Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема занятия№9. Психосоматика. Психосоматические расстройства (методика «Торонтская алекситимическая шкала»)
Место проведения:учебная аудитория. Продолжительность:2 часа. Цели занятия:изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.
Студент должен знать: 1. Понятие психосоматики и психосоматических расстройств, их классификацию. 2. Патогенез психосоматозов. 3. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний. 4. Понятие алекситимии и психосоматической семьи. 5. Психосоматический подход в медицине. 6. Психологические аспекты диагностики и принципы терапии психосоматических заболеваний. 7. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).
Студент должен уметь: 1. Дифференцировать соматические заболевания от психосоматических расстройств. 2. Пользоваться методикой «Торонтская алекситимическая шкала».
Темы проектов, рефератов: 1. Психосоматический подход в медицине. 2. Особенности личности и возникновение психосоматических расстройств. 3. Психосоматическая семья. 4. Психосоматические заболевания. Злокачественные новообразования. 5. Психосоматические заболевания. Нарушения дыхательной системы. 6. Психосоматические заболевания. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности. 7. Психосоматические расстройства. Желудочно-кишечные заболевания.
Рекомендуемая литература: Основная литература: 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл. 6. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. 7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. 8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.
Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998. 2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986. 3. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966. 4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
Исходный контроль уровня знаний: 1. Дайте определение понятию эмоции? 2. Назовите 10 фундаментальных эмоций по К. Изарду. 3. Какие основные свойства и функции эмоций вы знаете? 4. Назовите 5 основных групп эмоциональных переживаний. 5. Какие индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств вы знаете? 6. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение психосоматических расстройств? 7. Что такое стресс и в чем его особенности? 8. Какие основные стадии протекания стресса вы знаете? 9. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение психосоматических расстройств?
Основные вопросы темы: Определение и классификация психосоматических расстройств. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний. Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).
Итоговый контроль уровня знаний: 1. Дайте определение психосоматическим расстройствам. 2. Назовите четыре группы расстройств, выделяемые в классической психосоматике. 3. В чём отличие психосоматического расстройства от соматического заболевания? 4. Чем определяется патогенез психосоматических расстройств? 5. Какие теории и модели возникновения психосоматических заболеваний вы знаете? 6. В чем заключается психосоматический подход в медицине и каковы его особенности? 7. Назовите основные варианты развития психосоматических заболеваний. 8. Каковы основные принципы терапии психосоматических расстройств? 9. Данной категории людей характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц. Эти лица обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны, открыто гнева не выражают, при этом у них потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов. Какое заболевание может развиться у данной личности? 10. Возникновению данного заболевания способствуют и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гипергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы». Заболевание здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления этого состояния разнообразны — расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения(преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др. Какое это заболевание? 11. Люди, предрасположенные к возникновению этого вида заболевания, характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени. Какое заболевание имеется ввиду? 12. У данной категории людей желания зависимости очень сильны, однако отвергаются ими, они лишены покоя и ориентированы на успех. Сознательная установка у них такова: я успешен, деятелен, продуктивен и независим. Одновременно в бессознательном - в точности противоположная установка,- чрезмерно сильная потребность в любви, зависимости и помощи. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудочного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к данному заболеванию. Какое заболевание может развиться у данной категории людей? 13. Характеристика личности, при которой снижена способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний называется _______________ . Содержательная часть. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |