Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Определения свойств психики (познавательных процессов) в аспекте медицинской психологии.
Основные понятия и классификации. Приложение 1
№ п/п
| Свойство психики
| Определение
| Классификация
| Понятия и виды нарушений
| 1
| Ощущение
| Ощущение– это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
| 1) пространственные; временные; пространственно-временные.
2) высшие и низшие.
3)От места рецептора и источника раздражения:
- экстерорецепторы – рецепторы внешней среды ;
- проприорецепторы – рецепторы, отражающие движение и положение тела в пространстве;
- интерорецепторы – рецепторы внутренних органов
| Основные свойства ощущений: модальность (главная особенность: зрительная, слуховая) и качество (представлены в каждой модальности: например, яркость, контрастность в зрительной модальности; интенсивность; временная характеристика (длительность); пространственная характеристика.
Виды нарушений: анестезия, гипостезия, гиперстезия, синестезия, парестезия, полиестезия.
| 2
| Восприятие
| Восприятие– это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.
| Основные свойствавосприятия:
- предметность;
- целостность;
- константность;
- категориальность.
| Основные принципы восприятия:
- принцип близости(чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).
- принцип сходства(похожие элементы стремятся к объединению).
- принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры).
- принцип замкнутости - элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого изображения).
Виды нарушений: иллюзии, галлюцинации, эйдетизм, деперсонализация, дереализация, агнозия (нарушение узнавания предметов и собственного тела).
| 3
| Внимание
| 1. Внимание - направленность психической деятельности человека на избирательное восприятие отдельных предметов и явлений.
2. Внимание– сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
| Особенности внимания:
- избирательность (возможность концентрации на определённой информации);
- объём (совокупность объектов, наблюдаемых одновременно);
- устойчивость (возможность длительно концентрировать и сохранять интенсивность внимания);
- переключаемость – возможность выполнять действия при смене целей.
Основные характеристики: предметность и ограниченность
| К нарушениям внимания относят:
1. ослабление внимания;
2. сужение объёма внимания;
3. снижение концентрации внимания;
4. трудности переключения внимания;
5. истощаемость внимания;
6. лабильность концентрации внимания.
| 4
| Память
| 1.Память – психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта, того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
2.Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
3. Представления – это воспроизведённые образы предметов и явлений, воспринимавшихся человеком в его прошлом опыте.
| Структура памяти включает следующие процессы: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Ассоциации при запоминании могут быть по смежности (стихи), сходству (один цвет обивки у стула и дивана) и контрасту (чёрный-белый).
Сохранение: кратковременная и долговременная память.
Воспроизведение: произвольное и непроизвольное.
Типы памяти: наглядно-образная и словесно-логическая. Ещё выделяют зрительную, слуховую, двигательную и смешанную.
| Виды нарушений: гипермнезия (усиление памяти), гипомнезия (ослабление памяти), парамнезии (расстройства памяти): конфабуляции и псевдореминисценции – искажение и замещение содержания воспроизводимого материала.
Выделяют несколько видов расстройств памяти:
- непосредственной памяти (Корсаковский синдром);
- опосредованной памяти (хуже запоминают с использованием промежуточного – опосредующего звена);
- динамики мнестической деятельности (то запоминают, то нет);
- мотивационного компонента памяти (нет мотивации, воспроизводство законченных и незаконченных заданий одинаково).
| 5
| Мышление
| 1. Мышление– форма отражения в сознании окружающей деятельности с помощью которой устанавливаются взаимосвязь, взаимозависимость, общность и различие предметов и явлений.
2. Мышление– это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчинённая цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется (1962, Б.В. Зейгарник).
3. Мышление – это познавательный процесс, который заключается в опосредованном и обобщённом отражении связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира в сознании человека.
| Мыслительные операции:анализ (расчленение целого на части), синтез (из частей целое), сравнение (выделение сходства и различия объектов), обобщение (объединение на основе общих свойств), классификация (распределение по группам на основе сравнения и обобщения), абстрагирование (мыслю отвлечённо от предмета), конкретизация (от отвлечения перехожу к конкретному предмету).
Мышление может нарушаться по форме и содержанию:
- по форме: 1) нарушения по темпу: а) ускорение (скачка идей, МДП; мантизм – наплыв мыслей, возникающий помимо воли больного при шизофрении, МДП); б) замедление – заторможенность (крайняя степень – полная остановка течения мысли – при депрессивной фазе МДП). 2) нарушения по стройности: а) разорванность – нарушение логической связи между членами предложения (при этом сохраняется граммотическая составляющая), б) бессвязность – это нарушение в области речи, смысловой и синтаксической её составляющих; в) вербигерация – стереотипное повторение в речи сходных по звучанию отдельных слов и словосочетаний. 3) нарушения по целенаправленности: а) резонёрство б) патологическая обстоятельность мышления в) персеверация.
- по содержанию:1) навязчивые состояния - непроизвольно возникающие мысли от которых трудно избавиться при сохранении критики. 2) сверхценные идеи – эмоционально насыщенные и правдоподобные убеждения. 3) бредовые идеи – ложные суждения и умозаключения.
| 1. Понятия –обобщение данных чувственного познания посредством мышления.
2.Понятия –отражение в мышлении общих и существенных свойств группы сходных предметов или явлений действительности. Мышление оперирует понятиями. Понятие – высшая форма отражения: конкретные и абстрактные.
Суждения –высказывания в котором утверждаются или отрицаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Умозаключение –вывод из одного или нескольких суждений нового суждения.Индукция (из частного к общему). Дедукция(из общего выводы о частных случаях).
Виды нарушений:
- операционной стороны мышления (снижение и искажение уровня обобщения – либо преобладает конкретика, либо чрезмерное обобщение – связывают всё с чем угодно);
- динамики мышления (непоследовательность суждений; лабильность мышления (легко сбиваются на другое); инертность мышления (не переключить его, «переклинило»).
- мотивационной (личностной) стороны мышления: разноплановость (мыслит в разных плоскостях) и резонёрство (бесплодное мудрствование).
| 6
| Эмоции
| 1. Эмоции –это переживание человеком действительности.
2. Эмоции – это «интегральное выражение изменённого тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека».
| Классификация эмоций:
- эмоциональные реакции (кратковременные ответные переживания на стимулы);
- эмоциональные состояния (состояния, сопровождаемые изменением нервно-психологического тонуса;
- эмоциональные отношения (чувства) - связь конкретных эмоций с определёнными объектами.
- алекситимия– невозможность назвать свои эмоциональные переживания или весомые затруднения при их описании;
- ангедония – полное потеря интереса к окружающему, утрата чувства радости, удовольствия.
- эмпатия (эмоциональная отзывчивость) – способность точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему (это способность является очень важной для эффективного лечения).
| Аффекты – это явные эмоциональные состояния человека, которые характеризуются существенными изменениями в поведении.
Страсти – это своеобразные сплавы эмоций и чувств, сконцентрированных на определённом виде деятельности. Наиболее распространённые эмоциональные феномены (виды настроения):
- депрессия – пониженное настроение, двигательная заторможенность, замедленное мышление;
- мания - повышенное радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение, ускоренное мышление; эйфория– повышенное, неадекватно весёлое настроение;
- дисфория – злобно-гневливое настроение;
- апатия– состояние безразличия;
- слабодушие – несдержанность эмоций;
- паротимия – неадекватный аффект, не соответствующий вызвавшей его причине;
- тоска– чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца;
- беспокойство – чувство напряжённого беспредметного ожидания надвигающегося несчастья;
- амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных эмоций;
- страх – чувство внутренней напряжённости, которое связано с ожиданием конкретных угрожающих событий или действий; проецируется вовне;
- тревога - чувство внутренней напряжённости, которое связано с ожиданием угрожающих событий; обычно не проецируется во вне;
| 7
| Воля
| Воля – способность регулировать поведение, управлять собой.Волевое усилие –достижение сознательно поставленной цели.
| Особенности воли: целеустремлённость; решительность; настойчивость. Мотивационная сфера включает широту, гибкость, иерархизированность.
К парабулиям (болезненным потребностям и Мотивам) относят следующие нарушения:
1. Анорексия– подавление желания есть, отсутствие аппетита.
2. Булимия – болезненное желание часто, постоянно и много есть.
3. Дромомания– патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству.
4. Пиромания– к поджогам.
5. Клептомания – к воровству ненужных данному человеку предметов.
6. Дипсомания – к запоям.
7. Онихофагия– непреодолимое желание грызть ногти.
8. Арифмомания - непреодолимое желание считать ступени лестницы, окна в домах…
9. Суицидальное поведение.
Наиболее ярко нарушения двигательно-волевой сферы представлены в кататоническом синдроме:
- стереотипии – частое и ритмичное повторение одних и тех же движений;
- импульсивные движения – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;
- негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;
- эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые от видит или слышит в данный момент;
- каталепсия («симптом восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени.
| Деятельность –совокупность действий человека, которые объединены общей целью и выполняют определённую общественную функцию.
Мотив – то, что побуждает (заставляет) действовать (основание деятельности), то, что направляет деятельность на удовлетворение определённых потребностей.
Цель – тот результат, на который направлена деятельность.
Способы осуществления деятельности= орудия + навыки и умения. Деятельностьвыражается в действиях. Действие – это элемент деятельности, определяемый простейшей целью. Действия слагаются из движений.
Навыки –автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения, «память действий».
Упражнение – целенаправленное, многократно повторяющееся действие с целью его усовершенствования.
Абулия – безволие.
Нарушения волевой деятельности:
- нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирование иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека (в 60 лет решил стать олимпийским чемпионом по бегу);
- парабулия– формирование патологических (болезненных) потребностей и мотивов;
- гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения).
- гипобулия - нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).
|
8
| Интеллект
| Интеллект –приобретённые знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию в умственной деятельности.
Интеллект и мышление не тождественны. Мышление – активная функция интеллекта и совершается по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.
Интеллект – система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности).
| Выделяют 3 формы интеллекта:
- Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
- Способность решать проблемы;
- Практический интеллект (умение адаптироваться в окружающей обстановке).
| Основные формы нарушения интеллекта – олигофрения (врождённое недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).
Выделяют 3 формы организации интеллекта:
1. Здравый смысл – процесс правильного отражения реальной действительности, основанный на анализе мотивов поведения людей и использующий рациональный способ мышления.
2. Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании знаний, мотивов деятельности участников коммуникации.
3. Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.
Интеллектуальное познание может использовать следующие способы:
- рациональный (требует применения логических законов, выдвижение гипотез и их подтверждение).
- иррациональный (опирается на неосознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинных логических законов).
| 9
| Речь
| 1. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
2. Речь – это высшая форма передачи информации с помощью различных сигналов и знаков: акустических, письменных или пантомимических. Основной функцией речи является обеспечение общения.
| Разновидности речи: устная, сенсорная, внутренная, письменная речь.
Виды речи:
- экспрессивная – громкая выразительная речь (обращённая);
- импрессивная – «понимающая речь».
Дислексия (алексия)– расстройства чтения.
Аграфия (дисграфия) – нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
Акалькулия – нарушение счётных операций.
Парафазия – замена некоторых слов другими.
Вербигерация– многократное повторение отдельных слов или слогов.
Инкогеренция – бессмысленный набор слов
Логорея – очень быстрая речь.
| Нарушения речи:
1. Сенсорная афазия – не понимают обращённую к ним речь.
2. Акустико-мнестическая афазия - не способен запомнить даже небольшой речевой материал.
3. Оптико-мнестическая афазия - не могут правильно назвать предмет.
4. Афферентная моторная афазия– «рот не слушается».
5. Семантическая афазия – не понимает слова, обозначающие пространственные взаимоотношения.
6. Моторная эфферентная афазия – не может произносить слова.
7. Динамическая афазия – бедность речевых высказываний.
| 10
| Сознание
| 1. Сознание –высший уровень психической деятельности, проявляющийся способностью отдавать себе ясный отчёт об окружающем в настоящем и прошлом времени, позволяющий предвидеть будущее и управлять, в соответствии с этим, своим поведением.
2. Сознание– есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям.
3. Самосознание – это осознание человеком собственной личности.
Сознание человека оценивается на основании: осознания им себя; осознание пространства (места, в котором он в данный момент находится); осознание времени.
К. Ясперсом выделены критерии помрачённого сознания, которые оцениваются вместе:
- дезориентировка в пространстве, времени и ситуации;
- бессвязность мышления;
- нечёткое восприятие окружающего;
- трудность воспоминаний о произошедших событиях.
| Сознание может выключаться (состояния «выключенного сознания» - нарушения по глубине) и расстраиваться (состояния «расстроенного сознания» - нарушения по качеству):
I) Состояния «выключенного сознания»:
1. Обнубиляция – (лат. облако) – затуманивается, ориентировки сохранены, всё помнит.
2. Сомналенция (лат. сонливость) – дремота, ориентировки сохранены, всё помнит.
3. Оглушение – лёгкое, среднее, глубокое – сонлив или спит, на вопросы с задержкой.
4. Сопор– не отвечает ни на какие раздражители.
5. Кома– полное выключение сознания.
| II) Состояния «расстроенного сознания»:
1. Делирий (во времени, месте не ориентирован, в «Я» ориентирован, бред, галлюцинации – «белая горячка»; имеется ложная ориентировка, как правило, возникает вечером, а ночью усиливается; причина: после ЧМТ у «органиков», при инфекционных, алкогольных и наркотических интоксикациях, после выхода из делирия больные могут вспоминать отдельные фрагменты событий).
2. Анейроид (ложная ориентировка в пространстве, времени и частично в собственной личности + фантастические сноподобные переживания – межпланетные путешествия на Марс, галлюцинации с характером громадности: «гибель города», «как раскалывается земной шар».Чаще при шизофрении и эпилепсии).
3. Сумеречное состояние сознания (дезориентировка в пространстве, времени и в собственной личности; сужение сознания, хотя внешне больной упорядочен; приходит внезапно и внезапно заканчивается, могут быть устрашающие галлюцинации, бредовые идеи и немотивированные поступки – бегство, нападение; воспоминания о периоде помрачения отсутствуют). Возможно у больных эпилепсией, при патологическом опьянении.
Один из видов сумеречного состояния сознания - состояние амбулаторного автоматизма (протекает без бреда и галлюцинаций):
а) больные, выйдя из дома с определённой целью, неожиданно для себя оказываются в другом конце города или даже в другом городе, при этом они механически переходят улицы, едут в транспорте…
б) снохождение – это сомнамбулизм, лунатизм.
|
|