Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика.




Вопросы для обсуждения:

· Характеристика понятий «субъект научной деятельности», «предмет науки», «объект науки», «познавательная ситуация»?

· Соотношение объекта и предмета психологической науки?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Глава 1. Методология психологического познания / Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

· Проблема как форма научного познания // Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006. С.254-269.

 

Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии.

Вопросы для обсуждения:

· Соотношение естественно-научного и гуманитарного подходов в психологическом исследовании?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Особенности социально-гуманитарного познания // Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006. С.377-396.

· Крипнер С., Карвалло Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал, 1993, №2. С. 113-126.

· Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический жупнал, 2009, №2, с. 18-28.

Тема 6. Объяснительные принципы в психологии.

Вопросы для обсуждения:

· В чем состоит методологическое значение принципа детерминизма?

· В чем состоит специфика рассмотрения объекта научного исследования как системы? Основные варианты системного подхода в психологии?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии / Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.

· Барабанщиков В.А. Идеи системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова / Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М.: ИП РАН, 2004. – с. 26-44.

· Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения / Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 84-94.

Тема 7. Базовые категории психологической науки.

Вопросы для обсуждения:

· Историческое развитие категориального аппарата психологии?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии / Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984. – с. 131-189.

· Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984. – с. 242-289.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Глава 9. Категория личности / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1999. – с.223-269.

Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.

Вопросы для обсуждения:

· Методологическая характеристика психологии сознания В.Вундта, гештальтпсихологии, психоанализа З.Фрейда, бихевиоризма Д. Уотсона и Б. Скиннера, гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса, когнитивной психологии?

· Причины «кризиса» в психологии в начале XX века?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Лекторский В.А. Деятельностный подход / Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

· Лекторский В.А. О философских уроках З.Фрейда / Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

 

 

V. Список литературы.

Основная литература.

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь. СПб.: Прайм – Еврознак, 2003.

2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра – М. 1999.

5. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.

6. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004.

7. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М., Воронеж, 2007. – 224 с.

8. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

 

 

Дополнительная литература.

9. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 200

11. Барабанщиков В.А. (отв. ред.) Идея системности в современной психологии М.: ИП РАН, 2005.

12. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры М.- Воронеж, 196.

13. Гриншпун И.Б. Введение в психологию М.: 2003.

14. Крипнер С., Карвалло Р. Проблема метода в гуманистической психологии//Психологический журнал, 1993, № 2.

15. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.

16. Маланов С.В. Методология и теоретические основы психологии. М.-Воронеж, 2005.

17. Микешина Л.А. Философия науки. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

18. Микешина Л.А. (отв.ред.) Философия науки. Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

19. Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000.

20. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию М.: Наука, 1983.

21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

22. Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

23. Философия и методология науки. М.: Аспект- пресс, 1996.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004.

 

 

Приложение 1

VI. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

№ п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции Семинары
  Раздел I. Общая характеристика науки и методологии научного познания        
1. Тема 1. Научное познание и его специфические признаки.   2 1 4
2. Тема 2. Методология научного познания.   2 1 4
  Раздел II. Методологические основы психологии        
3. Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.   1 2 5
4. Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика.   2 2 5
5. Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии.   1 2 4
6. Тема 6. Объяснительные принципы в психологии и её ключевые проблемы.   1 1 4
7. Тема 7. Базовые категории психологической науки.   1 1 4
  Раздел III. Методологическая характеристика основных психологических течений.        
8. Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.   2 2 6
           

ВСЕГО:

60 12 12 36

Форма итогового контроля:экзамен

Приложение 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...