Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словарь научных терминов, используемых при написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)




А

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью
анкеты, при котором анкетируемые дают письменные ответы на
вопросы.

Актуальность темы исследованиявключает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

В

Выполнение работы несамостоятельное– заимствование в объеме, не оправданном целью цитирования, цитирование без проведения самостоятельного исследования.

Г

Гипотеза исследования– совокупность теоретически обоснованных предположений о возможном решении проблемы исследования, истинность которых подлежит проверке.

Д

Дедукция– вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

З

Заимствование– правомерное или неправомерное использование в письменных работах в виде цитат или изложения продукта чужого интеллектуального труда.

Заимствование корректное– приведение выдержки из текста, с указанием имени автора, названия произведения и в объеме, оправданном целью цитирования.

Заимствование некорректное– приведение выдержки из текста, без указания имени автора, названия произведения и в объеме, не оправданном целью цитирования.

И

Идея – определенное положение о системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Интервьюирование –метод исследования, при котором исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Исследованиев области педагогики – процесс и
результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре,
содержании, принципах, технологиях, механизмах

Исследовательская беседа –метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении, с помощью которого исследователь выясняет мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и яв­лениям и тем самым пытается составить более глубокое пред­ставление о сущности и причинах этих явлений.

К

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа (тезиса, статьи, отчета и т.п.).

Концепция– системаидей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практической деятельности.

Концепции образования (от лат. сопсерtiо - понима­ние, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.

Концепция образования (концепция подготовки)– система социальных, педагогических и учебно-организационных исходных позиций, которыми руководствуются при организации обучения и воспитания на одной из ступеней системы образования.

Концепция (теория) обучения – совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Критерий -признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

М

Метод изучения и анализа документации –метод исследования, при котором изучается различная документация (личные дела, медицинские карты, классные журналы, дневники, протоколы собраний, заседаний и т.п.), что позволяет вооружить исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Метод изучения и анализа результатов деятельности испытуемых –метод исследования, при котором изучаются результаты деятельности испытуе6мых (письменные, графические, творческие, контрольные работы, рисунки, чертежи, детали, тетради по отдельным дисциплинам и т.п.), которые могут дать необходимые сведения об индивидуальности испытуемых, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Метод моделирования – общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.

Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания), и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, обоснованию программ, логики, методов и оценки качества исследовательской работы.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Модель – описание, которое отражает реальность до уровня абстракции, т.е. представляет некий идеальный образ, мысленный или условный; изображение, описание, схема) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заменителя». Модель обеспечивает прогноз и делает его более полным и обоснованным, но это возможно только на базе уже выявленных тенденций, исторического опыта, выделенного и интерпретированного на основе ретроспективного анализа, экспертных оценок экстраполяции тенденций на будущее, концептуального истолкования фактов.

Модель по содержанию, полностью или преимущественно, может быть: 

- описательной чаще всего это текст, раскрывающий принципы преобразования, ее этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами);

- структурной (обнаруживается состав, иерархия элементов системы);

- функциональной или функционально-динамической 9тогда преимущественно используются схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы);

- эвристической (дающей возможность обнаружить новые связи и зависимости);

- интегративной, смешанной, включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей.

О

Образовательная модель– образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, про­ектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования уче­ников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть – то явление, которое будет исследоваться.Им могут быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

П

Парадигма педагогическая (от греч. paradeigma –  пример, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «пара­дигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различ­ные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.

Парадигма развития образования (от греческого paradeigma – при­мер, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок в развитии образования, которыми руководствуются в ка­честве образца (модели, стандарта).

Педагогический эксперимент -специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности, сущность которого заключается в специальной организации педагогической деятельности педагогов и обучающихся с целью проверки и

Педагогическое наблюдение – целенаправленное специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов, как в естественных, так и в экспериментальных условиях в процессе, которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Педагогическое тестирование– один из методов целенаправленного обследования испытуемых, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерить диагностируемые качества.

Плагиат– умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.

Предмет исследования – конкретная часть объекта, сущностная его сторона, те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Положения, выносимые на защиту –основные положения, содержание которых, согласно проблеме исследования, выносятся на публичную защиту.

Проблема исследованиявыражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки и является своеобразной заявкой на поиск решения противоречия в научной психолого-педагогической литературе и опытно-экспериментальной работе.

С

Степень разработанности проблемы исследованиявключает указание того, в какой степени изучена проблема исследования в психолого-педагогической литературе, какие ее направления и аспекты не нашли достаточного освещения в педагогической науке и практике.  

Т

Тенденция– направление, в котором совершается развитие.

Тенденции развития образования – основные направления, определяющие его дальнейшее развитие.

У

Условие, в понимании философов, - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Условия, как одна из категорий детерминизма образует, таким образом, момент всеобщей диалектической взаимосвязи.

Условия (педагогические)– условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и развитие нужного качества/процесса, так как создают ту среду и те взаимоотношения, в которых необходимые явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Ф

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила к.-л. изменения, явления.

Факторы – то, что объективно существует и с необходимостью определяет тот или иной процесс.

Э

Этапы исследования – составные части исследовательской деятельности, выстроенные в определенной последовательности.

Приложение 10










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...