Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое здоровье детей.




Учитывая, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется, используем понятие «психологического здоровья» для детей. Что же такое норма «пси­хологического здоровья», на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма — это отсутствиепа­тологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличиеопределен­ных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большей части становится избавлениепациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретениячеловеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет. Итак, норма психологического здоровья — это некий идеал,путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориенти­ры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуаций — в зависимости от возраста человека.

Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрос­лых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: фундамент пси­хологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития (Дубровина, 2000). Психологическое здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрос­лого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка — они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Перечислим уровни «психологического здоровья» детей.

1. Креативный уровень.Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоро­вья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).

2. Адаптивный уровень.Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диа­гностических методик проявляют отдельные признаки дезадапта­ции, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей

направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляциистремятся во что бы то ни стало изменить окружа­ющий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соот­ветствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффекти­рованных капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации,напротив, характерно приспособленчество к тре­бованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего вне­шнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют диф­ференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с пси­хологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического ха­рактера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

 

Практическая часть.

Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).

Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.

Среднее время проведения: 15 мин.

Инструкция.Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен нестолько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.

Текст опросника.

1. Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.

2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.

3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.

4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.

5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.

6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.

7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.

8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске
новых путей общения с миром.

9. Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств
состояние.

10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.

11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.

12. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.

13. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений.

14. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.

15. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.

16. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.

17. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.

18. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.

19. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.

20. Вы умеете проигрывать, принимать поражения п разочарования без жалоб и злости.

21. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.

22. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.

23. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.

24. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.

25. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.

26. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.

27. Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.

28. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.

29. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.

30. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.

31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете
стереотипам.

32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.

33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.

34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.

35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.

36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.

37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.

38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.

39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.

40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.

 

Интерпретация:

Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».

• 40-70: начало «зрелости» - впереди трудная, но нужная работа над собой.

• 70-100: умеренная зрелость - есть еще резервы к совершенствованию.

• 100-120: уверенная зрелость - вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.

 




Тестовый контроль знаний.

1. В недрах какой науки зародилась психология:

1) политология

2) биология

3) философия

4) социология

2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм:

1)  Платон

2)  Аристотель

3)  Демокрит

4)  Сократ

3. Исходя из предмета изучения, психология - это наука

1) точная

2) естественная

3) педагогическая

4) медицинская

5) гуманитарная

4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:

1) устойчивые психопатологические состояния

2) психопатологические психические процессы

3) психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования

4) психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы

5)  психические заболевания

5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

1) патопсихологическое исследование

2) клиническое интервьюирование

3) нейропсихологическое исследование

4) тестирование индивидуально-психологических особенностей

5) амитал-кофеиновое растормаживание

6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

1) доброты

2) ответственности

3) самостоятельности

4) нравственности

5) автономности

7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

1. зрелость

2. здравомыслие

3. автономность

4. гибкость самооценки

5. нравственность

8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:

1. физические

2. биологические

3. физиологические

4. астрологические

5. логические

 

9.Холистический подход психологии здоровья опирается:

1. на клиническую картину личности

2. на изучение психики человека

3. на изучение поведенческих процессов

4. на всестороннее гармоничное развитие личности

10.Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

1. духовному потенциалу человека

2. потенциал тела

3. потенциал разума

4.  потенциал чувств

 

Ответы:

 

№ вопр Ответ № вопр Ответ
1 3 6 1
2 2 7 4
3 5 8 5
4 2 9 4
5 5 10 3

Тема занятия №2: Ощущение. Восприятие. Нарушения ощущений и восприятий. Методика: Ведущая сенсорная система человека.

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2 часа

 Цели занятия:

 1. Ознакомить с основными представлениями процессов ощущения и восприятия.

 2.Изучить основные виды и свойства ощущения и восприятия.

 3.Показать различия ощущений и восприятий.

 4.Разобрать клиническую картину ощущений и восприятий.

