Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования внимания




Все методы для изучения объема внимания можно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым.

Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости Чаще всего используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте.

Для изучения избирательности восприятия при внимании чаще всего используется методика немецкого психолога Хуго Мюнстерберга. Это буквенный текст, где нужно как можно быстрее (норматив – две минуты) подчеркнуть скрытые в нем 25 слов. Регистрируются также и ошибки - пропущенные и неправильно выделенные слова.

 

Практическая часть:

Методика избирательности восприятия и внимания Хуго Мюнстерберга.

Цель методики: Определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция: "Среди буквенного теста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова".

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп.

Время работы – 2 минуты.

 

Методика проводится как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

 

Стимульный материал

 

бсолнцевтргщоцэрайонсгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт телевизорболджщзфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплослдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэк ждорлафьвюфбьконкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщглоджин эцрплаваньедтлжэзбьтэрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь ячвтлджэхьгфтасенлабораториягщдщнруцтргщчтлроснованиезхжьб щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

 

Фамилия испытуемого ______________________________________________

 

 

Тестовые задания:

1. Память – это

а) психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

б) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

в) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

г) познавательный психическ5ий процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

2. Психические процессы памяти подразделяются:

а)  забывание

б)  сохранение

в)  импринтинг

г)  воспроизведение

3. Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную – это:

       а) кратковременная память

       б) сенсорная

       в) буферная память

       г) долговременная память

4. Наиболее прочно в памяти сохраняется информация:

       а) осмысленная

       б) вызубренная

       в) малознакомая

       г) неотрефлексированная

5. К свойствам памяти относят:

       а) объем

       б) скорость

       в) устойчивость

          г) точность

6. Память на абстрактный, отвлеченно - символический материал – это:

      а) двигательная память

       б) образная память

       в) символическая память

       г) эмоциональная память

7. К нарушениям памяти относят:

       а) гипермнезию

       б) гипомнезию

       в) гипопрозексию

       г) парамнезию

8. Воспроизведение какого-либо события без его узнавания называется:

       а) парамнезией

       б) гипермнезией

       в) криптомнезией

       г) гипомнезией

9. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира – это:

      а) ощущение

      б) внимание

      в) восприятие

        г) мышление

10. Внимание тесно связанное с волей человека, сознательно поставленной целью – это:

     а) послепоизвольное внимание

     б) произвольное внимание

     в) непроизвольное внимание

     г) моторное внимание

11. К свойствам внимания относятся:

        а) объем внимания

        б) скорость

        в) устойчивость

        г) переключаемость

12. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

          а) новизна

           б) привычность

          в) подвижность

          г) статичность

13. Ночью перед экзаменом студент сидит над скучным учебником. Внимание, которое задействовано при этом, называется:

        а) непроизвольное

          б) произвольное

          в) субпроизвольное

          г) гиперволевое

14. Большинство студентов оглядываются, когда на лекции громко открывается дверь. Внимание, которое задействовано при этом, называется:

          а) непроизвольное

          б) произвольное

          в) устойчивое

          г) статичность

15. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

            а) новизна

            б) привычность

            в) подвижность

            г) статичность

16. Обхем внимания взрослого человека составляет:

         а) 5-7 простых фигур

         б) 6-9 простых фигур

         в) 9-11 простых фигур

         г) 12-13 простых фигур

17. К нарушениям внимания относятся:

          а) гипопрозексия

          б) гиперпрозексия

          в) псевдоамнезия

          г) парапрозексия

 

Ответы:

№ вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ
1 1 8 5 15 3 22 3
2 1,3 9 3 16 2 23 4
3 3 10 2 17 1 24 2
4 2 11 2 18 4 25 2
5 4 12 3 19 4 26 3
6 1 13 4 20 2 27 3
7 1,5 14 2 21 3    

 


Тема занятия №4: Мышление. Воображение. Речь.

Место проведения:учебная аудитория

Продолжительность занятия: 2 часа.

Цель: Изучить процессы мышления, воображения, речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции мышления, воображения и речи. Научить дифференцировать нормальное и патологическое мышление, воображение и речь.

Студент должен знать:

1. Определение понятий «мышление», «воображение» «речь».

2. Виды, формы, методы, операции, индивидуальные особенности мышления.

3. Развитие мышления в онтогенезе. Законы логики и мышления.

4. Нарушения мышления. Патопсихологическую и клиническую классификацию расстройств мышления.

5. Виды воображение. Ятрогении.

6. Патологические формы воображения.

7. Виды и функции речи. Соотношение мышления и речи.

8. Нарушения речи.

Студент должен уметь:

1. Исследовать мышление. Уметь дифференцировать нормальное и патологическое мышление. Диагностировать нарушения мышления и воображения.

2. Исследовать нарушения речи.

3. Провести методику А.Алексеевой, Л.Громовой по определению индивидуальных стилей мышления.

Темы проектов, рефератов.

1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления исследования.

2. Особенности нарушения мышления при поражениях мозга.

3. Роль клинического мышления для специалистов медицинских профессий.

4. Нарушения развития мышления у детей.

5. Влияние общения врача с больным на динамику лечения.

6. Использование особенностей воображения человека в целях психодиагностики.

7. Речь. Виды речи. Нарушение формирования речи.

8. Воображение. Виды воображения. Патологические формы воображения.

9. Ятрогении. 

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕД - пресс, 2001. — 592 с.

4. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

Дополнительная литература:

1. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. Для студентов медицинских вузов – М.: МЕД пресс-информ.2003.

2. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии- Л,1976.

3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/ сост.С.Л. Соловьева. М.: 2006.

4. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии.: в 2т-Т.1-М 1989

5. Немов « Психология»: М 2002.

 

Исходный контроль уровня знаний:

1. Дайте определения мышления, воображения и речи.

2. Какие виды и формы мышления вы знаете?

3. Как мышление связанно с другими психическими процессами?

4. Как влияет мышление на воображение и речь?

5. Как вы думаете, какое влияние оказывают эмоции на мышление?

6. Какие причины могут привести к нарушению процессов мышления, воображения и речи?

7. Какие нарушения функций мышление, воображения и речи вы знаете?

8. Как вы думаете, как влияют недоразвития зрительного, слухового и речевого аппаратов на формирование и развитие мышления, воображения и речи?

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «мышление». Основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение (сличение и различение), абстракция (отвлечение), обобщение, конкретизация, систематизация (классификация).

2. Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактно-логическое (знаково-символьное, словесно-логическое), творческое (креативное) мышление.

3. Основные формы абстрактного мышления: понятие (категория, определение понятия), суждение, умозаключение.

4. Методы мышления: дедукция, индукция и аналогия и соответствующие им умозаключения.

 механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

5. Стратегии мышления: случайный, рациональный и систематический перебор. Этапы подготовки и инкубации в мышлении.

6. Индивидуальные характеристики мышления: широта и глубина, последовательность, гибкость, самостоятельность, критичность мышления.

7. Развитие мышления в онтогенезе, стадии и возрастная периодизация, классификация, работы Ж.Пиаже, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина и др.

8. Методики исследования мышления.

9. Основные законы логики и их роль в изучении феномена мышления у человека в норме, при пограничных состояниях и при патологии.

10. Патология мышления. Клиническая и патопсихологическая классификации расстройств мышления.

11. Воображение, нормальные и патологические формы, роль воображения в развитии психики, активное и пассивное воображение, фантазии, возрастные половые и социальные аспекты.

12. Речь и мышление. Мимика и пантомимика в речи. Устная и письменная речь, этапы развития речи. Патологии речи.

 

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение мышления. Виды мышления и формы мышления?

2. Какими интегральными характеристиками описываются индивидуальные особенности мышления?

3. Почему больным неврозами свойственно мышление, которое обычно обозначают как кататимное?

4. Как в процессе беседы выявить сохранность умственной операции обобщения или абстрагирования у пациента с подозрением на олигофрению?

5. Почему грезы относятся к формам пассивного воображения? Могут ли грезы быть преднамеренно вызваны человеком?

6. В чем отличие продуктивного воображения от воображения репродуктивного? 

7. Что собой представляют ятрогенные заболевания? Как осуществляется профилактика ятрогений?

8. Как используются особенности воображения человека для целей психодиагностики? 

9. Чем психотические фантазмы отличаются от фантазмов непсихотических?

10. Дайте определение речи. Как соотносятся между собой речь и язык?

11. Что собой представляет внутренняя речь? Как она формируется в онтогенезе, какие функции выполняет?

12. В чем заключено различие между экспрессивной и импрессивной речью?

13. Чем отличается калькирующая речь от разговорной жестовой речи глухонемых людей?

14. Исчезновение потребности в общении является главным признаком аутизма. Что такое «аутизм наоборот» и каковые признаки?

15. Какой главный признак отличает афазии от алалии?

16. Что обозначают понятиями левополушарного и правополушарного мышления?

17. В чем заключаются различия между конвергентным и дивергентным мышлением?

18. Как в предметном варианте методики классификации проявляется феномен разноплановости мышления?

19. Какие главные различия существуют между сверхценными и навязчивы­ми идеями ревности, болезни сердца?

20. Каким образом проводится оценка патологичности детской лживости?

21. Какие отдельные феномены детского фантазирования должны настораживать в плане возможности наличия у ребенка психического заболевания?

22. Как называется недостаток произношения буквы «р»? к какой группе расстройств относятся дислалии?

 

Содержательная часть

                                                                   Мышление

Мышление — психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 510.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...