Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов развития личности.




Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.

Основным мотивом, привлекающим внимание к программам пси­хологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как кор­рекция негативных личностных особенностей; модификация стереоти­пов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодо­лению вредных привычек и др.

Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.

К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от­носится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.

Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к со­вершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.

Методы психологического воздействия в области развития, совер­шенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, явля­ется классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентифи­кации, ассоциируемой с Эго-уровнем.

Совершенствование на уровне Эго.Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совер­шенствование будет заключаться в восстановлении точного и, следова­тельно, реального, приемлемого образа себя. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ. Отвергнутые, вытесненные аспекты (то есть пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее принадлежат ему и — например, с помощью механизмов психологической защиты — выходят наружу в виде проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с «тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким образом человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «пер­соной» и «тенью». Личность выходит на уровень «Понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».

Совершенствование на экзистенциальном уровне.Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного орга­низма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совер­шенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект—объект, жизнь—смерть. Большинство методов экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те. в основе которых лежит но этический подход — такие как экзистенциальная психология, гештальттерапия  логотерапия. гуманистическая психология и др.

Совершенствование биосоциального слоя.Этот слой относится к верх­ним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепро­никающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.

При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей— другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.

Совершенствование уровня MIND (существования).Если на уровне трансперсонального слоя еще есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань уходит, то есть остаточные следы двойственности полностью стираются. На этом уровне Свидетель и свидетельствуемое становятся одним и тем же. «...Добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало по­добно созерцаемому, и стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Итак, в первом случае (трансперсональный слой) человек свидетельствует реальность (сушее). во втором (уровень MIND)— он есть реальность (сушее). Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъек­та-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на уровень MIND достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма — таких, как буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, православный исихазм и другие.

 

                                      Критерии психического здоровья.

ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):

• причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

• соответственная возрасту человека зрелость чувств;

• максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;

• критический подход к обстоятельствам жизни;

• способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;

•  адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной
среде);

• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

 


Качества зрелой личности.

Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, со­ставленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.

Зрелая личность:

• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;

• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;

• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не раз­берется в сути дела;

• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;

• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;

• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;

• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);

• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;

• обладает более автономной системой ориентации, имеет собс­твенное мнение;

• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» лю­бую частную культуру;

• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комп­лименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;

• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;

• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, на­пример, с друзьями или близкими людьми;

• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;

• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;

• имеет опыт переживания высших состояний;

• сфокусирована на проблемах вне себя;

• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;

• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;

• обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;

• демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;

• обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;

• креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;

• черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;

• составляет разумный план и старается по порядку его реализо­вать.

Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств спо­собствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...