Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнение 1. «Тайна под покрывалом»Стр 1 из 6Следующая ⇒
Ловушки-капканчики (деловая игра для старшего возраста) Цель игры — осознание участниками возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям. Ход игры: Ведущий совместно с участниками выбирает вариант профессиональной карьеры (поступление в то или иное учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на работу, конкретные профессиональные достижения, получение наград, премий и т.п.).
Инструкция Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен придумать некоторые трудности, которые последний должен преодолеть на пути к профессиональным достижениям. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешние (какие-либо обстоятельства, желания других людей и т.п.), так и внутренние, заключенные в самом человеке. Хочу заметить, что именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Ведущий с помощью группы определит (голосованием или еще каким-нибудь способом), чей вариант преодоления данной трудности является наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или тому, кто задает трудность) будет поставлен знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока «плюсов» окажется больше, чем «минусов», значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели. День из жизни профессионала (деловая игра для старшего возраста) Цельигры — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Ход игры Ведущий вместе с участниками определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например, группа решает обсудить профессию «фотомодель». Инструкция Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — фотомодели. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя может быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель. Далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все то, что говорили до них. Если игроков немного (6–8 человек), то можно пройти два круга, тогда каждому придется назвать по два существительных. · Получился целостный рассказ или нет? · Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился сумбурным, то можно попросить кого-нибудь из игроков пересказать его своими словами.
Как вариант этой игры можно провести упражнение на тему «Сон из жизни профессионала». В этом случае участники обычно проявляют немало фантазии и творчества, поскольку речь идет о необычной, почти мистической ситуации, связанной с загадочным миром снов.
Профсоюз (ситуационно-ролевая игра) Инструкция Когда-то давно существовало на земле некое царство.... Я прошу вас представить себя в роли жителей этого царства. (В произвольном порядке раздаются карточки с номерами от одного до пяти, а на одной из карточек написано «царь»). В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь. Посмотрите на свои карточки, кто стал царем? (Царь подходит к ведущему.) Царь был образованный, сам законы сочинял, сам подписывал. Чтил он и трудовой кодекс, самим собою придуманный. А по этому трудовому кодексу полагалось всем жителям царства вступать в профсоюзы. (Остальные участники делятся согласно номерам карточек на 5 групп.) Теперь вы члены профсоюзов: 1. поварского, 2. шутовского, 3. сокольничьего, 4. генеральского, 5. купеческого. I. У членов каждого профсоюза годами формировалось понимание того, каким должен быть самый достойный, самый замечательный, идеальный представитель их профессии. Задание Через 10 минут каждая группа должна представить царю портрет самого достойного профессионала в поварской, шутовской, сокольничьей, генеральской, купеческой областях. Черты лучшего профессионала лучше зафиксировать на бумаге, а начинать рассказ о нем надо словами: «Самый лучший повар (шут и т.д.) должен быть...» Группы поочередно рассказывают о своем идеале, получая от царя обратную связь. Может, по его мнению, чего-то не хватает, он бы добавил одно, убрал другое, а может, ему все нравится... II. Случилось так, что лучшие работники царя — повар, шут, сокольничий, генерал и купец — вышли на пенсию, и царь обратился к своим профсоюзам за помощью. Дал им задание отыскать кандидата, лучшего из лучших, достойного того, чтобы работать у самого царя.
