Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение уровня алекситимии.




Под алекситимией понимают сниженную способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимическая личность характеризуется трудностями в определении и описании собственных переживаний, сложностью в различении чувств и телесных переживаний, снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения, большей сфокусированностью на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях Указанные особенности вызывают трудности в осознании эмоций и когнитивной переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс. Клинический опыт подтверждает это предположение. Уровень алекситимии измеряется при помощи специального опросника — Торонтской Алексетимической Шкалы, адаптированной в Институте им. В. М. Бехтерева.

Инструкция испытуемому. Прочтите утверждения опросника и укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте «+» в соответствующей колонке) Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

 

Текст опросника

 

Утверждения Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то, ни другое Скорее согласен Совершенно согласен
  1 2 3 4 5
1. Когда я плачу, всегда знаю, почему                    
2. Мечты — это потеря времени                    
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым                    
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю                    
5. Я часто мечтаю о будущем                    
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие                    
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений                    
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств          
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам          
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам          
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит          
12. Я способен с легкостью описать свои чувства          
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать          
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол          
15. Я часто даю волю воображению          
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим          
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле          
18. Я редко мечтаю          
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так          
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение          
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях          
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям          
23 Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства                    
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему                    
25 Я не знаю, что происходит у меня внутри                    
26 Я часто не знаю, почему я сержусь                    

 

Обработка и интерпретация данных. Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) ответ «совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл, «скорее согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее согласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2,3,4,7,8,10,14,16,17 18,19,20,22,23,25,26,

2) отрицательный код имеют пункты шкалы 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов, 2—4, 3—3, 4—2, 5—1);

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимичности».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше «неалекситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп испытуемых: контрольная группа здоровых людей — 59,3 ± 1,3, группа больных с психосоматическими расстройствами — 72,09 ± 0,82, группа больных неврозами — 70,1 ± 1,3.

 

           Тестовый контроль знаний:

1. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

- конверсионных расстройств

- «органных неврозов»

- психосоматических заболеваний в узком смысле слова

- вегетозов

2. Алекситимией называется:

- неспособность испытывать яркие переживания

-неспособность сопереживать

- неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах

- неспособность даже короткое время быть в одиночестве

- неспособность точно описать свое эмоциональное состояние

3. Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со сто­роны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:

- «кумир семьи»;

- гиперопека;

- гипоопека;

- «ежовые рукавицы»;

- парадоксальная коммуникация

4. Данной категории людей характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц. Эти лица обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны, открыто гнева не выража­ют, при этом у них потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов. Какое заболевание может развиться у данной личности.

- гипертиреоз

- сахарный диабет

- язвенный колит

- гипертоническая болезнь

 

5. В появлении данного заболевания существенное значение имеют истерические личностные черты, повышенная ипохондричность, осознаваемая тревога. Чаще всего в семьях такихбольных родители стремятся кконтролированию и подавлению инициативы своихдетей, запрещению спонтанных эмоциональных проявлений, так как в такой семье считается неприличным проявлять свои истинные чувства.

- гипертоническая болезнь

- бронхиальная астма

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

6. Возникновению данного заболевания способствуют и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гипергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы». Заболевание здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления этого состояния разнообразны — расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения(преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др.

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

- сахарный диабет

- язвенный колит

7. Люди, предрасположенные к возникновению этого вида заболевания, характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени.

- гипертоническая болезнь

- бронхиальная астма

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

8. У данной категории людей желания зависимости очень сильны, однако отвергаются ими, они лишены покоя и ориентированы на успех. Сознательная установка у них такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном - в точности противоположная установка,- чрезмерно сильная потребность в любви, зависимости и помощи. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к данному заболеванию.

 Какое заболевание может развиться у данной категории людей.

- гипертоническая болезнь

- бронхиальная астма

- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

9. Заболеванию часто предшествует сильное переживание, характерна семейная предрасположенность к болезни. Двигательное и внутреннее беспокойство, возбуждение и раздражительность являются следствием повышенной секреции гормо­нов щитовидной железы. В личностном плане у больных наблюдается постоянная активность, готовность перевыполнять свои задания. Они производят впечатление лич­ностной зрелости, но она адекватна не всем ситуациям и лишь с трудом скрывает их страх и слабость. В детстве эти больные испыты­вали сильную привязанность и зависимость от матери, поэтому они не переносят угрозы потери любви. 

- гипертоническая болезнь

- бронхиальная астма

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

 

10. У лиц с этим видом заболевания преобладают компульсивные личностные черты. Эти больные опрятны, любят порядок, пунктуальны, а свой гнев выражают весьма сдержанно. Боль­ные чаще происходят из семей, в которых вообще мало говорят о чувствах. У больных низкая самооценка и они весьма чувствительны к собственным неудачам. Потеря отно­шений с ключевой фигурой бессознательно переживается больными как угроза соб­ственному существованию. Больным явно недостает сознательного переживания агрес­сии и соответствующего поведения.

- язвенный колит

- бронхиальная астма

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

11. В отношении этого заболевания есть данные о том, что его развитию способствуют внутриличностные конфликты, которые компенсаторно удовлетворя­ются актом еды. Здесь проявляется как бы символическая психологическая формула: еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудочной железы. Одновременно, как следствие отождествления пищи с любовью, уничтожается эмоция голода. Состояние голода усилива­ется независимо от принятия пищи. Формируется «голодный» метаболизм, который соот­ветствует метаболизму больного данным заболеванием.

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

- сахарный диабет

- язвенный колит

12. Лица со склонностью к подавлению (репрессии) агрессивных тенденций, способствующей накоплению и хронификации стрессовых воздействий. Такие личности мало адаптированы к стрессовым ситуациям, особенно типа изменений жизненного стереотипа. Какое заболевание может развиться у данной личности.

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

- сахарный диабет

- язвенный колит

13. В симптомах данного заболевания усматривают символическое выражение внутриличностного конфликта между потребностью больного человека в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать». Приступы и ухудшения, развиваются при фрустрации бессознательной потребности в зависимости, а у детей — потребности в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего).

- язвенный колит

- бронхиальная астма

- ишемическая болезнь сердца (ИБС)

- гипертиреоз

14. Нарушение функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых по большей части связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

- невротические расстройства

- стресс

- психоз

- психосоматические расстройства

15. Характеристика личности, при которой снижена способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. _______________

 

16. Для психосоматической семьи является характерными:

- сверхвключенность родителей в жизнь и проблемы ребенка

- открытое выражение несогласия и обсуждение конфликта

- личность отца выступает как доминирующая

- ригидность членов семьи

- сверхчувствительность каждого члена к бедам других членов семьи

17. Соматизированные формы неврозов «неврозы органов», являющиеся неспецифичным следствие телесного (физиологического) сопровождения эмоций и других психических состояний.

- психосоматический синдром

- психосоматозы

- конверсионные симптомы

- психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

18. Символическое выражение невротического (психологического) конфликта, проявляющееся в истерических параличах, психогенной слепоте и глухоте и т.д.

- психосоматический синдром

- психосоматозы

- конверсионные симптомы

- психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

19. В основе этой группы психосоматических расстройств первично лежит телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми патологическими изменениями в органах.

- психосоматический синдром

- психосоматозы

- конверсионные симптомы

- психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

20. Расстройства, обусловленные определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и её переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья.

- психосоматический синдром

- психосоматозы

- конверсионные симптомы

- психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционального реагирования и поведения личности

 

Ответы:

 

№ вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ
1 алекситимия 4 3 7 4 10 4
2 1,4,5 5 2 8 5    
3 1 6 4 9 2    

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...