Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностические игры и упражнения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Аплодисменты по кругу В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего отряда. Эта игра – одна из самых любимых практически во всех возрастных группах. Инструкция:Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение. У нас очень хороший отряд, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Вот я какой! Эта игра прекрасно подходит для начала смены. Дети могут представить себя небольшому кругу своих сверстников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно быстро, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?» Материалы: тексты анкеты «Вот я какой!»для каждого. Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.) А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей. Анкета «Вот я какой!» 1. Меня зовут … 2. Мне лет … 3.Улица, на которой я живу, называется … 4. Моя любимая еда … 5. Мой любимый цвет … 6. Мое любимое животное … 7. Моя любимая книга … 8. Моя любимая телевизионная передача … 9. Самый прекрасный фильм, который я видел … 10. Я люблю в себе … 11. Моя любимая игра … 12. Моего лучшего друга зовут … 13. Страна, в которую я бы хотел съездить … 14. Лучше всего я умею … 15. Моих братьев и сестер зовут … 16. Самая главная моя цель … Анализ упражнения: – С кем из детей у тебя больше всего общего? – Чьи ответы показались тебе самыми интересными? – На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
Головомяч С помощью упражнения «Головомяч» можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера. Материалы: для каждой пары детей – один мяч среднего размера. Инструкция:Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, вы можете ее усложнить. Для этого можно объединять детей не в пары, а в тройки. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами. Анализ упражнения: – Что было наиболее сложным в этой игре? – С кем тебе поднимать мяч легче всего? – Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?
Да и нет С помощью этой игры дети могут трансформировать накопленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радости, и по ее завершении отряд становится вполне работоспособным. Впрочем, следует принять во внимание, что иногда в ходе игры в группе становится очень шумно. Иногда имеет смысл организовывать игру так, чтобы дети смогли «поспорить» не с одним партнером, а с двумя или даже тремя. Инструкция:Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто – «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: «Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой «спор», но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор». Анализ упражнения: – Как ты себя сейчас чувствуешь? – Как тебе удобнее спорить – произнося слово «Да» или «Нет»? – Ты говорил достаточно громко? Двое с одним мелком В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка – та, которая нравится детям. Материалы: каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат A3) и один восковый мелок (фломастер); в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов детей отряда). Инструкция:Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз – вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три-четыре минуты времени. (Подберите музыкальную композицию на указанное время.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы. По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения. Анализ упражнения: – Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером? – Сложно ли было вам рисовать молча? Достижение цели Настроиться на успех легче, если предвосхитить его, особенно когда мы во всех возможных деталях представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие. Инструкция:Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2–3 минуты.) После этого дайте каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальным собственную пантомиму. Дети угадывают, что им хотели показать. Можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6–7 человек. Анализ упражнения: – Трудно ли было тебе выбрать важную цель? – Как ты себя чувствовал, когда изображал ее? – Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? – Что тебе нужно сделать для этого? – Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети? – Откуда ты берешь свои цели? – Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые? Имя и движение Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом. Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и воспитателя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться. Инструкция:Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.) Анализ упражнения: – Чьи имена тебе было легко запомнить? – Чьи имена ты забывал? – Чьи движения тебе понравились больше других? – Знаешь ли ты, что означает твое имя? – О ком ты узнал что-нибудь новое? Ковер мира Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в отряде с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Материалы:кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров, или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное. Инструкция:Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в лагере, отряде? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения? Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него – красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? (После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира».) Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашего отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы должны мне помочь украсить его. Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. Анализ упражнения: – Почему так важен для нас «ковер мира»? – Что происходит, когда в споре побеждает более сильный? – Почему недопустимо применение в споре насилия? – Что ты понимаешь под справедливостью? Копилка хороших поступков Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию «Копилку хороших поступков». Материалы:бумага и карандаш для каждого. Инструкция:Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагают, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, активно поработал в творческой группе, хорошо дежурил в столовой, пригласил на дискотеку понравившуюся девочку из другого отряда… Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Иван, ты на самом деле сделал это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу. На все это у вас есть пять минут. Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь записать три достойных поступка, совершенных за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон. Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед. Корабль среди скал Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольствием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме того, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту. Материалы: повязка на глаза. Инструкция:Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам, правила игры и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти утесы чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой – капитаном корабля. Кораблю мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один утес. Любой из вас может сейчас сказать, что он хочет быть кораблем, и встать внутри круга на любое место, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капитаном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем кораблю глаза. Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани. Помогите «скалам» создать в меру сложные препятствия – такие, чтобы затруднить выполнение задания для «корабля» и «капитана», но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность «кораблю» и «капитану» сообща определить, сколько «скал» они хотели бы преодолеть. Такая возможность управлять игрой – отличный способ мотивации для детей. Скалы остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их корабль. Капитан же должен вести корабль очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Сделай еще один шаг вперед», «Стоп!», «Повернись направо… Еще немного», «Сделай один шаг вперед», «Стоп!», «Сделай один шаг влево» и т.д. Когда корабль подойдет к конечной точке своего маршрута, гавань должна сказать кораблю: «Ты достиг цели», и радостно заключить «корабль» в объятия. Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать. Анализ упражнения: – Что ты чувствовал, когда был кораблем? – Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном? – Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому? – Что было самым трудным для тебя как капитана? – Как часто твой корабль налетал на скалы? – Были ли скалы честным препятствием? – Что ты чувствовал, когда был скалой, а корабль проходил совсем рядом с тобой? Равновесие Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе общения бывают в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между желанием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлением возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувствует себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта. Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. В то же время вы сами также можете принять участие в этой игре. Вам стоит играть в положении стоя, причем один раз с ребенком, с которым вы хорошо ладите, а второй раз с ребенком, отношения с которым у вас более сложные. И вы сами сможете ощутить разницу между этими двумя ситуациями. Инструкция:Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад? Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад? А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие? Найдите себе новых партнеров. Дайте детям возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами. Анализ упражнения: – Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер? – Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером? – С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть? – Что нужно делать для того, чтобы поддерживать равновесие с партнером? – Бывают ли в отряде ситуации, где важно поддерживать равновесие? – Есть ли ребята, которые говорят слишком много? – Есть ли ребята, которым обязательно надо во все вмешаться? – Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне? Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми. Сердце отряда Эта игра благодаря используемой в ней символике великолепно подходит к Дню святого Валентина или празднику 8 Марта. Но, конечно же, вы можете проводить ее и в другие дни. На большом картонном сердце пишется что-нибудь позитивное про каждого члена отряда, чтобы все ощущали себя уважаемыми и достойными любви и внимания. Материалы:бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона. Инструкция:Знаете ли вы, что у нашего отряда есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку. А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашего отряда. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов прийти на помощь». Если составленная вами фраза придется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце отряда. Положите красное сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. После того как вы проведете анализ упражнения, сердце отряда может стать прекрасным декоративным украшением помещения. Анализ упражнения: – Понравилась ли тебе эта игра? – Что тебе нравится в этом сердце? – Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке? – Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя? Сладкая проблема В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра – хороший повод поговорить о справедливости. Материалы:по одному печенью на каждого; каждой паре детей – по одной салфетке. Инструкция:Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте… А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера… (Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.) А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз. (И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.) А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым… Анализ упражнения: – Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал? – Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого? – Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь? – В этой игре с тобой справедливо обошлись? – Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению? – Как ты себя при этом чувствовал? – Как иначе ты мог бы прийти к единому мнению со своим партнером? – Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье? Сходства В младшем возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других людей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что людей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство между собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное, «разогревающее» упражнение, помогающее детям установить контакт друг с другом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки. Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью. Инструкция:Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, которых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут и за это время вы должны найти несколько определений, объединяющих вас. Например, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал на Красной площади или что каждый из вас не любит манную кашу. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке. Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: «Первое!» Пусть все услышат, как вы рады. Затем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите: «Второе!» Задача каждой тройки – в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств. Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы любите смотреть телевизор? – Естественно. – Вот вам и первое!». «Ты ногти стрижешь? – Само собой! – Вот вам и второе!». «Ты по-русски говоришь? – Конечно. – Вот вам и третье!». Но такие сходства очень скучны. Ваша задача – найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например: «Моя мама учит испанский…» –« А у меня брат знает испанский». – «А я сам знаю несколько фраз по-испански». Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда начали! Анализ упражнения: – Какая команда закончила игру первой? – О ком из детей ты узнал что-то новое? – Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым-самым? – Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с детьми? Танцующие руки Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Материалы:большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки или фломастеры. Игра сопровождается оживленной музыкой. Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.) Инструкция:Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось. (2–3 минуты.) Трио Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей. Материалы:пустые коробки или небольшие куски коврового покрытия. Инструкция:Я приготовила для вас сложное задание, выполняя которое, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит твою ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с левой ногой соседа… Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи. Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием. Анализ упражнения: – Вам понравилась эта игра? – Что было труднее всего? – Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом? Хвасталки Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно – радоваться успехам других. Инструкция:Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха. Сейчас я расскажу, как будет проходить игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Тот, кому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а мой собеседник подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть? Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества. Анализ упражнения: – Понравилась ли тебе эта игра? – Легко ли тебе было говорить о своих успехах? – Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят? – Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми? Что важно для меня Эта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает подростков. Многие дети изумляются, когда видят, сколько человек из отряда, оказывается, разделяет их интересы и ценности. Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку. Инструкция:Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Вам говорят, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.) Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по комнате… Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После восьми сигналов «Стоп!» игру можно закончить. Анализ упражнения: – Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? – Чьи записи тебя удивили? – Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
Это почти пианино В ходе этого упражнения дети могут немного поэкспериментировать со своим голосом. Кроме того, необычная структура игры обеспечивает особую концентрацию детей на происходящем и заставляет их внимательно слушать друг друга. Конечно же, при этом развивается музыкальная эрудиция и способность творческого самовыражения. Оптимальный по сложности «инструмент» вы можете составить из пятерых детей. Помогите детям придумать звучание и тональность их «инструмента», а через некоторое время передайте им и роль «музыканта». После того как вы несколько раз проведете эту игру, наверняка заметите, что дети становятся изобретательнее при выдумывании новых форм и окрасок звучания «инструмента». Инструкция:Сегодня я хочу построить из вас такой музыкальный инструмент, какого в природе не существует. Разбейтесь, пожалуйста, на группы, по шесть человек в каждой. Пятеро из вас станут музыкальным инструментом, а один – музыкантом. Я помогу каждой группе начать работу. (Начните работать с одной из групп, а остальные пусть пока посмотрят.) Пусть кто-то один из вашей группы ляжет на пол. Клава, какой нотой, каким звуком ты хочешь стать? Этот звук ты можешь сейчас пропеть. Но помни, что эту ноту тебе придется в ходе игры пропевать много раз и делать это все время одинаково. (Попросите ребенка воспроизвести выбранный им звук.) Теперь пусть к Клаве присоединится следующий. Ложись, пожалуйста, перпендикулярно Клаве на пол и положи свою голову ей на живот. А ты каким звуком хочешь стать? (Расположите всех пятерых детей «лесенкой» на полу так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему. Пусть перед этим каждый ребенок продемонстрирует свой звук.) Шестой будет музыкантом. Потом он сможет поменяться местами с кем-нибудь из инструмента. Поэтому постарайся заранее продумать свое собственное звучание… А теперь я покажу вам, как нужно играть на этом инструменте. Когда я буду прикасаться к твоему лбу, ты будешь петь свой звук до тех пор, пока я не уберу руку. Таким образом, я буду играть одну ноту. Одной рукой можно играть только одну ноту. Если я буду играть двумя руками, то смогу извлечь из инструмента сразу два звука, они могут быть долгими или короткими. (Продемонстрируйте разные возможности «инструмента» и передайте роль «музыканта» шестому ребенку. Помогите затем и остальным группам сформировать свои «инструменты». Проследите за тем, чтобы в ходе игры как можно больше детей побыли «музыкантами».) Анализ упражнения: – Понравился ли тебе инструмент, частью которого ты был? – Что тебе понравилось больше всего? – Какой музыкант лучше всех играл на вашем инструменте? Рекомендуем почитать и поработать самостоятельно: 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара, 2003. 2. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых. /Под общей ред. Г.В. Семья. – М., 1998. 3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1981. 4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. 5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. – М., 2003. 6. Планета счастья. Из опыта работы ДОЦ «Сережа». – Нижний Новгород, 2003. 7. Программа «Лидер». /Авт. коллектив под рук. Рожкова М.И.; СПО–ФДО. – М., 1992. 8. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. – М., 2002. 9. Психологический досуг в детском коллективе. Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. М.В. Целищева. – Минск, 2003. 10. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М., 2003. 11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. В 4 т. – М., 2000. 12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2002. 13. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – Краснодар, 1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |