Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определения свойств психики (познавательных процессов) в аспекте медицинской психологии.




           Основные понятия и классификации.                                                                                               Приложение 1

№ п/п Свойство психики Определение Классификация Понятия и виды нарушений
1 Ощущение Ощущение– это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. 1) пространственные; временные; пространственно-временные.  2) высшие и низшие. 3)От места рецептора и источника раздражения: - экстерорецепторы – рецепторы внешней среды ; - проприорецепторы – рецепторы, отражающие движение и положение тела в пространстве; - интерорецепторы – рецепторы внутренних органов Основные свойства ощущений: модальность (главная особенность: зрительная, слуховая) и качество (представлены в каждой модальности: например, яркость, контрастность в зрительной модальности; интенсивность; временная характеристика (длительность); пространственная характеристика. Виды нарушений: анестезия, гипостезия, гиперстезия, синестезия, парестезия, полиестезия.
2 Восприятие Восприятие– это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. Основные свойствавосприятия: - предметность; - целостность; - константность; - категориальность. Основные принципы восприятия: - принцип близости(чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ). - принцип сходства(похожие элементы стремятся к объединению). - принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры). - принцип замкнутости - элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого изображения). Виды нарушений: иллюзии, галлюцинации, эйдетизм, деперсонализация, дереализация, агнозия (нарушение узнавания предметов и собственного тела).
3 Внимание 1. Внимание - направленность психической деятельности человека на избирательное восприятие отдельных предметов и явлений. 2. Внимание– сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Особенности внимания: - избирательность (возможность концентрации на определённой информации); - объём (совокупность объектов, наблюдаемых одновременно); - устойчивость (возможность длительно концентрировать и сохранять интенсивность внимания); - переключаемость – возможность выполнять действия при смене целей. Основные характеристики: предметность и ограниченность К нарушениям внимания относят: 1. ослабление внимания; 2. сужение объёма внимания; 3. снижение концентрации внимания; 4. трудности переключения внимания; 5. истощаемость внимания; 6. лабильность концентрации внимания.  
4 Память 1.Память – психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта, того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. 2.Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. 3. Представления – это воспроизведённые образы предметов и явлений, воспринимавшихся человеком в его прошлом опыте. Структура памяти включает следующие процессы: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Ассоциации при запоминании могут быть по смежности (стихи), сходству (один цвет обивки у стула и дивана) и контрасту (чёрный-белый). Сохранение: кратковременная и долговременная память. Воспроизведение: произвольное и непроизвольное. Типы памяти: наглядно-образная и словесно-логическая. Ещё выделяют зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. Виды нарушений: гипермнезия (усиление памяти), гипомнезия (ослабление памяти), парамнезии (расстройства памяти): конфабуляции и псевдореминисценции – искажение и замещение содержания воспроизводимого материала. Выделяют несколько видов расстройств памяти: - непосредственной памяти (Корсаковский синдром); - опосредованной памяти (хуже запоминают с использованием промежуточного – опосредующего звена); - динамики мнестической деятельности (то запоминают, то нет); - мотивационного компонента памяти (нет мотивации, воспроизводство законченных и незаконченных заданий одинаково).
5 Мышление 1. Мышление– форма отражения в сознании окружающей деятельности с помощью которой устанавливаются взаимосвязь, взаимозависимость, общность и различие предметов и явлений. 2. Мышление– это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчинённая цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется (1962, Б.В. Зейгарник). 3. Мышление – это познавательный процесс, который заключается в опосредованном и обобщённом отражении связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира в сознании человека. Мыслительные операции:анализ (расчленение целого на части), синтез (из частей целое), сравнение (выделение сходства и различия объектов), обобщение (объединение на основе общих свойств), классификация (распределение по группам на основе сравнения и обобщения), абстрагирование (мыслю отвлечённо от предмета), конкретизация (от отвлечения перехожу к конкретному предмету). Мышление может нарушаться по форме и содержанию: - по форме: 1) нарушения по темпу: а) ускорение (скачка идей, МДП; мантизм – наплыв мыслей, возникающий помимо воли больного при шизофрении, МДП); б) замедление – заторможенность (крайняя степень – полная остановка течения мысли – при депрессивной фазе МДП). 2) нарушения по стройности: а) разорванность – нарушение логической связи между членами предложения (при этом сохраняется граммотическая составляющая), б) бессвязность – это нарушение в области речи, смысловой и синтаксической её составляющих; в) вербигерация – стереотипное повторение в речи сходных по звучанию отдельных слов и словосочетаний. 3) нарушения по целенаправленности: а) резонёрство б) патологическая обстоятельность мышления в) персеверация. - по содержанию:1) навязчивые состояния - непроизвольно возникающие мысли от которых трудно избавиться при сохранении критики. 2) сверхценные идеи – эмоционально насыщенные и правдоподобные убеждения. 3) бредовые идеи – ложные суждения и умозаключения. 1. Понятия –обобщение данных чувственного познания посредством мышления. 2.Понятия –отражение в мышлении общих и существенных свойств группы сходных предметов или явлений действительности. Мышление оперирует понятиями. Понятие – высшая форма отражения: конкретные и абстрактные.          Суждения –высказывания в котором утверждаются или отрицаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Умозаключение –вывод из одного или нескольких суждений нового суждения.Индукция (из частного к общему). Дедукция(из общего выводы о частных случаях). Виды нарушений: - операционной стороны мышления (снижение и искажение уровня обобщения – либо преобладает конкретика, либо чрезмерное обобщение – связывают всё с чем угодно); - динамики мышления (непоследовательность суждений; лабильность мышления (легко сбиваются на другое); инертность мышления (не переключить его, «переклинило»). - мотивационной (личностной) стороны мышления: разноплановость (мыслит в разных плоскостях) и резонёрство (бесплодное мудрствование).    
6 Эмоции 1. Эмоции –это переживание человеком действительности. 2. Эмоции – это «интегральное выражение изменённого тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека». Классификация эмоций: - эмоциональные реакции (кратковременные ответные переживания на стимулы); - эмоциональные состояния (состояния, сопровождаемые изменением нервно-психологического тонуса; - эмоциональные отношения (чувства) - связь конкретных эмоций с определёнными объектами.   - алекситимия– невозможность назвать свои эмоциональные переживания или весомые затруднения при их описании; - ангедония – полное потеря интереса к окружающему, утрата чувства радости, удовольствия. - эмпатия (эмоциональная отзывчивость) – способность точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему (это способность является очень важной для эффективного лечения).   Аффекты – это явные эмоциональные состояния человека, которые характеризуются существенными изменениями в поведении. Страсти – это своеобразные сплавы эмоций и чувств, сконцентрированных на определённом виде деятельности. Наиболее распространённые эмоциональные феномены (виды настроения): - депрессия – пониженное настроение, двигательная  заторможенность, замедленное мышление; - мания - повышенное радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение, ускоренное мышление; эйфория– повышенное, неадекватно весёлое настроение; - дисфория – злобно-гневливое настроение; - апатия– состояние безразличия;  - слабодушие – несдержанность эмоций; - паротимия – неадекватный аффект, не соответствующий вызвавшей его причине; - тоска– чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца; - беспокойство – чувство напряжённого беспредметного ожидания надвигающегося несчастья; - амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных эмоций; - страх – чувство внутренней напряжённости, которое связано с ожиданием конкретных угрожающих событий или действий; проецируется вовне; - тревога - чувство внутренней напряжённости, которое связано с ожиданием угрожающих событий; обычно не проецируется во вне;  
7 Воля Воля – способность регулировать поведение, управлять собой.Волевое усилие –достижение сознательно поставленной цели. Особенности воли: целеустремлённость; решительность; настойчивость. Мотивационная сфера включает широту, гибкость, иерархизированность.   К парабулиям (болезненным потребностям и Мотивам) относят следующие нарушения: 1. Анорексия– подавление желания есть, отсутствие аппетита. 2. Булимия – болезненное желание часто, постоянно и много есть. 3. Дромомания– патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству. 4. Пиромания– к поджогам. 5. Клептомания – к воровству ненужных данному человеку предметов. 6. Дипсомания – к запоям. 7. Онихофагия– непреодолимое желание грызть ногти. 8. Арифмомания - непреодолимое желание считать ступени лестницы, окна в домах… 9. Суицидальное поведение. Наиболее ярко нарушения двигательно-волевой сферы представлены в кататоническом синдроме: - стереотипии – частое и ритмичное повторение одних и тех же движений; - импульсивные движения – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки; - негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа; - эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые от видит или слышит в данный момент; - каталепсия («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени.   Деятельность –совокупность действий человека, которые объединены общей целью и выполняют определённую общественную функцию. Мотив – то, что побуждает (заставляет) действовать (основание деятельности), то, что направляет деятельность на удовлетворение определённых потребностей. Цель – тот результат, на который направлена деятельность.  Способы осуществления деятельности= орудия + навыки и умения. Деятельностьвыражается в действиях. Действие – это элемент деятельности, определяемый простейшей целью. Действия слагаются из движений. Навыки –автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения, «память действий». Упражнение – целенаправленное, многократно повторяющееся действие с целью его усовершенствования. Абулия – безволие.        Нарушения волевой деятельности: - нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирование иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека (в 60 лет решил стать олимпийским чемпионом по бегу); - парабулия– формирование патологических (болезненных) потребностей и мотивов; - гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения). - гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).  

 

 

8 Интеллект Интеллект –приобретённые знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию в умственной деятельности.   Интеллект и мышление не тождественны. Мышление – активная функция интеллекта и совершается по законам логики. Мышление – это интеллект в действии. Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности). Выделяют 3 формы интеллекта: - Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); - Способность решать проблемы; - Практический интеллект (умение адаптироваться в окружающей обстановке).   Основные формы нарушения интеллекта – олигофрения (врождённое недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). Выделяют 3 формы организации интеллекта: 1. Здравый смысл – процесс правильного отражения реальной действительности, основанный на анализе мотивов поведения людей и использующий рациональный способ мышления. 2. Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании знаний, мотивов деятельности участников коммуникации. 3. Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности. Интеллектуальное познание может использовать следующие способы: - рациональный (требует применения логических законов, выдвижение гипотез и их подтверждение). - иррациональный (опирается на неосознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинных логических законов).  
9 Речь 1. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. 2. Речь – это высшая форма передачи информации с помощью различных сигналов и знаков: акустических, письменных или пантомимических. Основной функцией речи является обеспечение общения.   Разновидности речи: устная, сенсорная, внутренная, письменная речь. Виды речи: - экспрессивная – громкая выразительная речь (обращённая); - импрессивная – «понимающая речь». Дислексия (алексия)– расстройства чтения. Аграфия (дисграфия) – нарушение способности правильно по форме и смыслу писать. Акалькулия – нарушение счётных операций. Парафазия – замена некоторых слов другими. Вербигерация– многократное повторение отдельных слов или слогов. Инкогеренция – бессмысленный набор слов Логорея – очень быстрая речь. Нарушения речи: 1. Сенсорная афазия – не понимают обращённую к ним речь. 2. Акустико-мнестическая афазия - не способен запомнить даже небольшой речевой материал. 3. Оптико-мнестическая афазия - не могут правильно назвать предмет. 4. Афферентная моторная афазия– «рот не слушается». 5. Семантическая афазия – не понимает слова, обозначающие пространственные взаимоотношения. 6. Моторная эфферентная афазия – не может произносить слова. 7. Динамическая афазия – бедность речевых высказываний.
10 Сознание 1. Сознание –высший уровень психической деятельности, проявляющийся способностью отдавать себе ясный отчёт об окружающем в настоящем и прошлом времени, позволяющий предвидеть будущее и управлять, в соответствии с этим, своим поведением. 2. Сознание– есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. 3. Самосознание – это осознание человеком собственной личности. Сознание человека оценивается на основании: осознания им себя; осознание пространства (места, в котором он в данный момент находится); осознание времени. К. Ясперсом выделены критерии помрачённого сознания, которые оцениваются вместе: - дезориентировка в пространстве, времени и ситуации; - бессвязность мышления; - нечёткое восприятие окружающего; - трудность воспоминаний о произошедших событиях.   Сознание может выключаться (состояния «выключенного сознания» - нарушения по глубине) и расстраиваться (состояния «расстроенного сознания» - нарушения по качеству):   I) Состояния «выключенного сознания»:   1. Обнубиляция – (лат. облако) – затуманивается, ориентировки сохранены, всё помнит. 2. Сомналенция (лат. сонливость) – дремота, ориентировки сохранены, всё помнит. 3. Оглушение – лёгкое, среднее, глубокое – сонлив или спит, на вопросы с задержкой. 4. Сопор– не отвечает ни на какие раздражители. 5. Кома– полное выключение сознания.   II) Состояния «расстроенного сознания»:   1. Делирий (во времени, месте не ориентирован, в «Я» ориентирован, бред, галлюцинации – «белая горячка»; имеется ложная ориентировка, как правило, возникает вечером, а ночью усиливается; причина: после ЧМТ у «органиков», при инфекционных, алкогольных и наркотических интоксикациях, после выхода из делирия больные могут вспоминать отдельные фрагменты событий). 2. Анейроид (ложная ориентировка в пространстве, времени и частично в собственной личности + фантастические сноподобные переживания – межпланетные путешествия на Марс, галлюцинации с характером громадности: «гибель города», «как раскалывается земной шар».Чаще при шизофрении и эпилепсии). 3. Сумеречное состояние сознания (дезориентировка в пространстве, времени и в собственной личности; сужение сознания, хотя внешне больной упорядочен; приходит внезапно и внезапно заканчивается, могут быть устрашающие галлюцинации, бредовые идеи и немотивированные поступки – бегство, нападение; воспоминания о периоде помрачения отсутствуют). Возможно у больных эпилепсией, при патологическом опьянении. Один из видов сумеречного состояния сознания - состояние амбулаторного автоматизма (протекает без бреда и галлюцинаций): а) больные, выйдя из дома с определённой целью, неожиданно для себя оказываются в другом конце города или даже в другом городе, при этом они механически переходят улицы, едут в транспорте… б) снохождение – это сомнамбулизм, лунатизм.  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...