Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ




ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторный практикум по дисциплинам «Термодинамика» и «Техническая термодинамика» включает пять работ. Его целью является углубление и систематизация теоретических знаний по дисциплинам. Практикум направлен на ознакомление учащихся с методами экспериментальных исследований термодинамических свойств веществ и приобретение ими практических навыков использования измерительных приборов при теплотехнических измерениях. Назначение настоящих методических указаний — оказание помощи учащимся в выполнении лабораторных работ по указанным дисциплинам.

К выполнению лабораторной работы учащийся готовится заранее, то есть к назначенной дате знакомиться с целью лабораторной работы, методикой её выполнения, прорабатывает соответствующий теоретический материал, составляет заготовку протокола лабораторной работы (на отдельном листе изображает схему установки и готовит таблицу для записи результатов измерений). Титульный лист оформляется в соответствии с приведенным в конце этого раздела образцом.

В процессе лабораторной работы учащийся записывает измеряемые величины в соответствующие колонки таблицы. После выполнения всех предусматриваемых лабораторной работой расчётов и графических построений студент в индивидуальном порядке защищает полученные результаты.

Время выполнения работы, правила защиты и учета её результатов при соответствующем модульном контроле знаний учащихся сообщается преподавателем в начале лабораторного практикума. Контрольные вопросы, по которым учащийся готовится к защите лабораторной работы, приводятся в конце описания лабораторной работы.

Лабораторная работа №1 посвящена исследованию изотермического процесса. Одной из характеристик этого процесса является постоянство произведения давления и удельного объема во всех точках (pv = idem). Экспериментальному доказательству этого факта посвящена данная работа.

Стенд для измерений (рис.6.1) состоит из бюретки 1, U-образного водяного мановакуумметра 2, напорного сосуда 3 и термостатирующего цилиндра 4. Бюретка служит для измерения объема, занимаемого в ней воздухом при данном давлении, с помощью шкалы, нанесенной на образующей цилиндра. Полный объем, занимаемый воздухом, состоит из его объема в бюретке (от плоскости А до уровня В жидкости, сжимающей либо расширяющей исследуемую порцию воздуха) и объема капилляра, соединяющего бюретку с мановакуумметром (от точки А до уровня жидкости Б в правом колене).

Дополнительными измерениями установлено, что объем капилляра от точки А до уровня жидкости Б в правом колене, когда он совпадает с уровнем жидкости в левом колене (то есть в случае соединения обоих колен с атмосферой) равен 13 см3. Из принципа действия установки (рис. 6.1) следует, что при сжатии воздуха в бюретке объём капилляра рассчитывается по формуле

 

Рис. 6.1. Схема экспериментального стенда для исследования

Изотермического процесса.

(6.1)

где dвн = 0,4, см — внутренний диаметр стеклянной трубки мановакуумметра.

h1, см — показание правого колена мановакуумметра.

При расширении воздуха в бюретке объем капилляра равен

Алгоритм исследования изотермического процесса расширения:

– соединяем правое и левое колена мановакуумметра и бюретку с атмосферой при помощи трехходового крана КТ (рис. 6.1). При этом уровни воды в коленах мановакуумметра выровняются;

– при помощи напорного сосуда 2 устанавливаем минимальный объем воздуха в бюретке (например, Vб,0,расш.= 56 см3);

– отсекаем выбранный объём воздуха от окружающей среды, поворачивая трехходовой кран на 180°;

– опускаем постепенно (дискретно) напорный сосуд, делая 4-5 остановок и записывая при этом показания правого и левого колен мановакуумметра и соответствующие значения объема бюретки в таблицу 6.1.

Таблица 6.1– Результаты измерений

№ опыта

Показания мановакуумметра,

мм вод. ст.

Объём воздуха в бюретке, Vбюр, см3 Дополнительный объём,Vдоп, см3 Примечание
  Левое колено hлев . Правое колено hправ.      
           

Массу воздуха, находящегося в бюретке, рассчитываем из уравнения состояния для М кг идеального газа

p0V0,расш = MрасшRT0

где V0,расш. = (Vб, 0,расш.+13)·10–6 — объем воздуха в начале процесса, м3;

р0= ратм — начальное (атмосферное) давление воздуха, Па;  

Т0 — температура воздуха в помещении во время опыта, К.

R = 287,1 кДж/(кг·К) — удельная газовая постоянная воздуха.

Тогда (6.2)

Удельный объем воздуха (в м3/кг) в начале изотермического расширения можно рассчитать из уравнения состояния для 1 кгидеального газа

p0v0 = RT0

Давление воздуха во всех последующих точках процесса расширения рассчитываем по формуле

(6.3)

где р0 = ратм — атмосферное давление во время опыта, мм. рт. ст.;

     h —уровень жидкости в колене мановакуумметра, мм.

Для перевода рі в Па необходимо значения, рассчитанные по формуле (6.3), разделить на 750 мм. рт. сти умножить на 105.

Объем воздуха (в см3) во всех точках процесса рассчитываем с учётом объёма бюретки и капилляра

Vi = Vб, i+Vкап, i,

где .

Здесь d и h подставляются в см.

Проверяем точность выполненных измерений и расчетов, сопоставляя значения pivi и p0v0

(6.4)

Если отклонение какого-либо произведения pivi  от p0v0 превышает 3%, то надо повторить измерения и расчеты для данной точки.

Алгоритм исследования изотермического процесса сжатия аналогичен рассмотренному выше процессу расширения. Отличие состоит в том, что первоначально при помощи напорного сосуда 2 устанавливаем максимальный объем воздуха в бюретке (например, 94 см3).