 

Студент должен знать:

1. Определения ощущения и восприятия.

2. Происхождение ощущений.

3. Виды ощущений и классификацию ощущений.

4. Свойства ощущений

5. Измерение и изменение ощущений.

6. Нарушение ощущений.

7. Отличие восприятие от ощущений.

8. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

9. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

10. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

11. Нарушения восприятия в клинике.

12. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

 

Студент должен уметь:

1. Исследовать нарушения процессов ощущения и восприятия у больных.

2. Определять ведущую сенсорную систему человека с помощью специальных методик.

 

Темы проектов, рефератов:

1. Происхождение ощущений.

2. Виды и классификация ощущений.

3. Свойства ощущений

4. Отличие восприятие от ощущений.

5. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

6. Роль ощущений в жизни человека.

7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).



Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Клиническая психология /Под ред. П.И. Сидорова, А.В. Парнякова.- ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.

2. Клиническая психология/Под ред.Б. Д. Карвасарского. Питер, 2002.

3. Основы психологии. Практикум, Столяренко Л. Д.- Ростов –на-Дону, 2006 г. 

4. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.

Дополнительная литература:

1. Психосоматическая медицина, Ф. Александер. – М., 2000 г.

2. Введение в психологию здоровья, Ананьев В. А.- СПб, 1998 г.

3. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов,

4. Блейхер В.М., Крук И. В., Боков С. Н.- Ростов-на-Дону, 1996 г

5. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А.- М.: Кафедра –М, 1998 г.

6. Введение в медицинскую психологию. Лебединский М. С., Мясищев В. Н.- Л., 1996 г.

7. Основы клинической и консультативной психологии. Тодд Дж., Богард А. К.- СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001 г.

8. Психологическое тестирование. Анастази А. Пер. с анг.- М., 1982 г.

9. Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. Крылов А. А., Маничев С. А.- СПб.: Питер, 2000 г.

10. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.- СПб., 1998 г.

11. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

12. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Что вы понимаете под терминами «ощущение» и «восприятие»?

2. Чем отличается процесс ощущения от процесса восприятия?

3. Как вы считаете, какова роль этих психологических процессов в жизни человека?

4. В следствии каких факторов могут нарушиться эти психические процессы?

 

Основные вопросы темы:

1.Определение ощущения и восприятия.

2.Происхождение ощущений.

3.Виды ощущений и классификацию ощущений.

4.Свойства ощущений

5.Измерение и изменение ощущений.

6.Нарушение ощущений.

7.Отличие восприятие от ощущений.

8.Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

9.Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

10.Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

11.Нарушения восприятия в клинике.

12.Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

 

Итоговый контроль уровня знаний:

1.Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?

2.Перечислите основные характеристики ощущений?

3.Перечислите основные группы расстройств ощущений. Каковы главные механизмы их возникновения?

4.Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?

5.Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?

6.Перечислите основные группы расстройств восприятия. каковы главные механизмы их возникновения?

7.Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?

8.Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?

9.Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?

10.Каким образом исследуется обаятельная, вкусовая и статическая чувствительность у человека?

Ощущения.

      Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.

Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.

Ощущение— это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.

Ощущение — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные — по насыщенности, цветовому тону.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

 

Основные свойства:

1 Модальностьосновная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию — это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой — высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.

Таблица 1. Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)

Модальность Чувствительный орган Качество Рецепторы
Зрение Сетчатка Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет Палочки и колбочки
Слух Улитка Высота, тембр, громкость Волосковые клетки
Равновесие Вестибулярный орган Сила тяжести Вращение Макулярные клетки Вестибулярные клетки
Осязание Кожа Давление Вибрация Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини
Вкус Язык Сладкий и кислый вкус Горький и соленый вкус Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние Обонятельные нервы Цветочный запах Фруктовый запах Мускусный запах Пикантный запах Обонятельные рецепторы

 

2 Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека. Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них — это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...