Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Завершение позиционирования




И т.д.

 

Основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности в лагере.

К основным факторам, определяющим содержание воспитательной деятельности в лагере, относятся:

· возрастные и половые особенности детей;

· потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей;

· уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особен­ности развития;

· приоритет личных интересов перед общественными.

Занятие 2. Орг. период

Периоды лагерной смены. Особенности каждого периода.

Жизнедеятельность детей и педагогов в лагере осуществляется в трех периодах смены: организационный (орг. период), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задачи, стоящие перед ним.

Периоды лагерной смены мы будем рассматривать на примере стандартной смены в 21 день. Эти же периоды проходит любая другая смена, но в более сжатые или, наоборот, растянутые сроки.

 

Динамика развития смены

1. орг. период, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

2. основной период, около 15 дней – взаимодействие в отряде, межотрядами, общелагерное взаимодействие

3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

 

3 дня            15 дней                2-3 дня

       Орг.           Основной             Заключ.

Подготовительный период

Задачи:

Совместно с ребятами

§ Повторить игры;

§ Повторить возрастную психологию детей;

§ Продумать внешний вид;

§ Подготовить материальную базу.

 

 

Организационный период

Основная цель этого периода — адаптация детей и педагогов к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

Задачи:

Совместно с ребятами

§ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания, с территорией лагеря, с правилами лагеря, с особенностями смены;

§ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

§ Определение места (статуса) в коллективе;

§ Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

§ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

§ Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

 

Предлагаемые формы работы:

§ Игры на знакомство, взаимодействие, выявление лидера;

§ Огоньки знакомств;

§ Оформление отрялного места, отрядной уголка;

§ Экскурсия по лагерю;

§ КТД;

§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

§ Установление традиций в отряде.

 

Позиционирование вожатого в оргпериод.

В орг. период очень важно позиционирование вожатого. От того как он поставит себя в первые дни зависит то, какое отношение к нему будет на протяжении всей смены.

День заезда

Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) –я - человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.

Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор по палатам – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с вами, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.

Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

Следующие два-три дня

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной в кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель - подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал - я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели - закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели - выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).

 

Завершение позиционирования

Как правило, совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей, и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило, этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.

Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель - подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если вам удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то, что мы делаем – здорово и т.д., то задачи позиционирования выполнены.

Ребёнок Вожатый
§ восприятие § формулирование задач и методов их решений § формулирование этических норм существования в отряде и лагере § подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха § позиционирование вожатого
§ преодоление стресса от смены обстановки § оценка приехавших детей
§ организация группировок, распределение в них ролей § анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
§ принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый) § формулирование законов существования в отряде и этических норм
§ вхождение в состояние успеха   § ввод отряда в состояние успеха

§ сплочение отряда, осознание коллективом себя

§ подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
§ отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)  
§ срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда) § преодоление срыва отряда  
§ преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)  

Основной вид деятельности вожатого.

Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя сотрудников лагеря.

 

Показатели успешной работы.

1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

2. Все знают имена друг друга.

3. Знают территорию.

4. Обеспечена узнаваемость отряда.

5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.

Занятие 3. Основной период, заключительный период, кризисные дни.

Основной период смены

Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Основные задачи:

§ Поддерживать работу органов самоуправления в отряде;

§ Поддержать благоприятный психологический климат в отряде;

§ Разнообразить виды и формы деятельности детей (сочетая отрядные и общелагерные дела), новые игры;

§ Обеспечить возможность для самореализации и индивидуального развития каждого ребенка (учиты­вая интересы и склонности каждого ребенка);

§ Традиции;

§ Рефлексия и мониторинг.

Упражнение «Что важно?»

 

Для вожатого важно: § Мотивация детей на активное участие в смене. § Дать возможность каждому ребенку реализоваться. § Сплоченный отряд. § Не переутомлять детей. § Обсуждение проведенных дел с детьми. § Анализ прожитого дня. § Заложить основы соуправления. § Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. § Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм. § Создание и поддержание положительного эмоционального настроя; § Создание условий для проявления активности ребенка; § Моделирование ситуации успеха. Для ребенка важно: § Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. § Бодро пересечь 'экватор смены'. § Участие в межотрядных и дружинных делах. § Реализация собственных идей. § Самореализоваться как личность. § Чему-то научиться. § Отдых и оздоровление § Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. § Проявление своей самостоятельности. § Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности; § Возможность проявить себя лидером  

 

Возможные отрядные дела основного периода

§ Участие в общелагерных делах.

§ Дела детских творческих групп/кружков/секций.

§ Все виды игр.

§ Костры, огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.

§ Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Юмора, День Самоуправления, День Любви и др.).

§ и другое ...

 

Заключительный период

В этот период внимание вожатого должно быть полностью сосредоточено на отряде. Дети становятся более возбужденными, разговорчивыми, раскрепо­щенными. Главной ценностью становится возможность неформального обще­ния, периодически возможно нарушение дисциплины.

В этот период необходимы мероприятия, которые подводят итоги лагерной смены. Очень хорошо, если каждый ребенок увезет что-то с собой на память из лагеря.

Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).

Задачи:

§ коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК

§ самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка

§ создание условий для конструктивного расставания

§ определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее

§ эмоциональная стабилизация

§ подготовка лагеря к следующей смене

 

Упражнение «Что важно?»

Для вожатого важно: § Подведение итогов смены с детьми § Анализ смены с напарником § Планы на будущее § Оформление итогов § Настрой детей на лирический, но оптимистический лад Для ребенка важно: § Не потерять новых друзей в городе § Оценили труд ребенка § Обогащение личного багажа знаний § Услышать как можно больше теплых слов § Возможность высказать свою оценку смены

 

Возможные отрядные дела:

§ Отрядный огонек

§ Анкетирование.

§ Костер.

§ Награждение детей по номинациям в отрядах.

§ Прогулки по любимым местам

§ Прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...