Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение 3. «Новый способ применения предмета»




Ребенок закрывает глаза, а потом по команде ведущего открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 4. «Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Можно попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 5. «Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Можно попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.


Упражнение 6. «Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Назовите ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 7. «Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.






Упражнение 8. «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
1) тигра, который пробирается в джунглях;
2) робота;
3) парящего над скалами орла;
4) королеву Франции;
5) инопланетянина;
6) кипящую кастрюлю;
7) авторучку, в которой кончились чернила;
8) букву А;
9) цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать всем. После показа остальные должны угадать, что показано.











Упражнение 9. «Фантастический рисунок»

Можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

- животное с другой планеты;
- самый необычный домик;
- злой волшебник в детстве;
- грустный компьютер;
- хитрость и т.п.





Режиссер, сказочник, художник...

(Психологическая игра для старшеклассников)

Цели этой игры весьма широки — от прояснения позиций и отношений в группе до развития самосознания и творческих способностей. Ее преимуществом по сравнению со многими психологическими играми является возможность применения в больших по количественному составу группах и относительная автономность: игру «Режиссер, сказочник, художник...» можно провести как отдельную психологическую процедуру со всем отрядом.

Время на проведение игры — два с половиной часа.

Ход игры

Группа разбивается на 4 подгруппы по 5–7 человек Подгруппы образуют стороны квадрата.

Первый этап. Разогрев

Ведущий. Каждый из вас наверняка смотрел много фильмов, читал много книжек, в том числе сказок, видел много замечательных картин. Все мы с детства приобщаемся к самым разным жанрам искусства. И ведь что интересно — в детстве мы все придумываем разные игры, в которых исполняем порой очень необычные роли, рисуем, сочиняем сказочные истории. Но с возрастом мы почему-то отходим от этих увлекательных дел. И лишь немногим удается профессионально связать свою жизнь с искусством и самим стать творцами новых произведений. По-моему, это несправедливо. Поэтому я хочу предложить вам на какое-то время перевоплотиться в настоящих творцов, мастеров, людей искусства, способных к созданию настоящих шедевров. Давайте почувствуем, как это здорово — быть творцом! Ведь это позволяет взглянуть на мир сквозь волшебную призму искусства. Посмотрите внимательно на предметы, которые вас окружают, на людей, которые находятся рядом с вами и в других подгруппах. Постарайтесь увидеть в них что-то необычное, то, что вы раньше не замечали, на что, может быть, не обращали внимания. Подумайте, на кого похож тот или иной человек, какую ассоциацию он у вас вызывает. При этом постарайтесь, чтобы ваши сравнения и ассоциации не были обидными для человека. Проделайте это молча в течение минуты.

Участники группы в течение минуты наблюдают друг за другом, после чего происходит обсуждение тех образов и сравнений, которые появились у них в отношении своих товарищей. Обсуждение должно занять не более семи-восьми минут.

Второй этап. Упражнение «Режиссер»

Ведущий. Пришла пора вам проявить свою способность не только к ассоциациям, но и к настоящему творчеству. Каждая подгруппа станет сейчас одним коллективным творцом. Вы — кинорежиссеры! Вы задумали снять очень интересный фильм. Посмотрите на подгруппу, сидящую справа от вас. Один из участников этой подгруппы станет исполнителем главной роли в вашем фильме. Ваша задача — в течение десяти минут договориться в своей подгруппе о том, кого из ваших партнеров из подгруппы справа вы выберете для съемок в своем фильме и что это будет за фильм. Может быть, это уже известная кинокартина, по которой вы готовы снять ремейк. А может быть, этого фильма еще нет, но у вас есть сценарий или, по крайней мере, общая идея фильма. А может быть, вы хотите экранизировать какое-то литературное произведение? Итак, через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет кратко описать, какой фильм вы собираетесь снимать, имея в виду одного из ваших партнеров в качестве исполнителя главной роли. Три другие команды, выслушав описание фильма, должны угадать, кого именно выбрали режиссеры для съемок. Выкрикивать с места запрещается — я буду реагировать только на поднятую руку. Чья команда быстрее догадается, та и получит призовой балл.

Последовательность предоставления слова «режиссерам» определяется степенью готовности команды либо по какому-то другому критерию. Ведущий четко фиксирует поднятые руки и отмечает полученные баллы. Можно ввести и штрафные очки за неправильную версию.

Третий этап. Упражнение «Сказочник»

Ведущий. Давайте попробуем себя в другом жанре искусства. Представьте себе, что вы писатели. И не просто писатели, а сказочники. Вам нужно написать сказку, в которой в образах каких-то персонажей будут представлены двое ваших партнеров из команды, сидящей слева от вас. Внимательно посмотрите на эту подгруппу, выберите прототипов для будущих героев вашей сказки... Вам дается 15 минут на создание сказки. В ней под масками двух героев будут действовать двое членов нашей группы. Разумеется, в сказке могут быть и, наверное, обязательно будут еще какие-то персонажи, возникающие в силу требований сюжета. Так же как и на предыдущем этапе, выслушав сказку, команды должны угадать, о ком из присутствующих здесь она рассказывает. Приступаем к работе!

При необходимости (и если есть такая возможность) время на написание сказки можно увеличить. После прочтения каждой сказки ведущий должен обязательно уточнить у авторов, кто из персонажей должен рассматриваться как герой, имеющий реальный прототип. Баллы, аналогично предыдущему этапу, присваиваются команде, раньше других угадавшей прототипов.

Четвертый этап. Упражнение «Художник»

Ведущий. Есть еще много разных жанров искусства — скульптура, архитектура, оперное и балетное искусство... Всего не перечислишь, и у каждого жанра есть свои поклонники. Но мало кого оставляет равнодушным творчество художников. Предлагаю вам перевоплотиться в художников хотя бы на некоторое время. У вас на столах имеются листы бумаги, карандаши, краски и кисточки. Ваша задача — в течение получаса создать картину, на которой была бы отражена команда, находящаяся напротив вас. Посмотрите внимательно на своих партнеров. Какие художественные образы рождаются у вас при взгляде на этих людей? Будущая картина может быть любой: батальное полотно или пейзаж, портрет или натюрморт. В конце концов, она может быть написана в духе кубизма, минимализма или представлять собой композицию из цветовых пятен. Это неважно. Важно, чтобы в образах вашей картины нашли отражение какие-то существенные черты всех членов команды, сидящей напротив вас. Возможна ситуация, когда вы вспомните уже написанную кем-то картину. Разумеется, создать ее точную копию за отведенное время вряд ли удастся. Сделайте это хотя бы схематически. Обязательно отметьте на своей картине те образы, которые имеют отношение к вашим живым моделям.

Последнее замечание принципиально: в обилии образов картины нужно вычленить смыслово нагруженные. При соотнесении образов с участниками группы необходимо оценивать количество угаданных каждой командой. Если соревновательный момент не имеет принципиального значения, ведущий может предложить отвечать сначала той команде, чей коллективный портрет представлен на картине. Пусть ребята попробуют узнать себя на картине.

Пятый этап. Подведение итогов

Вообще говоря, игру можно продолжать и далее, вводя новые жанры искусства, однако нужно учитывать утомление, неизбежно возникающее у участников. Кроме того, к пятому этапу уже каждый из членов группы получает свой метафорический портрет, а некоторые — по два и даже по три таких портрета, предложенных разными людьми.

Ведущий. Важно не только то, какая из команд набрала наибольшее количество баллов, но и то, насколько творчески и нестандартно решали возникающие проблемы команды, насколько глубоко и психологически точно нам удалось благодаря волшебной силе искусства понять других людей и метафорически отразить наше понимание в созданных образах.

Происходит обсуждение игры с опорой на следующие вопросы:

Какой из этапов игры оказался для вас самым трудным? Самым легким?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

Что из созданных вами творческих продуктов вам хотелось бы прокомментировать?

Что было неожиданным?

С каким видением себя вы не согласны?

Какой образ, по вашему мнению, наиболее верно отражает вас?

Как проходила работа в командах?

Всегда ли мнение членов команды было единым?

Какие трудности вам пришлось преодолевать в разные моменты игры?

Что нового вы узнали о себе и о других людях в процессе игры?

Ведущий должен позаботиться о том, чтобы значение образов было правильно понято теми, кто в них отражен. В случае резко негативного отношения к предъявленной метафорической обратной связи можно обсудить в группе другие варианты, найти приемлемый для участника образ или помочь участнику осознать причины такого неприятия.

 

Цивилизация

(ситуационно-ролевая игра)

Цель игры: выяснить стратегию поведения каждой группы в конфликтных ситуациях, знакомство с миром профессий

 

Время проведения: 1-1,5 часа

 

Подготовительный этап:

Распределение на команды

Проведение жеребьевки, по результатам которой выясниться какая команда будет представлять какую цивилизацию.

Цивилизации могут быть следующие: учителя, журналисты, охотники, земледельцы, врачи, агрономы, и т.д.

Командам нужно:

q подготовить имидж своей цивилизации (это могут быть какие-то костюмы, особая раскраска, жесты…) и быть в нем всей командой;

q подготовить легенду возникновения цивилизации;

q придумать исторического героя;

q придумать обряды или ритуалы, которыми пользуется цивилизация;

q придумать творческую сценку минут на 5, в которой необходимо отразить результаты предыдущих заданий.

 

Команды на сцене показывают сценку о своей цивилизации.

Цивилизации (возможны другие варианты):

q учителя

q управленцы

q врачи

q журналисты

q охотники

q земледельцы

q портные

q банкиры

Ход игры:

 

Ведущий:

Давным-давно, когда Человечество на Земле только начинало развиваться, появились на нашей планете такие цивилизации, от которых зависело будущее планеты. Каждая из них занималась своим делом, вносила свой положительный вклад в развитие общества и всего живого на земле.

Это умные и образованные учителя,

Стремительные и решительные управленцы,

Заботливые и добрые врачи,

Вездесущие журналисты,

Смелые и ловкие охотники,

Трудолюбивые земледельцы,

Предприимчивые банкиры,

 

 

Эти люди добывали питание, и значит давали возможность жить – охотники. Смелые, отважные, ловкие и изобретательные, наблюдательные и быстрые. Приглашаем на сцену охотников.

(Выступление охотников)

Не меньше делали для человечества земледельцы, выращивая хлеб, фрукты, овощи, делая землю плодородной. Эти люди не боялись труда, они аккуратны, любознательны, любят экспериментировать и выводить новые сорта, борются с сорняками и вредителями. Встречайте, земледельцев.

(Выступление земледельцев)

А как же без банкиров в нашем мире, там где есть, чем и с кем меняться, пока существуют товарно-денежные отношения, финансистам и банкирам – зеленый свет. Они точны и экономны, умны и расчетливы. Встречайте, банкиры!!!!

(Выступление банкиров)

Они несут нам знания, учат нас всему, что нужно знать человеку, чтобы выжить в этом мире. Это удивительная цивилизация, живущая по закону: «Научился сам – научи другого». Чтобы мы делали без них? Откуда бы мы столько знали?

На сцене цивилизация «Учителя»

(Выступление учителей)

Существует цивилизация, для которой информация – превыше всего. Им важно знать – Что? Где? Когда? Произошло, и рассказать об этом людям.

Встречайте цивилизацию «Журналисты»

(Выступление журналистов)

Следующая цивилизация поистине достигла самых высоких вершин в своем развитии. Они боролись за свое существование упорно, долго, и вот … спустя столько времени им подчиняются многие. Они решительны, упорны, целеустремленны. Всегда добиваются того, что задумали. Это цивилизация «Управленцы»

(Выступление управленцев)

Добрый доктор «Айболит», всем поможет, исцелить. Да, чтобы мы делали без наших врачей. Кто бы спасал нас от насморка и гриппа? Самые добрые и отзывчивые – цивилизация «Врачей».

(Выступление врачей)

Все цивилизации рассказали о себе. Вы увидели, что каждая из них важна обществу.

 

Но, внезапно, на планете Земля произошла глобальная катастрофа – всеобщее потепление. Растаяли ледники Арктики и Антарктиды, растаяли ледники в горах, воды рек, морей и океанов вышли из берегов и затопили большую часть суши. Исчезли страны и материки.

 

У всех цивилизаций есть одна лишь возможность выжить – это спастись на космическом корабле, который переместит их на другую планету, где они смогут продолжить свое существование.

 

Но есть одно важное условие – на этом корабле может спастись лишь одна цивилизация – самая нужная по вашему мнению. Какая это будет цивилизация, вы должны будете решить сейчас сами. У вас есть на принятие решения и переговоры 30 минут.

Ровно через полчаса вода затопит последний кусочек земли, и все можете погибнуть. Решайте!!!

 

Через 30 минут.

 

Вариант 1. (Решение не найдено)

Вы не смогли принять решения. Увы, но все цивилизации погибли.

 

Вариант 2. (Выиграла одна цивилизация)

Поздравляю цивилизацию ___________________ со счастливым спасением. Все остальные, увы, погибли. Таким было ваше решение.

 

Вариант 3. (Объединение цивилизаций в одну большую цивилизацию, возможно, с другим названием).

Поздравляю всех! Вы выжили. Объединив усилия, вы стали сильнее, мудрее, способными преодолеть все несчастия, выжить и спасти Человечество от полного вымирания. Всем спасибо за игру!!!

 

МАЛЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

(младший возраст)

 

Циферблат

Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-нибудь рисунок. Например, на часах, которые называются “Командирские” и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Но ведь это несправедливо. Если есть часы для военных, должны быть часы и для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:

- “Водительские”;

- “Милицейские”;

- “Докторские”;

- “Композиторские”;

- “Учительские”.

Праздничная открытка

К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в…

- День сладкоежки;

- День чистюли;

- День хохотушки;

- День модниц;

- День фантазеров и выдумщиков.

Спрятавшиеся слова

Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова ИСТОРИЯ можно сделать слова ТРИ, РОТ, РИС, РОСТ, СИТО и т. д. Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слово:

- МАТЕМАТИКА;

- ЛИТЕРАТУРА;

- ГЕОГРАФИЯ;

- РИТОРИКА;

- АСТРОНОМИЯ.

Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

 

Лесной универмаг

Представьте, что в лесу построили универмаг. И однажды в него пришли 10 лесных жителей: лось, медведь, волк, лиса, кабан, бобр, заяц, белка, рысь, еж. Звери посетили разные отделы универмага и в каждом отделе купили по одному предмету. Причем, названия тех товаров, которые купили звери, ни разу не повторились. Перечислите, что купил каждый обитатель леса в таких отдела универмага:

- головные уборы;

- посуда;

- обувь;

- мебель;

- верхняя одежда.

Запрещающие таблички

Очень часто на улицах городов, а также в разных зданиях можно встретить таблички: "Посторонним вход воспрещен", "По газонам не ходить", "Выгул собак запрещен", "Не сорить!", "Машины не парковать!". Такие таблички называются запрещающими. Представьте, что герои некоторых сказок тоже решили обзавестись запрещавшими табличками. Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бы появиться...

- во дворце Снежной Королевы;

- в Изумрудном Городе;

- в театре Карабаса Барабаса;

- в больнице Айболита;

- в пещере Али-бабы.

Специализированный магазин

Бывают такие магазины, в которых можно купить все, что угодно. Они называются "универмаги” или "супермаркеты". А есть магазины "специализированные". В них продается или какой-то один товар: мебель, обувь, книги; или они рассчитаны на какую-то одну категорию покупателей: охотников, бизнесменов, родителей грудных младенцев. Представьте, что в одном городе открылись сразу несколько новых специализированных магазинов. Придумайте хотя бы 5, видов товаров, которые могли бы в них продаваться, и объясните почему. А магазины называются:

- "Все для двоечников";

- "Все, для прогульщиков";

- "Все для нерях";

- "Все для второгодников";

- "Все для злостных неносильщиков второй обуви.

Утренняя зарядка

Все знают, как полезно по утрам. делать зарядку. Утренняя зарядка бывает простая и "тематическая”. Тематическая зарядка отличается от простой тем, что в ней все упражнения посвящены людям какой-либо профессии (парикмахер) или в упражнениях повторяются движения каких-либо механизмов (подъемный кран). Попробуйте придумать комплекс из десяти упражнений, который назывался бы так:

- "Морская зарядка";

- "Пожарницкая зарядка";

- "Кухонная зарядка";

- "Строительная зарядка";

- "Космическая зарядка".

Цирковые профессии

Цирковая программа обычно состоит из множества самых разных номеров. И после каждого номера на арену, чтобы рассмешить зрителей, выходит клоун. Очень часто клоун в своем выступлении пародирует тех серьезных артистов, которые только что выступали. Покажите, как клоун мог бы спародировать, то есть передразнить...

- канатоходцев;

- жонглеров;

- дрессировщиков;

- фокусников;

- силовых акробатов.

Нарисованная пословица

Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А вы попробуйте нарисовать пословицу. Например, такую:

- на чужой каравай рот не разевай;

- за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь;

- дареному коню в зубы не смотрят;

- одна голова хорошо, а две лучше;

- доброе слово и кошке приятно.

Заклинание

В сказках принято произносить заклинания.. Например, Буратино, когда закапывал монеты, говорил: "Рекс, пекс, фекс". А Старик Хоттабыч, вырывая из бороды волоски, шептал: "Трах-ти-би-дох". Заклинания - это волшебные слова, которые помогают осуществиться желанию, с помощью их можно выполнить любое самое трудное дело. Вот было бы здорово, если бы и в настоящей жизни у людей разных профессий были свои заклинания, которые помогали бы им в их работе. Придумайте, какое заклинание мог бы произнести...

- футболист перед пенальти;

- рыболов перед забрасыванием крючка;

- больной перед кабинетом зубного врача;

- огородник перед посадкой картофеля;

- парашютист перед прыжком.

Цветочные сказки

Во многих сказках описываются волшебные, сказочные города. Они отличаются от настоящих тем, что в них живут не люди, а разные сказочные существа. Представьте город, в котором живут только цветы. У каждого цветка свой характер, свои привычки. Каждый день цветы ходят на работу, в магазины, в кино. Попробуйте придумать сказку про то, как они это делают. Например, если бы сказка называлась "Швейная мастерская в городе цветов", в ней мог бы пойти рассказ о старом мастере Кактусе, который шил военную форму для гвардейцев Гладиолусов, а однажды у него заказала бальный костюм балерина Незабудка и т. д. Пусть новая сказка называется так:

- "Парикмахерская в городе цветов";

- "Больница в городе цветов";

- "Парк аттракционов в городе цветов";

- "Магазин в городе цветов";

- "Салон моды в городе цветов".

Новое расписание

Однажды в одну школу был назначен новый директор. Это был очень необычный человек, и поэтому он решил все в школе переделать и переиначить. И начал он все переделывать с названий школьных уроков - старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании вместо " чтения" появилось "буквосложение", а вместо "рисования" - "краскомазюканье". Помогите веселому директору и придумайте не менее трех новых названий для таких уроков, как...

- математика;

- музыка;

- физкультура;

- труд;

- русский язык.

МАЛЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

(средний возраст)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...