Задание Группы в течение 2 минут выбирают по одному представителю, на их взгляд — самому достойному, соответствующему пожеланиям царя (получается пять представителей)). Эти представители и будут претендентами на замещение вакантных должностей. Затем каждая группа в течение 7 минут готовит своего представителя для визита к царю. Со стороны представителя ожидается маленькая самопрезентация (о себе, о своих умениях, почему профсоюз выбрал именно его). Царь может утвердить претендента на должность или предложить профсоюзам подыскать другую кандидатуру, но при этом правителю следует обязательно объяснить причины своего решения. На самопрезентацию дается не более 3 минут. Обратная связь О впечатлении, чувствах, мыслях (по желанию). Каково быть царем? Что чувствуешь, будучи претендентом? Чем руководствовались в выборе кандидата? Насколько выступление кандидата соответствовало ожиданиям профсоюза? Согласны ли профсоюзы с мнением царя? Снятие ролей. Попробуй себя (Познавательно-развлекательная игра) Форма:Конкурсная программа. Цель: Формирование доброжелательных отношений во временном детском коллективе, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Педагогические возможности: Игра помогает ребятам почувствовать друг друга, сплотиться в группе, думать и действовать коллективно, работать на интересы микрогруппы. Выявляет и развивает артистичность и индивидуальность детей, формирует личную организаторскую позицию. Оборудование: · магнитофон с дисками; · ручки, фломастеры, бумага; · необходимые костюмы и оформление; · призы; Рекомендации организатору:Каждый конкурс ведущий начинает со слов: «Попробуйте себя в ....» Ход дела: 1. Разбивка по микро группам 2. Объяснения правил игры 3. Выполнение заданий Задания: Попробуйте себя в роли скульпторов: Создайте памятник литературному герою и произнесите речь при его открытии..... Þ первому представителю общества Красного креста в Африке - Айболиту Þ первому воздухоплавателю на воздушном шаре – Винни -Пуху Þ первому собирателю утильсырья в России – Плюшкину Þ первому активисту ОСВОДа – Дедушке Мазаю
Попробуйте себя в роли актеров: Инсценируйте ситуацию: Þ контролер в общественном транспорте Þ хирург в операционной Þ композитор сочиняет музыку Þ вор в чужой квартире
Попробуйте себя в роли прокуроров: Придумайте и произнесите обвинительную речь: Þ лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации; Þ почтальону Печкину - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей; Þ Карлсону - за проживание без прописки и без определенных занятий; Þ старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах;
Попробуйте себя в роли рекламных агентов: Создайте и покажите рекламный ролик на: Þ заколки чугунные Þ шнурки быстро растворимые Þ пуговицы трехдырчатые Þ будильник паровой
Попробуйте себя в роли режиссеров: Создайте немой фильм по мотивам басен И.А.Крылова: Þ «Стрекоза и муравей» Þ «Волк и ягненок» Þ «Ворона и лисица» Þ «Квартет»
Попробуйте себя в роли писателей: Сочините рассказ, у которого уже есть первая и последняя строчки. Не удивляйтесь, что между началом и концом, вроде бы, нет связи. Если вы постараетесь она возникнет: Þ Костер давно потух... Балкон выкрасили в зеленый цвет Þ Айсберг возвышался над морем... Мухи попрятались в щели. Þ Дождь смыл все следы... На кровати лежали отбойные молотки. Þ Дятел высунул голову из дупла... Ночь была теплой.
Попробуйте себя в роли танцоров: Станцуйте танец всей группой на тему: Þ футбол Þ аэробика Þ волейбол Þ водное поло
На подготовку заданий группам дается 5 минут. В период подготовки звучит музыка. Итог подводит жюри с последующим награждением.
Сундук свободного времени Цель: осознание детьми ограниченности временного ресурса и необходимости его рационального использования. Организационная структура занятия построена в соответствии с приемом «Чтение с остановками» (технология развития критического мышления). Время проведения занятия: 40–45 минут. Требования к помещению: наличие зоны для групповой работы, доска или флипчарт. Материалы 1. Коробочка с крышкой или небольшой сундучок — 3–4 штуки (по одной на каждую группу). 2. Набор мелких предметов, которые уместятся в коробку или сундучок (магниты, мелки, конфеты, ракушки, шишки, ключи, пакетики чая, ластики). 3. Фрагменты разных вариантов планировщиков дел: • листок с расписанием уроков педагога на неделю; • список дел на день (купить… позвонить… поздравить…); • план дня какой-либо конференции со строго указанными временными отрезками и делами; • небольшой фрагмент из ученического дневника. 4. Стикеры (разноцветные листочки с клейким краем) разных цветов и размеров 3 х 5 см и 5 х 5 см или разноцветные листочки и клей. 5. Плакат № 1 (ватман, см. приложение). 6. Текст притчи (разделенный на части). 7. Плакат № 2 (ватман, см. приложение). 8. Песочные часы на 1, 3, 5 минут. 9. Фломастеры и маркеры. 10. Музыкальный фрагмент «Звуки моря». 11. Магнитофон.
Игровое пространство организовано так, чтобы дети сразу могли сесть в три группы по 5–7 человек и ведущий мог бы свободно подходить к каждой группе. при этом должна быть хорошо видна доска. Плакат с изображением контура сундука прикреплен к доске.