Масса воздуха при исследовании процесса сжатия Мсж будет другой и определяется из формулы (6.2).

Значения давления (в мм. рт. ст) в промежуточных точках процесса рассчитываем из соотношения

Значения объема воздуха (в см3) рассчитываем по формуле

Vi = Vб, i+Vкап, i

где

Проверку точности выполненных измерений и расчетов выполняем по формуле (6.4).

После выполнения расчетов для всех точек изотермы сжатия и расширения необходимо построить их совместно в координатах p,v. При этом надо выбрать максимально возможные масштабы по p и v в пределах листа А4 миллиметровой бумаги (в крайнем случае в пределах тетрадного листа в клетку). В каждой точке откладываем абсолютные отклонения по p и v. Для этого первоначально рассчитываем соответствующие относительные отклонения δpi иδvi из соотношения

то есть относительные погрешности измерений по p и v принимаются равными, а их знак определяется знаком погрешности δ(pv). Отложив в каждой точке абсолютные отклонения Δpi и Δvi с учётом их знака, проводим плавную усредняющую кривую в пределах образовавшегося коридора.

При изучении конструкции и принципа действия установки следует уяснить роль и назначение термостатирующего сосуда. Надо знать, какой термодинамический процесс будет протекать в бюретке, если выпустить воду из термостатирующего цилиндра и создать в нём вакуум.

Естественно, при выполнении лабораторной работы надо знать, в каких единицах измеряются давление, объем и температура, в каких единицах они подставляются в термодинамические соотношения и как соотносятся между собой различные единицы измерения одного и того же параметра.

Контрольные вопросы

1. Объясните принцип действия лабораторной установки и функциональное назначение основных элементов установки.

2. Каково назначение термостатирующего цилиндра и какую функцию он выполняет при сжатии и расширении воздуха в бюретке?

3. Какой термодинамический процесс можно исследовать на используемой установке, если выпустить воду из термостатирующего цилиндра и поддерживать в нём вакуум? Какой измерительный прибор необходимо дополнительно установить для этого?

4. Дайте определения понятиям  разрежение, вакуум, избыточное, манометрическое, атмосферное, барометрическое и абсолютное давление. Запишите соотношения, связывающие эти давления.

5. Поясните назначение измерительных приборов: барометра, вакуумметра, манометра и мановакуумметра? Какое давление подставляется в термодинамические соотношения?

6. Какие элементы установки образуют дополнительный объём? Является ли он постоянным в опытах, как определяется и от чего зависит?

7. Перечислите основные единицы измерения давления и запишите соотношения между ними.

8. Запишите уравнение состояния для 1 кг идеального газа. Объясните физический смысл и размерности параметров, входящих в уравнение.

9.  Запишите уравнение состояния для 1 киломоля идеального газа. Объясните физический смысл и размерности параметров, входящих в уравнение.

10.  Какие параметры характеризуют состояние рабочего тела?

11. Поясните понятия «термические и калорические параметры состояния рабочего тела»?

12. Изобразите на диаграммах p,u и Т,s изотермический и адиабатный процессы сжатия идеального газа, исходящие из общей точки. В каком из этих процессов затрачивается больше технической работы при сжатии до одного и того же давления?

13. Изобразите надиаграммах p,u и Т,s изотермический и адиабатный процессы расширения идеального газа, исходящие из общей точки. В каком из этих процессов получается больше деформационной работы при расширении до одного и того же объёма?

14. Какими единицами измерения может быть задано количество вещества, участвующего в процессе? Каковы соотношения между величинами, заданными этими единицами?

15. Как соотносятся между собой теплота и работа в изотермическом процессе? Как можно организовать изотермическое сжатие воздуха в компрессоре?

16. Какая разница между параметрами состояния и функциями процесса? Какие из этих величин характеризуют состояние рабочего тела?

Лабораторная работа №2посвящена экспериментальному определению средней изобарной теплоемкости воздуха. Как известно, теплоемкость — это количество теплоты, необходимое для нагрева единицы количества вещества на один градус в данном термодинамическом процессе. В зависимости от метода определения различают истинную и среднюю теплоемкости.

Истинная теплоемкость — производная от количества теплоты δq по температуре dT (dt) в данном термодинамическом процессе

(6.5)

Истинная теплоемкость изображается на диаграмме T,s подкасательной (с) к кривой процесса в данной точке А (рис. 6.2).

Средняя теплоемкость — количество теплоты q, которое необходимо подвести к единице количества вещества в данном термодинамическом процессе (либо отвести от вещества), чтобы повысить (понизить) его температуру от t1 до t2. Этой формулировке соответствует математическая запись

(6.6)

Истинная и средняя теплоемкости в общем случае — функции процесса. Однако они становятся функциями состояния, когда задан термодинамический процесс.

Рис 6.2. Определение истинной теплоемкости на диаграмме T,s

Средняя теплоемкость в данном процессе может быть определена экспериментально, а истинная рассчитана по (6.5).

Как известно, количество вещества, участвующего в процессе, может быть задано в килограммах, киломолях и нормальных кубических метрах. Поэтому различают массовую, мольную и объемную теплоемкости, имеющие соответственно размерности Дж/(кг·К), Дж/(кмоль·К) и Дж/(нм3·К).

Теплоемкость реального газа в заданном термодинамическом процессе зависти от двух параметров состояния. Чаще всего её представляют в табличном виде в зависимости от температуры и давления либо от температуры и удельного объема (реже). Теплоемкость идеального газа зависит только от температуры c = ƒ(T).

В рамках упрощенной молекулярно-кинетической теории (МКТ) зависимость теплоемкости от температуры не учитывают, а учитывают только её зависимость от строения молекулы вещества, а именно, от количества атомов в молекуле рассматриваемого газа. По этой концепции изохорная и изобарная теплоемкости вещества рассчитываются из соотношений

,

где j — количество вращательных внутримолекулярных степеней свободы,

R — удельная газовая постоянная рассматриваемого газа, Дж/(кг·К).

Для одноатомных молекул j = 0, двухатомных 2, трех- и многоатомных 3.

Количество теплоты, подводимое к рабочему телу массой М в заданном термодинамическом процессе (х = const) при изменении температуры от t1 до t2 может быть рассчитано из соотношения

В данной работе определяется средняя изобарная теплоемкость воздуха, так как его давление при нагреве в лабораторной установке не изменяется.

 

Рис. 6.3. Схема установки для определения средней изобарной теплоёмкости воздуха

Принципиальная схема установки приведена на рис. 6.3. Установка состоит из: проточного калорифера 1, электронагревателя 2, автотрансформатора 3, электровентилятора 4, газового расходомера 5, вольтметра 6 и амперметра 7. Кроме того, в лаборатории имеются барометр и секундомер для измерения атмосферного давления и продолжительности опытов.

Методика выполнения опытов следующая:

– после ознакомления с установкой измеряем температуру воздуха на входе в калорифер. Для этого включаем установку и, не включая нагреватель калорифера, ожидаем установления постоянства температуры воздуха на выходе из калорифера (измеряется термометром t2). В начале опыта эта температура будет быстро увеличиваться вследствие сжатия воздуха в вентиляторе. Со временем она стабилизируется, так как установится первый стационарный режим работы установки. Эту температуру принимаем в качестве начальной температуры воздуха, поступающего в калорифер (t1). Записываем это значение в соответствующую колонку таблицы опытных данных;

– подаём при помощи автотрансформатора напряжение 90…120 В на нагреватель калорифера. Ожидаем установления постоянства температуры воздуха t2 на выходе из калорифера, то есть второго стационарного режима;

– при непосредственном проведении опыта одновременно измеряем значение температуры воздуха на выходе из калориметра t2 и записываем показания газового расходомера (две цифры до запятой и две после по его шкале) в начале и конце опыта (через 180 сек);

– записываем в таблицу 6.2. показания счетчика и усреднённое значение температуры воздуха после калориметра (t2) (полусумма соответствующих значений в начале и конце опыта), а также атмосферное давление.

Таблица 6.2 – Значения величин, измеряемых в опыте

№ опыта

Показания

электроприборов

Данные для расчета

расхода воздуха

Температура

воздуха, 0С

Атмосферное давление
  напряжение U, B сила тока     I, A

показания

газового

счетчика

время между замерами t, с при входе в калорифер, t1 при выходе из калорифера, t2 ратм = мм рт. ст. =         Па
1                
2                
3                
4                
5                

Обработка результатов измерений:

– рассчитываем значение средней объемной изобарной теплоемкости воздуха в заданном интервале температур(t2,t1) в кДж 

(6.7)

где Q = U·I·x·10-3, кВт (то есть кДж/с) — тепловая нагрузка калорифера в единицу времени (количество теплоты, выделяющейся в проводнике нагревателя при прохождении тока);

х = 0,87 — доля теплоты, идущей на нагрев воздуха;

 — расход воздуха через калорифер, пересчитанный к нормальным условиям (р0 = 760 мм рт. ст. или 1,01325·105Па; t0 = 0°С или Т0 = 273,15 К);

 — объёмный расход воздуха, проходящего через расходомер при температуре t2;

τ — продолжительность опыта (обычно 180 сек).

– рассчитываем значение средней массовой изобарной теплоемкости воздуха в заданном интервале температур (t2t1) cр, кДж

где ρн = р0/RT0, кг/нм3— плотность воздуха при нормальных условиях (р0 подставляется в Па и Т0 — в Кельвинах; R = 287,1 Дж/(кг·К))

– рассчитываем значение средней мольной теплоемкости воздуха в заданном интервале температур (t2, t1) ср, кДж/(кмоль·К)

где μв =28,96 — кажущаяся молекулярная масса воздуха.

– рассчитываем значение средней мольной изобарной теплоемкости воздуха в интервале температур проведения опыта (t2, t1) ср, ккал/(кмоль·К) по уравнению

где tср = (t1 + t2)/2 — среднее значение температуры воздуха в опыте.

– определяем относительную погрешность опытного значения средней изобарной теплоемкости воздуха по сравнению с расчётным значением

Перед сопоставлением необходимо согласовать размерности опытного и расчётного значений ср (учесть, что 1 ккал=4,1868 кДж)

 

Контрольные вопросы

1. Дайте математическое и физическое определения понятиям «истинная и средняя теплоёмкости вещества».

2. Значение какой теплоёмкости (истинной либо средней) можно рассчитать на основании измеряемых в лабораторной работе величин?

3. Какие величины, какими приборами и с какой целью измеряются в данной лабораторной работе?

4. Определите понятие «нормальные условия». Что означает величина с размерностью нм3?

5. Дайте определение понятиям «функция состояния и функция процесса». Какой функцией является теплоёмкость?

6. В чем проявляется двойственность физической сущности теплоёмкости с точки зрения основных понятий и определений термодинамики?

