Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика эмоционально-психологического климата (ЭПК)




Процедура:

Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.

Бланк опроса

В нашем отряде всегда весело Все ребята в общем-то добрые Мы никогда не ссоримся Ребята в отряде вежливые, воспитанные Мне в нашем отряде хорошо, спокойно У нас все равны Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 43210 43210 43210 43210   43210   43210 43210 В нашем отряде всегда скучно В отряде много злых, равнодушных Мы часто ссоримся, конфликтуем Ребята часто грубят, ругаются Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

Обработка результатов:

Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 28 баллов (7 утверждений отмечены по максимуму баллов – 4). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК каждого ребенка, для чего суммируем отмеченные ребенком цифры по каждому из семи показателей). Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).

Оценочная шкала:

23 – 28 баллов – очень высокий

19 – 22 балла – высокий

12 – 18 баллов – средний

0 – 11 баллов – низкий

Изучение эмоционально-психологического климата отряда проводится в середине и в конце смены.

 

И наконец, самыми востребованными в практике воспитателя являются игровые формы диагностики – групповые игры и упражнения.

Групповые игры и упражнения – это большая группа психологических техник, адаптированных к педагогической деятельности и применяющихся в работе воспитателя с подростками для разных целей: сплочение группы; актуализация проблемы, над которой предстоит работать в группе; отработка новых навыков поведения; изучение психологических проблем подростка и оказание помощи в их решении; релаксация, снятие напряжения участников в промежутках между рабочими этапами и др.

Игровые упражнения являются самым доступным для педагога психодиагностическим средством, позволяющим в то же время влиять на качественные изменения в поведении как отдельного подростка, так и целой подростковой группы (отряда).

Некоторые формы игровой диагностики в работе с детским временным коллективом, адаптированные к педагогике немецким психотерапевтом Клаусом Фопелем, мы предлагаем ниже.

Надеемся, что они будут вам не просто полезны, но и доставят массу удовольствия и радости. Мы также рассчитываем, что вы творчески подойдете к выбору, адаптации к конкретным условиям и, может быть, дальнейшему развитию данных игр и упражнений.

 

ЧТО? КАК? КОГДА?
1. Сотрудничество со сверстниками, установление контакта Равновесие Головомяч Трио Двое с одним мелком Сходства оргпериод основной период
2. Самооценка Вот я какой! Хвасталки оргпериод
3. Умение находить пути выхода из конфликтных ситуаций Ковер мира Сладкая проблема Да и нет конец оргпериода основной период
4. Характер межличностных отношений в коллективе, сплоченность коллектива Что важно для меня Это почти пианино оргпериод основной период
5. Взаимодействие в коллективе Корабль среди скал Достижение цели Имя и движение основной период
6. Структура взаимоотношений в отряде Сердце отряда Аплодисменты по кругу основной период
7. Эмоционально-психологический климат в коллективе Копилка хороших поступков конец оргпериода середина основного периода начало итогового периода
8. Саморегуляция, снятие напряженности Танцующие руки при необходимости в любой период

Описание игр и упражнений смотри далее.

 

Педагогическая диагностика в работе воспитателя детского лагеря

 из опыта работы детских лагерей ВДЦ «Орленок»

 

Проблема использования диагностики в своей педагогической деятельности возникает перед каждым педагогом, воспитателем, вожатым.

Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследования, а первые – тенденции формирующихся характеристик. Педагогу крайне необходимо знать о ходе развития некоторых характеристик более, чем о самих характеристиках. Это позволяет ему постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать формы работы с детьми и подростками, изменять содержание этой работы.

Педагогические методики вплетены в воспитательный процесс. С точки зрения воспитательных целей эти методики служат средством формирования ценностных ориентаций, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.

Педагогические методики, как правило, выступают для детей в скрытой форме, предъявляются ребятам либо как игра, либо как проверка собственных сил, либо как состязание. В любом случае педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и то, что воспитатель производит тщательный обсчет и анализ получаемых результатов, не должно быть известно детям.

Педагогические методики просты, необъемны, технически необременительны и экономны. Правда, это достоинство имеет и отрицательную сторону: получаемые результаты грубы и общи. Однако мы уже сказали, что назначение этих методик не в создании тонких индивидуальных характеристик, а в выявлении развивающихся тенденций, поэтому отмеченный недостаток не препятствует их использованию. Кроме того, педагогические методики интересны и увлекательны для детей как по форме, так и по содержанию. Эта черта, с одной стороны, облегчает работу педагога, желающего провести исследование, а с другой стороны, усложняет дело, потому что дети «тиражируют» методики в своем кругу, воспроизводя их среди друзей. Тем самым педагог вынужден вновь и вновь создавать новые вариации методик.

Представленные ниже педагогические методики диагностической работы с подростками, используемые воспитателями детских лагерей ВДЦ «Орленок», позволят педагогу-новичку опереться на накопленный опыт, избрать то, что наиболее соответствует конкретным обстоятельствам, но не избавят его от строгой необходимости самостоятельного анализа всех педагогических условий, в которых разворачивается его педагогическая деятельность.

Методики педагогической диагностики

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...