Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.




Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

 на заседании кафедры общей психологии

От 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой общей психологии

К.пс.н., проф. Иванов Ф.Е. ________

 

 

Учебно-методический комплекс по курсу

«Методологические основы психологии»

 

Авторы:

Барабанщиков Владимир Александрович

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор

Демидов Александр Александрович

кандидат психологических наук

 

Москва

2009

 

 

Печатается по решению кафедры общей психологии

 

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

 

 

Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Методологические основы психологии». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с.

 

 

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Барабанщиков В.А., Демидов А.А. 2009 г.

 

Содержание

I. Программа курса. Выписка из госстандартов                                 4

II. Пояснительная записка                                                                 5

III. Содержание курса                                                                      6

IV. План семинарских занятий по курсу                                           8

V. Список литературы                                                                       12              

VI. Распределение часов курса по темам и видам работ                   14

(Приложение 1)

VII. Организация самостоятельной работы студентов                       15                   

(Приложение 2)

VIII. Темы рефератов                                                                                  17

IX. Вопросы к экзамену                                                                            18

 

 

I. Программа курса.

Выписка из госстандарта.

 

Индекс Методологические основы психологии всего часов
  ОПД.Ф.10 Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.     60

 

II. Цели и задачи курса

 

В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования. Курс знакомит студентов с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Он опирается на цикл дисциплин общей психологии, философию и логику науки, историю психологии и экспериментальную психологию. Особое внимание студентов обращается на методологические характеристики собственных курсовых/дипломных работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования либо практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания.

Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания.

III. Содержание курса

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Тема 1. Научное познание и его специфические признаки.

Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.

 

Тема 2. Методология научного познания.

Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.

Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.

 

Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика.

Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания.

Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки.

Тема 6. Объяснительные принципы в психологии.

Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии.

 

Тема 7. Базовые категории психологической науки.

Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ.

Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.

Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.

 

IV. План семинарских занятий по курсу «Методологические основы психологии»

Тема 1. Научное познание и его специфические признаки.

Вопросы для обсуждения:

· Основные характеристики науки? Ее отличия от других видов познания окружающего мира?

· Историческая трансформация научной картины мира?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Глава 10. Наука // Введение в философию / Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2003. с. 538-571.

· Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, № 10, 1989. С. 3-18.

Тема 2. Методология научного познания.

Вопросы для обсуждения:

· В чем состоит основная функция методологического знания в науке?

· Характеристика трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методологизма)?

· Содержательная характеристика уровней методологического знания (методологической рефлексии)?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Структура научного исследования // Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.,1997. С. 73-83.

· Глава 1. Общие представления о методологии наук / Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – с. 10-31.

Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.

Вопросы для обсуждения:

· Является ли психология наукой?

· Место психологии в классификации наук Б.М. Кедрова?

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется по следующим литературным источникам:

· Единство теории, эксперимента и практики // Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М., 2004. – с.40 – 44.

· Проблема закона в психологии // Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 104-115.

· Левин К. Закон и эксперимент в психологии / Левин К. Динамическая психология: Изб.тр. – М.: Смысл, 2001. – с. 23-53.

· Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии /Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: ИП РАН, 2007. – с. 15-32.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...