7. Как соотносятся значения массовой, объемной и мольной теплоёмкостей? Каковы их размерности в системе СИ?

8. Чем отличаются понятия «теплоёмкость тел» и «удельная теплоёмкость вещества» и как они связаны?

9. Чему равны теплоёмкости веществ в изотермическом и адиабатном (изоэнтропном) процессах?

10. Геометрический смысл истинной и средней теплоёмкостей в координатах T,s? Поясните два свойства диаграммы T,s?

11. Запишите соотношение, связывающее значения изобарной и изохорной теплоёмкостей идеального газа.

12. От скольких параметров зависят теплоёмкости идеального и реального газов? Перечислите эти параметры.

13. Запишите соотношения для расчёта изохорной и изобарной теплоёмкостей идеального газа по упрощенной молекулярно-кинетичекой теории.

14. Запишите соотношение, используемое для пересчёта измеряемого в опыте расхода воздуха в нм3.

15. Запишите уравнение для расчета теплоты процесса с использованием средних значений изобарной теплоёмкости идеального газа.

Лабораторная работа № 3 посвящена исследованию зависимости давления насыщенного пара от температуры. При выполнении этой работы надо четко уяснить следующее:

1. Температура кипения жидкости (температура парообразования) зависит от давления, под которым находится жидкость. При повышении давления эта температура увеличивается.

2. Исследуемая зависимость графически изображается кривой, начинающейся в тройной точке и оканчивающейся в критической точке. Эта кривая называется кривой парообразования (иногда кривой упругости). В других координатах (p,v; T,s; h,s и др.) пограничная кривая вещества образует две ветви: насыщенной (кипящей) жидкости и насыщенного пара, которые плавно сопрягаются в критической точке. Эти ветви часто называют левой и правой пограничными кривыми соответственно.

Критическая точка –– особая точка на термодинамической поверхности вещества: при давлении, превышающем критическое рк, обычный фазовый переход жидкость-пар (при р = idem и Т = idem с сосуществованием двух фаз) не наблюдается, а имеет место непрерывный переход вещества в газообразное состояние. Соответственно при изотермическом сжатии газа при Т > Ткрвещество остается в гомогенном состоянии без расслоения на жидкость и пар. Состояние вещества при Т > Ткри v < vкр называется сильно сжатым газом или флюидом. Адиабатным и любым политропным процессом расширения с показателем п>1 флюид можно непрерывно превратить в жидкость.

Снизу кривая упругости ограничена тройной точкой Ттр (рис. 6.4). Здесь в термодинамическом равновесии находятся три фазы (твердая, жидкая и парообразная). Из этой точки выходят три кривые: парообразования, затвердевания (плавления) и сублимации. В тройной точке значения температуры и давления на кривых парообразования и затвердевания являются минимальными, а на кривой сублимации — максимальными.

 

Рис. 6.4 Фазовая диаграмма вещества; кривые: парообразования 1, затвердевания (плавления) 2, сублимации (возгонки) 3; состояния вещества: твердое Т, жидкое Ж, парообразное П; точки : Ттр– тройная, К – критическая

При давлениях, меньших давления в тройной точке ртр, возможен изобарно-изотермический процесс фазового перехода вещества из твердого (кристаллического) состояния в парообразное; он называется сублимацией или возгонкой. В интервале давлений от ртр до ркр при изобарном процессе перехода вещества из твёрдого в парообразное состояние имеют место два фазовых перехода. Вначале происходит плавление (из твердого состояния в жидкое), а затем — парообразование (превращение из жидкого в парообразное). При р>ркр при этом условии наблюдается один фазовый переход — плавление.

Диаграмма р,Т называется фазовой диаграммой. Любая точка на этой диаграмме вне линий фазовых переходов соответствует одному из трех фазовых состояний вещества — твердому, жидкому либо парообразному (газообразному). Точки на линиях фазовых переходов (кривые 1,2,3) характеризуют состояния сосуществующих фаз (жидкости и пара, твердого тела и жидкости (флюида), твердого тела и пара, соответственно).

3. Важнейшей характеристикой веществ как рабочих тел энергетических и холодильных установок является так называемая температура нормального кипения (tн.к.). Это температура кипения (парообразования) вещества при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. стили 1,01325 бар). В зависимости от значений tн.к различают высококипящие (tн.к > 0°С) и низкокипящие (tн.к < 0°С) вещества.

Низкокипящие вещества (аммиак, фреоны) используются в качестве рабочих тел холодильных установок — хладагентов, а высококипящие (вода, ртуть) — в качестве рабочих тел энергетических установок. В зависимости от температуры, которую необходимо поддерживать в охлаждаемом помещении (рефрижераторном трюме) выбирают хладагент из условия, чтобы давление кипения было несколько выше атмосферного, чтобы исключить подсос воздуха в систему хладагента. На рис. 6.5 в качестве иллюстрации совместно условно показаны кривые парообразования ряда хладагентов.

 

Рис. 6.5 Условное относительное положение кривых парообразования хладагентов и их нормальные температуры кипения. 1 —R22; 2 — NH3; 3 — R12

 

Описание лабораторной установки

В установку (рис. 6.6) входят:

– термостат 1, заполненный термостатирующей жидкостью (водой), служащий для нагрева исследуемого вещества (ацетона);

– мешалка 2 для выравнивания температуры воды по объёму термостата;

 

Рис.6.6 Схема установки для исследования зависимости температуры кипения (насыщения) от давления 

– термометр 3, измеряющий температуру воды и, следовательно, ацетона;

баллон 4 с ацетоном, соединенный капилляром с U-образным мановакуумметром 5.

