![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Запуск и опробование двигателей
Запуск и останов двигателей разрешается производить командиру экипажа или по его команде бортовому технику, при этом командир экипажа должен находиться на своем рабочем месте. Прогрев и опробование силовой установки разрешается производить только летчику. Перед запуском двигателей вертолета произвести запуск двигателя АИ-9В (АИ-8). Для запуска АИ-9В переключатель ЗАПУСК — ПРОКРУТ — ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК поставить в положение ЗАПУСК и нажать кнопку ЗАПУСК на 2—3 с. Двигатель АИ-9В автоматически выходит на режим холостого хода, при этом загораются лампы-табло ДАВЛ. МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА. Время выхода на режим холостого хода не более 20 с. После выхода двигателя на режим холостого хода проверить параметры его работы и убедиться в том, что температура газов не более 720°С, давление воздуха в магистрали отбора воздуха из АИ-9В находится в соответствии с приведенным на рис. 3 графиком. Запуск двигателя АИ-9В прекратить нажатием на 2—3 о кнопки ВЫКЛЮЧЕНИЕ АИ-9, если: · в течение 9 с после начала запуска нет показания температуры газов; · напряжение в сети запуска падает ниже 18 В; · температура газов за турбиной стремится превысить 880°С; · спустя 30 сек. от начала запуска продолжает гореть сигнальная лампа работы автоматической панели запуска; · замечены какие-либо другие ненормальности в работе двигателя и его систем. Двигатели ТВЗ-117МТ разрешается запускать от двигателя АИ-9В после прогрева последнего не менее 1 мин. В случае, когда имеется перерыв в работе двигателя более пяти суток, при подозрении на неисправность двигателя, после замены масла в масляной системе, после неудавшегося запуска и в других случаях производится холодная прокрутка двигателя. Прокрутка двигателя выполняется при включенных подкачивающих топливных насосах и открытом пожарном кране в следующем порядке.
Перед запуском двигателя командиру экипажа подать команду «От винтов» и поставить переключатель рода работ в положение ЗАПУСК. Получив доклад «Есть от винтов>, нажать пусковую кнопку на 2—3 с и перевести рычаг крана останова запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. В процессе запуска следить за нарастанием оборотов турбокомпрессора, температурой газов перед турбиной (не должна превышать значений, определяемых по приведенному на рис. 4 графику), давлением в гидросистеме, температурой газов двигателя АИ-9В, давлением воздуха в магистрали запуска, устойчивостью работы сигнальных табло ДАВЛ. 2МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА, СТАРТЕР РАБОТАЕТ. Двигатель должен выйти на обороты малого газа за время не более 60 сек. По окончании цикла работы панели должны погаснуть табло АВТОМАТ. ВКЛЮЧЕНА через 30 с, табло СТАРТЕР РАБОТАЕТ — при достижении оборотов турбокомпрессора 60—65%.
- Убедившись в нормальной работе двигателей на режиме малого газа, приступить к их прогреву, во всех случаях время прогрева должно быть не менее 1 мин. На режиме малого газа проверить работу органов управления и гидросистемы. Поочередно отклоняя ручку управления и педали, убедиться в плавности (без рывков и заеданий) отклонения органов управления и изменении давления в основной гидросистеме в пределах от 45±3 до 65+| кгс/см2, по работе сигнальных табло убедиться в правильности выдачи соответствующих сообщений РИ-65. После прогрева двигателей приступить к их опробованию. Установлено три вида опробования двигателей и их систем: · совместное опробование двигателей с выходом на режим, при котором исключается отрыв вертолета; · раздельное опробование двигателей с выходом на взлетный режим, при этом неопробуемый двигатель должен быть выключен; · проверка работы двигателей на висении. Первый вид опробования применяется при проверке работоспособности двигателей и их систем в начале летного дня (ночи). Второй вид опробования производится после замены или регулировки агрегатов силовой установки, несущего или рулевого винта, после выполнения регламентных работ, а также после устранения неисправностей, выявленных в полете. При этом вертолет должен быть загружен до массы не менее 13 500 кг. Третий вид опробования производится в целях проверки совместной работы двигателей перед каждым полетом. При опробовании двигателей с выходом на режим, исключающий отрыв вертолета, необходимо убедиться, что температура масла в двигателях не ниже +30°С, в главном редукторе— не ниже —15°С, проверить исправность контуров СТ. РПР,. работоспособность исполнительного механизма ИМ-ЗАМ, ПЗУ, диапазон перенастройки оборотов несущего винта. Затем перемещением рычага общего шага вверх увеличить мощность двигателей до режима, исключающего отрыв вертолета, убедиться в плавном перемещении рычага общего газа и в исправной работе гидравлической муфты его расстопорения. В процессе опробования двигателей поворотом коррекции газа из левого в крайнее правое положение произвести проверку частичной приемистости двигателей, время которой должно находиться в пределах 3—б с; проверить правильность показаний измерителя режимов ИР-117М. При опробовании двигателей в условиях обледенения после их выхода на малый газ вручную включить противообледенительную систему двигателей. При проверке синхронности работы турбокомпрессоров обоих двигателей и перед полетом независимо от метеоусловий АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. СИСТЕМА должен быть включен. При этом заслонки 1919Т должны находиться в положении ЗАКРЫТО. Для проверки оборудования необходимо ввести правую коррекцию, включить генераторы переменного тока и выпрямительные устройства, отключить наземный источник питания, проверить величину напряжения генераторов (должно быть в пределах 200—205 В), выпрямительных устройств ВУ-6А (27— 29 В) и трансформатора (115 В). Затем включить все пилотажно–навигационное и радиоэлектронное оборудование и проверить его работу. Проверка СПУУ-52 производится следующим образом: на левом щитке электропульта выключатель СПУУ-52 поставить в положение ВКЛ. и убедиться в работоспособности системы СПУУ-52 по погасанию кнопки-табло ОТКЛ. с красным светофильтром на лицевой панели блока БУ-32 и по установке подвижного индекса нулевого индикатора в положение, соответствующее плотности воздуха. Чем меньше значение плотности воздуха, тем левее будет отклоняться стрелка от крайнего правого положения. Автопилот проверяется на работоспособность в режимах «Согласование» и «Управление», а также на включение и отключение его каналов с помощью кнопок. В режиме «Согласование» (кнопки-лампочки на пульте не горят) проверяется работа каналов управления, крена и тангажа. Для проверки канала управления переключатель рода работы на пульте управления курсовой системы ГМК-1А (К.С-ЗГ) устанавливается в положение ГПК, а переключатель задатчика курса переводится в левое положение. Шкала НАПРАВЛЕНИЕ на пульте управления автопилота должна вращаться при этом по ходу часовой стрелки. При переводе переключателя задатчика курса в правое положение шкала НАПРАВЛЕНИЕ должна вращаться против хода часовой стрелки. Каналы крена и тангажа проверяются левым летчиком. При поочередном отклонении ручки управления вертолетом вправо и влево шкала КРЕН на пульте управления автопилота должна соответственно вращаться против хода и по ходу часовой стрелки, а при отклонении ручки управления от себя и на себя шкала ТАНГАЖ должна вращаться соответственно против хода и по ходу часовой стрелки. После проверки автопилота в режиме «Согласование» проверить включение и выключение его с помощью кнопок. В режиме «Управление» автопилот проверяется также по всем каналам раздельно. Для проверки работоспособности канала направления установить педали нейтрально, снять с них ноги и нажать кнопку-лампочку ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ. При этом кнопка-лампочка ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ должна загореться, а стрелка Н на индикаторе ИН-4 занять среднее положение или положение с отклонением от середины не более чем на толщину стрелки. Повернуть на пульте управления шкалу НАПРАВЛЕНИЕ по ходу часовой стрелки на три деления (что соответствует 3°) и убедиться, что стрелка Н на индикаторе отклоняется вправо, при повороте шкалы на 10 делений стрелка индикатора должна отклоняться до упора, кроме того, должна переместиться вперед правая педаль. Затем установить педали нейтрально и проверить, чтобы стрелка Н на индикаторе и шкала НАПРАВЛЕНИЕ на пульте управления возвратились в исходное положение. В такой же последовательности производится проверка канала направления при повороте шкалы НАПРАВЛЕНИЕ против хода часовой стрелки. В этом случае стрелка Н отклоняется влево, а левая педаль — вперед. После этого педали поставить нейтрально, кнопкой ОТКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ отключить канал направления и приступить к проверке каналов крена и тангажа. Включение каналов крена и тангажа производится нажатием кнопки-лампочки ВКЛ. КРЕН — ТАНГАЖ. При этом указанная лампочка должна загореться, а стрелки К и Т на индикаторе ИН-4 должны занять среднее положение. Проверка работоспособности каналов крена и тангажа производится поочередным отклонением ручки управления вертолетом и поворотами шкал КРЕН и ТАНГАЖ. Отклоняя ручку управления вправо и от себя, убедиться, что стрелки К и Т индикатора ИН-4 перемещаются соответственно по ходу часовой стрелки и вниз, а при нажатии кнопки ВЫКЛ. АП на ручке управления возвращаются в исходное положение. После этого кнопкой-лампочкой ВКЛ. КРЕН — ТАНГАЖ каналы включаются вновь и проверяется перемещение стрелок К и Т при отклонении ручки управления влево и на себя. При этом стрелки К и Т должны отклониться соответственно против хода часовой стрелки и вверх, а при нажатии кнопки ВЫКЛ. АП — возвратиться в исходное положение. Дальнейшая проверка производится при включенных каналах (кнопка-лампочка ВКЛ. КРЕН — ТАНГАЖ горит). При повороте шкал КРЕН и ТАНГАЖ по ходу часовой стрелки на три деления стрелки К и Т индикатора ИН-4 должны отклоняться соответственно по ходу часовой стрелки и вниз, а при повороте шкал против хода часовой стрелки — в противоположные стороны. После этого нажатием кнопки ВЫКЛ. АП отключить каналы крена и тангажа, а затем проверить работоспособность канала высоты. Для проверки канала высоты кнопкой ВКЛ. ВЫСОТЫ включить его и нажать переключатель КОНТРОЛЬ вверх. При этом стрелка В индикатора ИН-4 должна переместиться также вверх, а указатель УШВ покажет увеличение общего шага несущего винта; переместить рычаг ШАГ-ГАЗ с нижнего упора на 1° вверх и кратковременно нажать переключатель КОНТРОЛЬ вниз, стрелка В при этом должна переместиться тоже вниз. При проверке автопилота нельзя допускать резких перемещений и органов управления, а их отклонения не должны превышать 50 мм от нейтрального положения, чтобы избежать страгивания с места или возможного опрокидывания вертолета. Окончив проверку автопилота и убедившись, что все системы и оборудование работают нормально, запросить у руководителя полетов разрешение на выруливание. На вертолете Ми-8МТ проверку авиационного оборудования можно выполнять при подключенном аэродромном источнике переменного тока или от преобразователей 115 В (при запущенном АИ-9В). На Ми-8Т проверка всего оборудования производится в процессе прогрева двигателей. РУЛЕНИЕ Техника руления Руление рекомендуется производить по твердой и ровной поверхности грунта при включенных ПЗУ двигателей, не допуская взвешенного состояния вертолета. Перед рулением экипажу убедиться, что показания всех приборов нормальные и на пути руления нет препятствий, рукоятка коррекции газа находится в крайнем правом положении, частота вращения несущего винта составляет 95±2%. Растормозить основные колеса шасси. Увеличением общего шага несущего винта и плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на поступательное движение. Увеличение общего шага несущего винта вызывает увеличение реактивного момента Мр несущего винта и разворот вертолета влево. Это происходит потому, что при нейтральном положении педалей момент, создаваемый тягой рулевого винта, недостаточен для компенсации реактивного момента несущего винта. Поэтому одновременно с увеличением общего шага несущего винта необходимо отклонять вперед правую педаль. При этом установочные углы лопастей рулевого винта увеличиваются, тяга рулевого винта возрастает и момент от нее устраняет разворот вертолета влево. Увеличение тяги рулевого винта Трв повлечет за собой рост опрокидывающего момента Трвh влево. Для получения компенсирующего момента Тzв необходимо ручку управления отклонить вправо. Движение вертолета по земле .происходит под действием силы Р, которая создается вследствие наклона силы тяги несущего винта Т вперед. Плоскость вращения несущего винта при этом наклонена вперед. Сила Р во время руления преодолевает тормозящие силы: вредного сопротивления QBP и трения колес шасси о землю Fтр1 и Fтр2. Схема сил и моментов, действующих на вертолет при рулении, показана на рис. 5. Ответственным моментом руления является страгивание вертолета с места, которое особенно затруднено при стоянке вертолета на вязком грунте или плохо укатанном снеге. Поэтому для страгивания вертолета с места в таких случаях необходимо увеличить мощность двигателей путем увеличения общего шага несущего винта до 1—2°. После страгивания вертолета общий шаг винта уменьшить.
По ровной и твердой поверхности грунта рулить рекомендуется со скоростью не более 15—20 км/ч, в остальных случаях — со скоростью быстро идущего человека. В зависимости от обстановки и состояния грунта скорость руления регулировать отклонением ручки управления, изменением мощности двигателей (не допуская падения частоты вращения несущего пинта ниже 88%) и тормозами колес. Направление при рулении сохранять плавным отклонением педалей. При наличии ныли или снега, поднятых струей воздуха от несущего винта, рулить на малой скорости, периодически останавливая вертолет для просмотра полосы руления. Руление допускается при скорости ветра не более 15 м/с. При скорости ветра 15 м/с (но не более 20 м/с) необходимо производить подлет против ветра или буксировку вертолета. При рулении с боковым ветром за счет парусности фюзеляжа и некоторого завала конуса вращения несущего винта в сторону (куда дует ветер) возникают кренящий и разворачивающий моменты, для уравновешивания которых необходимо ручку управления отклонять в сторону, противоположную направлению ветра, а педалями выдерживать, направление руления. Величина отклонения органов управления зависит от скорости и угла ветра. Следует учитывать также, что при ветре справа опрокидывающий момент, складываясь с моментом от тяги рулевого винта, увеличивается, а при ветре слева уменьшается. Соответственно изменяется и величина отклонения ручки управления в поперечном направлении. Усилия, возникающие на ручке управления, необходимо снять триммерами. Из приведенной на рис. 6 схемы сил, действующих на вертолет при крене на рулении, следует, что условия опрокидывания вертолета при его накренении на рулении определяются уравнением: Из уравнения видно, что увеличение тяги несущего и рулевого винтов и уменьшение массы вертолета приводят к росту опрокидывающего момента.
Рисунок 6. Схема сил, действующих на вертолет при крене на рулении. При появлении у вертолета стремления к опрокидыванию нужно немедленно уменьшить общий шаг несущего винта, отклонив рычаг ШАГ-ГАЗ до упора вниз, и одновременно удерживать вертолет от кренения, отклоняя ручку управления в сторону, противоположную крену. При этом рекомендуется также отклонять вперед левую педаль при левом крене, а правую при правом крене. Быстрое уменьшение кренящего момента Трвh+Tl и действие восстанавливающего момента от массы вертолета Gaa устраняют опасность опрокидывания. Если вертолет не загружен, величина восстанавливающего момента уменьшается. Поэтому руление при скорости бокового ветра больше допустимой опасно. Развороты на рулении следует выполнять плавным отклонением педалей, не допуская разворота с малым радиусом на повышенной скорости. В случае если разность между силами Трв — Тг оказывается больше силы бокового трения колес о поверхность площадки, появится юз. Кроме того, юз возникает при рулении по вязкому грунту и скользкой поверхности. Для прекращения юза необходимо уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения, перевести коррекцию газа в крайнее левое положение, плавно отклонить педаль в сторону юза, выждать, пока вертолет не остановится, затем начать руление и на меньшей скорости произвести разворот. При рулении по пыльному (снежному) грунту, в случае когда исчезает видимость впереди вертолета из-за сильной пыли (снежного вихря), поднимаемой несущим винтом, необходимо остановить вертолет. Дальнейшее руление можно выполнить после того, как видимость восстановится и экипаж убедится, что в направлении руления отсутствуют препятствия. Для остановки вертолета на рулении следует установить ручку управления в положение, близкое к нейтральному, и использовать тормоза. Характерные ошибки 1. Излишнее отклонение ручки управления вперед для страгивания вертолета с вязкого или снежного (неукатанного) грунта. Ошибка приводит к тому, что увеличивается нагрузка на переднюю стойку, колеса которой больше погружаются в грунт, сила трения возрастает и условия страгивания вертолета с места усложняются. При увеличении шага несущего винта дополнительно создаются условия накренения вертолета влево, что может привести к опрокидыванию. Чтобы этого не произошло, ручку управления необходимо отклонять не только вперед, но и вправо. Если при увеличении общего шага несущего винта вертолет с места не страгивается, руление не выполнять, выполнить подлет. 2. Руление с большой скоростью. Чаще всего эта ошибка допускается в ночное время. В результате руления на большой скорости, особенно по неровному грунту, появляются нарастающие колебания вертолета вокруг продольной и поперечной осей, создается предпосылка появления «земного резонанса», опрокидывания вертолета или удара лопастями несущего винта по хвостовой балке. В случае появления на рулении нарастающих колебаний вертолета необходимо уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения, вывести коррекцию влево, уменьшить скорость руления или остановить вертолет. Если колебания не прекращаются, а, наоборот, продолжают нарастать, нужно немедленно выключить двигатели. 3. Появление юза при выполнении разворота. Ошибка возникает при резком или увеличенном отклонении педалей для разворота во время руления на большой скорости, а также при разворотах на вязком или скользком грунте. При разворотах с юзом создается угроза опрокидывания вертолета. При появлении юза необходимо уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения, плавно отклонить педаль в сторону юза и остановить вертолет. В последующем развороты нужно выполнять на меньшей поступательной скорости и педалями действовать более плавно. 4. Резкое торможение с помощью тормозов колес, несущего винта и уменьшения мощности двигателей. Ошибка чаще всего допускается при необходимости быстрой остановки вертолета во время руления с большой скоростью. В этом случае летчик одновременно нажимает на гашетку тормозов, отклоняет на себя за нейтральное положение ручку управления и поворачивает коррекцию газа влево. Нажатие на гашетку тормозов вызывает отклонение носовой части вертолета вниз, а хвостовой балки вверх. В результате этого расстояние между лопастями и хвостовой балкой уменьшается. При взятии ручки управления на себя конус несущего винта отклоняется назад и лопасти его еще больше приближаются к хвостовой балке. Если при этом летчик повернет коррекцию газа влево, то частота вращения несущего винта уменьшится, лопасти под действием собственного веса опустятся и расстояние между ними и хвостовой балкой еще больше сократится. Таким образом, если для прекращения перемещения вертолета летчик одновременно действует тормозами,, ручкой управления и коррекцией газа, несущий винт и хвостовая балка начинают двигаться навстречу друг другу, создавая предпосылку для удара лопастями несущего винта о хвостовую балку. Чтобы этого не произошло, не следует превышать установленную скорость руления, а при пользовании тормозами для прекращения движения одновременно не отклонять ручку управления полностью на себя и не уменьшать частоту вращения несущего винта поворотом коррекции газа влево. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 343. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |