Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностические игры и упражнения




Аплодисменты по кругу

 В этом замечательном и неординарном ритуале все происхо­дит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра по­строена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего отряда. Эта игра – одна из самых любимых практи­чески во всех возрастных группах.

Инструкция:Кто из вас может представить, что чувствует ар­тист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слу­шая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее вол­нение.

У нас очень хороший отряд, и каждый из вас заслужил аплодисмен­ты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты снача­ла звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получа­ет свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следую­щего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжает­ся, а овации становятся все громче и громче.

Вот я какой!

Эта игра прекрасно подходит для начала смены. Де­ти могут представить себя небольшому кругу своих сверстников, рас­сказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще не­достаточно быстро, то им стоит раздать предварительно размноженную ан­кету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволя­ющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. На­пример: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой чело­век, чтобы ты захотел стать его другом?», «С какими взрослыми тебе ин­тереснее и легче общаться?»

Материалы: тексты анкеты «Вот я какой!»для каждого.

Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.) А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анкета «Вот я какой!»

1. Меня зовут

2. Мне лет

3.Улица, на которой я живу, называется

4. Моя любимая еда

5. Мой любимый цвет

6. Мое любимое животное

7. Моя любимая книга

8. Моя любимая телевизионная передача

9. Самый прекрасный фильм, который я видел

10. Я люблю в себе

11. Моя любимая игра

12. Моего лучшего друга зовут

13. Страна, в которую я бы хотел съездить

14. Лучше всего я умею

15. Моих братьев и сестер зовут

16. Самая главная моя цель

 Анализ упражнения:

– С кем из детей у тебя больше всего общего?

– Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

– На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

 

Головомяч

С помощью упражнения «Головомяч» можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с парт­нером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каж­дый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.

 Материалы: для каждой пары детей – один мяч среднего размера.

 Инструкция:Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг про­тив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась ря­дом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, вы можете ее усложнить. Для этого можно объединять детей не в пары, а в тройки. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максималь­ным числом игроков можно поднять мяч головами.

Анализ упражнения:

– Что было наиболее сложным в этой игре?

– С кем тебе поднимать мяч легче всего?

– Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

 

Да и нет

С помощью этой игры дети могут трансформировать накоп­ленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаим­ную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радо­сти, и по ее завершении отряд становится вполне работоспособным. Впрочем, следует принять во внимание, что иногда в ходе игры в группе становится очень шумно. Иногда имеет смысл организовывать игру так, чтобы дети смогли «поспорить» не с одним партнером, а с двумя или да­же тремя.

Инструкция:Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив дру­га. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто – «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же от­вечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: «Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой «спор», но при этом важно, чтобы никто ни­кого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Анализ упражнения:

– Как ты себя сейчас чувствуешь?

– Как тебе удобнее спорить – произнося слово «Да» или «Нет»?

– Ты говорил достаточно громко?

Двое с одним мелком

В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с дру­гом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка – та, которая нравится детям.

Материалы: каждой паре нужны один большой лист бумаги (фор­мат A3) и один восковый мелок (фломастер); в качестве сопровождения должна зву­чать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкаль­ных вкусов детей отряда).

Инструкция:Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со сво­им партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы – одна ко­манда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны од­новременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте прави­лу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договари­ваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре дол­жны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы може­те время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз – вы будете рисовать под кра­сивую музыку. У вас три-четыре минуты времени. (Подберите музы­кальную композицию на указанное время.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.

По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.

Анализ упражнения:

– Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?

– Сложно ли было вам рисовать молча?

Достижение цели

Настроиться на успех легче, если предвосхитить его, осо­бенно когда мы во всех возможных деталях представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут опи­сывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

Инструкция:Посидите несколько мгновений в тишине и подумай­те о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2–3 минуты.)

После этого дайте каж­дому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальным соб­ственную пантомиму. Дети угадывают, что им хотели по­казать. Можно проводить эту игру, объединяя де­тей в подгруппы по 6–7 человек.

Анализ упражнения:

– Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

– Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

– Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели?

– Что тебе нужно сделать для этого?

– Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

– Откуда ты берешь свои цели?

– Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Имя и движение

Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале зна­комства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере разви­тия игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится режиссером, по воле которого действуют все осталь­ные, включая и воспитателя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция:Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)

Анализ упражнения:

– Чьи имена тебе было легко запомнить?

– Чьи имена ты забывал?

– Чьи движения тебе понравились больше других?

– Знаешь ли ты, что означает твое имя?

– О ком ты узнал что-нибудь новое?

Ковер мира

Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разре­шения конфликтов в отряде с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы:кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров, или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, на­пример, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция:Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими брать­ями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в лагере, отряде? Как вы чувству­ете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мир­ного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него – красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят полу­чить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер ми­ра», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

(После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер ми­ра».) Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» наше­го отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы дол­жны мне помочь украсить его.

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Вся­кий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разреше­ния возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исклю­чительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они нач­нут применять «ковер мира» без вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой страте­гии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а так­же поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или фи­зической агрессии.

Анализ упражнения:

– Почему так важен для нас «ковер мира»?

– Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

– Почему недопустимо применение в споре насилия?

– Что ты понимаешь под справедливостью?

Копилка хороших поступков

Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и дости­жения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недо­четах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем вашему вни­манию «Копилку хороших поступков».

Материалы:бумага и карандаш для каждого.

Инструкция:Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ва­ши родители, а может быть, даже еще больше, чем они. Большинст­во людей полагают, что они добьются большего успеха, если постоян­но будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важ­ный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои до­стижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, активно поработал в творческой группе, хорошо дежурил в столовой, пригласил на дискотеку понравившуюся девочку из другого отряда…

Выберите из все­го этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Иван, ты на самом деле сде­лал это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу. На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь записать три дос­тойных поступка, совершенных за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что за­служил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Корабль среди скал

Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольст­вием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуни­кативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме то­го, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту.

Материалы: повязка на глаза.

Инструкция:Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сей­час я объясню вам, правила игры и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти утесы чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет ко­раблем, а кто-то другой – капитаном корабля. Кораблю мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не на­летел ни на один утес. Любой из вас может сейчас сказать, что он хочет быть кораблем, и встать внутри круга на любое место, которое ста­новится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капита­ном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем кораблю глаза.

Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ре­бята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через ко­торые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.

Помогите «скалам» создать в меру сложные препятствия – такие, чтобы затруднить выполнение задания для «корабля» и «капитана», но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количест­во «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность «кораблю» и «капитану» сообща опреде­лить, сколько «скал» они хотели бы преодолеть. Такая возможность упра­влять игрой – отличный способ мотивации для детей.

Скалы остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а по­том расскажут нам, задел ли их корабль. Капитан же должен вести корабль очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Сде­лай еще один шаг вперед», «Стоп!», «Повернись направо… Еще немного», «Сделай один шаг вперед», «Стоп!», «Сделай один шаг влево» и т.д. Когда корабль подойдет к конечной точке своего маршрута, га­вань должна сказать кораблю: «Ты достиг цели», и радостно заклю­чить «корабль» в объятия.

Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать.

Анализ упражнения:

– Что ты чувствовал, когда был кораблем?

– Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном?

– Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому?

– Что было самым трудным для тебя как капитана?

– Как часто твой корабль налетал на скалы?

– Были ли скалы честным препятствием?

– Что ты чувствовал, когда был скалой, а корабль проходил совсем рядом с тобой?

Равновесие

Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе обще­ния бывают в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между же­ланием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлени­ем возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувству­ет себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта.

Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учат­ся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. В то же время вы сами также можете принять участие в этой игре. Вам стоит играть в положении стоя, причем один раз с ребенком, с которым вы хо­рошо ладите, а второй раз с ребенком, отношения с которым у вас более сложные. И вы сами сможете ощутить разницу между этими двумя ситу­ациями.

Инструкция:Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и от­клонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. На­сколько далеко вы можете отклониться назад?

Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и откло­нитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад?

А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к дру­гу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями ва­шего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Найдите себе новых партнеров.

Дайте детям возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами.

Анализ упражнения:

– Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?

– Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером?

– С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создава­ло затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

– Что нужно делать для того, чтобы поддерживать равно­весие с партнером?

– Бывают ли в отряде ситуации, где важно поддерживать равнове­сие?

– Есть ли ребята, которые говорят слишком много?

– Есть ли ребята, которым обязательно надо во все вмешаться?

– Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне?

Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетяги­вают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их от­ношения с другими детьми.

Сердце отряда

Эта игра благодаря используемой в ней символике велико­лепно подходит к Дню святого Валентина или празднику 8 Марта. Но, конечно же, вы можете проводить ее и в другие дни. На большом картон­ном сердце пишется что-нибудь позитивное про каждого члена отряда, чтобы все ощущали себя уважаемыми и достойными любви и внимания.

Материалы:бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона.

Инструкция:Знаете ли вы, что у нашего отряда есть свое серд­це? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку.

А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я прине­сла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашего отряда. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов прийти на помощь». Если составленная вами фраза при­дется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце отряда.

Положите красное сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. После того как вы проведете анализ упражнения, сердце отряда может стать прекрасным декоративным украшением поме­щения.

Анализ упражнения:

– Понравилась ли тебе эта игра?

– Что тебе нравится в этом сердце?

– Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке?

– Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

Сладкая проблема

В этой игре дети могут научиться решать небольшие пробле­мы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокой­ной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра – хороший повод поговорить о справедливости.

Материалы:по одному печенью на каждого; каж­дой паре детей – по одной салфетке.

Инструкция:Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколь­ко печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте…

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить пече­нье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете на­чать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера…

(Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть пе­ченье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребу­ется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.)

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

(И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливо­сти». Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партне­ру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст пе­ченье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.)

 А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым пе­ченьем, что стало со вторым…

Анализ упражнения:

– Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чув­ствовал?

– Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

– Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

– В этой игре с тобой справедливо обошлись?

– Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?

– Как ты себя при этом чувствовал?

– Как иначе ты мог бы прийти к единому мнению со своим партнером?

– Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Сходства

В младшем возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других лю­дей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что лю­дей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство меж­ду собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное, «разогре­вающее» упражнение, помогающее детям установить контакт друг с дру­гом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки.

Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.

Инструкция:Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, напри­мер, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, кото­рых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нуж­но будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут и за это время вы должны найти несколько определений, объединяющих вас.

На­пример, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побы­вал на Красной площади или что каждый из вас не любит манную ка­шу. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.

Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: «Первое!» Пусть все услышат, как вы рады. За­тем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывай­те друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы сно­ва подпрыгните вверх и прокричите: «Второе!» Задача каждой тройки – в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.

Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы любите смотреть телевизор? – Естественно. – Вот вам и первое!». «Ты ногти стрижешь? – Само собой! – Вот вам и второе!». «Ты по-русски говоришь? – Конечно. – Вот вам и третье!». Но такие сход­ства очень скучны. Ваша задача – найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные.

Например: «Моя мама учит испанский…» –« А у меня брат знает испанский». – «А я сам знаю несколь­ко фраз по-испански». Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда начали!

Анализ упражнения:

– Какая команда закончила игру первой?

– О ком из детей ты узнал что-то новое?

– Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым-самым?

– Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с детьми?

Танцующие руки

Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им пре­красную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Материалы:большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки или фломастеры. Игра сопровождается оживленной музы­кой.

Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой ва­риант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)

Инструкция:Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.

Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмот­реть, что у вас получилось. (2–3 минуты.)

Трио

Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаи­модействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем слож­ности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои дви­жения с движениями других детей.

Материалы:пустые коробки или небольшие куски коврового покрытия.

Инструкция:Я приготовила для вас сложное задание, выполняя кото­рое, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предна­значена для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит твою ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с левой ногой соседа…

Те­перь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справить­ся с заданием.

Анализ упражнения:

– Вам понравилась эта игра?

– Что было труднее всего?

– Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?

Хвасталки

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим со­бой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутрен­ние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчи­вость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно – радовать­ся успехам других.

Инструкция:Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказы­вать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообраз­на, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть ус­пешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждо­го из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих.

Я подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих ус­пехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое до­стижение. Тот, кому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а мой собеседник подойдет к сле­дующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как иг­рать?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требует­ся гораздо больше мужества.

Анализ упражнения:

– Понравилась ли тебе эта игра?

– Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

– Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

– Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Что важно для меня

Эта игра способствует развитию взаимодействия между чле­нами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя дру­гим детям. Это очень быстро сплачивает подростков. Многие дети изумляются, когда видят, сколько человек из отряда, оказыва­ется, разделяет их интересы и ценности.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция:Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Вам говорят, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хо­рошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.)

Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли про­читать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь чи­тайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхажи­вать по комнате…

Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попро­сите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассни­ков. После восьми сигналов «Стоп!» игру можно закончить.

Анализ упражнения:

– Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

– Чьи записи тебя удивили?

– Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

 

Это почти пианино

В ходе этого упражнения дети могут немного поэксперимен­тировать со своим голосом. Кроме того, необычная структура игры обес­печивает особую концентрацию детей на происходящем и заставляет их внимательно слушать друг друга. Конечно же, при этом развивается му­зыкальная эрудиция и способность творческого самовыражения. Опти­мальный по сложности «инструмент» вы можете составить из пятерых де­тей. Помогите детям придумать звучание и тональность их «инструмента», а через некоторое время передайте им и роль «музыканта». После того как вы несколько раз проведете эту игру, наверняка заметите, что дети становятся изобретательнее при выдумывании но­вых форм и окрасок звучания «инструмента».

Инструкция:Сегодня я хочу построить из вас такой музыкаль­ный инструмент, какого в природе не существует. Разбейтесь, пожа­луйста, на группы, по шесть человек в каждой. Пятеро из вас станут музыкальным инструментом, а один – музыкантом. Я помогу каждой группе начать работу.

(Начните работать с одной из групп, а остальные пусть пока посмот­рят.)

Пусть кто-то один из вашей группы ляжет на пол. Клава, какой нотой, каким звуком ты хочешь стать? Этот звук ты можешь сейчас пропеть. Но помни, что эту ноту тебе придется в ходе игры пропевать много раз и делать это все время одинаково. (Попросите ребенка воспроизвести выбранный им звук.) Теперь пусть к Клаве присоединит­ся следующий. Ложись, пожалуйста, перпендикулярно Клаве на пол и положи свою голову ей на живот. А ты каким звуком хочешь стать?

(Расположите всех пятерых детей «лесенкой» на полу так, чтобы ка­ждый следующий положил голову на живот предыдущему. Пусть перед этим каждый ребенок продемонстрирует свой звук.)

Шестой будет музыкантом. Потом он сможет поменять­ся местами с кем-нибудь из инструмента. Поэтому постарайся зара­нее продумать свое собственное звучание… А теперь я покажу вам, как нужно играть на этом инструменте. Когда я буду прикасаться к твоему лбу, ты будешь петь свой звук до тех пор, пока я не уберу руку. Таким образом, я буду играть одну ноту. Одной рукой можно играть только одну ноту. Если я буду играть двумя руками, то смогу извлечь из инструмента сразу два звука, они могут быть долгими или короткими.

(Продемонстрируйте разные возможности «инструмента» и передай­те роль «музыканта» шестому ребенку. Помогите затем и остальным груп­пам сформировать свои «инструменты». Проследите за тем, чтобы в ходе игры как можно больше детей побыли «музыкантами».)

Анализ упражнения:

– Понравился ли тебе инструмент, частью которого ты был?

– Что тебе понравилось больше всего?

– Какой музыкант лучше всех играл на вашем инструменте?

Рекомендуем почитать и поработать самостоятельно:

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара, 2003.

2. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых. /Под общей ред. Г.В. Семья. – М., 1998.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1981.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. – М., 2003.

6. Планета счастья. Из опыта работы ДОЦ «Сережа». – Нижний Новгород, 2003.

7. Программа «Лидер». /Авт. коллектив под рук. Рожкова М.И.; СПО–ФДО. – М., 1992.

8. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. – М., 2002.

9. Психологический досуг в детском коллективе. Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. М.В. Целищева. – Минск, 2003.

10. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М., 2003.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. В 4 т. – М., 2000.

12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2002.

13. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – Краснодар, 1993.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...