Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра общей психологии Утверждено на заседании кафедры общей психологии От 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой общей психологии К.пс.н., проф. Иванов Ф.Е. ________
Учебно-методический комплекс по курсу «Методологические основы психологии»
Авторы: Барабанщиков Владимир Александрович член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Демидов Александр Александрович кандидат психологических наук
Москва 2009
Печатается по решению кафедры общей психологии
НОУ ВПО «Институт психоанализа»
Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Методологические основы психологии». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с.
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Барабанщиков В.А., Демидов А.А. 2009 г.
Содержание I. Программа курса. Выписка из госстандартов 4 II. Пояснительная записка 5 III. Содержание курса 6 IV. План семинарских занятий по курсу 8 V. Список литературы 12 VI. Распределение часов курса по темам и видам работ 14 (Приложение 1) VII. Организация самостоятельной работы студентов 15 (Приложение 2) VIII. Темы рефератов 17 IX. Вопросы к экзамену 18
I. Программа курса. Выписка из госстандарта.
II. Цели и задачи курса
В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования. Курс знакомит студентов с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Он опирается на цикл дисциплин общей психологии, философию и логику науки, историю психологии и экспериментальную психологию. Особое внимание студентов обращается на методологические характеристики собственных курсовых/дипломных работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования либо практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания. Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания. III. Содержание курса
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Тема 1. Научное познание и его специфические признаки. Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
Тема 2. Методология научного познания. Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. Тема 3. Основные характеристики психологии как науки. Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.
Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика. Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания. Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки. Тема 6. Объяснительные принципы в психологии. Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии.
Тема 7. Базовые категории психологической науки. Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ. Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений. Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.
IV. План семинарских занятий по курсу «Методологические основы психологии» Тема 1. Научное познание и его специфические признаки. Вопросы для обсуждения: · Основные характеристики науки? Ее отличия от других видов познания окружающего мира? · Историческая трансформация научной картины мира? Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам: · Глава 10. Наука // Введение в философию / Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2003. с. 538-571. · Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, № 10, 1989. С. 3-18. Тема 2. Методология научного познания. Вопросы для обсуждения: · В чем состоит основная функция методологического знания в науке? · Характеристика трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методологизма)? · Содержательная характеристика уровней методологического знания (методологической рефлексии)? Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам: · Структура научного исследования // Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.,1997. С. 73-83. · Глава 1. Общие представления о методологии наук / Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – с. 10-31. Тема 3. Основные характеристики психологии как науки. Вопросы для обсуждения: · Является ли психология наукой? · Место психологии в классификации наук Б.М. Кедрова? Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам: · Единство теории, эксперимента и практики // Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М., 2004. – с.40 – 44. · Проблема закона в психологии // Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 104-115. · Левин К. Закон и эксперимент в психологии / Левин К. Динамическая психология: Изб.тр. – М.: Смысл, 2001. – с. 23-53. · Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии /Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: ИП РАН, 2007. – с. 15-32.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |