Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




Работа должна быть выполнена печатным способом (с использованием компьютера и принтера) на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным.

Рекомендуется кегль 14 п., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Размеры верхнего и нижнего полей – не менее 20 мм, левого поля – не менее 30 мм, а правого – не менее 10 мм.

Абзацный отступ равен 1,25 см и устанавливается автоматически.

Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры пишут только со второго листа (в центре нижней части листа без точки). На нем помещается СОДЕРЖАНИЕ, которое включает следующий перечень структурных элементов работы: ВВЕДЕНИЕ, наименования всех разделов (глав) и подразделов (подглав), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (списки источников материала и использованной литературы), а также наименования приложений (при их наличии в работе) с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая композиционная часть работы. ПРИЛОЖЕНИЯ включают в общую нумерацию страниц.

К языку ВКР предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения «я». Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов, если это не определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).

Для научной речи характерны следующие качества:

-объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания;

-логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);

-доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;

-точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов, ясной внутренней семантической связью;

-обобщенность и отвлеченность, которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголами, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм третьего лица глагола, форм несовершенного вида), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, страдательные обороты);

-насыщенность фактической информацией.

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – ВВЕДЕНИЕ.

2.Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.Решение исследовательской задачи, получение ответа – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Способ изложения является способом доказательства. Текст научного произведения создаётся как цепочка действий внутри текста, образующих логический каркас. В научном тексте можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса: определим, обозначим, составим, зададим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д.

Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель:

· фактическую, непосредственно об объекте исследования;

· информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию.

Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста – одно из существенных свойств научного текста. Смысловые повторы не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы – необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы.

Средства организации связного текста:

1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации И, поэтому, отсюда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии.
2. Временная соотнесенность частей информации Вначале, прежде всего, в первую очередь, предварительно, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, затем, впоследствии, в дальнейшем, в заключение, далее, выше, ниже.
3.Сопоставление и противопоставление частей информации Так (же), таким (же) образом, точно так, аналогично; если…то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, но, однако.
4. Дополнение и уточнение данной информации Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, в частности.
5.Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения Например, именно, только, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря.
6.Порядок перечисления Во-первых, во-вторых, затем, далее, наконец
7.Обобщение, вывод, итог Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует
8.Ссылка на предыдущую и последующую информацию Как было сказано, как говорилось, как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому, сообразно этому, соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.

 

Научный стиль, как и официальный, очень последователен в выборе и употреблении слова: он резко сужает состав лексики общего языка, налагает запрет на нелитературную лексику (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), не допускает литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи – по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. – они образуют терминологические системы.

Понятия должны согласовываться друг с другом, вписываться в общую картину, а не быть отдельными разрозненными фактами. Информация должна представлять научное знание.

 

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВКР БАКАЛАВРА

И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ

 

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа начинается с титульного листа, на котором указываются: сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, наименование работы, вид выполненной работы, фамилия, имя, отчество студента, а также должность, ученая степень, фамилия, имя и отчество научного руководителя, город и год выполнения работы (Приложение 1. Оформление титульного листа).

Заголовки таких структурных элементов работы, как СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, названия разделов и подразделов, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Длина строки заголовка не должна превышать 40 символов. Пространные заголовки делают многострочными. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Основная часть работы традиционно делится на главы, а они в свою очередь могут делиться на параграфы. Однако если возникает необходимость дальнейшего дробления параграфов на структурные части (ступенчатое деление параграфов на пункты и подпункты), которые снабжены собственными заголовками, при оформлении работы не употребляют ни слово «Глава», ни слово «Параграф» (или соответственно значок «§»), ни слово «Подпараграф». При необходимости условно именуя в самом тексте выпускной квалификационной работы элементы многочленной рубрикации разделами и подразделами, эти номинации в заголовках не употребляют, заменяя их арабскими цифрами.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пример 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Дальнейшее членение подраздела на части также отражается в его нумерации. –

Пример 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Размещая после каждого раздела выводы, автор может снабдить их соответствующим заголовком (ВЫВОДЫ). В этом случае «ВЫВОДЫ» становятся структурным элементом работы, само это слово помещается и в СОДЕРЖАНИИс указанием соответствующей страницы, но в отличие от разделов и подразделов выводы не нумеруются. Если автор не озаглавливает выводы к разделу, он просто отделяет их от основного текста одним межстрочным интервалом. В этом случае в СОДЕРЖАНИИ слово «ВЫВОДЫ» не пишется.

Следует помнить, что заголовки разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, указанные в СОДЕРЖАНИИ, должны в точности соответствовать заголовкам тех же структурных частей в самом тексте работы.

СОДЕРЖАНИЕ оформляется тогда, когда автор закончил создание выпускной квалификационной работы. При распечатке окончательного варианта работы лист СОДЕРЖАНИЕ печатается в последнюю очередь. Необходимо следить за тем, чтобы номера страниц, на которых начинается каждая структурная часть, были указаны в тексте без искажения.

Разделы и подразделы работы не только нумеруются, они должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание каждой структурной части. Названия подразделов не могут совпадать с названиями разделов, а последние, в свою очередь, не должны повторять названия работы в целом. В противном случае нарушается логика изложения (часть приравнивается к целому).

Заголовки разделов и подразделов следует печатать полужирным шрифтом с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая.

При этом заголовки разделов следует печатать прописными буквами, а заголовки подразделов – начинать с прописной буквы.

Каждый раздел рекомендуется начинать на новом листе. Если текст делится только на разделы, между заголовком раздела и его текстом следует делать три межстрочных интервала. Если имеются и разделы, и подразделы, расстояние между заголовками раздела и подраздела – два межстрочных интервала. Заголовок подраздела отделяется от текста подраздела одним межстрочным интервалом.

По правилам редактирования начало текста, следующего за заголовком подраздела, должно находиться на той же странице, что и заголовок. При этом количество строк текста, размещаемого вслед за заголовком на одной странице, не должно быть менее трех. В противном случае заголовок должен быть перенесен на следующую страницу вместе с текстом. Факультативным структурным элементом ВКР бакалавра является ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложения относятся к числу факультативных структурных элементов работы, однако наличие одного, а иногда и нескольких приложений позволяет автору более полно познакомить читателей с эмпирической базой, развернуто представить классифицированный в различных отношениях материал, сопроводить текст схемами, таблицами, материалами анкетирования, соцопроса, разнообразными фото-, аудио- или видеоматериалами и т.д., повышающими степень наглядности изложения и убеждающими в достоверности выводов исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕпомещается после списка источников материала и использованной в работе научной и справочной литературы.

Если в работу включается несколько приложений, то каждое из них следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Приложения обозначают цифрами. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. (Приложение 2. Образец оформления «СОДЕРЖАНИЯ»).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...