Ведущий. Ребята! Тему нашей встречи мы обсудим с вами позже, пока это тайна для всех нас. А сейчас было бы интересно узнать — сможете ли вы, как Шерлок Холмс, рассказать о человеке, лишь глядя на его вещи? Перед вами небольшие сундучки, в каждом по три предмета. Пожалуйста, возьмите один сундучок для своей группы. Посмотрите, что находится внутри, но не показывайте содержимое другим ребятам. Ваша задача — дать короткую характеристику человеку, чьи вещи находятся в сундучке (время выполнения задания — не более 5 минут).
Примечание для ведущего. В сундучках находится по два одинаковых предмета, например в каждом сундучке лежат мел и конфета. Третий элемент в каждом наборе свой — это один из планировщиков (например, расписание учителя, список бытовых дел на неделю, расписание занятий студента или ученика). Получив задание, дети в группах обсуждают набор предметов и составляют характеристику владельца. Далее они выбирают одного человека, который представит результаты обсуждения в группе. После того как представители от групп выступили, ведущий задает следующий вопрос. Ведущий. Ребята! Мы услышали такие разные характеристики, а знаете ли вы, что два предмета в ваших сундучках были одинаковыми и лишь один предмет отличался? Как вы думаете, чем отличалось содержимое сундучков? (Ответы детей.) Услышав ответы, ведущий делает акцент на том, что много о человеке можно сказать, если знаешь, какими делами или событиями наполнен его день. Ведущий. Я хочу вам прочитать одну историю, в которой речь тоже пойдет о сундучке, вернее о сундуке и его содержимом. Знакомясь с этой притчей, мы будем делать небольшие остановки и размышлять. Сундук Однажды мудрец гулял по берегу моря со своими учениками. И вдруг волна выбросила к их ногам старинный сундук. Ученики ликовали. Сундук был тяжелым, и им так хотелось поскорее посмотреть, что же внутри его. Открыли ученики сундук, а там… пусто. — Ничего нет, — расстроились они. Ведущий. Ребята, а вы бы расстроились, если бы нашли старинный сундук, который оказался бы пустым? Почему? (Блиц-опрос для детей, обобщение ведущего.) Давайте послушаем, что было дальше. — Это хорошо, что сундук пуст, — ответил мудрец. — Пришло время поговорить с вами о том, как сделать пустое — полным. Посмотрите вокруг. Как и чем вы наполнили бы этот сундук? Ведущий. Ребята! Давайте представим себя на берегу моря. Как и чем вы бы наполнили сундук, если бы были рядом с мудрецом и его учениками? Сейчас каждый из вас получит стикер (ведущий раздает стикеры разной величины — маленькие и большие). Напишите свой ответ на этих листочках и приклейте на плакат внутри нашего сундука. Ведущий обращает внимание на плакат, где нарисован контур сундука. Дети пишут ответы на клейких листочках (во время выполнения задания звучит музыкальный фрагмент — звуки моря). По мере выполнения задания дети подходят к плакату и приклеивают свои листочки внутрь сундука. Сундук на плакате имеет такой размер, на котором не могут уместиться все листочки (для 3–5 стикеров не должно хватить места). Ведущий следит за тем, чтобы стикеры не приклеивались друг на друга. Те листочки, которые не уместились внутри сундука, приклеиваются рядом с изображением. После того как все написали и приклеили свои ответы, ведущий сам читает ответы и обобщает то, что получилось. После этого задает ребятам следующий вопрос Ведущий. Ребята! А почему нельзя было приклеить все ваши листочки? (Ответы детей.) Спасибо. Давайте послушаем, что же было дальше. — Я наполнил бы сундук большими камнями, — сказал один. — А я мелкими камешками, их уместится много, но при этом я сберегу свои силы, — предложил другой. Третий считал, что в сундук надо насыпать песка, тогда все пространство без остатка будет заполнено. — Да, — улыбнулся мудрец. — Я видел много разных людей, и каждый из них по-своему наполнял свой сундук, и каждый был уверен, что его сундук полон. Я хочу показать вам, как это делал мой учитель. Мудрец взял сундук и наполнил его большими камнями. — Сундук полон? — спросил он учеников. — Полон, — ответили они. Затем мудрец насыпал в сундук мелких камней. — Сундук полон? — Полон. А потом все оставшееся пространство мудрец засыпал песком. И вновь на вопрос мудреца «Сундук полон?» ученики отвечали: «Полон». — Я благодарен своему учителю, который показал мне этот способ. Ведь сундук так похож на отпущенное нам время. Ведущий. Ребята, ответьте, пожалуйста, почему мудрец сравнил сундук со временем? (Дети отвечают, ведущий записывает их ответы на плакате около сундука. Ведущий благодарит детей за ответы, затем продолжает чтение притчи.) — Как и сундук, время ограничено, и мы заполняем его по-разному. И не всегда у нас есть возможность заполнить его тем, чем мы желаем. Но важно помнить, что крупные камни — это наши большие дела, которые все вокруг видят. Небольшие камни — это время, которое мы посвящаем нашему отдыху, игре, развлечениям. А песок — это мелкие каждодневные дела. Их так много, что не всегда видно другим людям, но они также важны и необходимы для самого человека. После этих слов мудрец закрыл сундук и прикоснулся к нему рукой. Когда он открыл его вновь, то к изумлению учеников сундук оказался наполнен слитками золота, драгоценными камнями и золотым песком.
