воспаление мозга, арахноидит – воспаление мозговой оболочки)

II

Внимание

10 Подсчёт кружков в секторах круга Круг разбит на 6 секторов в которых расположены кружки разной величины, цвета. Задача – правильно посчитать их количество. На активное внимание (реакцию сосредоточения)
11 Подсчёт однородных изображений Стимульный материал: 6 рисунок с вишнями – от одной до шести. Задача – посчитать без ошибок и побыстрее (больные с астенией считают плохо, в МДП в маниакальной фазе – быстро, но с ошибками).
12 Обнаружение отсутствующих деталей в изображениях На активное внимание и сохранность критики – 4 рисунка: 1) мальчик с лопатой без ручки; 2) девочка с телефоном без провода; 3) стол на 3-х ножках; 4) ножницы без одного лезвия.
13 Последовательное и усложнённое вычитание чисел, перечисление дней недели, месяцев в прямом и обратном порядке На активное внимание, проверка способности к арифметическим действиям, считать в уме. Из 100 вычитают одну из цифр (3; 13; 7; 17), можно две разных цифры, чередуя, скажем: 100-3; 97-7 и т. д. Пример задач: 1) Отнимайте, начиная от 100 по 3, 7, 13, 17 2) назовите цифры от 10 до 1 3) Считайте от 1 до 20 пропуская каждую 4 цифру 4) Назовите месяцы года, пропуская каждый второй 5) Назовите дни недели в обратном порядке. Ошибки в единицах – расстройство комбинаторики, в десятках - неустойчивость внимания.

III

Память

14-16 Запоминание геометрических фигур(по Ф.Е. Рыбакову),простых и сложных рисунков На зрительную память. 1) На таблице 6 геометрических фигур. За 10 секунд их надо запомнить и затем найти на другой таблице, где они помещены среди ещё пятнадцати. 2) На рисунке слева: сливы, чёрная смородина, груша, вишни, яблоко, земляника. Задача – найти их на другом рисунке справа среди 15 других фруктов и ягод.
17-18 Запоминание цифр, слов и предложений по слуху Стимульный материал зачитывается однократно: 1) запомните цифры: 3-5-7-4-9 или 25-17-64-93-57-30-14-49-74-27; 2) Запомните слова: дом, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, пакт или дом, вода, лес, окно, мёд, брат, стул, гриб, конь, игла.В норме из 10 слов заполминают не менее 5: сразу – непосредственная память, отсроченное воспроизведение (ретенция) – долговременная память. 3) Дождь идёт; сон его успокоил; дети учатся в школе; поезд отходит вечером; строится новый дом; врач осматривает больного; его рассказ заинтересовал слушателей; советские люди покоряют космос (нарушения при прогрессивном параличе, астении, атеросклерозе сосудов ГМ, шизофрении, олигофрении, Корсаковском синдроме).
19 Пиктограмма На опосредованное запоминание. На слова (словосочетания) для лучшего запоминания надо нарисовать простые рисунки. Пример слов: 1) весёлый празник; глухая старушка; сердитая учительница; девочке холодно; болезнь; разлука; развитие; побег; надежда; зависть; сожаление; мечта 2) тяжёлая работа; ядовитый вопрос; мальчик трус; тёплый вечер; печаль; обман; подвиг; вражда; мысль; власть; отчаяние; счастье.Рисунки здоровых читаются без слов.        «Органики», олигофрены проще находят рисунки к словам с конкретным значением. Эпилептики – в рисунках эгоцентризм. Шизофреники – рисунки без конкретного содержания (стрелки, математические знаки).

IV

Ассоциации

20-21 Ассоциативный словесный эксперимент (исследование прошлых временных жизненных связей: слово-раздражитель > связь) На слово экспериментатора называется первое слово пришедшее на ум. Пример: шкаф; город; сват; ветка; перо; воробей; кролик; рама; свеча; дорога; платье; чернила; кошка; туфли; помидор; нитка; тетрадь; солнце; подушка; день; доска; улица; пила; карандаш; стакан. В норме ответ испытуемого - до 2 секунд. Увеличение латентного периода к концу эксперимента – истощаем! Вообще – снижение подвижности возбудительного процесса. По характеру ответов речевые реакции делятся: высшие, низшие, атактические: - высшие(общеконкретные: лето-жаркое; индивидуальноконкретные: город-Киев; абстрактные: соловей-птица); - низшие(ориентировочные: где?, какой?; отказные: не знаю, не могу; созвучные: коса-оса; овёс-пёс; экстрасигнальные: жена-дождь, если дождь за окном, т. е. предмет в сфере восприятия; междометные: ой, ах, ох, ну; персеверирующие: на 3 разных слова испытуемых всегда одно «ночь»; эхолалические: дом-дом – повторение слова раздражителя или тоже + ответ: дом-дом большой. - атактические реакции (нет улавливаемой смысловой связи: еда-ухо, врач-керосин. Учитываем число видов речевых реакций, средний латентный период, латентный период первых и последних пяти слов, мимику, вегетатику и эмоциональные реакции. Норма: высшие речевые реакции 98-100%, из них общеконкретных – 68-72%, индивидуальноконкретных – 8-12%, абстрактных – 20%. Латентный период в норме 1,5-2 секунды. Низшие и атактические речевые реакции в норме отсутствуют. Нарушение при шизофрении, МДП, эпилепсии, органических заболеваниях ГМ, астении, олигофрении. 

22-25

Направленные виды ассоциативного словесного эксперимента: А) начало фразы неопределённо Даётся 20 фраз, которые надо закончить (определяют скрытые переживания). Пример: Моя специальность…; Моя семья…; Боюсь…; Деньги…; Моя мечта…; Работа…; Мои сны…; Бороться…; Больше всего люблю…; Дома…; Моя голова…; Дети…; Меня беспокоит…; Смерть…; Мой вид…; Друзья…; Если б я мог…; Мои планы…; Скрываю…; Когда мыслю…
Б) начало фразы детерминировано Даётся 60 фраз, которые надо закончить. Их делят на 15 групп (по 4) по общему признаку: отношение к семье, мужчинам, женщинам, жизни…. Пример десяти из них: Думаю, что отец мой редко…; Если все против меня, то…; Я всегда хотел…; Будущее кажется мне…; Моё начальство…; Если бы я занимал руководящий пост…; Знаю, что это глупо, но боюсь…; Когда я был ребёнком…; Идеалом женщины (мужчины) для меня является… Обработка: учитывают смысл нового предложения, латентный период, эмоциональную реакцию. Эмоционально значимые предложения > задержка латентного периода + эмоциональная реакция.

V

Отвлечение и обобщение

26-27 Обобщение понятий На мышление, аналитико-синтетическую функцию КГМ. Задача: 1) Назовите одним обобщающим словом (конь, овцы, лев, слон) – звери или (корабль, трамвай, автобус, самолёт) - транспорт.
26-27 Классификация понятий Предлагают 40 карточек с изображением одежды, животных, овощей, других предметов (на обороте их – названия этих изображений) для выделения однородных групп, которые можно назвать обобщающим словом. Пример карточек: шкаф, диван, кровать, стол, стул, утюг, очки, коньки… Олигофрены мыслят конкретно: коза-капуста; шкаф-платье. Эпилептики детализируют: одежда взрослая; одежда детская или мебель светлая; мебель тёмная. «Органики» - объединение одноименных групп, ничем не отличающихся > сужен объём внимания: две группы овощей, две группы цветов… Шизофреники – ориентация на малоактуальные, второстепенные признаки («сверхвключение»): слон-самолёт – «оба движутся».
28 Деление понятий (действие, противоположное обобщению) Требуется назвать виды животных, деревьев, названия рек… Пример: Какие Вам известны дикие животные или деревья, реки, страны света, виды транспорта? Испытуемый должен отвечать.  
28-29 Определение и разграничение понятий Определение понятий:Определите, что это такое? Этажерка ? Ответ – мебель и др. Кошка, ракета, дождь, север, ложь, шкаф, холодильник, трактор, снег, горизонт, правда. Разграничение понятий:Какая разница между: матерью и мачехой; скупостью и бережливостью; рекой и озером; книгой и журналом; птицей и самолётом; солнцем и луной; санями и телегой; обманом и ошибкой.
30-31 Исключение понятий Выделение из группы предметов (рода) лишнего, не относящегося к этому понятию (возможны рисунки предметов, возможны слова). Пример № 1: Что нужно исключить, чтобы остались однородные предметы? На рисунке: 1) миска, кружка, часы, чашка 2) шляпа, сапоги, кепка, фуражка 3) часы, будильник, весы, календарь 4) павлин, яйца, индюк, гусь. Пример № 2: Исключите в каждом ряду одно слово, которое не соответствует родовому понятию (4 слова можно объединить по общему признаку, а одно слово необходимо исключить): - Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Порфирий - дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий - скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо - лист, почка, кора, дерево, сук - ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать - тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый - гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога - неудача, крах, провал, поражение, волнение - успех, победа, удача, выигрыш, спокойствие - грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение     Олигофрены выделяют не то, ориентируются на цвет, величину, не дают однородным предметам общего названия. Шизофреники объединяют предметы по малозначительным признакам (исключают сапоги, так как они из кожи, а шляпу, кепку и фуражку обобщают, так как они пропускают воздух и воду).
32-36 Анализ соотношения понятий На умение обобщать и устанавливать отношения между понятиями. 1) Из пар подберите отношение аналогичное первому отношению: Пример №1: Мороз/шуба: ветер/парус; стирка/бельё; дождь/зонтик; зима/лыжи; дождь/лужи. Пример № 2: Лес/деревья: море/ветер; поле/туман; письмо/кляксы; библиотека/книги; снег/вода. 2) Подберите слова так (дополните), чтобы отношения в ряду были аналогичными: Дерево/сосна: цветок/….; чувство/….; птица/….; металл/…. Камень/твёрдый: резина/….; стекло/…..; дым/…..; солнце/…. 3) Подберите слова так, чтобы отношения в ряду были аналогичными, выбрав из пяти слов на выбор нужное: Нож/сталь: стол/ вилка, дерево, стул, птица, скатерть; Школа/обучение: больница/ доктор, ученик, учреждение, лечение, больной; Песня/глухой: картина/ хромой, слепой, художник, рисунок, больной; Птица/гнездо: человек/ люди, птенец, рабочий, зверь, дом; Хлеб/пекарь: дом/ вагон, город, жилище, строитель, дверь; Электричество/проволока: пар/ лампочка, ток, вода, трубы, кипение; Лошадь/жеребёнок: корова/ пастбище, рога, молоко, телёнок, бык; Ложка/каша: вилка/ масло, нож, тарелка, мясо, посуда; Коньки/зима: лодка/ лёд, каток, река, весло, лето; Ухо/слышать: зубы/ видеть, лечить, рот, щётка, жевать. 4) Укажите 2 слова из пяти без которых понятие указанного слова не существует: - сад(растения, садовник, собака, забор, земля); - сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены); - деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага); - кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать); - игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила); - куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).       «Органики» инертны, переходят от задания к заданию с теми же аналогиями, хотя уже нужны другие. При анализе следует учитывать характер рассуждений: соскальзывание, паралогичность, нарушения целенаправленности и логичности мышления, что характерно для шизофрении. Шизофреники часто выбирают ассоциации по смежности: мороз/шуба = зима/лыжи, а не дождь/зонтик.

 

 

39 Классификация геометрических фигур Необходимо выбрать фигуры из группы (16 штук всего) по общему признаку: 1) цвету, 2) величине, 3) форме. Правильной считается любая группировка по одному из признаков.       Олигофрены и эпилептики с трудом переключаются с одной группировки на другую.
37-38 Образование искусственных понятий Имеется 4 вида фигур в количестве 32-х: светлые, тёмные, ограниченные прямыми линиями, имеющие округлую сторону (ы). Их условно обозначают на обратной стороне: ОКС, ОКТ, ПЕС, ПЕТ. При предъявлении фигуры испытуемый должен ответить что это, к примеру – ОКС.
40-41 Понимание переносного смысла пословиц и метафор Варианты: 1) объяснить смысл пословиц; 2) подобрать ей аналогию из предложенной группы пословиц. Пословица – сложный словесный раздражитель, имеющий 2 основных признака – прямой и переносный смысл. При непонимании переносного смысла пословиц больные подбирают выражения, имеющие лишь внешнее сходство с пословицей. Шизофреники соединяют пословицы не на основе переносного смысла, а на основе второстепенных, случайных признаков. Например, «Яблоко от яблони…» и «Что посеешь, то и пожнёшь» - оба они из области сельского хозяйства.       Нарушения отвлечения и обобщения характерны для олигофренов (из-за малого запаса временных связей из прошлого опыта), «органиков» (из-за разрушения клеток коры ГМ – стойкая утрата временных связей из прошлого опыта), шизофреников (из-за расстройства воспроизведения временных связей из прошлого опыта на фоне торможения КГМ > действие несущественных признаков усиливается, а существенных ослабевает. Пример: 1) Подберите к пословицам фразы или другие пословицы, сходные по смыслу, объясните переносный смысл пословиц: К этим 5-ти пословицам подобрать аналогию – фразы или пословицы: «Куй железо пока горячо», «Один в поле не воин», «Лес рубят – щепки летят», «Не всё золото, что блестит», «Шила в мешке не утаишь»из следующих 14: За деревьями не видно леса; Когда дрова горят, тогда и кашу варят; Большое дело не бывает без потерь; Делай всё вовремя; Ржавое железо не блестит; Одного поля ягоды; Трудно и дереву одинокому расти; Теперь обувь шьют и без шила; Одна пчела наемного мёду наносит; О книге не суди по переплёту; Чистое золото ценится дорого; Ложь не скроешь; Из угольного мешка не выходит белой пыли; Не по виду суди, а по делам гляди.  
        2) В каком смысле употребляются эти выражения: «светлая голова», «железная рука», «глухая ночь», «ежовые рукавицы», «пламенная речь», «свинцовая туча».

VI

Осмысливание

42-46 Понимание содержания сюжетных картин Картина – сложный комплексный раздражитель. Предлагается серия картин и ряд вопросов по их тематике: Кто выше прыгнул? Где бегут мальчики? Что Вы видите? Кто кому помогает, а кто кому мешает? Что изображено на картине? Исследуется аналитико-синтетическая деятельности КГМ с участием обеих сигнальных систем. При астении, спутанности сознания – уменьшается осмысливание сюжета, упускаются связи, отдельные детали.
47-51 Рассказ по картинкам с последовательным развёртыванием сюжета Задача: Составьте рассказ по картинкам и придумайте заглавие.
52-56 Осмысливание рассказа(простых задач)        Олигофрены не понимают. Пример № 1: 1) В коробке было 5 красных карандашей и 3 синих карандаша. На сколько красных карандашей больше чем синих? 2) Петя истратил 30 копеек и у него осталось 10 копеек. Сколько денег было у Пети? 3) На одной тарелке лежало 20 яблок и груш. Груш было на 4 больше, чем яблок. Сколько было яблок и сколькоь груш? 4) Отец брата и брат отца – это одно и то же лицо или нет?  Пример № 2: Рассказ «ЛЕКАРСТВО»: Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мать пьёт его с трудом и говорит: «Мама, дай я выпью лекарство за тебя». Вопросы: Хорошая ли девочка Таня? Правильно она поступила или нет? Если неправильно, то почему? Рассказ «ВСЯКОЙ ВЕЩИ СВОЁ МЕСТО»: Серёжа как проснётся, так и начинает свои вещи разыскивать: один носок у него на стуле, другой – под столом, один ботинок – под кроватью, другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро и в школу опаздывает. Вопросы: Почему Серёжа опаздывает в школу? Что нужно ему сделать, чтобы не опаздывать в школу? Даётся рассказ с пропущенными словами. Задача: Прочтите рассказ, вставляя пропущенные буквы. «ВОКЗАЛ»: Если хотят ехать, идут на …. Сначала в …. покупают себе … Уже готов …. с длинным … вагонов. Быстро входят и …. Места. Медленно начинают вертеться …. Поезд …., оставшиеся машут ….
57-58 Осмысливание картинок и текстов с нелепостями Для определения критического отношения к содержанию. 1) Водолаз на дне моря поливает из лейки водоросль. 2) Деревья от ветра гнутся в сторону, а дым из труб поднимается вертикально. 3) «ВСАДНИК»: Тёмной ночью всадник едет на лошади и боится, чтобы лошадь не украли; всё время щупает есть ли лошадь. 4) Курица живёт 3 года. Сколько живёт полкурицы. 5) На дубе 6 веток, на каждой по 6 яблок. Сколько всего яблок на дубе?
59-62 Образование силлогизмов Силлогизмы – умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом, причём средний термин в выводе отсутствует. Например, 1) Все жидкости упруги 2) Вода - жидкость. Вывод: Вода упруга. Имбецилы не могут. Не удаётся образовать при низком тонусе КГМ, слабости раздражительного процесса, недостаточности синтеза и анализа.

VII

Комбинаторика, навыки, конструктивные действия

63 Составление из букв осмысленных слов Конструктивное мышление – процесс решения в уме, без каких-либо практических действий. Задача: составьте из предложенных букв как можно большее количество слов – «а», «л», «й», «и», «а», «р», «к», «а», «р», «о», «к», «л»: рай, рок…Это проба на использование «внутренней речи», проверяется запас слов.
63 Заполнение пропущенных букв в словах Задача: Прочтите слова, вставляя пропущенные буквы: п-ла; з-ма; л-па; г-ра; р-ка; п-ле; м-ре; п-уд; с-он; к-ей; п-ащ; к-ем; т-уд; р-ке-а; в- - на; с-ад-он; д-р-га; бл-к-от; в-ш-я; по-о-а; к-м-нь; в-т-м-н; д-р-во.С постепенным повышением сложности: одну, затем 2 буквы вставляем.
64 Складывание картинок из отрезков Картинки разрезаются на части (крупные, помельче). Задача – сложить целый рисунок. Не могут умственно отсталые, интеллектуально несостоятельные, с недостаточностью пространственных представлений.
65-68 Складывание изкартинок-квадратов орнаментов по образцу Задача – сложить орнамент по образцу. Имеется 30 квадратов: квадраты светлые (10), тёмные (10), наполовину тёмные и светлые (10) - как 2 треугольника, составляющих один квадрат.
69-74 Заполнение отсутствующих деталей в изображении (J. C. Raven) Имеется 60 рисунков, 5 серий по 12 рисунков в каждой. Надо вставить фрагменты в таблицы по аналогии с уже имеющимися фигурами.
75 Пропускание по заданию буквы в слове, слова - в предложении, элемента – в геометрической фигуре Задачи: 1) Напишите три первые буквы своей фамилии. 2) Напишите три первые буквы в слове «рука». 3) Напишите три первых слова фразы «сегодня утром шёл дождь». 4) Напишите предложение «Чуден Днепр при тихой погоде», но второго слова не пишите (не говорите). 5) Напишите слово «Арарат», но пропустите все буквы «р». 6) Начертите квадрат, но одной стороны в нём не чертите.

VII

Типологические и индивидуальные особенности

76-81 Типологический опросник 1 сигнальная система – ощущения, восприятия и представления из окружающей среды посредством раздражения рецепторов. 2 сигнальная система – речь.Речь – «высший регулятор поведения» человека. Имеется 8 колонок по видам нервной деятельности. Испытуемому необходимо назвать, какие свойства характера из перечисленных в колонке у него отчётливо выражены. К примеру, максимальное число качеств по 1 и 2 колонке – это сильный, уравновешенный тип нервной системы.
82-86 Отыскивание чисел по таблицам Шульте Проверяется объём внимания, скорость ориентировочно-поисковых движений взора, подвижность нервных процессов и работоспособность нервных клеток. Испытуемый находит цифры в возрастающем порядке, убывающем (норма времени – 45 секунд), либо красные и чёрные называет в разном порядке – поочерёдное отыскивание (таблица 7х7 квадратов, пример – 1 чёрное - 24 красное, 2 чёрное – 23 красное) Норма времени – 90 секунд. Цифры вслух и обозначаются карандашом. См. время выполнения, ошибки, темп к концу исследования. Если одну цифру вместо другой – недостаточная концентрация внимания.   Эпилептики производят поочерёдное отыскивание чисел за 1,5-2,0 минуты. Церебральный атеросклероз – время увеличивается. Старческие психозы – отыскать цифры по порядку не удаётся.

 

 

26-27 Классификация понятий по мыслительному или художественному типу По мыслительному типу: карась-орёл-овца По художественному типу: карась-чешуя-плавать По смешанному типу: может использовать оба варианта – равновесие систем.
90 Личностный опросник Айзенка Имеется 57 вопросов. Для определения экстраверсии, интраверсии, нейротизма. Карточки имеют тёмные углы, которые срезаются. Получается скос в виде квадрата или треугольника в разных углах карточки: вверху, внизу, слева, справа. Читаю вопросы на карточке: отвечаю «да» - ложу справа, «нет» - ложу слева. Затем подсчитываю карточки по номерам, с учётом формы срезов в каждой кучке и по набранным баллам (1 карточка – 1 балл) определяю кто я: экстраверт, интраверт или нейротик.
87-88 Исследование самооценки (мод. Т.В. Габриял) Имеется 4 лестницы слов, характеризующих ум, здоровье, характер, счастье. Испытуемый делает отметку относительно себя на этой лестнице. Норма – 4-5 ступень (это середина или чуть выше среднего).       Шизофрения – крайности отметок, эпилепсия– отметки могут быть как у здоровых, депрессия– низкие оценки.
- Исследование уровня притязаний Выделяют 2 уровня притязаний: объективно-принципиальный и субъективно-личностный. Имеется 12 пар заданий по возрастающей сложности. Ответил (+), не ответил (-). Выбор карточек за испытуемым, время отмечается по секундомеру. Суть – интерес не к объёму знаний, а к особенностям поведения в зависимости от «успеха» или «неуспеха», наличие или отсутствие тенденции к усложнению задания. Здоровые – «успех» > больший № или такой же, «неуспех» - меньший, действия плавные. Резкие переходы, неустойчивый их характер (после небольшого «успеха» > самую трудную задачу, а после однократной «неудачи» > самую лёгкую. Шизофрения – выбор не зависит от «успеха» или «неуспеха». Психическое недоразвитие, распад личности – уровень притязаний не формируется (берут карточки только с лёгкими заданиями, не считаясь с предыдущими «неуспехом».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...