Методика выполнения опытов:

– после ознакомления с лабораторной установкой определяем положение менисков рабочей жидкости (воды) в правом и левом коленах мановакуумметра и измеряем начальную температуру воды в калориметре термометром, который не следует вынимать из установки;

– включаем установку (нагреватель и мешалку) и через каждые (3…4)°С определяем и записываем в табл. 6.3, положение менисков жидкости в правом и левом коленах мановакуумметра;

Возможен вариант, когда давление исследуемого пара в баллоне 4 ниже атмосферного (мениск жидкости в колене мановакуумметра, соединенном с баллоном 4, выше, чем в колене, соединенном с атмосферой). Поэтому при заполнении таблицы измерений необходимо в графе примечание записывать, какое давление показывает мановакуумметр.

При выполнении лабораторной работы надо учитывать, что шкала мановакуумметра имеет «0» в средней части, то есть показания левого колена, соединённого с баллоном с исследуемой жидкостью, ниже «0» будут отрицательными, а также то, что атмосферное давление измеряется барометром в мм рт. ст., а мановакуумметр заправлен водой. Поэтому для расчета абсолютного давления насыщения рs, показания мановакуумметра надо делить на 13,6 (1 мм рт. ст. = =13,6 мм вод. ст.)

Таблица 6.3. – Измеренные и рассчитанные величины

№ опыта Температура воды в термостате, ts

Показания

мановакуумметра,

мм вод. ст.

Атмосферное  давление, ратм, мм рт. ст.

Давление

насыщенного

пара

Примечание
    правое колено левое колено   мм рт. ст. бар  
1              
2              
3              
4              
5              

 

После расчёта значений рs необходимо построить график зависимости рs = ƒ(ts). Поскольку в лабораторной работе исследуется малый участок кривой парообразования, начальная точка координат должна соответствовать минимальной температуре (ось абсцисс) и минимальному давлению (ось ординат). Через полученные опытные точки проводим усредняющую кривую.

Контрольные вопросы

1. Как называется кривая зависимости ps = f(ts)?  Изобразите её условно в координатах р,Т полностью с указанием других линий фазовых переходов. Перечислите линии фазовых переходов, охарактеризуйте физические свойства веществ в различных областях фазовой диаграммы.

2. Изобразите пограничную кривую реального газа в координатах p,t, p,v и T,v . Как называется диаграмма p,t?

3. Какие приборы и оборудование используются в лабораторной установке? Объясните их назначение и принцип действия.

4. Сколько независимых параметров необходимо задать для указания состояния насыщенного пара либо кипящей жидкости? Какими параметрами чаще всего задаётся это состояние?

5. Каким физическим состояниям вещества соответствуют правая и левая ветви пограничной кривой? Как изменяются термодинамические свойства в этих состояниях с ростом температуры и давления?

6. Как называется процесс превращения вещества из твердого состояния в парообразное состояние? Где он встречается на практике?

7. Изобразите пограничную кривую вещества в координатах T,s и h,s. Охарактеризуйте особенности состояния вещества в характерных точках на этой кривой.

8. Определите понятие «нормальная температура кипения». Как подразделяются вещества в зависимости от значения этой температуры?

9. Какое практическое значение имеет зависимость давления насыщенного пара от температуры?

10.  Какие явления имеют место при изобарном переходе вещества из твердого состояния в парообразное , если рзад > ртр?

11. Какие явления имеют место при изобарном переходе вещества из твердого состояния в парообразное , если рзад < ртр?

12. Как вещество, находящееся в твердом состоянии при р> ртр, превратить в пар с минимальным числом фазовых переходов?

13. Изобразите в координатах p,v и T,s изотермический процесс превращения жидкости в пар. Какие состояния при этом наблюдаются?

14. Изобразите в координатах p,v и T,s изобарный процесс превращения жидкости в пар. Какие состояния при этом наблюдаются?

16. Какой процесс происходит в баллоне с ацетоном после окончания опытов. Ваш ответ изобразите на диаграммах p,T и  p,v.

Лабораторная работа № 4 посвящена определению теплоты парообразования воды. При её выполнении надо знать следующее:

Теплотой парообразования называется количество теплоты, необходимое для превращения одного килограмма кипящей жидкости в насыщенный пар при постоянном давлении. Подвод при этом теплоты не повышает температуру, а вызывает дисгрегацию, то есть увеличение расстояния между молекулами при преобразовании жидкости в пар. Определив массу пара (конденсата) и количество теплоты, затраченное на его образование, рассчитывают теплоту парообразования воды в условиях опыта.

Для определения массы пара (конденсата), образующегося за время опыта, достаточно взвесить змеевик со сборником конденсата в начале и конце опыта. Для определения количества подведенной теплоты необходимо измерить температуру воды в калориметре также в начале и конце опыта. Тогда значение теплоты парообразования r можно рассчитать из уравнения теплового баланса

(ср, в·Мв+W)·(t2t1) = Мк·r+Мк·ср, в(tst2) (6.7)

где ср,в = 4,1868 кДж/(кг·К) — удельная изобарная теплоёмкость воды;

Мв — масса воды, находящейся в калориметре (обычно 5 кг);

W — водяной эквивалент калориметра, кДж/К.

t1, t2 — начальная и конечная температура воды в калориметре, °С;

Мк = (М2–М1) — масса образовавшегося конденсата (пара), кг;

М1, М2 — масса змеевика в начале и конце опыта, кг;

ts — температура насыщения (кипения) воды при давлении опыта, °С.

Водяной эквивалент калориметра — количество теплоты, необходимое для нагрева на 1 К его смачиваемых частей: корпуса, мешалки, змеевика со сборником конденсата и термометра. Он определен ранее и равен 5,4 кДж/К.

Температура насыщения при давлении опыта определяется интерполяцией соответствующих величин из таблиц свойств воды и водяного пара [3] по атмосферному давлению в момент проведения опыта.

Началом опыта является момент подключения змеевика к кипятильнику, в котором кипит вода, а концом — момент выравнивания температуры конденсата (змеевика) и температуры воды в калориметре, когда последняя достигает максимума.

В уравнении (6.7) левая часть — теплота, полученная водой и калориметром за время опыта. Первое слагаемое правой части — теплота, выделившаяся при конденсации М кг пара: (Мк·r), а второе — теплота, отданная конденсатом при его охлаждении от температуры конденсации (ts), до температуры, установившейся в конце опыта (t2).

Процессы образования (1-2-3) и конденсации (3-2) пара, а также охлаждения конденсата до конечной температуры в опыте (2-К) представлены на диаграмме T,s  (рис. 6.7). Площадь (c-2-3-d-с) соответствует теплоте парообразования r в условиях опыта; площадь (a-1-2-c-а) – теплоте, затрачиваемой на подогрев воды от начальной (комнатной) температуры до температуры кипения (насыщения) ts; площадь (c-2-K-b-с) – теплоте, отдаваемой конденса- том при его охлаждении от температуры конденсации ts до конечной температуры воды в калориметре t2.

Рис. 6.7. Изображение процессов образования и конденсации пара

Описание экспериментальной установки

Экспериментальная установка для определения теплоты парообразования воды (рис. 6.8) состоит из: электронагревателя 1 (электроплитки), кипятильника 2 (стеклянной колбы), паропровода 3 (соединительной трубки), конденсатора 4 (змеевика со сборником конденсата), калориметра 5 (ёмкости с двойными стенками, между которых находится изоляционный материал), мешалки с электрическим приводом 6, термометра 7, экрана 8, препятствующего передаче теплоты лучеиспускания от горячей плитки и колбы к наружной поверхности калориметра. В лабораторную установку также входят электронные весы, точностьвзвешивания которых 0,01 грамма.

Методика выполнения опыта:

Убедившись, что змеевик со сборником конденсата пустой, взвешиваем его на электронных весах. Перед каждым взвешиванием надо протирать змеевик насухо ветошью.

Рис.6.8. Схема установки для определения теплоты парообразования воды

 

Помещаем змеевик в калориметр; плотно закрываем крышки калориметра и замеряем начальную температуру воды в калориметре с помощью термометра. Как отмечено ранее, термометр не следует полностью вынимать из калориметра, так как он установлен стационарно.

Включаем электронагреватель кипятильника (электроплитку). После достижения устойчивого кипения воды в кипятильнике соединяем его паропроводом со змеевиком-конденсатором и включаем электропривод мешалки;

После повышения температуры воды в калориметре на (3…5)°С отсоединяем змеевик-конденсатор от кипятильника, выключаем электрическую плитку и продолжаем непрерывно наблюдать за изменением этой температуры при работающей мешалке;

После окончания процесса повышения температуры воды в калориметре (определяется по показаниям термометра и изменению температуры змеевика-испарителя на ощупь), замеряем максимальную температуру воды и останавливаем мешалку. Взвешиваем змеевик-конденсатор и определяем атмосферное давление по имеющемуся в лаборатории барометру.

Измеряемые величины записываем в таблицу наблюдений (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Измеренные в опыте величины

Атмосферное давление, ратм, мм рт. ст. или бар

Температура воды в калориметре, оС

Масса змеевика в опыте,

 кг

  в начале, tо в конце, t1 в начале, Мо в конце, М1
         

 

Рассчитываемые при выполнении лабораторной работы величины записываем в таблицу 6.5

Таблица 6.5.Рассчитанные в опыте величины

Водяной эквива-лент калориметра W, кДж/кг Температура кипения  воды ts, oC Повышение температуры воды в  калориметре Dt, oC Масса конденсата  Мk, кг Теплота парообразования r, кДж/кг
         

 

Контрольные вопросы

1. Как устроена лабораторная установка? Какие величины измеряются в этой работе и с какой целью?

2. На что расходуется теплота, подводимая к воде калориметра?

3. Что такое водяной эквивалент калориметра? Зависит ли он от количества воды, залитой в калориметр?

4. Какие величины входят в формулу для расчета теплоты парообразования воды в данной лабораторной работе?

5. Дайте определение понятию «теплота парообразования». Какова размерность теплоты парообразования?

6. Как зависит теплота парообразования от температуры и давления? Изобразите эти зависимости в координатах r,T и r,p.

7. Когда и каким прибором измеряется максимальная температура воды в калориметре?

8. От чего зависит температура конденсата, образующегося в змеевике-конденсаторе? Как она определяется в опыте?

9. От чего зависит и как определяется табличное значение теплоты парообразования (rтабл)? Запишите соотношения для расчета теплоты парообразования через энтальпию и энтропию.

10. Покажите на диаграмме T,s теплоту, подводимую к воде калориметра за счет охлаждения конденсата после отключения паропровода и конденсации остатков пара. Из какого уравнения можно рассчитать эту теплоту?

11. Покажите на диаграмме T,s теплоту парообразования. Запишите соотношения для её расчета через значения энтальпии и энтропии.

12. Почему температура воды в калориметре продолжает повышаться после прекращения подачи пара в змеевик-конденсатор?

13. Можно ли на данной лабораторной установке определить теплоту парообразования фреона R-22 и аммиака NH3 при атмосферном давлении?

14. Как изменятся опытное и табличное значения теплоты парообразования воды, если атмосферное давление повысится?

15. Равны ли значения теплоты парообразования у разных веществ при нормальном атмосферном давлении, чем это объясняется?

16. Изобразите на диаграмме T,s процессы, происходящие в испарителе (колбе) с момента включения электроплитки до выхода установки на режим проведения опыта.

17. Изобразите на диаграмме T,s  процессы, происходящие в конденсаторе-змеевике после отключения от него испарителя и до его взвешивания.

 

Лабораторная работа № 5 посвящена исследованию теплоотдачи трубы при свободной конвекции. Работа относится к дисциплине «Основы тепломассообмена», но рассматривается в данном пособии, поскольку при её выполнении студенты осваивают методику измерения температуры с помощью термопар.

Свободной (естественной) конвективной теплоотдачей называется процесс передачи теплоты от стенки (к стенке) при движении теплоносителя относительно неё, обусловленном разностью плотностей нагретых и холодных объемов теплоносителя. Количество отдаваемой стенкой теплоты зависит от разности температур и скорости движения теплоносителя относительно стенки. Эта скорость при естественной конвекции прямо пропорциональна разности температур стенки и теплоносителя. Интенсивность теплоотдачи зависит также от теплофизических свойств теплоносителя, формы теплоотдающей (тепловоспринимающей) поверхности, ее пространственного положения и от ряда других факторов.

Количество теплоты, отдаваемое (воспринимаемое) поверхностью стенки, рассчитывается по уравнению Ньютона-Рихмана

Qк = α·FΔt

где α коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2К);

 F поверхность стенки, м2;

Δt=tст-tт разность температур стенки и теплоносителя.

В работе исследуется теплоотдача от стенки трубы к воздуху помещения лаборатории при свободной конвекции. В частности, исследуется зависимость коэффициента теплоотдачи трубы α при различных её пространственных положениях (горизонтальном, вертикальном и под 45° к горизонтали).

A      

Рис.6.9. Схема установки для исследования теплоотдачи трубы при свободной конвекции

Описание экспериментальной установки

В установку, схема которой приведена на рис. 6.9, входят:

Труба 1, подогреваемая вмонтированным внутрь электрическим нагревателем (электроспиралью) 2. Потребляемая нагревателем мощность регулируется  при помощи лабораторного автотрансформатора (ЛАТР-1) 3 и рассчитывается по показаниям вольтметра 4 и амперметра 5. Для измерения температуры наружной поверхности трубы на ней закреплены пять термопар 6, подсоединяемых поочередно при помощи переключателя 7 к зеркальному гальванометру 8. Гальванометр отградуирован в милливольтах (мВ), поэтому для определения температуры в °С на лабораторном стенде имеется график перевода мВ в °С. Температура воздуха в лаборатории измеряется при помощи обычного ртутного термометра. Температура стен лаборатории измеряется дистанционным лазерным термометром.

Размеры трубы лабораторной установки: диаметр 35 мм, длина 1 м.

Методика проведения опыта:

– последовательно устанавливаем трубу в одно из трёх положений (горизонтально, вертикально либо под углом 45°);

– включаем электронагреватель, устанавливаем автотрансформатором напряжение U  100 В;

– замеряем и записываем в соответствующую колонку таблицы измерений, значения напряжения и силы тока в цепи нагревателя;

– для достижения стационарного температурного поля трубу выдерживают в соответствующем положении примерно 5минут перед началом измерений; стационарность определяется малым изменением температуры стенки трубы (не более 0,5°С в минуту по показаниям термопары №3);

– измеряем ЭДС всех пяти термопар; усредненное значение ЭДС переводим в °С при помощи графика, имеющегося на лабораторном столе.

При определении истинной средней температуры стенки трубы учитываем, что термопары показывают температуру относительно холодного спая,

Таблица 6.6. Измеряемые в опыте величин

Положение трубы

Температура стенки трубы, 

tс, оС

Показания

электроприборов

Температура воздуха, оС
 

№№ термопар

 

напряжение, U, В сила тока, I, А  
  1 2 3 4 5      
горизонтальн.                
45 о                
вертикальное                

находящегося при температуре помещения. Поэтому окончательно истинная температура трубы (tтр) рассчитывается из соотношения

tтр = tизм–(tтtи)

где tизм— температура стенки трубы по показаниям гальванометра, °С;

tт, tи — температура воздуха в лаборатории в момент тарировки термопар и при выполнении лабораторной работы.

На основании измеренных величин рассчитываем:

– количество теплоты Q, Вт, выделяемое электронагревателем

Q = U·I ,

где U — напряжение, В,

I — сила тока, А,

– количество теплоты Qр, Вт, отдаваемое трубой излучением

где ε = 0,87 — степень черноты окисленной латуни;

с0 = 5,67 Вт/(м2·К4) — коэффициент излучения абсолютно черного тела;

Fтр = πdL, м2 — наружная поверхность трубы (d = 35 мм, L = 1 м)

Ттр, К — температура наружной поверхности трубы;

Тст, К — температура стен лаборатории во время опыта;

– количество теплоты, отводимое от трубы свободной конвекцией

Qк = Q Qр

Значение коэффициента теплоотдачи рассчитывается из соотношения

По полученным трем значениям α при горизонтальном и вертикальном расположении трубы и при её наклоне под 45° к горизонту (αгор, αвер45) надо сделать заключение о том, как и почему изменяется значение коэффициента теплоотдачи при естественной конвекции от одиночной трубы при изменении её пространственного положения.

Контрольные вопросы

1. Как устроена экспериментальная установка? Какие величины, с какой целью и как измеряются в опыте?

2. Какие факторы влияют на интенсивность теплоотдачи при свободном движении теплоносителя относительно трубы?

3. Как в лабораторной работе определяется количество теплоты, отводимое от трубы конвекцией?

4. Как определяется количество теплоты, отдаваемое трубой излучением? Какое допущение при этом принято?

5. От чего зависит и как рассчитывается значение приведенного коэффициента излучения? Почему в лабораторной работе eпр= e1?

6. Как изменится коэффициент теплоотдачи от трубы, если её поместить в поток воздуха, движущегося поперёк трубы?

7. Как зависит коэффициент теплоотдачи от трубы от угла атаки потока теплоносителя?

8. Как изменятся значения конвективного и эффективного коэффициентов теплоотдачи, если трубу окрасить в белый цвет?

9. Как изменятся значения конвективного и эффективного коэффициентов теплоотдачи после окраски трубы в чёрный цвет?

10. Как изменится коэффициент теплоотдачи от трубы, если её поместить в воду той же температуры, что и температура воздуха в помещении?

11. В каком случае и с какой целью делается внешнее либо внутреннееоребрение труб?

13. Какие методы интенсификации процесса теплоотдачи используются на практике?

14. При каком условии изоляция трубы уменьшает теплоотдачу от неё?

15. Запишите общий вид критериальных уравнений для определения коэффициента теплоотдачи при вынужденной и свободной конвекции?

16. Определите понятия «теплоотдача» и «теплопередача». Какие коэффициенты характеризуют эти процессы? Какой из них является составляющим другого?

ОБРАЗЕЦ

оформления титульного листа лабораторной работы по дисциплине «Термодинамика»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

Одесский национальный морской университет

 

Кафедра: Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация"

Лабораторная работа №

"Исследование зависимости........."

 

 

Выполнена студентом   -го курса -ой группы судомеханического факультета Одесского национального морского университета

Ивановым Константином Ивановичем

Работу принял:


 


ЛИТЕРАТУРА

1. Термодинамические процессы и циклы в идеальном газе. Учебное пособие. Вассерман А.А., Слынько А.Г., Одесса, ОНМУ, 2005.– 80с.

2. Термодинамические процессы и циклы в реальном газе. Учебное пособие. Вассерман А.А., Слынько А.Г., Одесса, ОНМУ, 2006.– 101с.

3. Вукалович М.П., Рывкин С.Л., Александров А.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара. – М.: Изд-во стандартов, 1969.–408с..



ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Термодинамические свойства воды и водяного пара в состоянии насыщения (по давлениям) [3]

p, МПа

t,0C

v'

v'' h’

h’’

s’

s’’

м3/кг

кДж/кг

кДж/(кг*К)

0,001 6,982 0,000001

129,208

29,33

2513,8

0,1060 8,9756
0,002 17,511 0,0010012

67,006

73,45

2533,2

0,2606 8,7236
0,004 28,981 0,0010040

34,803

121,41

2554,1

0,4224 8,4747
0,006 36,18 0,0010064

23,742

151,50

2567,1

0,5209 8,3305
0,008 41,53 0,0010084

18,106

173,87

2576,7

0,5926 8,2289
0,01 45,83 0,0010102

14,676

191,84

2584,4

0,6493 8,1505
0,02 60,09 0,0010172

7,6515

251,46

2609,6

0,8321 7,9092
0,04 75,89 0,0010265

3,9949

317,65

2636,8

1,0261 7,6711
0,06 85,95 0,0010333

2,7329

359,93

2653,6

1,1454 7,5332
0,08 93,51 0,0010387

2,0879

391,72

2666,0

1,2330 7,4360
0,1 99,63 0,0010434

1,6946

417,51

2675,7

1,3027 7,3608
0,2 120,23 0,0010608

0,88592

504,7

2706,9

1,5301 7,1286
0,4 143,62 0,0010839

0,46242

604,7

2738,5

1,7764 6,8966
0,6 158,84 0,0011009

0,31556

670,4

2756,4

1,9308 6,7598
0,8 170,42 0,0011150

0,24030

720,9

2768,4

2,0457 6,6618
1,0 179,88 0,0011274

0,19430

762,6

2777,0

2,1382 6,5847
2,0 212,37 0,0011766

0,09953

908,6

2797,4

2,,4468 6,3373
3,0 233,84 0,0012163

0,06662

1008,4

2801,9

2,6455 6,1832
4,0 250,33 0,0012521

0,04974

1087,5

2799,

2,7967 6,0670
5,0 263,92 0,0012858

0,03941

1154,6

2792,8

2,9209 5,9712
6,0 275,56 0,0013187

0,03241

1213,9

2783,3

3,0277 5,8878
8,0 294,98 0,0013843

0,02349

1317,5

2757,5

3,2083 5,7430
10,0 310,96 0,0014526

0,01800

1408,6

2724,4

3,3616 5,6143
12,0 324,64 0,0015267

0,01425










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...