Ведущий. На этом притча заканчивается, а наш разговор продолжается. Ведущий обращает внимание детей на новый плакат. На этом плакате выделены три колонки. Наверху каждой колонки рисунок: 1) золотые слитки, 2) драгоценные камни, 3) золотой песок. Ведущий. Как вы думаете, ребята, что в вашей жизни школьника можно назвать «золотыми слитками»? Что это за время? Каким важным делам и занятиям оно посвящено? (Дети отвечают, ведущий записывает ответы в колонку.) А что в вашей жизни похоже на драгоценные камни? Помните, мудрец назвал драгоценными камнями время, которое мы посвящаем нашему отдыху, игре, развлечениям (составление списка «драгоценные камни»). А вот «золотым песком» давайте назовем дела и занятия, которые занимают немного времени, не более пяти минут. Эти дела станут для нас предметом для нового детективного расследования, которое мы проведем в следующий раз. А сейчас я запишу в графе «золотой песок» лишь одно: дело № 1 — «Упражнение для глаз». Мы с вами будем выполнять его всего три минуты, но, поверьте, эта «песчинка» поможет вам сохранить ваше зрение и даст возможность вашим глазам отдохнуть. Упражнения для глаз 1. «Часы». Закрыть глаза и представить крупным планом циферблат настенных механических часов без стрелок. Начать водить зрачками по воображаемым диаметрам, соединяющим цифры 12 — 6, 1 — 7, 2 — 8, 3 — 9 и так далее. Пройти два полных круга (1 минута). 2. «Моргалки». Поморгать быстро-быстро в течение 20 секунд. 3. «Рисунок носом». Расслабиться. Закрыть глаза. Представить, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразить, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь нарисовать в воздухе своей ручкой иллюстрацию к этой притче — море, волны, берег, большой сундук, сокровища, камни, слитки, песок, драгоценности, сверкающие на солнце (1 минута). Ведущий. Три минуты прошли. Наше занятие тоже подходит к концу. Ребята! В начале нашего занятия я не назвала тему — как бы вы могли назвать сегодняшнюю встречу? (Ответы детей.) Ведущий делает акцент на тех названиях, в которых дети смогли выделить ключевое понятие — «время». Ведущий. Спасибо за темы. Да, понятие «время» было самым важным в нашем занятии. Наша встреча — лишь начало разговора о времени и его планировании. Ребята, о чем бы вы хотели узнать, что обсудить, о чем поразмышлять? (Ответы детей ведущий записывает на плакат с сундуком). На ряд вопросов мы попробуем найти ответы во время следующих встреч. Ведущий благодарит детей за работу на занятии, подводит общий итог. Популярные ответы детей «Золотые слитки»: уроки в школе, выполнение домашнего задания, занятия в музыкальной школе, занятия в кружке по иностранному языку, факультативы, подготовка и участие в мероприятиях, участие в олимпиадах и конкурсах. «Драгоценные камни»: игры с друзьями, компьютерные игры, праздники, посещение театра, цирка, просмотр кинофильма или мультфильма, прогулка, посещение бассейна и проч.
ПРИЛОЖЕНИЯ Макеты плакатов Плакат №1 Плакат №2 Необычное в обычном (развивающее занятие для младшего возраста)
Цель: тренировка воображения, развитие фантазии, освоение способов конструктивного преобразования действительности.
Упражнение 1. «Тайна под покрывалом» Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.
Упражнение 2. «Кляксы» Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 354. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |